a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Методические рекомендации для педагогов «Использование мультимедийных презентаций в образовательно-воспитательном процессе в ДОУ»

Автор: Прохорова Ольга Ивановна Опубликовано: 2022-03-25 20:42:00

Документы для скачивания

Методические рекомендации для педагогов « Использование мультимедийных презентаций в образовательно- воспитательно м процесс е в ДОУ» Введение Информационно- коммуникационные технологии активно входят в нашу жизнь и систему образования, в том числе дошкольного. Уже сегодня они используются в работе с детьми и родителями, в методической работе и управлении дошкольным учреждением. Информатизация дошкольного образования — процесс объективный и неизбежный. В детских садах формируется новая образовательная среда, появляются высокотехнологичные информационные средства обучения и развития дошкольников( видеомагнитофоны, телевизоры, видеокамеры, мультимедийные компьютеры, проекторы, экраны, сенсорные интерактивные доски и пр. ) . Расширяется производство развивающих и образовательных мультимедиапродуктов для детей дошкольного возраста( компьютерных игр, электронных энциклопедий, мультфильмов, учебных видеофильмов и программ, сайтов и пр. ) . Предпринимаются попытки научного обоснования возможностей внедрения информационно- коммуникационных технологий на дошкольной ступени образования. Растет интерес педагогов и специалистов дошкольного образования к этим технологиям и возможностям использования в своей профессиональной деятельности. Современный ребёнок с рождения окружён насыщенной медиа – средой. Электронные игрушки, игровые приставки, компьютер занимают всё большее место в досуговой деятельности дошкольников, накладывая определённый отпечаток на формирование их психофизических качеств и развитие личности. Ещё К. Д. Ушинский заметил: «Детская природа требует наглядности». Сейчас это уже не схемы, таблицы и картинки, а более близкая детской природе игра, пусть даже и научно- познавательная. Современные компьютерные технологии предоставляют огромные возможности для развития процесса образования. 1. Мультимедийные презентации в обучении дошкольников Наверное, невозможно себе представить современное развитие общества и производства без информационно – коммуникационных технологий. Бесспорно, что владеть компьютером должен каждый образованный человек. ПК быстро входит в жизнь нашего ребенка. Практически все родители, развивая и обучая малыша, приобретают компьютерные программы. Сначала – это милые «клавиатурные барабанилки » для самых маленьких, которые любят барабанить по клавиатуре, но ещё не умеют пользоваться мышкой, затем – огромное многообразие компьютерных игр. Компьютер – мощное средство обучения и саморазвития малыша! Способность компьютера воспроизводить информацию одновременно в виде текста, графического изображения, звука, речи, видео, запоминать и с огромной скоростью обрабатывать данные позволяет специалистам создавать для детей мультимедийные презентации, электронные детские книги и энциклопедии. Какие же возможности в обучении дошколят таят в себе мультимедийные презентации? В отличие от обычных средств обучения медиатехнологии значительно расширяют возможности родителей в сфере раннего развития, способствуют успешной реализации интеллектуальных и творческих способностей ребенка; позволяют не только насытить его большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и, что очень актуально в раннем детстве – учат самостоятельно приобретать новые знания! «Презентация – это – обучающий мини мультик, это электронная звуковая книжка с красивыми картинками, это отличное пособие для мам рассказать своему ребенку об окружающем мире так, как она сама его видит, не выходя из дома и не летая в дальние страны» По сравнению с традиционными формами обучения дошкольников мультимедийные презентации обладают рядом преимуществ: Презентация несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам; формирует у малышей систему мыслеобразов. Маленького почемучку интересует масса вещей: с утра до вечера вопросы словно сыплются из него. Как объяснить, понятно рассказать и не оттолкнуть, не погасить детскую любознательность и пытливость ума? Взрослый человек принципиально отличается от малыша: чтобы что – то понять, ему достаточно прослушать устное объяснение, и развитое словесно – логическое мышление сделает свое дело. Поговорка «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», прежде всего, о маленьком ребенке. Именно ему, с его наглядно – образным мышлением понятно лишь то, что можно одновременно рассмотреть, услышать, подействовать или оценить действие объекта. Потому – то так важно при обучении дошкольника обращаться к тем каналам получения информации, которые открыты. Мультимедийные презентации позволяют представить обучающий и развивающий материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в память детей. Компьютер позволяет моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя или сложно увидеть в повседневной жизни. Например, как показать ребенку процесс запуска ракеты или технологию производства бумаги? Возможности компьютера позволяют увеличить объём предлагаемого для ознакомления материала. Многие мамы отмечают, что при этом значительно возрастает интерес детей к знаниям, повышается уровень познавательных возможностей. Все родители замечают, как нравится детям многократно спрашивать об одном и том же, читать «по сто раз» одну и ту же сказку. Но не надо раздражаться: у дошкольников один и тот же программный материал должен повторяться многократно! Любимую презентацию ребенок может запускать сам, столько раз, сколько ему захочется, может повторять вслед за автором слова, выучивая их наизусть; удивлять взрослых объемом знаний, полученных самостоятельно. Использование новых непривычных приёмов объяснения и закрепления, тем более в игровой форме, повышает непроизвольное внимание детей, помогает развить произвольное. Осваивая детские электронные энциклопедии, дошколята активны. За счёт высокой динамики эффективно проходит усвоение материала, тренируется память, активно пополняется словарный запас, развивается воображение и творческие способности. 2. Медиакомпетентность педагога, как фактор формирования Медиакультуры дошкольников Современные дети более свободно, нежели их педагоги и родители ориентируются в информационном пространстве – от электронных энциклопедий до сети Интернет. Это рассматривается педагогами как верная тенденция в развитии информационного общества. Задача педагога информационной эпохи – развивать критическое мышление ребенка, умение анализировать и отбирать личностно значимую информацию, структурировать, обобщать, использовать и осмысленно создавать для информационной среды собственные медиатексты, формируя при этом медиакультуру ребенка. Медиакультура, с одной стороны, в социальном плане – это часть общей культуры, связанная со средствами массовой коммуникации, а с другой, в личностном, является частью общей культуры человека, по мнению А. В. Шарикова. Деятельность каждого педагога, направленная на формирование медиакультуры современного ребенка, должна начинаться с формирования его собственной медиакомпетентности. Медиа: спутниковое и цифровое Т V, видео, кино, компьютерная и сотовая связь, Интернет, графика, музыка, радио и др. , трансформируют медиасреду, оказывают существенное влияние на традиционные виды культуры, на функционирование библиотек, киностудий, музеев, театров. Медиакультура, являясь феноменом эпохи глобализации, воздействует на ценности общества, на мировоззрение разных социокультурных групп, в особенности подростков. Процесс формирования медиакультуры детей складывается из многих составляющих: изучения информационных технологий и знакомства с шедеврами мировой культуры, изучения цветовой и звуковой гармонии, законов зрительного восприятия, технологии создания «экранного образа» и других. «Образование через всю жизнь» – один из основных принципов, без которого современный педагог не может следовать в ногу с развитием мирового информационного сообщества. Развитие медиакомпетентности педагога, формирование его медиакультуры – неотъемлемый фактор, оказывающий влияние на формирование медиакультуры учащегося. Развитие медиакомпетентности основано на ряде компонентов. Первый – опыт использования медиаматериалов. Второй – активное приложение умений в сфере медиа. Третий –- готовность к самообразованию. Известный американский медиапедагогог С. Дж. Б эрэн приводит следующую классификацию умений, необходимых для медиакомпетентности личности: «способность и готовность сделать усилие, чтобы воспринимать, понять содержание медиатекста и отфильтровывать «шум»; Понимание и уважение силы влияния медиатекстов; Способность различать эмоциональную и аргументированную реакцию при восприятии, чтобы действовать соответственно; Развитие компетентного предположения о содержании медиатекста; Знание условностей жанров и способность определять их синтез; Способность размышлять о медиатекстах критически, независимо от того, насколько влиятельны их источники; Знание специфики языка различных медиа и способность понимать их воздействия, независимо от сложности медиатекстов ». Структуру медиакомпетентности, состоящую из пяти блоков обязательных умений, разработал немецкий педагог В. Вебер: «Во- первых, это обе формы деятельностно ориентированного анализа медиа: Отбор и использование того, что могут предложить медиа; Разработка своего собственного медиапродукта. Во- вторых, в терминах содержания, обе формы включают знания и аналитические способности, связанные с: Креативными возможностями, на которых основаны различные виды медиа; Предусловиями для эффективного использования медиа; Экономическими, социальными, техническими, политическими условиями, которые связаны с производством и распространением медиапродуктов ». Им составлена классификация показателей медиакомпетентности личности( медиаграмотности личности, развития личности в области медиакультуры) с учетом подходов Р. Кьюби, Дж. П оттера и В. Вебера а также с опорой на шесть основных понятий медиаобразования, выделенных в качестве базовых ведущими британскими медиапедагогами: «агентства медиа»( изучение работы, функций и целей создателей медиатекстов) , «категории медиа»( изучение типологии – видов и жанров медиа/ медиатекстов) , «технологии медиа»( изучение способов/ технологий создания медиатекстов) , «языки медиа»( изучение медийных языков, то есть вербального, аудиовизуального, монтажного ряда медиатекстов) , «репрезентации медиа»( изучение способов представления, переосмысления действительности в медиатекстах, авторских концепций и т. д. ) , «аудитории медиа»( изучение типолог ии ау дитории, типологии медиавосприятия) . Медиакомпетентность педагога многомерна и требует широкой перспективы, основанной на развитой структуре знания. Это не застывшая категория, теоретически увеличивать степень медиакомпетентности можно в течение всей человеческой жизни, воспринимая, интерпретируя и анализируя познавательную, эмоциональную, эстетическую и этическую медиаинформацию. «Аудитория, находящаяся на более высоком уровне медиаграмотности обладает более высоким уровнем понимания, управления, и оценки медийного мира». Медиакомпетентность дает педагогам понимание того, как медиатексты, которые являются частью каждодневной жизни, помогают познанию окружающего мира, информационно насыщенной окружающей среды, в различных социальных вариациях, экономической и политической позиции, как они могут воздействовать на уровень медиакультуры детей. Педагог, погруженный в среду, повышающую его уровень медиакомпетентности, изучает, анализирует, творит самостоятельно медиатексты. Только таким образом, приобщившись к миру медиа, он может способствовать формированию медиакультуры своего воспитанника. 3. О чем же должен знать современный дошкольник? Дошкольный образовательный стандарт – это требование времени. Важно, чтобы каждый ребенок с поступлением в школу имел равные стартовые возможности. Вот, что должен знать ребенок в отдельных образовательных областях на всех ступеньках дошкольного детства. Это так называемый минимум. Электронные книги и энциклопедии позволяют решать поставленные программой задачи, а значит, систематически и целенаправленно готовить ребенка к школе. Обучающие игры – презентации Отдельно хотелось бы рассказать о компьютерных обучающих играх, которые выполнены в виде презентаций в программе Microsoft PowerPoint. Предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес; движения, звук, анимация надолго привлекает внимание ребенка; Проблемные задачи, поощрение ребенка при их правильном решении самим компьютером являются стимулом познавательной активности детей; Ребенок сам регулирует темп и количество решаемых игровых обучающих задач; В процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе, в том, что он многое может; Компьютер очень «терпелив», никогда не ругает ребенка за ошибки, а ждет, пока он сам исправит их. Игровые обучающие программы приучают дошкольника к самостоятельности, развивают навык самоконтроля. Маленькие дети требуют большой помощи родителей при выполнении заданий и пошагового подтверждения своих действий, а автоматизированный контроль берет эту функцию на себя, освобождает маму. Говоря об использовании компьютера детьми дошкольного возраста, встает вопрос о сохранении здоровья и зрения. Вопрос о « засиживании » за компьютером актуален. Разумно сделать ограничения занятий с ПК по времени – 10- 15 минут. Нормально развивающийся ребенок в этом возрасте должен двигаться 70- 80% времени бодрствования! Опытный воспитатель – это тот педагог, который не только может дать базовые знания ребенку, но и направить их действия на самостоятельное освоение знаний. Для развития у ребят устойчивого познавательного интереса педагогу необходимо сделать занятие интересным, насыщенным и занимательным. Материал должен содержать в себе элементы необычайного, удивительного, неожиданного, вызывающие интерес у дошкольников к учебному процессу, и способствовать созданию положительной эмоциональной обстановки, а также развитию мыслительных способностей. Использование компьютера – это сфера, где можно успешно сочетать получение полезных знаний с развитием интеллектуальных и творческих способностей.

Оставить комментарий: