a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Конспект образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста на тему «Русская народная вышивка».

Автор: Чемукова Дина Самвеловна Опубликовано: 2022-04-04 19:55:07

Документы для скачивания

Конспект образовательной деятельности по художественно- эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста на тему «Русская народная вышивка». Цель: - формирование элементарных представлений о русской народной вышивке как об одном из древнейших видов народного декоративно- прикладного искусства. Задачи: - формировать элементарные представления о вышивке как виде искусства; - познакомить с русской народной вышивкой, её традициями и особенностями; - уточнить символику некоторых элементов русской народной вышивки; - создать условия для самостоятельной творческой деятельности по мотивам русской народной вышивки; - развивать чувство цвета, закреплять знание цветов и оттенков; - способствовать формированию грамматически правильной связной речи, активизации и обогащению словаря. Материалы, оборудование: - несколько готовых образцов вышивки( или иллюстрации с вышивкой) , пяльцы, иглы( в упаковке или контейнере для безопасности детей) , несколько видов ниток для вышивки( например, мулине, ирис, шерсть, меланж, льняные и шёлковые нити) , 2- 3 схемы с вышивкой; - презентация «Виды вышивки»; - разноцветные клубочки и отдельные фрагменты ткани с закрепленными нитками от клубочка каждого цвета для дидактической игры; - материалы для художественного творчества( белая бумага квадратной и прямоугольной формы, расчерченная на квадраты не более 0, 5\ 0, 5 см; цветные карандаши, фломастеры основных цветов, схемы с образцами традиционной русской народной вышивки) ; - мяч. Предварительная работа: - беседы о традиционном русском народном костюме, рассматривание иллюстраций по данной теме. Ход образовательной деятельности. 1. Игровое упражнение «По цепочке». Во спитатель приглашает детей встать в круг и предлагает назвать различную одежду. Педагог поочерёдно перебрасывает мяч детям, выслушивает предложенные варианты ответов. 2. Беседа. - Ребята, мы с вами назвали много разных предметов одежды, и сегодня каждый из вас также одет в какую- то одежду. Скажите, откуда же берётся одежда? ( Дети могут сказать, что одежду шьют на швейных фабриках, в ателье, можно изготовить дома при наличии швейной машинки или купить в магазине) . - Посмотрите, у многих из вас на одежде есть узор, орнамент, рисунок, аппликация – для чего они нужны? ( Чтобы сделать одежду более яркой, интересной, красивой, привлекательной) . - Современная одежда отличается от той, которую люди носили в старину. Какую одежду было принято носить на Руси в прошлом? ( Рубашки, порты, сарафаны, юбки- понёвы, душегрейки, головные ленты и кокошники, платки, передники и др. ) - Кто же изготавливал одежду в старину? ( Люди сами шили одежду) . - Да, люди сами шили одежду, и очень многое- внешний вид, прочность, красота одежды зависели от мастерства швеи- хозяюшки. 3. Знакомство с пословицами о шве йном деле. Педагог приглашает детей к столу, на котором разложены карточки с пословицами. Дети берут по одной карточке, зачитывают пословицы и объясняют их смысл. - У ленивой пряхи и для себя нет рубахи. - Длинная нитка — ленивая швея. - Неумелой швее и иголка с ниткой мешают. - Семь раз примерь, один раз отрежь. - Кто шьет да вышивает, тому скучно не бывает. - Не игла шьет, а руки. - Не учи безделью, а учи рукоделью. - Не игла шьет, а руки. - Ай да Маняшка! Какова на братишке рубашка! Вся хитрым узором обвита, шелками расшита! 4. Знакомство с материалами, атрибутами для занятия вышиванием. - Сегодня мы с вами уже говорили о том, что ваша одежда украшена различными рисунками, аппликациями. В старину люди тоже стремились сделать одежду и вещи, изготовленные из ткани, нарядными, красивыми. Один из способов украшения текстильных вещей- это вышивка. Вышивка- это рисунок на ткани, выполненный с помощью цветных ниток. Воспитатель показывает детям несколько образцов вышивки( или иллюстраций с изображением вышивки) . - Как вы думаете, что нужно для того, чтобы сделать такой рисунок на ткани? ( Дети могут сказать, что для этого нужны нити, иголки, ножницы, ткань) . Педагог демонстрирует детям атрибуты для вышивания, уточняет принцип работы с пяльцами, наперстком, предлагает рассмотреть и исследовать разные виды нитей для вышивки. Дети могут сравнить разницу в толщине, гладкости, прочности, яркости, цветовом многообразии, блеске или матовости нитей. Также педагог демонстрирует детям схемы для вышивания и просит объяснить, для чего они нужны. ( Дети могут сказать, что схема позволяет вышивальщице точно рассчитывать количество стежков, выбор цвета и т. д. ) 5. Презентация «Виды вышивки». - Вышивка – это очень древнее искусство, распространенное во всём мире. И сейчас мы с вами познакомимся с некоторыми видами вышивки. 