«Применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в воспитательно-образовательном процессе ДОУ»
Документы для скачивания
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ «Применение информационно- коммуникационных технологий( ИКТ) в воспитательно- образовательном процессе ДОУ». Использование информационно- коммуникационных технологий в детском саду – актуальная проблема современного дошкольного воспитания. Постепенно, компьютерные технологии входят и в систему дошкольного образования как один из эффективных способов передачи знаний. Этот современный способ развивает интерес к обучению, воспитывает самостоятельность, развивает интеллектуальную деятельность, позволяет развиваться в духе современности, дает возможность качественно обновить воспитательно- образовательный процесс в ДОУ и повысить его эффективность. Актуальность использования информационных технологий в современном дошкольном образовании диктуется стремительным развитием информационного общества, широким распространением технологий мультимедиа, электронных информационных ресурсов, сетевых технологий в качестве средства обучения, общения, воспитания. Поэтому с уверенностью можно сказать, что ИКТ являются неотъемлемой частью процесса обучения дошкольников. Это не только доступно и привычно для детей нового поколения, но и удобно для современного педагога. Что такое ИКТ? Сочетание ИКТ связано с двумя видами технологий: информационными и коммуникационными. «Информационная технология – комплекс методов, способов и средств, обеспечивающих хранение, обработку, передачу и отображение информации и ориентированных на повышение эффективности и производительности труда». На современном этапе методы, способы и средства напрямую взаимосвязаны с компьютером( компьютерные технологии) . Коммуникационные технологии определяют методы, способы и средства взаимодействия человека с внешней средой( обратный процесс также важен) . В этих коммуникациях компьютер занимает свое место. Он обеспечивает, комфортное, индивидуальное, многообразное, высокоинтеллектуальное взаимодействие объектов коммуникации. При использовании ИКТ в работе не важен стаж работы педагогов и образование, а важно желание и стремление освоения ИКТ. Использование компьютерных технологий помогает педагогу в работе: привлекать пассивных слушателей к активной деятельности; делать образовательную деятельность более наглядной и интенсивной; формировать информационную культуру у детей; активизировать познавательный интерес; реализовывать личностно- ориентированный и дифференцированный подходы в обучении; дисциплинировать самого воспитателя, формировать его интерес к работе; активизировать мыслительные процессы( анализ, синтез, сравнение и др. ) ; ИКТ дадут возможность любому педагогу напрямую выходить в информационное пространство как с обращением за методической помощью в разные сервисные службы, так и с трансляцией своего опыты работы. ИКТ позволят воспитателю более широко общаться на разных методических мероприятиях, например видео- мастер- классы, вебинары и др. значительно сокращается работа с бумажными носителями, так как почти вся текстовая информация составляется и хранится в электронном виде; меньше уходит сил и времени при подготовке наглядно- дидактического сопровождения к НОД. с помощью ИКТ создаются условия для профессионального саморазвития: используются электронные учебники, статьи; в сети Интернет можно знакомиться с периодикой, обмениваться информацией с коллегами посредством электронной почты. Общение с родителями воспитанников с помощью ИКТ- еще одна реальность. ИКТ- это прежде всего: преобразование предметно- развивающей среды, создание новых средств для развития детей, использование новой наглядности, дополнительная информация, которой по каким- либо причинам нет в печатном издании, разнообразный иллюстративный материал, как статический, так и динамический( анимации, видеоматериалы) , в информационном обществе сетевые электронные ресурсы- это наиболее демократичный способ распространения новых педагогических идей и новых дидактических пособий, доступный педагогам независимо от места их проживания и уровня дохода, поисковые системы сети Интернет предоставляют педагогам возможность найти практически любой материал по вопросам развития и обучения и любые фотографии и иллюстрации. Применение ИКТ: Подбор иллюстративного материала к совместной организованной деятельности педагога с детьми и для оформления стендов, группы. Подбор дополнительного познавательного материала. Обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов. Оформление групповой документации, отчётов. Создание презентаций в программе Рower Рoint для повышения эффективности совместной организованной деятельности с детьми и педагогической компетенции родителей в процессе проведения родительских собраний. При создании единой базы методических и демонстрационных материалов у педагога появляется больше свободного времени. Грамотное использование современных информационных технологий позволяет существенно повысить мотивацию детей к обучению. Позволяет воссоздавать реальные предметы или явления в цвете, движении и звуке. Что способствует наиболее широкому раскрытию их способностей, активизации умственной деятельности. Сегодня ИКТ позволяет: • Показать информацию на экране в игровой форме, что вызывает у детей огромный интерес, так как это отвечает основному виду деятельности дошкольника — игре. • В доступной форме, ярко, образно, преподнести дошкольникам материал, что соответствует наглядно- образному мышлению детей дошкольного возраста. • Привлечь внимание детей движением, звуком, мультипликацией, но не перегружать материал ими. • Способствовать развитию у дошкольников исследовательских способностей, познавательной активности, навыков и талантов. • Поощрять детей при решении проблемных задач и преодолении трудностей. Использование информационно- коммуникационных технологий в дошкольном образовании позволяет расширить творческие возможности педагога и оказывает положительное влияние на различные стороны психического развития дошкольников. Развивающие занятия с её использованием становятся намного ярче и динамичнее. Применение компьютерной техники позволяет сделать НОД привлекательным и по- настоящему современным, решать познавательные и творческие задачи с опорой на наглядность. В ходе игровой деятельности дошкольника, с использованием компьютерных средств у него развивается: теоретическое мышление, развитое воображение, способность к прогнозированию результата действия, проектные качества мышления и др. , которые ведут к резкому повышению творческих способностей детей. По сравнению с традиционными формами обучения дошкольников компьютер обладает рядом преимуществ: Движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание детей и способствует повышению у них интереса к изучаемому материалу. Высокая динамика занятия способствует эффективному усвоению материала, развитию памяти, воображения, творчества детей. Обеспечивает наглядность, которая способствует восприятию и лучшему запоминанию материала, что очень важно, учитывая наглядно- образное мышление детей дошкольного возраста. Слайд- шоу и видеофрагменты позволяют показать те моменты из окружающего мира, наблюдение которых вызывает затруднения: например, рост цветка, вращение планет вокруг Солнца, движение волн, вот идёт дождь; Также можно смоделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя или сложно показать и увидеть в повседневной жизни( например, воспроизведение звуков природы; работу транспорта и т. д. ) ; Предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес. Несёт в себе образный тип информации, понятный дошкольникам. Проблемные задачи, поощрение ребёнка при их правильном решении самим компьютером являются стимулом познавательной активности детей. Ребёнок сам регулирует темп и количество решаемых игровых обучающих задач. В процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе, в том, что он многое может. Позволяет моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни( полет ракеты, половодье, неожиданные и необычные эффекты) ; Компьютер очень" терпелив" , никогда не ругает ребёнка за ошибки, а ждёт, пока он сам исправит их. Использование информационных технологий побуждает детей к поисковой исследовательской деятельности, включая и поиск в сети Интернет самостоятельно или вместе с родителями. Спектр использования ИКТ в образовательном процессе достаточно широк. Одной из наиболее удачных форм подготовки и представления учебного материала к совместной организованной деятельности в детском саду- это создание мультимедийных презентаций. Она облегчает процесс восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов, т. к. сочетает в себе динамику, звук и изображение, т. е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка. Одновременное воздействие на два важнейших органа восприятия( слух и зрение) позволяют достичь гораздо большего эффекта. А английская пословица гласит: «Я услышал – и забыл, я увидел – и запомнил». Использование компьютера для ведения документации. Компьютер может оказывать неоценимую услугу воспитателям и" продвинутым" родителям по составлению всевозможных планов мероприятий с помощью программ- организаторов, вести индивидуальный дневник ребенка, записывать различные данные о нем, результаты тестов, выстраивать графики, в целом отслеживать динамику развития ребёнка. Это можно сделать и вручную, но временные затраты несопоставимы. Вывод: Бесспорно, что в современном образовании компьютер не решает всех проблем, он остается всего лишь многофункциональным техническим средством обучения. Использование средств информационных технологий позволит сделать процесс обучения и развития детей достаточно простым и эффективным. Средствами мультимедиа позволит наиболее доступной и привлекательной, игровой форме, достигнуть нового качества знаний, развивает логическое мышление детей, усиливает творческую составляющую учебного труда, максимально способствуя повышению качества образования среди дошкольников, освободит от рутинной ручной работы, откроет новые возможности. В заключение хочется отметить, что в условиях детского сада возможно, необходимо и целесообразно использовать ИКТ в различных видах образовательной деятельности. Совместная организованная деятельность педагога с детьми имеет свою специфику, она должна быть эмоциональной, яркой, с привлечением большого иллюстративного материала, с использованием звуковых и видеозаписей. Всё это может обеспечить нам компьютерная техника с её мультимедийными возможностями. Использование информационных технологий позволит сделать процесс обучения и развития ребёнка достаточно эффективным, откроет новые возможности образования не только для самого ребёнка, но и для педагога. Однако, какими бы положительным, огромным потенциалом не обладали информационно- коммуникационные технологии, но заменить живого общения педагога с ребёнком они не могут и не должны.