a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Памятка для педагогов "Рефлексивный круг"

Автор: Коваленко Надежда Павловна Опубликовано: 2022-03-31 20:22:31

Памятка для педагогов

«Формирование рефлексивных навыков у детей дошкольного возраста с применением техники «Рефлексивный круг»

Рефлексией называют всякое размышление человека, направленное на рассмотрение и анализ самого себя и собственной активности. Это - самоанализ, например, собственных состояний, поступков и прошедших событий. Исходя из функций рефлексии, предлагается следующая классификация:

• Рефлексия настроения и эмоционального состояния

• Рефлексия деятельности

Рефлексивный круг – это форма специально организованного общения, где обсуждаются, анализируются, оцениваются действия и состояния обучающихся. Данная форма работы позволяет решить следующие задачи:

• Формирование умения слушать и понимать друг друга

• Развитие умения выражать свои мысли, чувства и переживания публично

• Сплочение детского коллектива • Формирование общей позиции относительно различных событий в жизни группы

• Коллективный анализ различных сторон жизни детского коллектива

• Формирование умения анализировать полученный опыт.

Рефлексивный круг может проводиться:

• По плану

• По итогам свободной работы

• Без плана, когда в течение дня неожиданно появляется необходимость обсудить какое-то событие или жизненную ситуацию.

Обсуждение в младших группах занимает от 5 до 10 минут, в старших группах от 10 до 20 минут. При проведении рефлексивного круга необходимо использовать игрушку – талисман (мячик, мягкая игрушка и т.д.), которая находится в руках у отвечающего ребенка.

Правила на рефлексивном круге создаются педагогом и обучающимися совместно. Правила могут быть оформлены и вывешены на стенде в группе в виде картинок (например, «Говорит тот человек, у которого в руках мячик» и т.д.).

Дошкольники не сразу научатся работать в рефлексивном круге. В начале обучения большинство из них испытывают трудности:

• не умеют выражать словами свои мысли, чувства

• не всегда понимают вопросы и задания

• не умеют выслушивать мнения других ребят, перебивают друг друга, выкрикивают; боятся высказывать свое мнение, думают, что над ними посмеются.

Постепенно они привыкают видеть доброжелательность, терпеливость, прислушиваются к тому, о чем рассказывают другие, не боятся говорить о себе. Речь детей становиться эмоциональной, а запас слов больше и разнообразнее.

Примеры упражнений, которые могут быть применены на рефлексивном круге

1. «Настроение в виде погоды» Педагог вместе с детьми сидя в кругу, говорит на какую погоду похоже их настроение.

2. «Ёлочка настроения» (можно проводить в преддверии новогодних праздников) Детям раздаются вырезанные из бумаги шары (ёлочные игрушки), на которых они рисуют своё настроение и прикрепляют на ёлочку.

3. «Цветочек» Дети выбирают для себя лепесток, цвет которого наиболее подходит к цвету настроения. Затем все лепестки собирают в общий цветок.

4. «Подарок» Каждый ребенок дарит воображаемый подарок или качество/настроение своему соседу, сидящему рядом.

5. «Если бы я был волшебником…» Ребятам задается такой вопрос: «Если бы я был волшебником, то сегодня я бы…»

• исправил…

• сделал…

• добавил

• похвалил

6. Метафорические карты «Я и все – все – все» Ребенок выбирает из комплекта карту и рассказывает о том:

• Мой самый лучший день…

• Настроение сегодня…

• Я сегодня…

Оставить комментарий: