a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Проект "Времена года" в первой младшей группе.

Автор: Коваленко Надежда Павловна Опубликовано: 2022-03-31 20:01:30

 

Проект на тему: «Времена года»

Первая младшая группа

 

Введение

 

Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения у всех людей, повышения их экологической грамотности и культуры понимания необходимости реализации принципов устойчивости развития.

С принятием законов Российской Федерации «об охране окружающей природной среды» и «об образовании» созданы предпосылки правовой базы для формирования системы экологического образования населения. «Указ Президента Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития» (с учётом Декларации Конференции ООН по окружающей среде и развитии, подписанной Россией, соответствующие постановления Правительства возводят экологическое образование в разряд первостепенных государственных проблем. Указанные документы подразумевают создание в регионах страны системы непрерывного экологического образования, первым звеном которого является дошкольное. Именно в этом возрасте закладываются основы мировоззрения человека, его отношения к окружающему миру.

 

Актуальность

 

Вызывать интерес и любовь к природе необходимо с раннего возраста, так как её влияние на детей огромно, а впечатления детства остаются на всю жизнь. Главным обстоятельством, обеспечивающим успех этой работы, является понимание воспитателем психофизиологических особенностей детей этого возраста. Для младшего дошкольника характерен ярко выраженный интерес ко всему, что происходит вокруг. Ежедневно дети познают всё новые и новые предметы, стремятся узнать не только их названия, но и черты сходства, задумываются над простейшими причинами наблюдаемых явлений. Поддерживая детский интерес, нужно вести их от знакомства с природой к её пониманию.

Семья как среда формирования личности оказывает огромное влияние и на формирования у ребёнка основ экологического мировоззрения. Фундамент нравственного воспитания, которое неразрывно связано с экологическим, также закладывается в семье и именно в период раннего детства. В тоже время между целями коллектива детского сада и целями, которые ставят перед собой родители, зачастую возникают противоречия.    

 - Родители уделяют мало внимания наблюдениям за объектами и явлениями природы

 - Родители не обращают внимание на неправильное отношение детей к объектам природы

 - Родители не привлекают детей к совместному труду в природе

 - Некоторые родители имеют низкий уровень экологической культуры

 

Целесообразность реализации проекта

 

 - Развитие интегративных качеств: любознательный, активный, отзывчивый

 - Развитие эстетического восприятия окружающего

 - Развитие нравственности

 - Развитие продуктивной деятельности

 

Анализ внутренней среды

 

 - Экологическому воспитанию детей в раннем возрасте уделяется мало внимания

 - К трем годам большинство воспитанников имеют низкий уровень сформированности экологических представлений

 - Не сформировано представление о правильных способах взаимодействия с природой

 

Цель проекта: Формирование начальных представлений о временах года.

 

Задачи:

 

 - Познакомить детей с характерными особенностями каждого времени года

 - Формировать представления о правильных способах взаимодействия с объектами природы

 - Формировать представления о труде взрослых в природе

 - Развивать интерес к наблюдению за объектами и явлениями природы

 

Этапы реализации проекта

 

  1. Подготовительный (сентябрь)

 

 - Создание развивающей среды

 - Анкетирование родителей

 - Дидактические игры

 - Наглядный материал

 - Подбор художественной литературы

 - Картотека пальчиковых и подвижных игр

 - Материалы для экспериментирования

 

  1. Практический (1 октября – 15 мая)

 

 Организация деятельности детей.

 

  1. Заключительный (15 мая - 31 мая)

 

 Определение результата практической деятельности с детьми.

 

Формы работы:

 

 - НОД

 - Дидактические игры

 - Подвижные игры

 - Пальчиковые игры

 - Речевые игры

 - Наблюдения в природе

 - Труд в природе

 - Экспериментальная деятельность

 - Продуктивная деятельность

 - Чтение художественной литературы

 -Музыкально – ритмические движения

 

Схема реализации проекта

 

Осень:

 -Выставка «Дары осени»

 -Праздник осени «В гости к осени»

 

Зима:

 - Выставка детского творчества «Белоснежная зима»

 - Развлечение «Зимушка – зима»

 

Весна:

 - Оформление выставки «Огород на окне»

 -Развлечение «Веснянка»

 

Лето:

 - Выставка детского творчества «Разноцветное лето»

 - Развлечение «Праздник лета»

 

Ожидаемые результаты

 

Дети:

 - Сформированы элементарные представления о временах года

 - Сформировано представление о труде взрослых в разное время года

 - Сформированы представления о правильных способах взаимодействия с объектами природы

 - Развит интерес к наблюдению за объектами и явлениями природы

 

Родители:

 - Взаимодействуют с педагогами по вопросам экологического воспитания

 - Повысился уровень экологической воспитанности родителей

 - Проводят с детьми наблюдения в природе и пресекают попытки жестокого обращения с объектами природы

 - Привлекают детей к совместному труду в природе

 

Педагоги:

 - Ведут активную работу по экологическому воспитанию с первой младшей группы

 - Используют различные формы работы, интеграцию образовательных областей

 - Используют современные педагогические технологии

 - Распространяют и обобщают опыт

 

Содержание работы

 

Осень

 

Игровая деятельность

- Игры - манипуляции с муляжами овощей, фруктов

- Театрализованная игра «Репка»

- С/р игры: «Компот для мишки», «Кукла Маша готовит салат», "Чудесная корзинка», «Зайкин огород», «Кукла идет гулять»

 

Коммуникативная деятельность

- Словесно-речевые игры: «Огород», «Спрячем овощи», «Найдем овощи», «Фрукты», «Подарим фрукты», «Осень пришла»

- Дидактические игры: «Что растет в саду? », «Что растет в огороде? », «Узнай и назови», «Узнай на вкус», «Что бывает осенью? », «Чего не стало?»

- Пальчиковые игры: «Овощи», «Фрукты», «Грибы», «Осень золотая», «Репка», «Бабушка – погодушка в сентябре, октябре, ноябре»

- Дыхательные упражнения: «Листопад», «Чья птичка улетит дальше? »

 

Познавательно – исследовательская деятельность

- Игры с природным материалом (шишки, листья и др.)

- Игры с песком: «Мокрый-сухой», «Посыпалки»

- Игры с водой: «Что как плавает», «Переливание воды»

- Дидактические игры: «Сколько - листочков? », «Найди домик листочку», «Сложи картинку», «Большой- маленький», «Найди такой же листик», «Разложи овощи по корзиночкам», лото «Осень»

 

 Наблюдения на прогулке за осенними цветами, листопадом, небом, ветром, птицами, работой дворника, дождем, погодой

 

Двигательная деятельность

- П/И: «Солнышко и дождик», «Птички и дождик», «Листопад»

- Хороводные игры «Огород», «Овощи»

- Речевые подвижные игры: «Собираем овощи», «Мы идем в сад», «Вкусные овощи», «Золотая осень», «Деревья», «Дождик», «Птицы осенью»

 

Трудовая деятельность

- Сбор листьев для гербария

- Сбор семян

- Уборка территории

 

Чтение художественной литературы

- «Падают листья» М. И. Венсен, «Овощи» Тувим, «Дождик» Е. Благинина, «Осенью» Плещеев, «Листопад» В Мирович, «Огуречик - огуречик», «Дождик  дождик», «Репка»

 

Музыкально – художественная деятельность

- Слушание: «Осенью» муз. С. Майкопара

- Пение «Дождик» рус. нар. мел., обр. В Фере

- Музыкально - ритмические движения «Дождик» муз. и сл Е. Макшанцевой, пляска с листочками

 

 Продуктивная деятельность

- Рисование\лепка «Дождик», «Яблоки», «Мухомор», «Листопад»

 

Зима

 

Игровая деятельность

- Игры-манипуляции с фигурками диких животных

- Театральная игра «Зимовье зверей»

- С/Р игры: «Кукла заболела», «Кукла идет гулять», «Путешествие в зимний лес», «Новый год у зверят»

 

Коммуникативная деятельность

- Словесно-речевые игры: «В гости к нам зима пришла», «На чем катаются дети», «Что слепил Дед Мороз?», «Снегурочка со снежками», «Какие снежки?», «Нарядим елочку»

- Д/И: «Найди картинку», «Что зимой бывает?», «Кто спрятался в снегу», «Одень куклу на прогулку»

- Пальчиковые игры: «Зима», «Новый год», «Елочка», «Ручки греем», «Бабушка - погодушка в декабре, январе, феврале»

- Дыхательные упражнения: «Снежинки», «Пузырь»

 

Познавательно – исследовательская деятельность

- Игры с песком: «Следы», «Печем печенье»

- Игры с водой: «Поймай льдинку», «Заморозим», «Разогреем», «Цветные льдинки»

- Д/И: «Сложи картинку», «Сколько снежинок?», «Большие - маленькие снежинки», «Какой снежок?», «Собери снеговика», лото «Зима», «Что бывает белым?»

 

 Наблюдения на прогулке за: снегом, красотой зимних деревьев, узорами на окнах, снегопадом, птицами, следами на снегу, работой дворника

 

Двигательная деятельность

- П\И «Зайка беленький», «Птички в гнездышке», «Дед Мороз», «Снег кружится», «На елку»

- Хороводные игры «Елочка», «Дед Мороз»

- Речевые подвижные игры «Выпал беленький снежок…», «Снежинки»,

«На дворе Мороз и ветер…», «Мороз»

 

Трудовая деятельность

- Расчистка дорожки от снега, подгребание снега к стволам деревьев, перенос снега в определенное место для сооружения снежных построек, посыпание дорожки песком, подкормка птиц

 

Чтение художественной литературы

- М. Познанская «Снег идет», О. Высотская «Холодно», В. Хорол «Зайчик», Н. Саксонская «Где мой пальчик? », О. Высотская «Покатились санки вниз», Я. Аким «Елка наряжается», Суриков «Зима»

 

Музыкально – художественная деятельность

- Слушание Чайковский «Зима»

- Пение «Пришла зима» муз. М. Раухверга, сл. Т. Мираджи

- Слушание «Зима» муз. В. Карасевой, сл. Н. Френкель.

- Музыкально - ритмические движения «Новогодний хоровод», «Дед Мороз», «Как на поле на лужок выпал беленький снежок…»

 

Продуктивная деятельность

- Рисование «Снег идет», «Следы на снегу», «Рябина», «Украсим шарик»

- Лепка «Снежки», «Снеговик», «Ягоды для птичек», «Украсим елочку»

 

Весна

 

Игровая деятельность

- Театрализованная игра «Заюшкина избушка»

- С/Р игры «Путешествие в весенний лес», «Кукла идет гулять», «Кукла заболела»

 

Коммуникативная деятельность

- Словесно-речевые игры «Вот пришла весна», «Какие сосульки?», «Кап-кап», «Что весной бывает», «Узнай и назови», «Что изменилось?»

- Дидактические игры «Что сначала, что потом?», «Найди и покажи», «Одень куклу на прогулку», «У кого картинка? »

- Пальчиковые игры «Весна», «Первые цветы», «Возвращение птиц», «Бабушка – погодушка в марте, апреле, мае»

- Дыхательные упражнения «Одуванчик», «Плыви, кораблик»

 

Познавательно – исследовательская деятельность

- Игры с водой «Тонет - плавает», «Теплый- холодный», «Как тают сосульки»

- Игры с песком «Тортик для мамочки», «Солнышко из ладошек»

- Дидактические игры «Сколько лодочек в луже?», «Большие - маленькие сосульки», лото «Весна», «Сложи картинку»

 

 Наблюдения на прогулке за: таянием снега, лужами, ручьями, сосульками, птицами, почками, первыми листьями, первой травой, одуванчиками, работой дворника

 

Двигательная деятельность

- Подвижные игры «Веселый воробей», «Перешагни через лужу», «Солнечные зайчики», «Через ручеек», «Птички, раз! Птички, два!»

- Хороводные игры «Вейся венок», «Колпачок»

- Речевая подвижные игра «В гости к нам весна пришла»

- Ритмическая игра «Шаловливые сосульки»

- Закличка «Солнышко» с движениями

 

Трудовая деятельность

- Сбор мусора на участке, очистка территории от сухих листьев, подметание дорожки, сгребание рассыпанного песка обратно в песочницу

- Чтение художественной литературы

- А. Плещеев «Сельская песенка», М. Полянская «Одуванчик», укр. песенка «Веснянка», закличка «Солнышко-ведрышко», закличка «Дождик», сказка «Заюшкина избушка»

 

Музыкально – художественная деятельность

- Пение «Солнышко» муз. Н. Лукониной

- Слушание «Апрель» муз. П. И. Чайковского, «Весенний вальс» муз. Ф. Шопена

- Музыкально – ритмические движения «Веснянка», «Полянка» р. н. м.

 

Продуктивная деятельность

- Рисование/лепка «Сосульки», «Ручеек», «Травка зеленеет», «Одуванчики»

 

Лето

 

Игровая деятельность

- Игры с природным материалом (шишками, камешками, косточками и т. п.)

- Театрализованные игры «Теремок», «Колобок»

- С/Р игры «Кукла идет гулять», «Путешествие в летний лес», «Кукла Маша готовит салат», «Едем на дачу», «Едем отдыхать на речку»

 

Коммуникативная деятельность

- Словесно - речевые игры «Летние забавы», «Лето к нам пришло», «Кто машет крылышками?», «Принесла я вам цветок», «Кап –кап –кап»

- Дидактические игры «Одень куклу на прогулку», «Ковер из цветов», «Что бывает летом? »

- Пальчиковые игры «Лето», «Насекомые», «Бабушка – погодушка в июне, июле, августе»

- Дыхательные упражнения «Ветерок»», «Бабочка, лети! »

 

Познавательно – исследовательская деятельность

- Игры с водой «Прозрачная – мутная», «Разноцветная водичка», «Достань камешек»

- Игры с песком «Я пеку, пеку, пеку», «Посыпалки», «Зоопарк из песка»

- Дидактические игры «Лото», «Сложи картинку», «Найди цветок для бабочки», «С какого дерева листик?», «Сколько цветочков?»

 

 Наблюдения на прогулке за: деревьями, цветами, травой, насекомыми, животными, птицами, ветром, солнцем, тенью, песком, работой дворника, одеждой людей

 

Двигательная деятельность

- Подвижные игры «Солнышко и дождик», «Мы веселые ребята», «Солнечные зайчики», «У медведя во бору»

- Хороводные игры «Вейся венок», «Веселый хоровод»

- Речевые подвижные игры «Летом», «Бабочка», «В лес с ребятами идем», «Два жука»

 

Трудовая деятельность

- Уборка территории, подметание дорожки, сгребание песка в песочницу, полив растений

 

Чтение художественной литературы

- Потешки «Вокруг розовых кустов», «Как по лугу», «Травка – муравка», сказки «Колобок», «Теремок», «Земляничка» Н. Павлова, стихотворение «Солнечные зайчики» А. Бродский

 

Музыкально – художественная деятельность

- Пение «Колокольчик», муз. И. Арсеева, сл. И. Черницкой

- Слушание «Утро», муз. Г. Гриневича, сл. С. Прокофьевой, «Цветики», муз. В. Карасевой, сл. Н, Френкель

- Музыкально – ритмические движения «Пляска с платочками», «Пляска с цветами»

 

Продуктивная деятельность

- Рисование/лепка «Цветы», «Божья коровка», «Мухомор», «Украсим бабочке крылышки»

 

 

 

 

 

Литература

 

  1. А. Ануфриева, О. Митюкова «Игры и занятия для малышей»
  2. Власенко О. П. «Комплексные занятия по программе М. А. Васильевой»

 

  1. Громова О. Н., Прокопенко Т. А. «Игры – забавы по развитию мелкой моторики у детей»
  2. Картушина М. Ю. «Праздники здоровья для детей 3-4 лет»
  3. Кислинская Т. А. «Гениальность на кончиках пальцев»
  4. Лобынько Л. В., Швецова Т. Ю. «Игры – занятия для детей раннего возраста»
  5. Смирнова Л. Н. «Развитие речи у детей 2 – 3 лет»
  6. Теплюк С. Н. «Занятия на прогулке с малышами»
  7. Тимофеева Е. А. «Подвижные игры с детьми младшего дошкольного возраста».

Оставить комментарий: