Проект "Чистота - залог здоровья" в первой младшей группе
Проект «Чистота-залог здоровья» для младшей группы
Подготовила: воспитатель Коваленко Н.П.
Продолжительность: долгосрочный
Тема проекта: «Детям о чистоте и здоровье».
Возраст детей: младшая группа (2-3 года).
Цель: формировать культурно-гигиенические навыки.
Задачи:
- Формировать представления о чистоте и здоровом образе жизни.
- Расширить знание детей о правилах и предметах личной гигиены.
- Научить детей соблюдать и поддерживать чистотуне только в помещении, но и на улице.
- Создать условия по формированию у младшихдошкольников и их родителей ценностного отношения к своему здоровью.
- Привлечь родителей к активному участию в жизни детского сада.
Актуальность.
Культурно-гигиенические навыки (КГН) - важная составляющая часть культуры поведения. Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья. В конечном счёте от знания и выполнения детьми необходимых гигиенических правил и норм поведения зависит не только их здоровье, но и здоровье других детей и взрослых. В детском саду у детей воспитываются навыки по соблюдению чистоты тела, культуре еды, поддержание порядка в окружающей обстановке. Таким образом актуальность проекта продиктована:
- потребностью формирования КГН, соответствующих возрасту детей;
- необходимостью развития интереса к здоровому образу жизни.
Ожидаемый результат:
- Осознанное отношение детей и их родителей к состоянию здоровьякак к основному фактору успеха на последующих этапах жизни.
- Значительное повышение знаний о чистотеи опрятности своего внешнего вида.
- Расширение и обогащение опыта детей в плане поддержания чистоты - личнойи в окружающей среде (внешний вид, личный шкафчик, стульчик с одеждой, игрушки в группе, прогулочная территория).
- Умение замечать и устранять имеющиеся недостатки.
Итоговое мероприятие: развлечение «Мы здоровью скажем да!»
ПОДГОТОВКА ПЛАНА СОВМЕСТНЫХ ДЕЙСТВИЙ:
Сбор информации
Что мы знаем об этом?
-Во время адаптации дети часто болеют. Потому что не знают элементарных навыков самообслуживания. Потому что родители не применяют дома физкультурно-оздоровительные процедуры. Потому что родители не приучают детей к здоровому питанию.
Что мы хотим узнать?
-Зачем правильно питаться? Зачем умываться и мыть руки с мылом? Зачем нужен массаж для пальчиков? Польза физических упражнений.
Как мы можем узнать?
-наблюдения;
-прогулки;
-подвижные игры;
-сюжетно-ролевые игры;
-утренняя гимнастика;
- дыхательная гимнастика
- пальчиковая гимнастика
- гимнастика после сна
- артикуляционная гимнастика
- релаксационные упражнения
- закаливающие процедуры
- хороводные игры
- сюжетно-ролевые игры
- физкультминутки
- применение массажных ковриков
- воспитание культурно-гигиенических навыков;
-художественная литература (стихи, потешки, книги)
-рекомендации родителям;
-беседы.
Приобщение детей к здоровому образу жизни
В настоящее время в педагогике возникло особое направление: «педагогика оздоровления», в основе которой лежат представления о развитии здорового ребенка, здорового образа жизни и добиться осознанного выполнения элементарных правил здоровьесбережения.
Для достижения целей здоровьесберегающих технологий в дошкольном возрасте мы применяем следующие группы средств:
Средства двигательной направленности:
- физические упражнения;
- физкультминутки;
- эмоциональные разрядки;
- гимнастика (оздоровительная после сна);
- пальчиковая гимнастика, зрительная, дыхательная, корригирующая;
- лечебная физкультура;
- подвижные и спортивные игры;
- массаж;
- самомассаж;
- психогимнастика.
Ежедневно в своей работе с детьми используем такую форму, как пальчиковые игры.
Наши дети должны быть здоровы, а для этого надо не так уж много: систематичность выполнения, привычку, удовольствие в выполнении упражнений.
Оздоровительные силы природы имеют огромное значение для здоровья детей :
- регулярные прогулки на свежем воздухе;
- походы;
- солнечные и воздушные ванны;
- водные процедуры;
- фитотерапия;
- витаминотерапия;
- закаливание.
Ребенок дошкольного возраста должен ежедневно находиться на улице не менее трех часов. И мы в своей работе с детьми стараемся как можно больше находиться на свежем воздухе.
Через игры на свежем воздухе, развлечения дети получают необходимый опыт, учатся исследовать, наблюдать и заботиться о своем здоровье.
Мы знаем, что гигиенические средства содействуют укреплению здоровья и стимулируют развитие адаптивных свойств организма:
- личная гигиена;
- проветривание;
- влажная уборка;
- режим питания;
- правильное мытье рук;
- обучение детей элементарным приемам здорового образа жизни;
- ограничения уровня учебной нагрузки во избежание утомления.
В беседах», «Гигиена приема пищи» - дети приобщаются к культуре поведения, личной гигиене.
На родительских собраниях, индивидуальных консультациях учим оценивать здоровье ребенка, родителям предлагаем картотеки различных гимнастик, упражнений для дома, советуем литературу, брошюры.
Соответственно, для родителей оформляем рекомендации, советы:
- предлагаем папки-передвижки;
- проводим анкетирования.
Все эти приемы позволяют нам постепенно стабилизировать, приобщить к здоровому образу жизни. У родителей и у нас теперь одна цель - воспитывать здоровых детей.
Воспитание культурно-гигиенических навыков включает широкий круг задач, и для их успешного решения рекомендуется использовать целый ряд педагогических приёмов с учётом возраста детей: объяснение, пояснение, беседы, показы, упражнения с выполнением действий в процессе дидактических игр, систематическое напоминание детям правил гигиены. Применение художественной литературы по данному направлению, разучивание стихов, потешек и т. д.
В дидактических играх чаще всего наглядным пособием являются кукла, с которой и проводятся познания и закрепления культурно-гигиенических навыков.
Интеграция содержания образовательных областей на основе проекта «Чистота-залог здоровья»
Познавательное развитие:
- Чтение стихотворений А. Барто «Девочка чумазая», К. Чуковского «Мойдодыр», «Доктор Айболит», потешки о воде.
- Разрешение проблемных ситуаций: «Кукла-грязнуля пришла в гости поиграть с детьми»(по стихотворению А. Барто «Девочка чумазая»); «Что взяла-клади на место» (по стихотворению З. Александровой).
- Просмотр и обсуждение мультфильмов «К чистоте будь готов», «Уроки тётушки Совы»(серия «Мудрые сказки Тётушки Совы. Грязнуля», «Королева Зубная щётка»; «Маша и медведь: Большая стирка».
- Игры с водой и песком «Песочные человечки», «Кто живёт в воде?», «Мыльные пузырики», «Считалочка-купалочка», «Кто разбудил китёнка?»
- Экспериментирование с водой по рассказу Л. Дерягиной «О том, как водичка гулять отправилась».
- Дидактические и настольные игры «Что за чем идёт», вкладыши «Части тела», пазлы по сказкам.
- Игры на развитие внимания, мышления, восприятия «Наложение контуров», «Найди непохожий», «Четвёртый-лишний», «Чудесный мешочек», «Чего не стало».
Социально-коммуникативное развитие:
- Сюжетно-ролевые игры «Семья», «Доктор», «Магазин», «Катя заболела», «Катя проснулась», «Купание куклы», «Оденем Катю на прогулку».
- Упражнения, направленные на улучшение взаимодействий с окружающими: «Игрушечный магазин», «Покажу, как я люблю».
- Беседы о правилах безопасности и личной гигиены в туалетной комнате.
