a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Конспект образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию для детей старшего дошкольного возраста «Павловопосадские платки».

Автор: Чемукова Дина Самвеловна Опубликовано: 2022-04-04 19:52:44

Документы для скачивания

Конспект образовательной деятельности по художественно- эстетическому развитию для детей старшего дошкольного возраста « Павловопосадские платки». Цель: - приобщение детей старшего дошкольного возраста к традициям русского народного декоративно- прикладного искусства. Задачи: - познакомить с искусством изготовления традиционных павловопосадских платков; - формировать элементарные представления об основных элементах декора павловопосадских платков; - инициировать самостоятельную творческую деятельность детей по мотивам традиционной росписи павловопосадских платков; - способствовать развитию эстетического восприятия предметов искусства; - способствовать формированию грамматически правильной связной речи, активизации и обогащению словаря; - способствовать развитию двигательной активности детей посредством подвижной игры. Материалы, оборудование: - материалы для художественного творчества( листы белой бумаги квадратной формы, простые и цветные карандаши, восковые мелки, фломастеры, ластики) ; - презентация « Павловопосадские платки»; - мяч; - платочек для подвижной игры; - 2- 3 павловопосадских платка или фотографии с изображением платков для демонстрации некоторых традиционных элементов декора( цветы, орнаментальные полосы, вазоны, узор «огурец») ; - репродукции картин русских художников, изображающих женщин в платках; - карточки с изображением цветов( роза, лилия, георгин, пион, ромашка и др. ) ; - музыкальный проигрыватель( колонка) . Предварительная работа: - беседа о традициях русского народного костюма. Ход образовательной деятельности. 1. Организационный момент. Разминка с мячом «Назови головной убор». - Ребята, давайте вспомним, какие головные уборы и аксессуары мы с вами знаем. Воспитатель по очереди перебрасывает мяч, дети, возвращая мяч, называют свой вариант ответа. Возможные ответы: - шапка- шляпа- кепка- бейсболка- шляпка- колпак- тюрбан- тюбетейка- фуражка- беретка- панамка- косынка- платок и др. В т. ч. дети могут назвать шлем, каску, корону, кокошник, венок и т. п. 2. Рассматривание репродукций картин русских художников. - Ребята, а какие из названных нами головных уборов женщины и девушки носили в старину? ( Дети могут назвать кокошник, платок) . Воспитатель предлагает рассмотреть несколько картин русских художников, напоминает детям о старинной традиции, по которой женщины и девушки обязательно покрывали волосы каким- либо головным убором – нельзя было ходить простоволосой. Также воспитатель акцентирует внимание детей на том, что на всех представленных репродукциях картин платок несёт не только утилитарную функцию соблюдения традиций, защиты от холода, но и выполняет функцию э стетическую: платки написаны яркими, насыщенными красками, декорированы цветочными узорами, делают образы портретируемых героинь более привлекательными, праздничными. 1. Иван Семёнович Куликов. Русская девочка. 2. Илья Савич Галкин. Крестьянская девочка с цветами. 1893 год. 3. Ф ёдор Сычков. Зима. У изгороди. 3. Подвижная игра «Платочек». - А теперь мы с вами отдохнём и поиграем в игру «Платочек». Дети встают в круг, берутся за руки и, двигаясь по кругу вокруг ведущего с платочком в руках, повторяют слова: - У кого в руке платочек, Яркий, словно огонёчек – Кто его захочет взять, Должен будет добежать. Ведущий протягивает руку с платком между двумя играющими. Двое бегут с внешней стороны круга в противоположные стороны друг от друга. П ервый добежавший забирает платочек и далее выполняет роль ведущего. 4. Презентация « Павловопосадские платки». - Сегодня мы познакомимся с замечательным и уникальным народным промыслом – павловопосадскими платками. Этому промыслу более двухсот лет, и красивейшие платки из русского города Павлов Посад известны во всём мире. Слайд 1. Слайд 2. С 1795 года и по сей день один из самых знаменитых русских аксессуаров создается на Павловопосадской платочной мануфактуре в Московской области. Создание каждого нового платка занимает около трех месяцев. Первоначально фабрику освоил зажиточный крестьянин Семен Лабзин. В 50- х годах XIX века его внук Яков Иванович с компаньоном Василием Грязновым возобновили массовое производство павловских платков на унаследованной фабрике. Слайд ы 3- 5. Начиная с XIX века красочный рисунок наносили на ткань деревянными резными формами — «цветками», а его контуры набивали «манерами». Первоначально для трудоемкого производства узор на дереве прожигали на определенную глубину, а потом заливали свинцом. Тончайшие узоры и причудливые орнаменты мастерицы создавали с помощью дощечек. Традиции в нанесении орнаментов соблюдаются до сих пор Слайд 6. Обвязку бахромой( клетками в несколько рядов) на павловопосадских платках до сих пор делают вручную. Причем что самое интересное — не в стенах мануфактуры. Как и 150 назад, бахрому плетут надомницы. То есть почти готовый платок с приметанными к краю нитями выдают на дом специалистам, а затем забирают обратно. Слайд 7. Рисунки придумывают и выполняют художники — эскиз( он же крок) делается вручную в реальном размере платка. Один рисунок могут печатать в разных цветовых вариантах( колоритах) — они так различаются, что не всегда замечаешь сходство. Слайд ы 8- 10. В павловопосадском рисунке есть три основных направления — цветы, орнаменты( часто восточные) , смесь того и другого. Слайд 11. Павловопосадские художники создавали рисунки со сложными декоративными мотивами: причудливо переплетающимися, так называемыми" турецкими" огурцами, " опахалами" , картушами, завитками; узорной, почти ювелирной разработкой каждого элемента. Рождались и натуралистичные, объёмно трактованные цветочные композиции садовых и полевых цветов: роз, пионов, ромашек, незабудок… Слайд 12. Очень часто встречается узор «турецкий огурец». 5. Знакомство с композиционными элементами п авловопосадского платка. Справка для воспитателя! К ак правило, платок имеет четко заданные размеры квадрата, в которые вписывается композиция рисунка. В большинстве случаев, например, в павлопосадских образцах ) ,  основанных на симметрии, можно четко проследить повтор элементов. Роль композиционного центра часто выполняет пустое, незаполненное узором, центральное поле. Ритмическое чередование мотива создает интерес для зрителя, задает членение плоскости. При выборе цветовой гаммы, наряду со сложными, используются сочетания открытых ярких контрастных цветов, например, красного и зеленого, синего и желтого как отголоски народных традиций, которые отдавали предпочтение таким цветовым сочетаниям, подчеркивающим радость жизни. Воспитатель раскладывает перед детьми несколько платков( или демонстрирует иллюстрации с изображением платков, желательно на формате А3) и предлагает рассмотреть расположение узоров на платке. Выбор стоит сделать в пользу платков с рисунком, имеющим очевидный композиционный центр. Таким образом можно продемонстрировать, что часто крупные повторяющиеся цветочные композиции расположены в углах квадрата, между ними могут располагаться гирлянды из более мелких цветов, а в качестве дополнительных элементов могут использоваться ленты, завитки, также украшенные орнаментом и т. д. 6. Загадки о цветах. - Ребята, павловопосадские мастера, изображая цветочные композиции на своих платках, предпочитают цветы садовые. А какие цветы особенно любимы художниками, мы узнаем, разгадав загадки. После каждого отгаданного цветка воспитатель выставляет на доску его изображение. 1) Вася в класс принес цветы Небывалой красоты. Лепестки как из пластмассы У цветов Василия. Дайте поскорее вазу, Он поставит( Ответ: Лилии) 2) Этот цветок таков: Со множеством лепестков. Шапка, как шар пушистый, Этот цветок душистый, По цвету бывает разным — Розовым, белым, красным. Расцветает в мае он. Назови цветок …( Ответ: Пион) 3) На кустах в саду растёт, Запах сладкий, словно мёд. Но нередко льются слёзы Тех, кто рвёт их. Это? . . ( Ответ: Розы) 4) Мы сплетем веночки летом Для Оксаны, Маши, Светы, Для Аленки, двух Наташек. Все веночки из…( Ответ: Ромашек) 5) Мы несли грибы в корзине И еще цветочек синий. Этот синенький цветок Назывался…( Ответ: Василек) 6) Есть такой цветок садовый – Для меня давно не новый: Он уже который год Во дворе у нас растёт. Ах, прекрасная картина – Расцвета ю т …( Ответ: Георгин ы) 7. Самостоятельная творческая деятельность. Воспитатель приглашает детей к столам с материалами для творчества и предлагает создать свои варианты узоров для павловопосадских платков. Педагог может порекомендовать детям начать с эскиза простым карандашом, при выполнении которого дети рисуют повторяющуюся цветочную композицию в каждом углу квадрата и соединяющие их элементы – гирлянды из мелких цветов, ленты, группы завитков и др. Далее контуры рисунка могут быть обведены фломастерами, а внутри контура закрашены цветными карандашами. Общий фон может быть закрашен с помощью восковых мелков приёмом «плашмя» или цветных карандашей, акварели, по выбору детей. Примечание. В качестве вспомогательного материала воспитатель может использовать раскраски с павловопосадскими платками, которые могут подсказать детям варианты композиционных решений. 8. Рефлексия, оценка получившихся работ. Оформление итоговой выставки.

Оставить комментарий: