Конспект развлечения в старшей группе компенсирующей направленности «Путешествие в страну правильной речи». Учитель-логопед Чикризова М.С.
Документы для скачивания
Конспект развлечения в старшей группе компенсирующей направленности «Путешествие в страну правильной речи». Учитель- логопед Чикризова М. С. Цель: Закрепить достижения детей в речевом развитии. Задачи: Коррекционные: Совершенствовать умение употреблять сохранные звуки в словах и фразах. Совершенствовать умение употреблять поставленные звуки в словах и фразах. Воспитательные: Воспитывать нравственные качества: взаимопомощь, бережное отношение к результатам своего труда, труда своих сверстников и труда взрослых. Прививать чувства эмпатии, откликаться на эмоции учителя- логопеда, реагировать на задания занятия. Развивающие: Развивать: фонематическое восприятие; грамматический строй речи; общеречевые навыки; общую моторику; умения самостоятельно действовать, при затруднениях обращаться к взрослому за помощью; творческие способности; воображение; навыки общения детей со сверстниками; логическое мышление. Образовательные: Уточнить закрепить представление детей о пройденных понятиях: слово, звук, буква, гласные, твёрдые согласные, мягкие согласные, слог. Закрепить умение делить слова на слоги, определять количество слогов в слове. Закрепить умение различать на слух твёрдые и мягкие согласные. Закрепить умение выделять первый звук в слове, правильное написание изученных букв( А, О, И, У, Ы, Э, П, М) . Расширять и активизировать словарь по теме. Активизировать воображение, мимику, передавая различное настроение и характеры. Учить согласовывать движения с речью. Формировать универсальные предпосылки учебной деятельности( умение работать по правилу, по образцу, слушать учителя- логопеда и выполнять его инструкции) . Учить использовать вербальные и невербальные средства общения. Учить детей произносить слова разной слоговой сложности. Расширять и активизировать словарный запас: звук, буква, гласный, согласный, слог, слово, твёрдый согласный, мягкий согласный. Оборудование и материалы: ноутбук, презентация «Артикуляционная гимнастика», игрушки, маски с буквами, дидактическая настольная игра «Звонкий – глухой», «волшебный» мешочек, «Шершавые» буквы, маленький посылочный ящик, медали. Ход деятельности: 1. Вводная часть. Создание проблемной ситуации. Создание мотива для деятельности детей. Здравствуйте, ребята! Сегодня мы отправляемся в Страну Правильной речи. За чистым- чистым полем, За дремучим- дремучим лесом, За шумным морем Находится страна правильной речи. Чтобы попасть в эту страну, нужно преодолеть препятствия и показать, чему мы с вами научились на логопедических занятиях. 2. Основная часть. А отправимся мы туда! ? Догадайтесь сами! ( Звучит музыка из мультфильма «Паровозик из Ромашково». ) На поезде мы можем поехать только в том случае, если купим билеты. Вот самые настоящие билеты на наш поезд. Возьмите их и найдите своё место в вагонах. ( Дети берут билеты, смотрят звук, указанный в нём, и находят картинку, приклеенную к стульчику, которая начинается на этот звук. Дети занимают места в двух вагонах. В первом вагоне одна команда, во втором другая. ) Молодцы, все расселись по своим местам. А сейчас объявляется, Что поезд отправляется, В дорогу отправляется. По строчкам, по листочкам. Ребята по местам! Поехали, поехали, По сказочным местам. ( Под музыку дети «едут н а поезде». ) Минуты не проехали, Перед нами остановка … «Артикуляционная гимнастика». ( Проводится артикуляционная гимнастика. ) Если в сказку всем сердцем поверишь, В мир волшебный откроются двери. ( П риоткрыть ротики) Вы туда без труда попадёте На волшебном ковре- самолёте, На летучем большом корабле. ( А ртикуляционное упражнение « С амолёт летит») Или с Бабой Ягой на метле( А ртикуляционное упражнение « Ч ашечка») И верхом на Коньке- Горбунке( А ртикуляционное упражнение «Лошадка») Можно в сказку влететь на Жар- птице( А ртикуляционное упражнение «Качели») Можно на Колобке закатиться( А ртикуляционное упражнение «Вкусное варенье») Можно въехать как слон на еже( А ртикуляционное упражнение «Печём блинчики») Ой, мы кажется в сказке уже … А что это за послание? ( У читель- логопед читает «послание от Королевы Грамоты) «Здравствуйте, ребята! Я – Королева Грамоты. Слышала, что вы многое умеете, многое узнали за этот учебный год, и решила проверить, так ли это. У меня много для вас заданий и загадок. Если справитесь с ними, награжу вас! » Попробуем выполнить задания Королевы Грамоты? Начнём! Первое задание загадки: 1. Не куст, а с листочками, Не рубашка, а сшита, Не человек, а рассказывает. ( Книга) 2. Долговязый Тимошка Бежит по узенькой дорожке Его следы – твои труды. ( Карандаш) 3. Сели на странички 33 сестрички, Сели рядом, не молчат, Нам загадки говорят. ( Буквы) 4. Оно может быть ласковым, Может быть грубым. Оно может быть тихим, Может быть громким. Оно может обидеть, может рассмешить. Его можно сказать, а можно взять и написать, Но для этого надо буквы знать. Что это? ( Слово) Молодцы! Все загадки Королевы Грамоты отгадали. Сейчас проверим, много ли вы знаете слов. Я покажу вам картинку, а вы по очереди будете подходить к доске, указкой показывать и называть, что на ней нарисовано. ( У читель- логопед показывает детям иллюстрацию «Мы играем», дети по очереди называют изображённые на ней предметы. ) Хорошо! Теперь ответьте на другой вопрос Королевы Грамоты. Слова бывают короткие, а бывают длинные. Как же их отличить? Как их можно измерить? Чем? Линейкой? Измерить длиннющее слово – Да это проще простого! Сколько слогов в нём, надо узнать – Хлопать в ладоши пора начинать! Давайте покажем Королеве Грамоты: как это, хлопая в ладоши, измерять слова? ( Организуется игра «Собери игрушки по количеству слогов»: играют две команды. ) Королева Грамоты прислала много игрушек. Первый вагон будет собирать игрушки, названия которых состоят из двух слогов, а второй вагон – игрушки, названия которых состоят из трёх слогов. А затем проверим, чья команда лучше справилась. Раз, два, три, начни! ( Дети по очереди бегут к столу, и выбирают только нужную игрушку. После окончания игры вместе проверяют, правильно ли команды выбрали себе игрушки, исправляют ошибки) Молодцы! Слушайте следующий вопрос Королевы Грамоты: из чего состоят слова, когда мы их произносим? Правильно, из звуков. Давайте сделаем зарядку «Мы знаем гласные звуки». Физкультурная пауза. Мы знаем гласные звуки: [ А] – руки вытягивают вперёд; [ О] – руки вытягивают в стороны; [ У] – руки вытягивают вверх; [ И] – руки вытягивают по швам; [ Ы] – руки прячем за спину; [ Э] – руки вытягивают вперёд и приседают. Хорошо! Садитесь на свои места, а я расскажу вам сказку: ( Дети одевают шапочки- маски и садятся на пол, изображая спящих. ) В звонком городе, На певучей ул ице Звуки ж ил и гласные, Песни пели разные. А, О, У, Ы, Э, И Вместе жили И давно дружили. Первым просыпался А. А. А- а- а! вставать уже пора- а! Учитель- логопед. Отвечал ему звук[ У] . У. У- у- у… Ну я же не хочу- у… Учитель- логопед. Вслед за ним стонал звук[ О] . О. О- о- о… Как рано- то- о ещё- о! Учитель- логопед. Дальше ныл ленивый Ы. Ы. Разве бы- ыли мы- ы должны- ы? Учитель- логопед. Вдруг, ну как из- под земли, Появились Э и И. Э. Э- э- э! просыпайтесь побыстрей! Собирайтесь в путь скорей! Чтобы было веселей, Надо нам найти друзей! И. И тогда не будет грустно, И не будем мы скучать. И с друзьями вместе будем И песни петь, и играть. Учитель- логопед. Взялись гласные звуки за руки и пошли искать друзей. Кто дружит с гласными звуками? Верно, согласные звуки. А почему они так называются – «согласные»? Какие бывают согласные звуки? ( Дидактическая игра по принципу М. Монтессори «Звонкий – глухой». Одна команда собирает картинки, названия которых начинаются на глухие согласные звуки, а другая – на звонкие согласные звуки. ) Мы с вами вспомнили, что слова состоят из звуков. Звуки бывают гласные и согласные. Гласные звуки можно пропеть, они произносятся легко, и во рту нам ничего не мешает. А согласные не пропоёшь: когда мы их произносим, то воздух встречает препятствие в виде или язычка, или губ, или зубов. Согласные звуки бывают твёрдые и мягкие, звонкие и глухие. Звуки мы слышим и произносим. Правильно? А что мы видим, пишем и читаем? Правильно буквы. На зарядку становись: Звуки мы слышим и говорим. Буквы мы видим и пишем. Королева Грамоты прислала нам «Волшебный мешочек» с буквами. И сейчас нас ждёт игра «Волшебный мешочек». Давайте посмотрим, какие буквы в нём. ( Учитель- логопед показывает детям по букве, дети произносят звук, который она обозначает. Учитель- логопед складывает буквы в «волшебный мешочек». Буквы в мешочке перемешиваются. Дети встают в круг, и учитель- логопед подходит к каждому ребёнку. А ребёнок опускает руку в мешочек, нащупывает букву и говорит, какую букву он нашёл. Затем достаёт букву из мешочка для проверки. ) 44259562230 Ребята, а в «волшебном мешочке», что- то появилось! Новое задание от Королевы Грамоты. Она хочет, чтобы мы дописали недописанные буквы. ( Дети садятся за столы, дописывают недостающие элементы буквам, затем проверяют, называют буквы. ) 3. Заключительная часть. Оценка деятельности детей и самооценка. Подведение итогов ООД. Молодцы ребятки, хорошо справились с заданиями. Мы и загадки отгадывали, и играли, и соревновались! А за это Королева Грамоты нам что- то приготовила! Посмотрим? Да здесь сладкие гостинцы, да медали. ( Учитель- логопед вруч а ет «медали». ) А нам пора отправляться обратно. Ну, что поехали. . . Под музыку дети «едут на поезде».