a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Мой успешный проект "Песочный мир"

Автор: Матвеева Наталья Александровна Опубликовано: 2022-03-27 16:11:23

                                    Мой успешный проект

                                         «Песочный мир»

 

             

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

Песочная терапия - одна из разновидностей игротерапии. К. Д. Ушинский писал: «Самая лучшая игрушка для детей – кучка песка!». Первые контакты детей друг с другом происходят в песочнице: на песке строится дом, высаживается дерево, создаётся семья. Через свои ощущения, через прикосновения рук к песку, человек ощущает покой и одновременно огромные возможности . Казалось бы, всё очень просто – ребенок строит что-то из песка, без сожаления разрушает созданные им самим творения, и снова строит. Но именно это простое действие хранит уникальную тайну — нет ничего такого, что было бы непоправимо разрушено — на смену старому всегда приходит новое.

 Многократно проживая эту тайну, малыш достигает состояния равновесия, уходят тревога и страх. Еще одно важнейшее психотерапевтическое свойство песка — возможность изменения сюжета, событий, взаимоотношений. Поскольку игра происходит в контексте сказочного мира, ребенку предоставляется возможность изменения дискомфортной для него ситуации. Он учится самостоятельно преодолевать трудности. Проигрывая на песке ситуации из жизни, они стремятся к бесконфликтному, конструктивному общению, взаимопомощи. Дети учатся выражать свои чувства в безобидной форме, не причиняя вред окружающим людям. Игра с песком — это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности.

Восприятие мира ребенком на третьем и четвертом году жизни идет через чувства и ощущения. Эти дети доверчивы и непосредственны, легко включаются в совместную с взрослыми практическую деятельность, с удовольствием манипулируют различными предметами. Как показывает практика, если ребенка в раннем возрасте не научить обследовательским действиям, умению наблюдать, то в дальнейшем он не всегда проявляет устойчивый интерес к деятельности, испытывает чувство страха при ознакомлении с новым предметом.

Решить эту задачу можно, если с раннего возраста активно приобщать ребенка к миру природы, который открывает для него большие возможности для познавательной деятельности.

Для этого необходим системный подход, позволяющий ежедневно включать ребенка в поисковую, творческую деятельность, способствующей формированию у него обследовательских действий.

Основные задачи формирования восприятия интегрируются с задачами развития речи, движений, игровых умений. Серия наблюдений, опытов и экспериментов способствует формированию у детей познавательного интереса, развитию наблюдательности и эмоциональности в общении с окружающим миром. Для того чтобы заинтересовать малышей, пробудить в них творческую активность предлагаются игровые методы и приемы, художественное слово.

Проект «Песочный мир » предназначен для работы с детьми 2 младшей группы. Данный проект интегрируется со всеми  образовательными областями «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

 

 

 

Название проекта: « Песочный мир»

 Вид проекта: познавательно-исследовательский

Тип проекта: долгосрочный ( сентябрь 2019-май 2020).

Участники: дети 2 младшей группы, воспитатель, родители, педагоги доу. Автор проекта: Матвеева Н.А.   

 

 Актуальность:

Влияние гаджетов, отсутствие живого общения , отсутствие сводного времени у родителей  приводит к дефициту речевого общения с детьми, как результат негативное влияние на эмоциональное состояние детей, неуверенность в себе, безволие, пассивность, агрессия.

Мои наблюдения за детьми в группе, на прогулке показали наличие определённых нарушений речевого и эмоционального развития детей. Эту проблему я считаю актуальной .Это и стало предпосылкой реализации проекта « Песочный мир».

  Проект « Песочный мир» с элементами песочной терапии, обусловлен необходимостью решения проблем развития речи и мелкой моторики,  развития эмоциональной сферы детей младшего дошкольного возраста, развитие наблюдательности, основ исследовательской работы, творчества детей .

Метод проектов дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации дошкольного обучения. Экспериментирование – прямой путь к воспитанию неординарных, смышлёных детей

 

 

Цель:

  Сохранение и укрепление физического и психического здоровья дошкольника, обеспечение его социальной успешности через внедрение в практику работы элементов песочной терапии . Развитие познавательных и творческих способностей детей в процессе игр с песком.

 

 Задачи:

Для детей:

1.Познакомить со свойствами песка и  использованием песка в жизни людей.

2.Развивать познавательные и речевые способности в играх с песком

, формировать элементарные исследовательские умения.

3.Развивать тактильно-кинестетическую чувствительность и мелкую моторику рук, коммуникативные навыки, развитие творческих способностей детей ( креативность или оригинальность мышления, а именно порождать новые

 нестандартные идеи и варианты для решения поставленной задачи.

 4.Воспитывать аккуратность в обращении с песком, умение играть со сверстниками рядом. Знакомить с правилами игры в песочнице.

 

Для родителей.

1.Установить  партнерские отношения родителей и педагогов в вопросах воспитания и образования детей.

2 . Привлечь  родителей к участию в проектной деятельности и к совместной деятельности с детьми.

Для педагогов:

1 Повысить уровень педагогической компетенции по данной проблеме.

2 Обмен опытом с коллегами.

 

Принципы проекта:

 

 Принцип креативности, позволяющий формировать новые знания, умения, навыки ребенка на базе уже имеющихся.

Принцип гуманизации: во главу проекта поставлен ребенок и забота о его здоровье и безопасности.

"Позитивный центризм" (отбор знаний, наиболее актуальных для ребенка данного возраста);

дифференцированный подход к каждому ребенку, учет его психологических особенностей, возможностей и интересов;

   Принцип интегративности предполагает гармоничное сочетание всех видов и форм организации разнообразной художественной деятельности. Опыт ребенка складывается из зрительных, слуховых и кинестетических ощущений .

Принцип творчества, создание естественной стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищено, проявляя творческую активность.

Принцип научности и доступности материала;

Принцип взаимосвязи с семьёй

Эти принципы взаимосвязаны и реализуются в единстве.

 Ресурсное обеспечение:

Подносы с песком, цветной песок для рисования и экспериментирования, кинетический песок вода, игровое оборудование: вёдра, лопатки, грабли, формочки, машины, наборы животных, рыб, домиков, сито, чашки для просеивания и воды, песочные часы, трафареты для рисования, колбы, клей ПВА, штампы, цветная бумага, ножницы, веник, краски, губки, трубочки (выдувание рисунков)…, песочный стол с подсветкой для рисования, художественная литература для чтения (стихи, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз), картотека игр с песком, картотека экспериментов с песком, образцы рисования с песком, иллюстрации с изображением природных явлений…, декоративных украшений (камни, палочки) , наборы игрушек для песочной терапии, бутылочки, стаканчики для поделок.

 

 

Этапы реализации проекта:

1 этап – Подготовительный (разработка проекта)-  сентябрь

- Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по развитию наблюдательности у детей младшего дошкольного возраста.

 - Определить цели и задач проекта.

 - Подобрать дидактический материал для проведения экспериментальной работы.

  -Привлечение родителей к участию в проекте.

- Разработать консультации для родителей Песочная терапия.

 -Разработать картотеку игр с песком и экспериментов с песком.   

-изучение методической литературы

-пополнение развивающей среды

-составление плана проектной деятельности

 -подобрать игровое оборудование.

 -подобрать иллюстрации , художественную литературу

 2 этап – Основной: октябрь-май  (организация и проведение различных видов деятельности: нод, игры и упражнения с песком- песочная терапия, опыты, эксперименты,  беседы: где и как люди могут использовать песок, какой песок бывает, инсценировки сказок, загадки, составление и рассказ нарисованных сказок, рисование песком , аппликации, оздоровительные гимнастики, игровые упражнения , релаксации, физкультминутки, наблюдения, прогулки. Мастер-класс для родителей «Чудеса на песке». Мастер –класс для педагогов.

 

3.Заключительный (презентация проекта на родительском собрании, ,  «Оригинальная идея», развлечение «Песочная страна – чудес она полна.

  ».

 

 

Сентябрь

 

 

Цель:

- формирование знаний о свойствах сухого и влажного песка;

- знакомство детей со свойствами воды

 

 

Задачи:

- учить способам обследования материала (сжать песок в руке и ссыпать с ладони);

- развивать зрительно-слуховые связи, мелкую моторику рук, координацию движений;

- воспитывать положительное отношение к элементарной экспериментальной деятельности;

- формировать у детей навык практического экспериментирования с разными предметами из разных материалов;

- развивать активный словарь;

- воспитывать положительное отношение к персонажу Капельке

 

Мероприятия

Режимные моменты 

 

1.     НОД на тему: «В гостях у капельки».

Режимные моменты 

2.     :- заучивание потешек «Водичка, водичка», «Ладушки, ладушки, моем с мылом лапушки»;

- рассматривание иллюстраций

3.     Игровая деятельность:

- «Печем оладушки»;

- «Угощаем гостей».

4. Пополнение развивающей предметно-пространственной среды в центре воды и песка.

5. Работа с родителями:

- знакомство родителей с проектом «Песочный мир»

- консультация «Песочная терапия», «Игры с песком и водой».

 

 

Октябрь

 

 

Цель:

- расширение знаний детей о свойстве влажного песка (сохраняет форму предмета).

- знакомство детей со свойствами резины, камней (резина лёгкая она плавает в воде, камень тяжёлый – тонет).

 

 

Задачи:

- учить детей делать отпечатки ладони, кулачка, ребра ладони;

- учить детей действовать с резиновыми игрушками, природными материалами – камушками;

- развивать умение проговаривать знакомую потешку, показывать её при помощи пальчиковой гимнастики;

- развивать фантазию, творческие способности;

- воспитывать положительное отношение к своей работе, работам своих товарищей;

- воспитывать положительное отношение к персонажу.

 

 

Мероприятия

 

1.     НОД (экспериментальная деятельность) на тему: «Отпечатки наших рук» (знакомство детей со свойствами влажного песка).

2.     Коммуникативные игры с включением потешек, пестушек, прибауток.

3.     Игровая деятельность: «Что как плавает», «Чудо пекарь», «Варим суп».

4.     Пополнение центра воды и песка новым оборудованием для экспериментирования.

5.     Работа с родителями:

 

- консультация « Песок в жизни ребёнка»

 

 

Ноябрь

 

 

Цель:

- Формирование у детей навыка практического экспериментирования с разными предметами из разных материалов.

 

 

Задачи:

- формировать умения узнавать и называть основные цвета;

- учить детей действовать с природным материалом;

- развивать развитие речи, общую и мелкую моторику;

-развивать зрительно – слуховые связи, мелкую моторику рук, координацию движений.

- воспитывать положительное отношение к элементарной исследовательской деятельности;

- воспитывать познавательный интерес к окружающему миру.

 

. Мероприятия

1.НОД « Волшебный песок»

2Театрализованная деятельность «Колобок» (постановка сказки используя, кинетический песок .

3 Изготовление  оригинальных подарков к Дню Матери «Сувенирный стаканчик» с использованием цветного песка.

 Игровая деятельность:

Световой песочный стол –рисование песком. « Чудеса на песке».

- «Найди клад», 

- «Картинки из песчинки».

4. Пополнение центра воды и песка (сбор мелких игрушек)

5. Мастер-класс для родителей « Чудеса на песке».

6. Мастер-класс для педагогов доу. « Рисование песком»

 

 

Декабрь

 

 

 

 

 

 

 

 

Январь

 

Цель:

Формирование представлений детей о свойстве воды (возможность окрашивания), песка.

 

Цель:

- формирование представлений детей о свойствах сухого и влажного песка и снега

 

Задачи:    

- закреплять представления о свойствах воды, песка.

- развивать  развитие речи, фантазию, творческие способности;

- развивать мелкую моторику рук;

- воспитывать аккуратность в работе, желание играть рядом с товарищами;

- воспитывать положительное отношение элементарной исследовательской деятельности.

 

Задачи:

- формировать представление о количестве, размере;

- формировать у детей навык практического экспериментирования с разными материалами;

- развивать умение отображать в речи с помощью предлогов (на, под) местонахождение предметов;

- развивать общую и мелкую моторику, тактильные ощущения;

- воспитывать заботливое отношение к животным; 

- воспитывать положительное отношение к персонажу-Снеговику.

 

 

Мероприятия  

Чтение художественной литературы.

1.     НОД (экспериментальная деятельность) «Речка и ручеек»

2.     Игровая деятельность:

- «Водяная мельница»,

-«Разноцветная водичка»,

- «Сказки на песке»

4. Пополнение центра воды и песка: изготовление дидактических игр: «Путешествие кораблика», «Тонущие и плавающие предметы»

5. Работа с родителями:

Консультация « Загадки и тайны простого песка».

Мастер-класс для педагогов « Песочная терапия».

 

Мероприятия

1.     НОД (экспериментальная деятельность) «В гостях у Снеговика».

2.     Чтение художественной литературы. Разучивание упражнения «Снеговик».

3.     Игровая деятельность:

- «Круги на воде»;

- «Вода из снега»;

- «Норка для зверушек».

4. Пополнение центра воды и песка: подборка художественной литературы (сказки, песни, загадки, прибаутки).

5. Работа с родителями: совместная опытно – экспериментальная деятельность «Найди бусинку».

 

 

 

Февраль

 

 

Цель:

- совершенствование представлений о свойстве влажного песка, о превращении воды в лед.

 

 

Задачи:     

- формировать знания о высоте предмета - высокий, низкий;

- развивать общую моторику рук, координацию движений;

- воспитывать доброжелательность, желание помочь;

- воспитывать положительное отношение персонажу.

 

. Мероприятия

1.       НОД (экспериментальная деятельность) «Песчаные отпечатки»; Песчаный дождик».

2.     Заучивание потешек о воде, «Я пеку, пеку, пеку» и др.

3.     Игровая деятельность:

 

- «Какая разная вода»;

- «Печем печенье»;

- «Горки для козлят».

4. Пополнение центра воды и песка оборудованием для экспериментирования.

5. Работа с родителями: изготовление сборника игр для мам и пап «Сыпь песок, лей водичку».

 

 

Март

 

 

Цель:

совершенствование умения определять свойства льда, сухого (сыпется) и мокрого (держит форму) песка.

                                                                  

 

Задачи:

- формировать знания о свойствах льда.

 - закрепить умение  пользоваться ситом;

- формировать представление о диких животных (зайце, белке, медведе);

- развивать общую и мелкую м представление о свойствах и качествах льда; 

- дать понятие совком, наполнять форму;

- воспитывать положительное отношение к персонажу, желание помочь;

 

 

Мероприятия

1.     НОД (экспериментальная деятельность) «Бусы для белочки»;

2.     Заучивание стихотворений о животных; Беседа о значении  и применении песка. Игра « Песочный ветер»

3.     Игровая деятельность:

- игры детей с песком «Лисичка в гостях у ребят»;

- праздник воды и песка «Песчаные человечки».

4. Пополнение центра воды и песка.

5. Работа с родителями:

- консультация «Увлекательные игры с кинетическим песком.

 

 

Апрель

 

Цель:

Совершенствование умений выкладывать формы из влажного песка, называть температуру.

 

 

Задачи:

- воспитывать интерес к трудовым действиям взрослых.

- учить детей рассказывать знакомые сказки;

- упражнять в назывании предметов одежды;

- формировать представление о некоторых трудовых действиях и предметах, необходимых для стирки;

- развивать мелкую моторику рук, координацию движений;

- воспитывать сочувствие к игровым персонажам, вызывать желание помочь им;

 

 

Мероприятия

1.     НОД (экспериментальная деятельность) «Постираем кукле платье».

2.     Чтение знакомых сказок. Заучивание стихов о песке., отгадывание загадок. Аппликация « Песочные картинки».

3.     Игровая деятельность:

- «Чудо пекарь»; Композиция на песке . Песочные сказки.

Рисование цветным песком. Дыхательная гимнастика. Пальчиковые игры.

- «Ловим шарики»;

- «Водяная м ельница».

4. Пополнение центра воды и песка:  пополнение дидактическими играми, «Разрезные картинки», «Плавает, не плавает». выпуск альбома «Замки на песке», «Волшебный песок». 

5. Работа с родителями. Выставка рисунков « Песочный мир».

 

 

Май

 

 

Цель: совершенствование умений выкладывать формы из влажного песка, называть температуру

 

Задачи:

- учить находить на ощупь и по названиям спрятанные в песке предметы;

- учить детей употреблять в речи названия предметов, действий с ними;

- развивать тактильную чувствительность;

- развивать умение не отвлекаться от поставленной задачи;

- воспитывать положительное отношение к персонажу;

- формировать культурно- гигиенические навыки.

 

 

 

Мероприятия:

1. НОД (экспериментальная деятельность) «Найди бусинки».

2. Игры на развитие  речи и мелкой моторики рук: Физкультминутки. Музыкальные паузы.

- «Печем печенье»; составление сказок на песке.

- «Ловим шарики»;

- «Постираем кукле белье».

3. Пополнение центра воды и песка. Фантазии на песке. Песочный световой стол.

4. Работа с родителями:

- презентация проекта на родительском собрании.

- праздничное развлечение  «Песочная страна – чудес она полна».

 

 

 

 

 

  Результативность:

 

  Развитие высших психических функций (внимания, памяти, мышления, восприятия, воображения);развитие речи, обогащение словаря.

-Стабилизация эмоционального состояния детей и их психофизическое оздоровление;

-Способствовать развитию познавательных способностей, тактильной чувствительности, мелкой моторики дошкольников;

-Личностное развитие ребенка и развитие его индивидуальных особенностей;

-Формирование коммуникативных навыков

-Совершенствование предметно – игровой деятельности, что способствует развитию сюжетно-ролевой игры

- Легкая адаптация к ДОУ вновь поступающих детей.

 

 

 

 

 

 

Цель: Познакомить педагогов с возможностями песочной терапии.

 

 

Задачи: Познакомить педагогов с играми и упражнениями, используемыми в песочной терапии, создавать интерес к играм и упражнениям превратив их в занимательную игру. Сочетать игры и упражнения с песком для тренировки пальцев рук с речью. Активизировать словарный запас. Способствовать внедрению в практику педагогов инновационных  методик и технологий направленных на сохранение здоровья дошкольников.

Развивать речь, мышление, воображение, память, фантазию, мелкую моторику, творческие способности.

Воспитывать интерес к играм с песком, безопасность в работе с песком, дружелюбное отношение друг к другу, действовать сообща.

 

 

Материал и оборудование: световой стол, столы, стулья ,подносы с песком по количеству участников, наборы игрушек, цветной песок в стаканчиках, вазочка, коктейльные трубочки, влажные салфетки, конверт со смайликами.

 

                                    Мастер-класс для педагогов

                                        « Песочная терапия»

 

 

                                            Ход мастер-класса.

 

Начну свой мастер-класс со слов: 

 

Как вы думаете , какой смысл заключён в этом высказывании.

Ответы участников мастер-класса.

Всё в жизни оставляет след, какой ты человек, такие следы ты и оставишь на песке. Самый глубокий след оставляет доброта.

Надеюсь, что сегодняшний мастер-класс оставит добрый след в вашей памяти.

И так песочная терапия.

Сегодня мы с вами посмотрим на возможности песочницы с другой стороны. Сегодня я вас познакомлю с игровыми приёмами данной технологии.

Прошу занять места.

Проходите, не стесняйтесь

Дружно присоединяйтесь

Научу вас рисовать

Строить из песка творить

Будем мы с песком играть и картины создавать.

 

 

Первое , что нужно сделать это поздороваться с песком. Положите ладони на песок, прочувствуйте его. Сначала положим ладони внутренней стороной, затем тыльной . Пропускаем песок между ладоней.

Какие чувства вы испытываете? Какай песок? (лёгкий, сыпучий, холодный).

Давайте поиграем на поверхности песка, как на пианино.

А теперь давайте устроим с вами дождик.

Набираем песок в кулачки и сыпем: сначала дождик небольшой, средний и очень сильный.

Это мотивационные упражнения они вызывают доверие и интерес к песку, способствуют развитию мелкой моторики. Эти упражнения используются в начале занятия.

В основной части используются игры и упражнения более сложной направленности.

Давайте мы с вами выберем любой предмет, игрушку одну или несколько предметов, и сейчас каждый создаст композицию по замыслу.

Для выполнения этого задания помогут нам песочные часы.

Все участники создают композицию.

Давайте посмотрим, что у нас получилось.

Как вы назовёте свою композицию, немного расскажите о ней.

При выполнении этого задания развивается речь, мышление, воображение , фантазия.

Теперь давайте подойдём к столу с цветным песком  и поиграем с вами и игру , которая называется поделись, а делиться мы будем с вами сегодня самыми лучшими качествами.

Берём стаканчик с цветным песком высыпаем в вазочку  и называем качество, которым мы делимся. ( все участники).

Мы передаём свои качества через песок. Эта оригинальная игра способствует развитию речи, работе головного мозга, мышления, воспитывает эстетический вкус.

А теперь давайте мы с вами подойдём к световому столу, для выполнения этого задания нам нужно объединиться.

Песок , с чем он ассоциируется?.

Я думаю, что с морем, солнцем , пляжем. У нас за окном зима, мороз. А я предлагаю вспомнить золотой пляж, лазурное море, крики чаек, шум прибоя, лёгкий бриз. Давайте мы с вами перенесёмся в это прекрасное  время и отразим на столе в общей картине. Это упражнение называется «Рисование песком».

( все участники рисуют на световом столе).

Рисование песком – возможность выразить свои чувства и эмоции без слов.

Это упражнение способствует развитию мелкой моторики, улучшает память, пластику движений, а также работу головного мозга, развивает способность действовать сообща, творческие способности, чувство коллективизма, дружелюбное отношение друг к другу.

А теперь давайте мы с вами подойдём к этому столу и выполним последнее задание, которое называется « Песочный ветер»

Это дыхательное упражнение. Это упражнение нас учит правильно управлять вдохом и выдохом. Для выполнения этого упражнения необходимы коктейльные трубочки.

Необходимо сдуванием песка обнаружить спрятанный предмет.

( все участники раздувают песок находят конверт со смайликами.)

Рефлексия. Впечатления от мастер класса-класса.

Смайлик улыбается –мастер-класс понравился

Смайлик равнодушный – понравилось, но не всё.

Смайлик грустный – мастер-класс не понравился.

Предлагаю вам выразить своё отношение к моему мастер-классу при помощи смайликов. Обоснуйте пожалуйста свой выбор.

Участники выбирают смайлики.

Всем участникам спасибо!

Песочная терапия- это способ общения с миром и самим собой.

Игры с песком очень полезны для развития мелкой моторики, тактильных ощущений, координации движений. Всё это напрямую связано с развитием речи, мышления, внимания, наблюдательности.

Песочная терапия является одним из видов здоровье сберегающей технологии. Песочная терапия интегрируется со всеми образовательными областями . Я считаю, что песочная терапия играет огромную роль в  развитии детей.

 

 

                                     Мастер-класс для родителей

                                            « Чудеса на песке».

 

  Цель: познакомить родителей с опытно-экспериментальной деятельностью в младшем дошкольном возрасте, раскрыть её значение для развития творческих и познавательных способностей, мышления, воображения, исследовательской активности и самостоятельности дошкольников. 

Задачи:

-продемонстрировать некоторые виды экспериментирования с песком. 

-показать, как можно проводить опыты с детьми в домашних условиях. 

-привлечь родителей воспитанников к совместной опытно-экспериментальной деятельности

-повысить уровень компетентности родителей в вопросах детского экспериментирования.

Оборудование: экран, музыкальный центр, стол для рисования песком, подносы с песком для родителей, резиновые и бумажные игрушки, цветной песок, пластиковые стаканчики.

                                                Ход мастер-класса

На экране слайд № 1«Волшебный песок»

Здравствуйте, уважаемые родители! Я хочу сегодня рассказать вам о детском экспериментировании.

 Все малыши очень любознательны. Они с радостью и удивлением открывают для себя окружающий мир. Им интересно абсолютно все, поэтому обязательно нужно поддерживать стремление ребенка к экспериментированию. Одно из направлений детской экспериментальной деятельности – опыты. Большую радость и удивление малыши испытывают от своих маленьких «открытий». Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Усваивается все крепко и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Тесное взаимодействие детского сада и семьи поможет развивать у малышей интерес к окружающему миру, научит их ставить цели, решать проблемы, делать выводы. Экспериментирование - прямой путь к воспитанию неординарных, смышлёных детей. 

Конечно, по отношению к детям младшего дошкольного возраста экспериментальная деятельность во многом упрощена и носит игровой характер.  Сегодня мы поговорим об экспериментировании с песком.


Слайд № 2

 «Самая лучшая игрушка для детей - кучка песка!»  сказал известный педагог К.Д. Ушинский. Почему песок? Песок – природный материал, он доступен абсолютно каждому. 


Слайд № 3

Для малышей игры с песком позволяют:

- развивать мелкую моторику рук, что очень важно для развития речи ребенка;

- справляться с эмоциональным состоянием, что крайне актуально для детей раннего дошкольного возраста.

-развивать любознательность, мышление, воображение.


Слайд № 4

Что нужно для игр с песком?

-        Чистый просеянный песок

-        Песочница, деревянный ящик или поднос с высокими бортиками

-        Ваша фантазия 


Слайд № 5

Для игр может использоваться обычный песок. Песок нужно тщательно просеивать, чтобы все мелкие камушки и грязь ушли, потом обработать кипятком или раствором марганца или прокалить в духовке.

Слайд № 6

В последнее время в продаже легко найти различные виды песка для детского экспериментирования: кварцевый, кинетический, обработанный речной песок.

Обязательно объясните ребенку правила игры с песком:

Слайд № 7

Нельзя брать песок в рот

Слайд № 8

Нельзя грязными руками тереть глаза

Слайд № 9

Нельзя кидаться песком

Слайд № 10

После игры с песком – обязательно помыть руки! 


Слайд № 11 Проводить простейшие опыты дома под силу любому родителю вместе с ребенком.  Я покажу вам некоторые из них. 


Игра-опыт № 1 «Следы на песке»

Давайте поиграем песочком.

Нас сегодня ждал песочек – чистый, свежий, золотой. 

Залезай в него, дружочек: хочешь – рой, а хочешь – строй. 

Возьмите в ладошку песочек, пересыпьте его из одной ладошки в другую. Ручки радуются песочку!

Легко ли сыплется песок? (легко)

Представим, что наши пальчики, как ножки, пойдут гулять по песочку.

Пальчиковая гимнастика

Раз, два, три, четыре, пять

Вышли пальчики гулять.

Долго шли они пешком.

А потом бегом, бегом.

Немного поскакали,

А в конце в песок упали.

А теперь сожмите руки в кулачок и покажем, как … 

- «Идёт медведь» —кулачками и ладонями с силой надавливаем на песок 

Мишка косолапый 

По лесу идет,

Топ-топ-топ.. 

- «Прыгают зайцы» — кончиками пальцев ударяем по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях. 

Маленькие зайчики.

 Прыг-скок, прыг-скок!

Прыгают, как мячики!

 Прыг-скок, прыг-скок.

 - «Ползёт змея» —пальцами рук проводим волны на поверхности песка (в разных направлениях). 

Змея очковая в песке 

Очки вдруг потеряла. 

Ползет она в большой тоске, 

Ползет куда попало. 

- «Бежит сороконожка» — ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение сороконожки

У сороконожки заболели ножки. 

Видишь на дорожке снятые сапожки? 


