a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Программа семейного клуба

Автор: Невжинская Наталья Николаевна Опубликовано: 2022-03-25 15:16:09

Документы для скачивания

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида «Семицветик» Утверждена: заведующ им МБДОУ «ДСОВ «Семицветик»_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ А. В. Манаков «_ _ »_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 2018 г. П рограмма семейного клуба «Сказка в жизни ребенка» Разработ чик: Воспитатель Невжинская Наталья Николаевна Андра, 2018 Содержание Пояснительная записка …………………………………………… I. Целевой раздел ……………………………………………… ……. . I. 1. Актуальность ……………………………………………… ……. . I. 2. Цель ………………………………………………………………… I. 3. Задачи ……………………………………………………………… ……. . I I. Содержательный раздел ……………………………………… ……. . II. 1. Направленность ………………………………………………………. II. 2. Новизна ………………………………………………………………… II. 3. Методы …………………………………………………………… ……. . II. 4. Приоритеты ……………………………………………………………… II. 5. Образовательные области ……………………………………… ……. . III. Организационный раздел ………………………………………… ……. . III. 1. Материально- техническое обеспечение ……………………… ……. . III. 2. Ожидаемые результаты ………………………………………………… III. 3. Способы проверки результатов ………………………………………… III. 4. Взаимодействие с родителями ………………………………………… Список литературы …………………………………………………………… Приложение ………………………………………………………………… ……. . Пояснительная записка Программа ориентирует родителей на создание условий для активизации у ребенка эстетических установок как неотъемлемой характеристики его мировосприятия и поведения. Программа соответствует уровню дошкольного образования, направлена на формирования богатой, образной речи, совершенствование коммуникационной сферы ребёнка мотивации, определяющей установку на продолжение образования. Она рассчитана на сотворчество педагогов, родителей и детей, которые не разучились играть и фантазировать. Использование программы позволяет стимулировать способность детей к образному и свободному восприятию окружающего мира( людей, культурных ценностей, природы) , которое, развиваясь параллельно с традиционным рациональным восприятием, расширяет и обогащает его. Ребенок начинает чувствовать, что логика — это не единственный способ познания мира, что прекрасным может быть и то, что не всегда понятно и обычно. Осознав, что не существует истины одной для всех, ребенок учится уважать чужое мнение, быть терпимым к различным точкам зрения, учится преобразовывать мир, фантазию, воображение, общение с окружающими людьми. Огромной любовью пользуется у детей сказка. Она входит в жизнь ребенка с самого раннего детства, и остается в памяти на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с окружающим миром, с миром человеческих взаимоотношений. Поэтому так важно читать детям сказки. Сказка решает вопросы духовно – нравственного воспитания детей. Дети анализируют взаимоотношения между героями, учатся сопереживать герою, отождествляясь с ним, думая, как нужно поступить в трудной ситуации. Это значит, что обогащается внутренний мир, формируется личность ребенка через доброту в сказках. Обсуждая поступки героев, можно способствовать развитию воображения, мышления. Это учит детей рассуждать, осмыслять правила поведения между людьми в обществе. Слушая сказку, обсуждая её, играя в сказку, устраняются проблемы в речи, расширяется словарный запас, совершенствуется лексико– грамматическая структура, связная речь. Изначально сказка была жанром, предназначенным для взрослых людей, она поучала, объясняла, давала ответы на самые сложные вопросы бытия. Каждый открывал в ней тот смысл, который был наиболее созвучен мироощущению, который мог дать ответ на внутренний вопрос. Сказка – это сфера чудес, нежный мир грез и фантазий. Но самое главное в ней не то, что чудеса происходят в самой сказке, а то, что она может творить чудеса с любым, кто с ней соприкоснется, н ужно только внимательно прислушаться к ней. Сказка это не просто развлечение, увлекающее ребенка в волшебную страну грез и фантазий. Развлекающая функция сказки лишь одна из многих. Сказка – это еще и верный друг, и мудрый воспитатель. Сказка воспитывает характер и помогает ребенку