Памятка для педагогов "Рефлексивный круг"
Памятка для педагогов
«Формирование рефлексивных навыков у детей дошкольного возраста с применением техники «Рефлексивный круг»
Рефлексией называют всякое размышление человека, направленное на рассмотрение и анализ самого себя и собственной активности. Это - самоанализ, например, собственных состояний, поступков и прошедших событий. Исходя из функций рефлексии, предлагается следующая классификация:
• Рефлексия настроения и эмоционального состояния
• Рефлексия деятельности
Рефлексивный круг – это форма специально организованного общения, где обсуждаются, анализируются, оцениваются действия и состояния обучающихся. Данная форма работы позволяет решить следующие задачи:
• Формирование умения слушать и понимать друг друга
• Развитие умения выражать свои мысли, чувства и переживания публично
• Сплочение детского коллектива • Формирование общей позиции относительно различных событий в жизни группы
• Коллективный анализ различных сторон жизни детского коллектива
• Формирование умения анализировать полученный опыт.
Рефлексивный круг может проводиться:
• По плану
• По итогам свободной работы
• Без плана, когда в течение дня неожиданно появляется необходимость обсудить какое-то событие или жизненную ситуацию.
Обсуждение в младших группах занимает от 5 до 10 минут, в старших группах от 10 до 20 минут. При проведении рефлексивного круга необходимо использовать игрушку – талисман (мячик, мягкая игрушка и т.д.), которая находится в руках у отвечающего ребенка.
Правила на рефлексивном круге создаются педагогом и обучающимися совместно. Правила могут быть оформлены и вывешены на стенде в группе в виде картинок (например, «Говорит тот человек, у которого в руках мячик» и т.д.).
Дошкольники не сразу научатся работать в рефлексивном круге. В начале обучения большинство из них испытывают трудности:
• не умеют выражать словами свои мысли, чувства
• не всегда понимают вопросы и задания
• не умеют выслушивать мнения других ребят, перебивают друг друга, выкрикивают; боятся высказывать свое мнение, думают, что над ними посмеются.
Постепенно они привыкают видеть доброжелательность, терпеливость, прислушиваются к тому, о чем рассказывают другие, не боятся говорить о себе. Речь детей становиться эмоциональной, а запас слов больше и разнообразнее.
Примеры упражнений, которые могут быть применены на рефлексивном круге
1. «Настроение в виде погоды» Педагог вместе с детьми сидя в кругу, говорит на какую погоду похоже их настроение.
2. «Ёлочка настроения» (можно проводить в преддверии новогодних праздников) Детям раздаются вырезанные из бумаги шары (ёлочные игрушки), на которых они рисуют своё настроение и прикрепляют на ёлочку.
3. «Цветочек» Дети выбирают для себя лепесток, цвет которого наиболее подходит к цвету настроения. Затем все лепестки собирают в общий цветок.
4. «Подарок» Каждый ребенок дарит воображаемый подарок или качество/настроение своему соседу, сидящему рядом.
5. «Если бы я был волшебником…» Ребятам задается такой вопрос: «Если бы я был волшебником, то сегодня я бы…»
• исправил…
• сделал…
• добавил
• похвалил
6. Метафорические карты «Я и все – все – все» Ребенок выбирает из комплекта карту и рассказывает о том:
• Мой самый лучший день…
• Настроение сегодня…
• Я сегодня…