- Беседы «Почему нельзя есть на улице», «Грязные руки-хорошо или плохо?».
- Помощь воспитателю в уборке игрушек в группе, на прогулке.
- Отработка умения одеваться и раздеваться в определённом порядке; складывать в определённом порядке снятую одежду.
- Наблюдение за трудовыми действиями дворника.
Речевое развитие:
- Беседы о правилах личной гигиены и безопасности в туалетной комнате.
- Тренировка проговаривания последовательности действий при умывании, раздевании и одевании.
- Ситуативные беседы на темы «Внешний вид», «Зачем нужен носовой платок», «Кто такой неряха?».
- Игры на координацию речи с движением: «Это я», «Умывалочка», «Зубная щётка»Н. В. Нищевой.
- Рассматривание и беседа по сюжетной картинке «Помоги маме навести порядок».
- Закрепление правильного произношения названий средств личной гигиены (мыло).
- Тренировка в употреблении формы личных местоимений (мой горшок, моя расчёска, моё полотенце).
- Образование уменьшительно-ласкательных форм существительных (тарелка-тарелочка, ложка-ложечка и т. п.)
Художественно-эстетическое развитие:
Чтение художественной литературы
- А. Барто «Девочка чумазая».
- К. Чуковский «Мойдодыр».
- З. Александрова «Что взяла-клади на место», «Топотушки», «Купание».
- В. Коростылёв «Королева зубная щётка».
- Р. Самарец «Хорошие манеры»(сборник стихов).
- И. Муравейка «Я сама».
- Ю. Тувим «Письмо к детям по одному очень важному делу».
Музыкальные игры и слушание музыки:
- Музыкальная игра «Где же наши ручки?»(муз. Т. Ломовой).
- Слушание аудиодисков с релаксирующей музыкой (шум дождя, моря и т. п.)перед сном.
- Прослушивание песен из мультфильма «Маша и медведь»(серия «Будьте здоровы!»).
Продуктивная деятельность:
- Рисование красками «Дождик».
- Рисование карандашами «Моя любимая игрушка»(использование трафаретов).
- Рисование пальчиками по манке «Песочные и водяные человечки», «Дождик», «Травка растёт».
- Раскрашивание мелками и карандашами принадлежностей личной гигиены, бумажных кукол и их одежды.
- Лепка «Разноцветные шары».
- Занятие по формированию культурно-гигиенических навыков «Водичка, водичка умой моё личико».
- Образовательная деятельность по сенсорному развитию детей «В поисках солнышка».
Физическое развитие:
- Утренняя гимнастика.
- Физкультурные занятия.
- Физкультминутки.
- Подвижные игры «Птицы», «Самолёты», «Пузырь», «Ровным кругом», «Зайка», «Догони мяч», «Поезд», «Карусели», «Где звенит?», «Подползи под воротца».
- Ситуативный разговор об аккуратности внешнего вида.
- Гимнастические комплексы для глаз «Муха».
- Закаливающие процедуры: воздушные ванны, ванночки для ног, обтирание рукавичками, хождение по соляной дорожке.
Этапы реализации проекта «Чистота-залог здоровья»
Подготовительный этап (выявление проблемы, анализ имеющихся педагогических ресурсов, определение направлений деятельности).
РАБОТА С ДЕТЬМИ:
- Формулировка проблемы: «У детей недостаточно сформированы КГН».
- Начальный мониторинг.
- Анализ результатов мониторинга.
- Анализ имеющегося дидактического материала.
- Подбор иллюстраций, книг, дидактических игр, игрушек, пособий по теме проекта.
Педагогические ресурсы:
- Вопросы мониторинга.
- Книжки-малышки, дидактические игры, пазлы, разрезные картинки, лото, вкладыши.
- Художественная литература.
- Сюжетные картинки по теме «Формирование КГН у детей».
- Сборники мультфильмов.
- Картотека игр с песком и водой.
- Картотека физкультминуток.
- Сборники классической музыки.
Задачи:
1) Выяснить осведомлённость детей по проблеме.
2) Определить направления в работе.
3) Создать перспективное планирование работы.
4) Пополнить развивающую среду в группе для актуализации опыта детей.
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ:
- Ознакомление родителей с темой и, соответственно, с проблемой проекта: «Что такое чистотаи зачем мы её соблюдаем?»
- Нацеливание родителей на поиск информации по проблеме чистоты и здоровья.
- Обсуждение с детьми просмотренных совместно дома мультфильмов по теме проекта «Королева Зубная щётка», «Мойдодыр».
- Примерные вопросы к мультфильмам:
- Что тебе больше всего понравилось?
- Кто положительный герой, а кто- нет?
- Почему ты так думаешь?
- А как поступил бы ты?
- Что ты мог бы посоветовать этому герою?
Родителям предлагается записать ответы детей, чтобы по окончании проекта самостоятельно определить динамику развития ребёнка.
Педагогические ресурсы:
- Мультфильмы «королева Зубная щётка», «Мойдодыр».
- Интернет-ресурсы, книги.
Задачи:
1) Развивать педагогическую инициативу родителей.
2) Вовлекать родителей в воспитательно-образовательный процесс в группе.
3) Укреплять детско-родительские взаимосвязи и интересы.
Основной этап (содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей в рамках проекта).
РАБОТА С ДЕТЬМИ
Образовательная область «Познавательное развитие»
Педагогические ресурсы
- Стихотворения: А. Барто «Девочка чумазая», К. Чуковский «Мойдодыр».
- Разрешение проблемных ситуаций.
Проблемная ситуация «Что взяла-клади на место» (по стихотворению З. Александровой).
Это Оленьке известно:
Что взяла клади на место!
Только девочка мала:
Забывает, где взяла.
На кроватку ставит кружку,
На паркет кладёт подушку,
Прячет ботики в буфет.
Всё на месте или нет?
Если мама промолчала,
Надо делать всё сначала:
На буфет нести подушку,
На паркет поставить кружку,
Сунуть ботики в кровать…
Кажется, не так опять?
Оля смотрит виновато:
Нет, стояло всё не там…
Помогите ей, ребята,
Всё расставить по местам.
После прочтения стихотворения воспитатель предлагает помочь Оленьке и объяснить, почему у каждой вещи должно быть своё место. Затем все осматривают вещи в своей группе и приводят её в порядок.
Проблемная ситуация «Кукла-грязнуля пришла в гости поиграть с детьми» (проблемная ситуация создаётся после прочтения стихотворения А. Барто «Девочка чумазая»).
- Мультфильмы «К чистоте будь готов», «Уроки тётушки Совы»(серия «Мудрые сказки тётушки Совы. Грязнуля», «Королева Зубная щётка», «Маша и медведь», «Большая стирка».
- Игры С водой и песком проводятся с подгруппой детей в утренние, вечерние часы и по возможности на прогулке.
- Экспериментирование.
- Дидактические и настольные игры.
Образовательная область
«Социально – коммуникативное развитие»
Педагогические ресурсы
- Сюжетно – ролевые игры.
- Упражнения, направленные на улучшение взаимодействий с окружающими.
- Беседы о правилах безопасности и личной гигиене в туалетной комнате.
Исходя из специфики работы в раннем возрасте, нахождению и поведению в туалетной комнате уделяется особое внимание в плане безопасного поведения. Воспитатель задаёт детям вопросы, а ответы детей формулирует в правила поведения в туалетной комнате, которые впоследствии многократно повторяет вместе с детьми.
- Беседы «Почему нельзя есть на улице», «Грязные руки – хорошо или плохо?»
- Наблюдение за трудовыми действиями дворника.
- Помощь воспитателю в уборке игрушек в группе, на прогулке.
- Процессы одевания и раздевания в определённом порядке в режимные моменты (сон, прогулка).
- Процесс складывания в определённом порядке снятой одежды перед сном.
Задачи:
1) Развивать игровую деятельность детей.
2) Развивать умения действовать в соответствии с ролью, договариваться друг с другом, придерживаться правил в игре.
3) Дать детям представление об основах безопасности в быту, о способах сохранения и укрепление здоровья.
4) Формировать навыки принятия самостоятельных решений в отношении поддержании укрепления своего здоровья.
5) Воспитывать ценностное отношение к собственному труду, труду других людей и его результатам.
Образовательная область «Речевое развитие»
Педагогические ресурсы
- Ситуативные разговоры о том, почему нельзя есть на улице, о грязных руках – хорошо это или плохо.
- Тренировка проговаривания последовательности действий при умывании, раздевании, одевании.
- Игры на координацию речи с движением.
- Вопросы к беседе по сюжетной картинке «Помоги маме навести порядок»:
- Куклы бибабо, персонажи настольного и пальчикового театров, персонажи для работы на фланелеграфе для обыгрывания знакомых сказок «Колобок», «Курочка Ряба», «Теремок».
Задачи:
1) Формировать потребность пользоваться речью.
2) Обогащать словарь посредством введения новых слов.
3) Развивать грамматический строй речи.
4) Учить проговаривать последовательность действий.
5) Учить доброжелательному общению друг с другом и со взрослыми.
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
Педагогические ресурсы
Чтение художественной литературы
- К. Чуковский «Мойдодыр».
- В. Коростылев «Королева Зубная щётка».
- А. Барто «Девочка чумазая».
- Р. Самарец сборник стихов «Хорошие манеры»
- Л. Белкин «Куда ушли колготки».
- З. Александровой «Что взяла – клади на место», «Топотушки», «Купание».
- И. Муравейка «Я сама».
- Ю. Тувим «Письмо к детям по одному очень важному делу».
Задачи:
1) Расширять литературный опыт детей.
2) Искать ответы на вопросы проекта.
Музыкальные игры и слушание музыки:
- Музыкальная игра «Где же наши ручки?»(муз. Т. Ломовой).
Воспитательные задачи: вызвать у детей интерес к музыкальным играм, весёлое настроение, активизировать их; развивать элементарную ритмичность движений.
- Диски с релаксирующей музыкой (шум дождя, моря и т.).
- Песня из мультфильма «Маша и медведь»(серия «Будьте здоровы!») :
«Песенка про дружбу» (муз. В. Богатырева, сл. Д. Червяцова, «Песенка про следы» (муз. В. Богатырева, сл. В. Жука, «День варенья» (муз. В. Богатырева, сл. В. Жука, «Три желания» (муз. В. Богатырева, сл. Д. Червяцова).
Задачи:
1) Формировать интерес к слушанию музыки.
2) Вырабатывать навыки осознанного прослушивания музыкального произведения.
3) Нормализовать психологический микроклимат.
Продуктивная деятельность:
- Рисование красками «Дождик».
- Трафареты с изображениями игрушек для рисования карандашами на тему «Моя любимая игрушка».
- Рисование пальчиками по манке «Песочные и водяные человечки», «Дождик», «Травка растёт».
- Рисунки-раскраски с изображениями принадлежностей личной гигиены, бумажных кукол и их одежды для раскрашивания мелками и карандашами.
- Раскраски, штриховки.
Задачи:
1) Развивать изобразительные и конструктивные навыки, творчество.
2) Развивать мелкую моторику.
Образовательная область «Физическое развитие»
Педагогические ресурсы
- Физкультурные занятия.
- Физкультминутки.
- Подвижные игры.
- Мультфильм «Неумейка».
- Беседа-обсуждение мультфильма «Неумейка»:
- Закаливающие процедуры: воздушные ванны, ванночки для ног.
Задачи:
1) Укреплять физическое и психологическое здоровье ребёнка.
2) Формировать ценностное отношение к здоровью с учётом возрастных и индивидуальных особенностей.
3) Развивать потребность в активной двигательной деятельности.
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ
Педагогические ресурсы
- Материалы консультаций по теме «Чистота – залог здоровья».
Консультация «Нужно ли приучать малыша к чистоте?»
Нужно. Нас окружают множество вредных микроорганизмов, которые могут попасть в неокрепший детский организм через мелкие ссадины на руках или при еде не мытыми руками через рот в кишечник и вызвать заболевание.
Впрочем, сохранение здоровья – не единственный аргумент в пользу приучения ребёнка к чистоте. Выработанное в детстве умение соблюдать чистоту и наводить порядок, пусть даже как подражание родителям, пригодится во взрослой жизни, когда наводить порядок придётся уже в собственном жилище.
Консультация «Как приучить к чистоте?»
Мы все знаем поговорку «Начинай воспитывать ребёнка, пока он лежит поперёк кровати». Приучение к чистоте тоже лучше начать пораньше, лет с двух-трёх. Но если вы спохватились позже, не расстраивайтесь – начинать никогда не поздно.
А ещё есть правила, при соблюдении которых достичь успеха не так уж сложно.
Правило 1: ребёнок должен понимать зачем нужна чистота!
Правило 2: сила личного примера имеет большое значение.
Правило 3: пусть малыш помогает вам в меру своих сил.
- Индивидуальные беседы с родителями:
- о важности соблюдения единого режима дома и в детском саду для здоровья;
- необходимости занятий утренней гимнастикой;
- влиянии закаливания на организм («Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья»).
Задание родителям: сходить с ребёнком в магазин (общественное место) и обратить его внимание на расположение продуктов на полках магазина, на порядок в расположении большого количества продуктов, их внешний вид, общую эстетику. Так же обратить внимание на:
- условия хранения продуктов (они не разбросаны на полу, как игрушки в комнате, а у каждого продукта своё место);
- внешний вид продукта (грязные, испачканные продукты никто покупать не будет – это может быть вредным для здоровья).
Дома побеседовать о влиянии «чистых» и «грязных» продуктов на здоровье.
- Совместная с родителями организация фотовыставки «Маленькие помощники».
Родителям предлагают принести фотографии своих детей, где изображено, как дети дома помогают с уборкой, как они умываются, чистят зубы, убирают игрушки. В группе рассмотреть фотографии, побеседовать с ребятами о том, чем они занимаются. Итогом этой работы является оформленная фотовыставка «Маленькие помощники».
- Привлечение родителей к участию в итоговом мероприятии проекта– совместном досуге «В гости к Лене».
Задачи:
1) Развивать педагогическую инициативу родителей.
2) Вовлекать родителей в воспитательно-образовательный процесс группы.
3) Привлекать родителей к расширению социального опыта ребёнка.
4) Приобщать к совместному творчеству.
5) Укреплять детско-родительские отношения, взаимосвязи и интересы.
6) Обратить внимание родителей на соблюдение правил гигиены дома членами семьи.
7) Повышать компетентность детей и родителей в вопросах здоровья.
Итоговый этап
- Итоговое мероприятие: совместный с родителями досуг «В гости к Лене».
Цель – закрепление знаний и умений детей о культурно-гигиенических навыках.
- Итоговый мониторинг
Цель – проследить результативность проделанной работы.
Вопросы к мониторингу
Что такое чистота?
Для чего нужно соблюдать правила личной гигиены?
Какие предметы нужны для личной гигиены?
Что нужно делать, чтобы быть здоровым?
Критерии оценки
Высокий уровень. Ребёнок отвечает на все вопросы, имеет элементарные представления о правилах.
Средний уровень. Ребёнок частично отвечает на вопросы, при подсказке может называть полезные и вредные продукты.
Низкий уровень. Ребёнок не может ответить на вопросы с помощью
взрослого, не разграничивает понятия.