Игра-опыт № 2 «Угадай на ощупь»

Если вы играете с ребенком во дворе в песочнице, можно предложить ему следующую игру. Малыш отворачивается, а взрослый в это время прячет в песок игрушку. Задача ребенка найти в песке игрушку и отгадать на ощупь, что это. Затем меняются ролями. В ходе опыта обязательно выявить свойства песка: сухой песок сыпется струйкой, из него нельзя лепить, а из мокрого песка можно. 


Игра-опыт № 3 «Норки для мышки» 

Эта игра-опыт тоже проводится в песочнице. Ребенок вместе со взрослым копает небольшие ямки - норки руками или совочком. Затем взрослый обыгрывает постройку с помощью игрушки. Например, берет игрушечную мышку в руки, имитируя ее писк. Затем «мышка-норушка» пробирается в каждую норку и хвалит ребенка за то, что он сделал для нее замечательные домики. Домики можно делать и для других игрушек - зайчиков, лисят, медвежат и пр. 


Игра-опыт № 4 «Рисуем на песке»

А теперь наши пальчики будут учиться рисовать на песке — они станут художниками. Для малышей их первые рисунки состоят из прямых и волнистых линий. Возьмите бумажный кораблик, положите его в центр подноса и нарисуйте волны на море – одним пальчиком, затем несколькими пальчиками.

Возьмите резиновую игрушку, посадите в центр песочницы. Нарисуем дорожку для зайчика, лесенку для белочки, ступеньки для мышки и т.д.

Помните, для игр с песком можно брать только моющиеся игрушки (резиновые или пластмассовые) либо утилизирующиеся (например, бумажные).

С малышами постарше можно попробовать сделать более сложный рисунок.


Сначала нарисуем, как по небу бегут облака…

Облака собрались в кучу, 

Превратились в злую тучу. 

Стали лить на землю воду, 

И испортили погоду. (рисуют дождь) 

Сколько знаю я дождей? 

Сосчитайте поскорей. 

Дождик с ветром, 

Дождь грибной, (рисуют гриб) 

Дождик с радугой-дугой, (рисуют радугу) 


Чего не хватает на рисунке? (Солнышка). Давайте нарисуем солнышко.

Посмотрите, какие красивые картины у вас получились!

 

Игра-опыт № 5 «Делаем цветной песок»

Из цветного песка можно сделать массу интересных вещей, которые порадуют и вас и вашего ребенка. Посмотрите на экран. (видеоролик).


Игра-опыт № 6 «Рисуем цветным песком»

Посмотрите, какая радуга получилась у нас из цветного песка, который мы сделали из обычного просеянного песка и цветных мелков. Я предлагаю вам самим сейчас сделать радугу в стакане.

 (Педагог раздает родителям емкости с цветным песком и пластиковые стаканчики.)


Вывод:

Ни одну воспитательную или образовательную задачу мы, педагоги, не сможем успешно решить без тесного взаимодействия с вами, родителями, Вы должны осознавать, что вы воспитываете своих детей собственным примером. Каждая минута общения с ребёнком обогащает его, формирует его личность. Стройте своё общение с ребёнком как с равным, признавая за ним право на собственную точку зрения, поддерживайте познавательный интерес детей, их стремление узнавать новое, самостоятельно выяснить непонятное.

Уважаемые, родители, надеюсь, что   мастер – класс вам понравился,  и вы будете вместе со своими детьми проводить такие же  и другие игры-опыты экспериментирования с песком и не только. 

Спасибо вам большое. До новых встреч.

 

 

                    Мастер - класс  для педагогов доу

                         по технике рисования песком

1 слайд

Уважаемые коллеги! Вашему вниманию предлагаю мастер – класс «Песочная сказка».

2 слайд:

Столкнувшись с проблемой низкого уровня развития мелкой моторики у детей, мы определили способ решения этой проблемы, путем создания развивающей среды в группе по данному направлению. Изучив психолого-педагогическую литературу, мы взяли за основу опыт МариеллыЗейц «Пишем и рисуем на песке. Настольная песочница» и самостоятельно изготовили стол-планшет для рисования песком.

3 слайд

Для изготовления мы использовали деревянные бруски, оргстекло, светильник с люминесцентной лампой.

Форму стола выбрали прямоугольную неслучайно: подобная форма воздействует на наше сознание совершенно иначе, чем квадрат или круг. Если квадрат и круг вызывают умиротворение и сосредоточенность, то прямоугольник более динамичен. Ребенок имеет возможность выбирать любой формат будущего рисунка (горизонтальный или вертикальный), ему легче определить центр композиции. Данная форма лучше подходит для создания симметричных рисунков.

4 слайд:

Для рисования подготовили песок, прокипяченный, прокаленный в духовке.

Песок доступен каждому, кто хотел бы с ним работать. Ребёнок не боится его, потому что с самых малых лет песок окружает его, он есть в каждом дворе, на территории детского сада, на даче.

5 слайд:

Детям очень полезно "общаться" с песком и любыми сыпучими материалами. Игра с песком это не только развлечение для ребенка, но и развитие тактильных ощущений, мелкой моторики рук, речи, образного и пространственного мышления, творческого потенциала ребенка.

Пересыпание песка из ладошки в ладошку, захват песка в кулачок, выравнивание песка на стекле - все эти движения непроизвольно влияют на развитие ребенка.

Я предлагаю вам поработать в малой песочние

6 слайд:

Кто-то рисует гуашью,

А кто-то карандашом.
Я предлагаю тебе, дружок,

рисунок создать песком.
Это совсем не сложно,

А все даже очень просто
И что, в общем-то, замечательно,

Песком рисовать увлекательно.
Песок засыпаешь ты на стекло,

Что снизу светом освещено.
И, включая воображение,

Рисуешь картины на удивление. 

7 слайд:

Я предлагаю желающим поработать в малой песочнице и побыть немного детьми.

8-13 слайд:

Давайте погреем песок своими руками, дадим ему частичку своего тепла. Для этого будем нажимать по всей поверхности песка своими ладонями. Сделаем песок ровным и гладким, чтобы удобно было на нем рисовать.

  • Давайте «поскользим» ладонями по поверхности песка. Рисуя зигзаги, представьте, что это проехала машина, санки или проползла змея
  • Поставьте ладонь на ребро и выполните те же движения
  • Пройтись ладошками по проложенным трассам, оставляя свои следы, представив, что это мы путешествуем с вами
  • А теперь при помощи наших ладошек, пальчиков, кулачков нарисуем на поверхности песка причудливые волшебные узоры.
  • Поиграем по поверхности песка как на пианино

 

14 слайд:

Мы с вами потренировались изображать простейшие узоры разными способами, а теперь я вам предлагаю вспомнить сказку «Теремок».

Стоит в поле теремок. Бежит мимо мышка-норушка. Увидела теремок, остановилась и спрашивает:
— Терем-теремок! Кто в тереме живет? Никто не отзывается. Вошла мышка в теремок и стала там жить.
Я предлагаю вам нарисовать этот отрывок сказки.

Насыпаем песок на поверхность светового стола.

В центре светового модуля рисуем квадрат – это контур будущего теремка.

Подушечкой указательного пальца рисуем горизонтальные линии.

Досыпаем немного песка в левую часть теремка. Подушечками указательных пальцев слева и справа сдвигаем песок – получаются бревна.

Рисуем окно и крышу.

Чтобы нарисовать елки «веером» сдвигаем песок из одной точки. 

В правой части композиции начинаем рисовать дерево.

Подушечкой большого пальца сдвигаем песок снизу вверх. Указательным пальцем и мизинцем рисуем более тонкие ветки.

Оставляем отпечатки пальцев около веточек – так получаются листья.

Рисуем цветы на поляне. Сдвигаем песок по кругу и по периметру оставляем отпечатки указательного пальца.

Рисуем гриб под деревом.

Подрисовываем травку.

Аналогичным образом рисуем гриб под елкой.

Добавляем травку на всю полянку.

Рисуем солнце и облака.

Рисуем мышку.

Сказочная картина «Теремок» готова!

28 слайд:

Вот и закончилось наше путешествие по сказке. Спасибо большое за активное участие.

29 слайд:

В завершение хочется сказать, что занимаясь рисованием песком, ребёнок не только овладевает практическими навыками и осуществляет творческие замыслы, но и расширяет кругозор, развивает художественный вкус, приобретает способность находить красоту в обыденном, учится творчески мыслить.

 

 Развлечение : « Песочная страна – чудес она полна.

 

 Цель:  Создание благоприятного эмоционального состояния у детей.

Ход:

 

Ведущий:

- Ребята, сегодня мы отправляемся в путешествие в одну волшебную страну. Хотите узнать, как называется эта волшебная страна? Тогда послушайте загадку.

- Он и жёлтый, и сыпучий, 
- Во дворе насыпан кучей, 
- Если хочешь, можешь брать 
- И играть.  (песок)
- Воспитатель: Мы отправимся в Песочную страну.

Музыкальная игра «Зашагали ножки весело по кругу». (дети идут друг за другом по кругу, выполняя движения под музыку). Дети садятся.
 
Воспитатель:


Лежал песок,
Скучал песок 
Сто тысяч лет, наверно.
Он был ужасно одинок,
И это было скверно.
И так ещё сто тысяч лет 
Хранил бы он унынье, 
Но был доставлен к нам чуть свет, 
И не скучает, вовсе нет, 
В песочнице отныне.
Кто догадался, что это за Песочная страна?  (В. Бредихин)
- Правильно! Это наша песочница.  А чем заполнена наша песочница? (песком).  Песок состоит из множества маленьких песчинок разных форм.  И  я предлагаю поиграть в игру «Песчинки».


Подвижная игра «Песчинки». Дети  выходят в центр зала.

Воспитатель:

 - Вокруг себя повернитесь и в песчинки превратитесь. Присели все на корточки. О-о, сколько у нас песка. Но вот подул ветер, поднял песчинки, и они полетели в разные стороны. (Звучит мелодия  вальса. Дети имитируют полет песчинок). Ветер стих и песчинки опустились на землю. (Дети приостанавливают движение. Присаживаются на корточки).

Воспитатель:

- Спасибо! Как стало много песка в нашей песочнице!  Ребята, вы знаете, что в нашей песочной стране есть свои правила  поведения.

Ребёнок:   Здесь нельзя кусаться, драться!
И нельзя песком кидаться!
Можно строить и творить:
Горы, реки и моря –
Чтобы жизнь вокруг была!
Никого не обижать,
Ничего не разорять!
Это – мирная страна!
Здесь весёлая игра!
 

Воспитатель: 

- Спасибо! Мы запомним эти правила.  Ребята, но мы совсем забыли, что для игры в песочнице нам необходимы игрушки, как Вы думаете какие? (лопатка, совок, сито, ведёрко и т.д.). Предлагаю поиграть в игру «Кто быстрее соберет игрушки в песочницу».

Игра «Кто быстрее соберет игрушки».

Правила игры: Дети делятся на две команды. Команды выстраиваются  друг за другом у линии старта, каждая напротив своей   «песочницы» (обруч).   В двух корзинах лежат игрушки (формочки,   совочки  и т.д.).  Звучит музыка – участники переносят по одной игрушки в обручи. Выигрывает та команда, которая первой перенесет  все игрушки.

                                                             
Воспитатель:

- Наша песочница полна игрушек.  Пора начинать игру. Послушайте, какую интересную игру затеяли ребята старшей группы
Песочница, песочница,
В песке вся детвора.
Построить домик хочется,
Забавная игра. 

Воспитатель:
Речной песочек, меленький –
Хорош для куличей.
Склонился повар беленький
Над формочкой своей.
А вот Андрюша с Васенькой –
Ребята хоть куда.
Везут в машинах красненьких
Песок туда-сюда..
Большая настоящая
Кипит работа тут.
И люди работящие
В песочнице растут

Бывают столкновения –
Но это не беда.
Ссора – на мгновение,
А дружба навсегда.                 

                      М. Ершова


Воспитатель:

- Какая весёлая у Вас игра ребята!  Но посмотрите, кажется, на нашу песочницу подошли ещё ребята! Послушайте, что расскажут они.

Дети читают стихотворение:

Большая песочница есть во дворе,

Песочница нравится всей детворе.

В песочнице дел очень много с утра –

И трудится там целый день детвора.

 

Маринка печет пирожки из песка.

Максим высыпает песок из носка.

Андрюшка канавок нарыл и ходов –

Он к бою с злодеем песочным готов!

 

Антоша построил красивый дворец.

Дворец вышел славный, Антон – молодец!

Вот башня до неба высокая - чья?

Такую смог вылепить только Илья.

 

А Настя с собою в ведре принесла

Немножко воды - и в песок налила –

Какая шикарная варится каша!

Настёна довольна! Не каша – малаша!  (А. Жилина)

Воспитатель:  

 В песочной стране всегда светит яркое солнце. И я предлагаю сыграть в игру «Солнечные лучики».  

- Оказывается, песок это просто клад для веселых игр!    
Игра  «Солнечные лучики»   (дети на полу выкладывают из атласных ленточек лучики к макету солнышка).


Ведущий:

- Ребята! Посмотрите!

Посреди двора — гора
На горе идёт игра.
Прибегайте на часок,
Залезайте на песок:
Чистый, жёлтый и сырой
Хочешь — рой, А хочешь — строй,
Хочешь — куклам испеки
Золотые пирожки.
 
Звучит музыка. Танец поварят.
Ведущий:

- Какие  весёлые поварята!  Расскажите, с какими гостинцами Вы к нам пожаловали!?

Дети:

  1. Мы повара отменные,
    Мы просто мастера.
    Но необыкновенная
    У нас всегда еда.
  2. Мы варим каши, супчики,
    Мы лепим куличи.
    И даже мальчик с чубчиком
    Состряпал пирожки.
  3. Покормим, кукол, зайчиков,
    А нам совсем не хочется.
    Ведь наше заведение
    Не кухня, а …….. (Песочница)
     Ведущий

- Ребята! Вы наверно догадались из чего наши поварята варили кашу и суп?  (из песка).

- Спасибо Вам поварята за такое необычное угощение. - Ребята! А вы  хотите  узнать в какую интересную игру играет __________? Тогда послушайте, какое стихотворение  он подготовил.

Ребёнок:

- Закопался я в песок,
- У родителей был шок!
- Не волнуйтесь, все в порядке,
- Просто я играю в прятки!
Ведущий:- Отличная игра. В песке можно  прятаться самому  или  спрятать различные «сокровища»: например камушки, ракушки, небольшие игрушки, фантики.  А почему бы и нам не поиграть в прятки? У меня  есть замечательная формочка. Выбираем водящего. Он закрывает глаза, а мы  все дружно прячем эту формочку в зале на нашей «песочнице».  Но так как наша песочница очень большая мы будем подсказывать  словами «Холодно, теплее, горячо».

Игра «Прятки» (по принципу игры «Холодно-горячо»).  

Вначале предмет прячется так  чтобы водящий не видел.  (водящего просят выйти ненадолго из комнаты или отвернуться).  Далее, водящий начинает ходить по комнате, а все остальные игроки дружно подсказывают ему, насколько он приблизился к предмету своих поисков, но делают это не напрямую, а с помощью иносказательных фраз:

Холодно — до предмета ещё далеко;
Теплее! — водящий наконец-то повернул в нужную сторону;
Ещё теплее! — направление верное и водящий движется в нужную сторону;
Горячее! — водящий приблизился к предмету;
Жарко! — до предмета совсем близко;
Очень жарко! — предмет где-то совсем рядом, нужно только протянуть руку.

В эту игру можно играть и без слов, например, когда все дети хлопают в ладоши, и чем ближе к предмету водящий, тем хлопки становятся чаще. Или можно организовать другой, музыкальный, вариант игры с участием взрослого. В этом случае дальность от спрятанного предмета показывается с помощью громкости музыки, которую он регулирует.

Ведущий: 

- Вот и подошло к концу наше путешествие, но Песочная страна не прощается с вами она ждёт вас всегда!!!

 

 

 

    Перспектива  развития:

Работа над проектом будет продолжаться , продолжать работу над развитием речи и эмоциональным развитием ребёнка, знакомить с разными техниками игр с песком, осуществлять взаимодействия с семьёй, следить за новыми разработками и пособиями в этой области.

 Проект Песочный мир можно взять за основу для возможности  применения другими педагогическими работниками.

 Проект будет полезен педагогам работающим в образовательной организации, при освоении ими и внедрении песочной терапии в образовательный процесс., а также родителям поскольку. содержит  методические рекомендации по использованию игр с песком . 

 

 

 

Оставить комментарий: