Обобщение педагогического опыта по теме «Проектная деятельность в детском саду»
Документы для скачивания
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение « Яркополенская школа – детский сад» Проект «Маленький предприниматель» Воспитатель: Мирзалиева Э. Б. Образовательная область: социально- нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста. Продолжительность проекта: сентябрь- ноябрь Актуальность темы: Современная жизнь диктует новые требования к содержанию воспитания детей. Таким «новым» направлением является знакомство детей с экономикой, «искусством ведения домашнего хозяйства». Семья – это реальная экономическая среда, в которой живет ребенок. Повседневный труд взрослых, заботы о «хлебе насущном», достаток или, наоборот, бедность( нехватка денег, доходы и расходы) . Дети включены в эти реальные жизненные ситуации постоянно копируют их в своих ролевых играх. Проект «Маленький предприниматель» строится на организации игровых ситуаций, в которых дети познают основные экономические закономерности: все товары и услуги создаются трудом взрослых; деньги получают за работу, а на деньги можно покупать товары, и т. д. В проекте «Маленький предприниматель» объединяются два аспекта – условный( игровой) и реальный, в котором дети вместе со взрослыми получают практически значимый результат( собирают урожай, продают билеты на концерт и потом на эти деньги покупают что- то нужное, и т. д. ) . Проект «Маленький предприниматель» является универсальным, поскольку в нем объединяются практически все виды деятельности. В самом проекте можно выделить тематические подпроекты: • кружок «Наш волшебный огород»( реализация экологического воспитания, проведение экспериментирования, освоение элементарных математических представлений и т. д. ) ; • изготовление поделок и продажа их на аукционе( художественный труд, изобразительная деятельность и др. ) ; • кружок «Ладушки»- подготовка( сценарий концерта, изготовление афиш, продажа билетов) и концерт; Все подпроекты готовятся педагогом, родителями с привлечением детей. Участники проекта: воспитанники подготовительной к школе группы, воспитатели, родители. Возраст дошкольников участников проекта: 5- 7 лет; Цель проекта: • Трудовое и социально- нравственное воспитание детей. • Развитие экономического мышления. • Формирование трудовых и коммуникативных навыков у детей в процессе совместной трудовой деятельности со взрослыми. Содержание работы: 1. Социально- нравственное воспитание( воспитание трудолюбия, уважения к труду, интереса к профессиям и др. ) . 2. Формирование элементарных экономических знаний. 3. Развитие трудовых навыков( труд на огороде) . Этапы проекта: • Организационный • Основной • Итоговый В проекте «Маленький предприниматель» реализуется три группы задач: 1. Общие( стандартные) задачи развития детей. 2. Специальные, характерные для данного вида деятельности. 3. Коррекционные( по отношению к детям с проблемами в развитии) . Задачи проекта: 1. Дать детям элементарные знания об экономике, познакомить с наиболее доступными понятиями: товар, цена, прибыль, собственность, аренда, наличные деньги, аукцион, чек, спрос, предложение. 2. Познакомить детей с профессиями, связанными с экономикой и бизнесом. 3. Привить детям навыки и привычки культурного поведения, воспитать качества хорошего хозяина: бережливость, экономность, аккуратность, организованность и др. 4. Формировать экономическое мышление. 5. Сформировать у детей представления о рыночных отношениях. 6. Научить детей самостоятельно решать познавательные, практические проблемы, используя для этого разнообразные средства. 7. Создать условия для социальной адаптации детей к современным условиям жизни. 8. Формировать навыки общения со сверстниками и взрослыми в различных видах деятельности. 9. Формировать навыки взаимопомощи, сопереживания, определение и развитие индивидуальных особенностей детей. 10. Формировать у детей самооценку и уверенность в своих силах посредством работы в огороде, проведения экскурсий, аукционов. 11. Формировать умения испытывать положительные эмоции от совместной трудовой деятельности. 12. Учить детей находить выход из конфликтных ситуаций с помощью взрослых и самостоятельно. Формы обучения экономическим понятиям 1. Самостоятельные игры детей – дидактические, сюжетно- ролевые. 2. Комплексные тематические занятия. 3. Труд в природе( на огороде, дома, в группе детского сада и т. д. ) . 4. Художественный труд. 5. Развлечения( конкурсы, викторины) . 6. Инсценирование «экономических» ситуаций и сказок. Используемые методы, приемы и средства обучения 1. Чтение художественной литературы( рассказы с экономическим содержанием, народный фольклор, пословицы, поговорки, сказки) . 2. Логические и арифметические задачи- шутки( вызывают напряжение ума и развивают стремление к экономическим знаниям) . 3. Практические методы – например, сбор семян, затем расфасовка и определение стоимости полученного продукта. 4. Беседы с людьми – представителями разных профессий. 5. Экскурсии в магазины – наблюдение за работой продавцов, кассиров, за поведением покупателей. 6. Сюжетно- ролевые игры( в семью, в магазин и др. ) . 7. Дидактические игры Работа с родителями Родители полноправные участники проекта. Они входят в творческую группу, помогают в организации и проведении мероприятий проекта. • Информирование родителей о задачах и содержании экономического воспитания детей в ДОУ и семье; • Участие в работе по экономическому воспитанию детей в ДОУ( ярмарки, праздники, конкурсы) ; • Организация семейных клубов в целях обеспечения сотрудничества детского сада и семьи. • Анкетирование Анкетирование для родителей 1. Обсуждаете ли вы с ребенком бюджет семьи? 2. Рассказываете ли вы ребенку о своей работе? 3. Даете ли вы ребенку «карманные» деньги? 4. Кем по профессии вы видите своего ребенка? 5. В каких формах вы могли бы сотрудничать с детским садом по проекту «Маленький предприниматель». Беседа с детьми 1. Кем бы ты хотел стать, когда вырастешь? 2. Что тебе нравится делать? 3. О чем ты мечтаешь? 4. Если бы у тебя было много денег, что бы ты купил? Предполагаемый результат Воспитанник: • Мотивированность к трудовой деятельности, понимание, что основой благосостояния является труд. • Воспитание трудолюбия, добросовестности, интереса и уважения к труду взрослых. • Знакомство с денежными знаками – российским рублем, американским долларом, международной денежной единицей – евро. • Знакомство с составляющей семейного бюджета: зарплатой, пенсией, стипендией. • Сформированность представлений о разных профессиях, в том числе и о профессиях, связанных с экономикой и бизнесом: продавец, предприниматель, бухгалтер, экономист, кассир и др. • Способность самостоятельно купить продукты в магазине. • Сформированность практических навыков, например; под руководством взрослого продать билеты на концерт, подсчитать выручку и спланировать приобретение других нужных товаров. Педагог: • повышение качества образования на основе совершенствования методов обучения и воспитания; Родитель: • активный и заинтересованный участник педагогического процесса.