Конспект занятия по познавательному развитию (ФЭМП) "Путешествие в сказочный лес" (средняя группа)
Программное содержание:
- Продолжать способствовать развитию умения детей сравнивать и соотносить пять предметов по размерам.
- Упражнять в счете предметов в пределах 5.
- Упражнять умение детей выделять сходство геометрической фигуры с заданным предметом.
- Способствовать формированию умения сравнивать предметы по ширине, используя знакомые им способы сравнения; развитию логического мышления.
- Обеспечить закрепление знаний детей о геометрических фигурах.
- Способствовать развитию и активизации речи детей.
- Вызвать у детей желание работать со счетными палочками Кюизенера.
- Способствовать развитию мелкой моторики и интерес к математике.
Материалы и оборудование:
конверт с письмом от белочки,
карточки с заданиями из письма,
геометрические фигуры разной формы,
две дороги (бумажные) одинаковые по длине, но разные по ширине,
картинки с изображением времен года и частей суток,
домики, животные: медведь, волк, лиса, белка, мышь,
цветные счетные палочки Кюизенера,
схема для выкладывания домика из палочек Кюизенера,
корзина с подарками,
магнитофон.
Используемые технологии:
- проблемно-игровая (логико-математическая игра)
- здоровьесберегающая (психогимнастика, пальчиковая гимнастика, физминутка)
- информационно-коммуникативная (воспроизведение аудиозаписи)
Ход занятия:
Сюрпризный момент: Дети стоят около воспитателя.
«Посмотрите, сколько у нас сегодня гостей! Давайте улыбнемся им и поздороваемся!»
Воспитатель: Сегодня к нам в группу пришло письмо. Интересно от кого письмо? Дети: (ответы детей)
Воспитатель: Как это узнать?
Дети: нужно его прочитать.
Воспитатель вскрывает конверт и читает письмо: «Дорогие ребята, срочно спасите от Бабы-Яги, она выгнала из домиков сказочных героев. Помогите, пожалуйста, вернуть домики своим хозяевам! В письме высылаю все задания, которые нужно выполнить. С уважением, белочка».
Воспитатель: Ребята, о чем нас просит белочка?
Дети: Помочь сказочным животным.
Воспитатель: Ну что ж, поможем сказочным животным?
Дети: Да!
Воспитатель: Как же мы окажемся в сказочном лесу? (ответы детей)
А я знаю волшебные слова, которые помогут нам оказаться в волшебном лесу: ножкой топнем, в ладошки хлопнем, вокруг себя повернемся, дружно за руки возьмемся, глаза закроем, скажем: «Ах», и окажемся в гостях.
Хотите вместе со мной их произнести? (Воспитатель вместе с детьми произносит волшебные слова и оказываются в сказочном лесу. Звучит музыка.)
Воспитатель: Ребята, послушайте первое задание: количество сказочных героев вы узнаете, пересчитав те фигуры, которые напоминают крышу дома. (Путем рассуждений дети выбирают треугольники и считают их.)
Сколько всего треугольников? Посчитайте.
Дети: Пять.
Воспитатель: Треугольник какого цвета самый большой?
Ребенок: Синий.
Воспитатель: А как ты думаешь, Алина? (ответ ребенка)
Воспитатель: Какого цвета второй треугольник?
Ребенок: Красный.
Воспитатель: А как ты считаешь, Степа? (ответ ребенка)
Воспитатель: Какой треугольник находится справа от синего треугольника?
Ребенок: Желтый.
Воспитатель: А как ты думаешь, Катя? (ответ ребенка)
Воспитатель: Треугольник какого цвета самый маленький?
Ребенок: Зеленый.
Воспитатель: А Платон как думает? (ответ ребенка)
Воспитатель: И так, если треугольников всего 5, значит, сколько нам нужно будет расселить сказочных героев по домикам?
Дети: пять.
Воспитатель: Теперь я предлагаю вам прослушать второе задание: Сказочных героев вы найдете в сказочном лесу, если пойдете по самой узкой дороге. –Как мы узнаем, какая из этих дорог узкая?
Дети: Нужно сравнить.
Воспитатель: А как можно сравнить дороги?
Ребенок: Можно наложить одну дорогу на другую.
Воспитатель: Молодец, Максим!
Воспитатель: А как ты думаешь, Милана? (ответ ребенка)
Воспитатель: Дети, хотите сравнить дороги? (способом наложения предметов дети выбирают самую широкую дорогу)
Воспитатель: Молодцы, мы с вами отправляемся дальше по узкой дороге.
Воспитатель: А дорога нас утомила совсем, надо и отдохнуть (выполняем движения)
Раз, два – хлопай. Хлопай
Три, четыре – топай, топай.
Раз, два – улыбнись,
Три, четыре – подтянись.
Высоко попрыгали,
Ножками подрыгали.
Крикнули «привет» друг другу
Повернулись по кругу.
Вправо, влево наклонились.
А теперь коленки вместе
Начинаем бег на месте.
Быстро, быстро побежали,
Все закончили, устали.
Воспитатель: Вот мы с вами и отдохнули. Готовы выполнять следующее задание? - найти картинку с изображением времени года и части суток которое у нас за окном.
Воспитатель: Какое сейчас время года?
Дети: Зима. Воспитатель: А как вы догадались, почему так решили?
Воспитатель: Кто из вас хочет найти картинку с этим временем года? (два ребенка)
Воспитатель: А кто подскажет, какая сейчас часть суток?
Дети: Утро. Воспитатель: По каким призракам определили?
Воспитатель: Нам нужно найти еще и картинку. Кто пойдет? (два ребенка)
Воспитатель: Молодцы, справились с заданием. А чтобы узнать каких животных мы будем заселять, надо отгадать загадки:
Зубовато, серовато,
По полю рыщет,
Телят, овец ищет (волк)
Под полом таится,
Кошки боится (мышь)
Длинное хвостище,
Рыжее волосище,
Сама хитрище (лиса)
Кто с высоких темных сосен
В ребятишек шишку бросил,
И в кусты через пенек
Промелькнул, как огонек? (белка)
Хозяин лесной.
Просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой,
Спит в избушке снеговой (медведь)
Воспитатель: Следующее задание - построить домики из цветных палочек по схеме. А прежде чем построить домики я предлагаю потренировать пальчики.
Пальчиковая гимнастика: «Домик»
Воспитатель: Ну вот, мы и потренировались. И теперь мы можем построить домики для наших животных из палочек. (детям предлагается схема по которой они выкладывают домики)
Воспитатель: Молодцы, ребята, и с этим заданием вы справились. Сколько домиков у нас получилось?
Дети: Пять.
Воспитатель: Всем сказочным животным построили домики?
Дети: Да.
Воспитатель: Ну вот со всеми заданиями мы справились. Мы помогли белочке? Дети: Да.
Воспитатель: Как мы помогли белочке? (ответы детей)
Какие еще задания мы выполняли? (ответы детей)
Теперь животные могут вернуться в свои домики. Домики у нас получились крепкие и Баба- Яга им нестрашна. Они вас благодарят и на память дарят сладкий сюрприз.
Ну, а нам пора возвращаться в группу. А помогут нам вернуться волшебные
слова.
Раз, два, три – повернись, и в группу возвратись!
Рефлексия:
Вам понравилось занятие? (ответы детей)
Что вам запомнилось больше всего? (ответы детей)
Какие задания были трудными? (ответы детей)
С какими вы легко справились? (ответы детей)
Что мы сделали, чтобы помочь белочке? (ответы детей)
У вас было желание помогать сказочным героям?
У нас всё получилось?