разобраться в том, что такое хорошо и что такое плохо. Сказка- зеркало, отражающее реальный мир через призму личного восприятия. И ее возможности безграничны: в сказке случается все, что не может происходить в реальности. И всегда счастливый конец- она оптимистична, добра и надежна! А слушатель всегда сопричастен с событийным рядом и сущностью происходящего. Он может вообразить себя любым из персонажей, он непременно ощущает и проживает сюжет, отзывается на них своей душой, оценивает, сравнивает. . . и обретает возможность понять и принять себя и свое творчество, повысить самооценку и измениться в желаемом направлении. Причем происходит все легко и просто, без видимых усилий, сопротивления ума- играючи! I. Целевой раздел 1. 1. Актуальность Ч ерез восприятие сказок мы воспитываем ребенка, развиваем его внутренний мир, лечим душу, даем знания о законах жизни и способах проявления творческой силы и смекалки, а также помогаем ему лучше узнать и понять самого себя. Чтение художественной литературы поможет более успешно вести обучение детей, сделать это обучение более лёгким и интересным, что необыкновенно актуально для оптимизации образовательного процесса в ДОУ. Система работы, изложенная в данной программе, помогает соединить в себе воспитание ребёнка как личности, формирование интереса к книге и интеллектуальное развитие дошкольников. Программа составлена на основе методики Л. Б. Фесюковой «Воспитание сказкой». Главными теоретическими идеями, положенными в содержание программы, являются взгляды Д. Родари, Л. Б. Фесюковой и авторов технологии ТРИЗ, заключающиеся в том, что к использованию сказочного материала необходимо подходить нетрадиционно. Это значит- научить детей оригинально, непривычно, по своему не только воспринимать содержание, но и творчески преобразовывать ход повествования, придумывать различные концовки, вводить непредвиденные ситуации, смешивать несколько сюжетов в один. Тогда сказка( впрочем, как и любая книга) будет восприниматься ребёнком как источник увлекательных, необычных занятий, новых открытий и знаний. Новизна программы заключается в непрерывном самообразовании посредством работы над проблемой снижения уровня агрессивности у детей дошкольного возраста, снятие психоэмоционального напряжения. В недрение инновационных форм взаимодействия с детьми и семьями воспитанников через применение сказкотерапи и. Основными принципами Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является: содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником( субъектом) образовательных отношений, поддержка инициативы детей в различных видах деятельности; сотрудничество организации с семьей. Поэтому нам необходимо организовывать такие виды мероприятий с родителями, чтобы они были интересны. Мы в нашем детском саду используем нетрадиционные формы работы с родителями. Одна из них создание родительского клуба. Клуб- наиболее подходящая для этого форма работы, позволяющая установить эффективное и целенаправленное взаимодействие детского сада и родителей; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества. Родительский( семейный) клуб — это способ организации работы с родителями, направленный на приобщение семьи к активному участию в учебно- воспитательном процессе и укрепление связи между всеми участниками образовательной деятельности в детском саду. Участие родителей в работе семейного клуба поможет сплотить родительский коллектив и настроить их на дальнейшее сотрудничество, как с педагогами дошкольного учреждения, так и с педагогами школы. Семейные клубы помогают активизировать и транслировать личный опыт каждой семьи, стимулировать детей и их родителей к поиску разнообразной информации. Программа семейного клуба « Сказка в жизни ребёнка » призвана объединить усилия детского сада и семьи в воспитании подрастающего поколения. Общение с детьми и их родителями предполагает модель, направленную на результативное взаимодействие. Планируя ту или иную форму работу, учитываю представления о современных родителях, готовых к обучению, саморазвитию и сотрудничеству. Каждое занятие клуба начинается с постановки проблемы, мы совместно обыгрываем ситуацию и определяем, как решить про блему и что нам для этого нужны. 