Конспект занятия по экологии "Что мы знаем о зиме?" (средняя группа)
Цель: обобщить знания детей о времени года – зима, зимних забавах, зимней одежде. Расширять кругозор детей, формировать целостную картину мира, развивать свободное общение, приобщать к словесному искусству, формировать эмоциональную отзывчивость.
Задачи:
Образовательные:
• Закреплять знания детей о характерных признаках зимы (зимой холодно, идет снег, снег лежит на крышах, дорогах, деревьях.);
• Учить детей замечать красоту зимней природы;
• Формировать понятие о свойстве снега (состоит из снежинок, холодный, пушистый, мягкий);
• Учить устанавливать простейшие причинно – следственные связи (снег тает на теплой руке и в теплой комнате);
• Активизировать словарь детей по теме «Зима», «Одежда»;
• Формировать навыки координации речи с движением.
Развивающие:
• Развитие исследовательского и познавательного интереса к экспериментированию со снегом.
• Развивать умение использовать в беседе накопленные знания.
• Продолжать работу над развитием диалогической формы речи.
• Развивать произвольное внимание, умение действовать по словесной инструкции взрослого.
Воспитательные:
• Воспитывать отзывчивость, доброту, любовь к природе. Воспитание культуры общения в процессе совместной деятельности.
• Воспитание бережного отношения к природе, способности замечать красоту зимней природы.
Материалы и оборудование:
Декорация: «Зимний лес»
Игрушка Мишка, елочки.
Ведро со снегом.
Предметные картинки: репродукция картины И. И. Шишкина «Зима», серия картинок - одежда (шапка, шубка, рукавички, сапожки, туфли). Оборудование для аппликации «Зимнее дерево».
Ход занятия
Вход под музыку «Вальс снежинок». Обратить внимание детей на то, как оформлена группа (в зимнем стиле). Рассмотреть работы выполнены детьми (совместно с родителями) на тему «Зимняя сказка»
Воспитатель загадывает загадку:
Я тепла не потерплю,
Закружу метели.
Все поляны побелю,
Разукрашу ели.
Замету снежком дома,
Потому что я … (зима)
- В гости приходит Мишка, он просит детей рассказать ему о зиме. Ведь он всю зиму спит и не знает, что происходит зимой. Просит отгадать загадки о зиме.
Воспитатель: Какое сейчас время года? Самое красивое время года! Сказочное, волшебное! Только зимой можно увидеть как серебрятся снежинки в воздухе! Как мягким белым одеялом зима покрывает всё вокруг! Какая же зима?
Дети: Холодная, пушистая, колючая, снежная, белая!
Воспитатель: Действительно, зима может быть разной, и поэтому ее так любят взрослые и дети.
Рассмотреть репродукцию картины И. И. Шишкина «Зима»
По жанру эта картина относится к пейзажам, потому что главным действующим лицом картины оказывается природа.
На этой картине художник изобразил зиму, зимнюю природу. Эта картина производит приятное впечатление. Мы словно оказывается в темном и тихом зимнем лесу, где если и слышны какие-то звуки, то только треск разрываемых морозом стволов. Чистота и мороз - вот два ощущения, которые охватывают зрителя этой картины.
Воспитатель читает стихотворение «Зимушка - зима»
Замела метель дороги,
Крыши и дома.
Все покрыла белым снегом,
Зимушка - зима!
Забелела вся округа,
Поле и леса.
До чего же хороша ты,
Зимушка - краса!
Серебрится снег на солнце,
Белы кружева.
Ах, чудесница, какая,
Матушка - зима
Н. Мухина
Воспитатель проводит игру "Хорошо – плохо" - зима. (ТРИЗ)
Беседуем о зиме
- Как вы считаете, зима – это "хорошо" или "плохо"?
Дети рассказывают
Хорошо, потому что:
• Много снега, можно лепить снежную бабу;
• Снег покрывает землю и защищает растения от мороза;
• Деревья имеют возможность отдохнуть;
• Можно кататься на санках, лыжах, коньках;
• Зима дарит нам веселые новогодние праздники;
• Дед Мороз и Снегурочка принесут нам подарки.
Плохо, потому что:
• Снег засыпал всё, поэтому животные и птицы остались без пищи;
• На улице скользко, можно упасть;
• Можно простудиться и заболеть;
• Снег засыпал всё: дворникам много работы;
• Зимой нет зеленой травы и на деревьях нет листочков.
Мишка предлагает поиграть со снежком.
Дети передают снежок из рук в руки, отвечая на вопросы воспитателя:
Снег какой? - Белый, холодный, колючий.
Рассмотреть снег на подносе.
Мороз какой? - Трескучий, сильный, лютый.
Стихотворение о морозе, пословицы
- Береги нос в большой мороз.
- Мороз не велик, а стоять не велит.
Снежинка какая? – Лёгкая, воздушная, красивая, блестящая.
Стихотворение о снежинке.
Воспитатель: Самое сказочное время года.
Стихи о зиме
Пришла зима морозная
С метелями и вьюгами.
Со снежными заносами,
С сугробами округлыми.
Принарядила в шапочки,
Одела шубки белые,
Стоят деревья – барышни
Пригожие, умелые.
Ах - ты, зима – красавица,
Пушистая, нарядная,
Вся кружевная, яркая,
Как будто - бы хрустальная.
И по- душе нам, матушка,
Твои забавы зимние:
С коньками и салазками,
Да озорными играми.
И пусть снежинки – искорки
В морозном вихре кружатся,
Спешим, бежим, с восторгом мы,
В заснеженную улицу.
Автор: Н. Мухина
Давайте полюбуемся зимушкой.
Просмотр видео «Зимняя зарисовка»
Физкультминутка
Воспитатель превращает детей в снежинки и приглашает покружится в снежной карусели (дети имитируют движение снежинок). Звучит музыка «Вальс снежинок»
Мы снежинки, мы снежинки
Мы летаем, как пушинки.
Дует ветер всё сильней,
А снежинкам веселей …
Ветер тише, тише, тише,
А снежинки ниже, ниже.
Полетали. полетали
И на землю все упали.
Воспитатель: О чём мы ещё не рассказали Мишке?
Обращает внимание детей на мнемотаблицу «Зима»
1. Картинка - «Снегопад»
2. Дидактическая игра «Одеваемся на прогулку»
О морозе (выбрать зимнюю одежду). Вспомнить пословицы о морозе, о здоровье, почитать стихотворение о морозе.
3. Картинка «Зимние забавы». Чем дети занимаются зимой?
Рассмотреть серию картинок «Зимние забавы», «Зимние виды спорта»
4. Картинка «Берегите птиц зимой». Какие птицы остаются зимовать? Как мы должны заботится о птицах?
Воспитатель:
А теперь пришло время показать Мишке наш мини - зимний лес, который мы с вам создали в своей группе.
Дети подходят к доске. где находится зимний лес и отмечают, что не все деревья покрыты снегом.
Воспитатель предлагает восполнить этот пробел. После показа воспитателя, дети выполняют аппликацию «Зимнее дерево». Звучит мелодия П, И Чайковского «Январь»
После выполнения работы Мишка любуется зимним пейзажем. Теперь он знает всё о зиме. Какая она чудесная, красивая и интересная! Благодарит детей за рассказ. Прощается с ними, поёт им на прощание песенку и уходит в свой лес. Оставляет им угощение. Дети прощаются с Мишкой и приглашают его еще в гости.
Итог
Воспитатель:
О чём мы сегодня говорили? Кто приходил в гости? С какой целью? Что нового вы узнали сегодня? - Что вам понравилось больше всего?