1. 3. Нормативные документы При разработке программы я руководствовалась следующими нормативными документами: • Федеральный закон от 29. 12. 2012 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; • Концепция развития дополнительного образования от 4 сентября 2014 г. № 1726- р; • Конвенция о правах ребенка, принята и открыта для подписания, ратификации и присоединения резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН № 44/ 25 от 20. 11. 1989, ратифицирована Постановлением Верховного Совета СССР от 13. 06. 1990г. № 1559- 1; • Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам( Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1008 от 29 августа 2013 г. ) ; 1. 4. Цель С оздать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности, обеспечить становление партн ё рских отношений между семь ё й и ДОУ. Создание позитивного настроя и гармонизация межличностных внутрисемейных отношений, в процессе совместной творческой деятельности. 1. 5. З адачи программы: Образовательные: - н аучить ребенка как поддерживать и укреплять позитивные чувства, предупреждать негативные эмоции, стремление ребенка к психологическому здоровью, равновесию, гармонии. - увеличить степень участия родителей в развитии речи, формировании книжной культуры детей. - педагогическое просвещение родителей по развитию речи через театрализованную деятельность; Развивающ ие: – совершенствовать художественно- прикладные и музыкально- театральные способности воспитанников в художественно- продуктивной деятельности и м узыкально- театральном искусстве; - формировать социально- нравственные качества через сказки; - создать условия для развития творческой активности детей и родителей( законных представителей) , участвующих в театрализованной деятельности. Воспитательные: - перевести родителей от наблюдателя за игровыми действиями к прямому включению в процесс театральной деятельности в детском саду, к построению взаимоотношений, основанных на принципах уважения, доверия, открытости, улучшения взаимоотношения между детьми и взрослыми, перейти к систематическому, содержательному, эмоционально наполненному досугу. - Приобщить к общечеловеческим ценностям: добру, красоте, истине, здоровью, счастью как условию духовно – нравственного развития человека. - В ызвать интерес у детей и родителей к театрализованной деятельности; - приобщать родителей к совместной театрализованной деятельности; - вызвать желание родителей участвовать в жизни МБДОУ; II. Содержательный раздел 2. 1. Направленность создание условий для всестороннего развития ребёнка; развитие мотивации родителей и ребенка к познанию и творчеству; обеспечение эмоционального благополучия ребёнка; приобщение детей к общечеловеческим ценностям; укрепление физического и психического здоровья ребёнка; взаимодействие педагога с семьёй в вопросах гармоничного развития ребенка. 2. 2. Новизна Новизна программы семейного клуба « Сказка в жизни ребёнка » состоит в том, что она дополнена новыми формами работы: Семейные посиделки; Круглый стол; Индивидуальные беседы; Праздники, развлечения; Семинар- практикум; Мастер- класс; Творческие к онкурсы; 2. 3. Методы работы Наглядный Практический Словесный Поисковый Практический 2. 4. Приоритеты- опора на возрастные потребности ребенка; - развитие личности в процессе воспитания; - совместная деятельность взрослых и детей в процессе воспитания; - профессионализм кадров, педагогических и управленческих. 2. 5. Интеграция образовательных областей через сказкатерапию: Для воспитателей детского сада сказкатерапия является великолепным средством, помогающим обеспечить интеграцию различных видов деятельности и образовательных областей. Социально- коммуникативное развитие:   для усвоения  детьми представлений об окружающей действительности, системы социальных представлений детей используем сказки социального содержания. Например: в сказке «Как грузовичок друг искал», дети узнают о том,  что нужно находить себе друзей, что одному бывает скучно, что нужно быть вежливы, уметь общаться при помощи не только вербальных, но и невербальных средств общения.   Р азвитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками. Познавательное развитие: с помощью сказочного творчества мы решаем задачи умственного развития детей,  в увлекательной  форме вводим детей в окружающий мир, позволяя им лучше понять и осознать его.  Дети  с помощью познавательных сказок упражняются в решениях целого рода сложных интеллектуальных задач, учатся рассуждать, логически мыслить, обосновывать свои действия. Речевое развитие: Благодаря сказочному творчеству воспитанники научились думать, уважать мнение друзей. Дети свободно вступают в контакт со взрослыми и сверстниками. Р ечь стала образной, выразительной. Дети сочиняют сказки и с удовольствием их разыгрывают. Тем самым, сказка интегрировалась в  речевое развитие  детей. Будем дальше продолжать работу по данной теме, приобщая воспитанников к народным истокам, прививая общечеловеческие ценности, развивая творчество через интеграцию образовательных областей. Художественно- эстетическое развитие: Полученные знания, впечатления о сказке  дети изображают в  изобразительной деятельности, в театрализации, выполняют образные движения, любят песни, в которых изображены знакомые персонажи.  В музыкально – ритмических и танцевальных движениях  становление творческих способностей проходит чрезвычайно плодотворно. Это обусловлено сочетанием в единой деятельности музыки, движения и игры – трех характеристик, каждая из которых способствует развитию у детей творчества и воображения. III. Заключительный раздел 3. 1. Материально- техническое оснащение, оборудование. С целью создания оптимальных условий для формирования интереса у детей к сказке и развития т еатральной д еятельности, актерского мастерства, совместной деятельности родителей и детей была создана предметно- развивающая среда: столы, стулья( по росту и количеству детей) ; демонстрационный материал; книжный уголок; технические средства обучения( ТСО) - компьютер; презентации и учеб ные фильмы( по темам занятий) ; игрушки для обыгрывания; кукольный театр: настольный, теневой, роставые куклы, пальчиковый театр, куклы Би- Ба- Бо, маски героев. картотека игр. 3. 2. Ожидаемые результаты- Активизация родителей в решении воспитательных задач; - Приобщение детей и родителей к театральной культуре- Установление партнёрских отношений между участниками образовательного процесса в ДОУ- Создание и пополнение театрального уголка; - Повышение степени вовлеченности родителей в воспитательно- образовательный процесс детского сада. - Укрепление дружеских и партнерских отношений между детьми и родителями. 3. 3. Способы проверки результатов: Анкетирование родителей по вопросам чтения художественной литературы Мониторинг активности родителей в театральных постановках и организации познавательных и развлекательных мероприятиях. Наполняемость театрального уголка в группе. Рефлексия: Во время проведения презентаций, просмотр работ с обсуждением В конце года выставка творческих работ, спектакли, конкурсы, в которой участвовали дети со своими родителями. При подведении итогов и общего итога могут использоваться следующие формы работы: презентации творческих работ, выставки. 3. 3. Взаимодействие с родителями в процессе организации совместной деятельности выстраивала по нескольким направлениям: Информационное: консультации по вопросам художес твенно- эстетического развития. Папки- передвижки: « Сказка в жизни ребёнка», «Сказка учит жить», «Артисты с грядки », «Играем в кукольный театр». Литературные викторины для детей и родителей по народным сказкам. Оформление фотовыставки с моментами драматизации детей. День открытых дверей с привлечением родителей в театрализованную деятельность. Совместное участие в др аматизациях детей и родителей. Привлечение родителей к изготовлению разных видов теа тров. Обобщающий: проведение тематической недели «В гостях у сказки», показ спектаклей с участием родителей воспитанников, выставки разных видов театра. Через театральную деятельность происходит становление партнёрских отношений между участниками образовательного процесса. Это накопление эмоционально чувственного опыта у детей – длительная работа, которая требует участия родителей. Союз педагогов и родителей способствует развитию детей: интеллектуальному, эмоциональному, эстетическому. II этап основной работа с родителями 1. Исследовательский: анкетирование, диагностика творческих способностей детей, их умений и навыков, обобщение и анализ полученных данных. 2. Организационный: разработка творческой модели взаимодействия педагогов, специалистов МДОУ, родителей и детей; составление перспективного плана театрализованной деятельности с учётом возрастных особенностей детей. 3. Практический: советы родителям по организации театрализованной деятельности дома, консультации для родителей «Поиграйте с ребятами в сказку! », «Чаепитие в сказочном лесу» с участием родителей в качестве театральных героев; Консультации на темы «Театрально- игровая деятельность – один из самых эффективных способов коррекционного воздействия на ребёнка»; «Влияние пальчикового театра на развитие мелкой моторики»; - мастерская по изготовлению театрального реквизита; - участие в совместных выставках поделок по сказкам; - изготовление атрибутов и декораций, изготовление различных видов театра совместно с родителями, проведение театрально- игровой деятельности согласно традициям ДОУ, участие родителей в постановке спектаклей и театрализованных представлениях, викторинах, развлечениях. - оформление папок –передвижек, стенгазет, фотоальбомов. - проведение тематических вечеров; - привлечение родителей к организации и проведению мероприятий; - совместная культурно- досуговая деятельность: участие в подготовке и проведении праздников, исполнение ролей. Список литературы: ПРИМЕРНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой Дунаева Н. О значении художественной литературы в формировании личности ребёнка. / / Дошкольное воспитание – 2007, № 6, с. 35 – 40. Микляева Н. Читаем и обыгрываем сказки/ / Ребёнок в детском саду. – 2011. - № 2, стр. 31- 34. Петрова С. Мастерская добрых сказок/ / Дошкольное воспитание. – 2011. - № 12, стр. 31- 37. Фесюкова Л. Б. Воспитание сказкой. – М. : Просвещение, 1997. – 458с. Татьяна Грабенко" Зачем читать детям сказки? " Светлана Кузнеченкова" Полезные сказки и упражнения для родителей" . Л. А. Литвинцева" Сказка как ср едство воспитания дошкольника" . . Е. К. Прудис" Сказкотерапия в помощь родителям" . Т. А. Шорыгиной, «Сказки земли» Рыжова Н. А. «Не просто сказки» Приложение 1 Учебно- тематический план работы семейного клуба" Сказка в жизни ребёнка" СЕНТЯБРЬ Родительское собрание на тему « Сказка, которая учит жить» Провести анкетирование родителей «Сказка в жизни ребенка». Определить уровень знаний родителей по образовательной области «Чтение художественной литературы». Рекомендации для родителей «Как правильно читать ребенку сказку»( В. В. Алексеенко) ОКТЯБРЬ Консультация « Роль сказки в речевом развитии дошкольников» Рекомендации для родителей «Как правильно самим сочинять сказки»( В. В. Алексеенко) «Сказка нашей семьи» Привлечь и заинтересовать родителей и детей к написанию сказки собственного сочинения. « Занятия по ТРИЗ в детском саду» Светлана Гин. Учим родителей развивать у детей способность обдумывать, осознавать, размышлять. НОЯБРЬ Оформить папку передвижку на тему: «В мире сказок» Обогащать родительский опыт методическими рекомендациями по совместному с детьми чтению художественной литературы Консультация для родителей « Рецепты составления домашней библиотеки" Рекомендации для родителей «Особенности детского восприятия при чтении сказок»( В. В. Алексеенко) ДЕКАБРЬ Рекомендации для родителей «Как рассказать сказку детям»( З. А. Гриценко) Приобщение родителей в оказании помощи в пополнении книжного уголка. Конкурс на лучшую снежную постройку на участке детского сада «Зимняя сказка» Привлечь и заинтересовать. Создать радостную и творческую обстановку. Тренинга для родителей воспитанников по теме «Сказка глазами детей и родителей» ЯНВАРЬ Вечер встреч «Эти старые, добрые сказки » Развлечение показ сказки детьми «Теремок». Привлечь и заинтересовать. Создать радостную и творческую обстановку. Приобщение родителей в оказании помощи в пополнении театрального уголка. ФЕВРАЛЬ Совместное участие родителей и детей в выставке рисунков и поделок « Моя любимая сказка». Продуктивная деятельность детей и родителей «Любимая сказка» дети и взрослые рисуют на одном листе сказочных героев, потом придумывают сказку( И. Ю. Запорожец) Консультация « Воспитание сказкой» Решение сложных проблем ребенка способами и приёмами сказкотерапии. МАРТ Разработка памяток для родителей « Рецепты составления домашней библиотеки», «Как составить рассказ по картинке», «Книга по возрасту» Семинар- практикум для родителей « Сказкатерапия »( Г. А. Широкова) Викторина для родителей «Здравствуй, сказка» АПРЕЛЬ Консультации для родителей «Роль сказки в развитии и воспитании ребенка» Рекомендации для родителей «Игра в продолжение сказки»( В. В. Алексеенко) Проектная деятельность « Лэпбук » любимые сказки. Привлекать к совместной деятельности детей и родителей. МАЙ Оформление родительского уголка «Какие сказки читать детям» Презентация. Подведем итоги нашей работы «Сказка как метод воспитания и развития» Копилка полезных советов и идей для родителей. «Как и какие сказки читать детям» Приложение 1 Проект «Мы любим сказки» Тип проекта: творческий. Вид: групповой. Форма проведения: беседы, дидактические и сюжетные игры, чтение художественной литературы, лепка, рисование, викторина. Продолжительность проекта: краткосрочный. Сроки выполнения проекта: 01. 0 4. 1 9 г. – 01. 0 5. 1 9 г. Возраст детей: 4- 5 лет. Участники проекта: дети, воспитатель, родители. Проблема. Во время прослушивания и обсуждения одной из сказок дети заинтересовались, а кто же придумал такую интересную сказку. В озникла проблемная ситуация: у детей отсутствуют знания о том, что какие- то сказки имеют своего автора, а авторы некоторых сказок неизвестны и такие сказки называются народными, кроме того, существуют русские народные сказки, которые возникли в нашей стране, а некоторые сказки были «придуманы» в других странах. Актуальность. Для чего нужны нам сказки? Что в них ищет человек? Может быть, добро и ласку. Может быть, вчерашний снег. В сказке радость побеждает, Сказка учит нас любить… Как никогда остро стоит проблема формирования у детей интереса к книге. Наличие компьютерных игр, игровых приставок отнимает внимание детей. Поэтому появилась острая необходимость приобщения детей к чтению. Книга совершенствует ум ребёнка, помогает овладеть речью, познать окружающий мир. Огромной любовью пользуется у детей сказка. Она входит в жизнь ребенка с самого раннего детства, и остается в памяти на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с окружающим миром, с миром человеческих взаимоотношений. Поэтому так важно читать детям сказки. Сказка решает вопросы духовно – нравственного воспитания детей. Дети анализируют взаимоотношения между героями, учатся сопереживать герою, отождествляясь с ним, думая, как нужно поступить в трудной ситуации. Это значит, что обогащается внутренний мир, формируется личность ребенка через доброту в сказках. Обсуждая поступки героев, можно способствовать развитию воображения, мышления. Это учит детей рассуждать, осмыслять правила поведения между людьми в обществе. Слушая сказку, обсуждая её, играя в сказку, устраняются проблемы в речи, расширяется словарный запас, совершенствуется лексико– грамматическая структура, связная речь. Цели проекта. Создание условий для духовно- нравственного развития ребенка, путем приобщения детей к художественной литературе, а именно к сказкам. Обобщение знаний детей о прочитанных сказках. Развитие связной последовательной речи детей посредством чтения художественной литературы. Развитие творческих способностей, фантазии детей. Задачи проекта для детей. Формировать у детей интерес к чтению, закрепить и ра сширить знания детей о сказках; учить детей слушать, слышать, рассуждать, развивать умения применять свои знания в беседе, добиваться связных высказываний; активизировать и расширять словарный запас; развивать способности детей отличать хорошее от плохого в сказках и жизни, умение делать правильный выбор; развивать творческие спо собности; воображение, фантазию Продукт проекта: Викторина «В мире сказок» Выставка рисунков Ожидаемый результат: Развитие интереса к чтению, к сказкам, эмоциональной отзывчивости у детей. Развитие последовательности, выразительности и связности речи. Содействие творческому ра звитию детей.

Оставить комментарий:

Предыдущие материалы
Следующие материалы