1 слайд. Гладью Вышивка гладью – техника рукоделия, в которой плоскими стежками заполняется вся поверхность полотна. Традиционный вид рукоделия для стран Восточной и Юго- Восточной Азии. На сегодняшний день гладь популярна во всём мире. 2 слайд. Золотое шитье Золотое шитье – рукодельная традиция со времен Древней Руси. Выполняется серебряными или золотыми нитями. 3 слайд. Крестом Пожалуй, обзор в ид ов вышивки нужно начинать именно с крестика, так как именно эта техника наиболее распространена по всему миру. Секрет популярности в её простоте – достаточно овладеть всего двумя перекрестными стежками, чтобы приступать к выполнению. 4 слайд. Объемная вышивка плетение иглой Объемная вышивка плетение иглой – поверхностный тип вышивки с использованием навивания нити на иглу в процессе вышивки. Позволяет создать на полотне объемные эффектные аппликации из цветов, листьев, ягод и т. д. Используется в декорировании одежды и предметов интерьера. 5 слайд. Ришелье Вышивка Ришелье – техника ажурной вышивки. Особенность этого вида рукоделия в том, что все элементы обшиваются на полотне гладью, а затем пустые места вырезаются ножницами, формируя таким образом ажурное полотно. Зародился этот вид рукоделия в Италии, но особую популярность получил во Франции. 6 слайд. Лентами Вышивка шелковыми лентами достигла пика своего развития в 19 веке. С её помощью красивые объемные рисунки лентами стали формировать на одежде, шляпках, аксессуарах и предметах быта. Техника достаточно проста, но насчитывает более 15 видов стежков и швов. Как правило, в вышивке лентами преобладают флористические мотивы – нежные цветы из лент смотрятся нарядно и торжественно. 7 слайд. Бисером Вышивка бисером — довольно древний вид рукоделия. В далеком прошлом, бисер был очень дорогим материалом, не таким, как драгоценные камни, но все же. Так вышивают одежду, обувь, сумки, кошельки, шторы, картины и предметы интерьера. - Конечно, существует гораздо больше разных видов и техник вышивания, и в дальнейшем мы обязательно с вами познакомимся, а сейчас давайте немного отдохнём. 6. Дидактическая игра «Найди свой клубочек». - При просмотре презентации вы могли обратить внимание, насколько разнообразны цвета и оттенки вышивки. Сейчас мы с вами проверим, насколько хорошо мы с вами различаем цвета и варианты оттенков. Воспитатель предлагает детям достать из коробки с рукоделием( или волшебного мешочка) фрагменты ткани с закреплёнными нитями разных цветов, а затем найти среди разложенных на столе клубочков тот, от которого отрезана конкретная ниточка. Для усложнения воспитатель может разместить несколько «лишних» клубочков. 7. Рассказ воспитателя о русской вышивке. Русская народная вышивка— направление стиля, охватывающее девятую часть суши. Такая площадь позволила создать многообразие стилей и мотивов для каждого уголка страны. Даже две соседние деревни похвастаются особенными приемами в вышивке орнамента. Цвета. Основной цвет для орнаментов считается красный, который отлично контрастирует с натуральным цветом полотна. Оттенки могут быть любыми, от оранжевого до темного, почти бордового тона. В сочетании или отдельно от красного русская вышивальщица дополняла орнаменты синим, зеленым и желтым( золотым) цветом. Не только схемы изображения несут в себе определенный символ. Выбранный цвет для русской вышивки имел большое значение. Белые нитки считаются символом чистоты, света. Это нежный цвет девичьей невинности и женской красоты. Красный— сильный мужской тон. Символ огня, жизненной энергии, богатства, доблести. Символика. Дерево считалось главой русской вышивки и важным элементом узора. Это символ познания и модель мира. Оно олицетворяло мироздание: корни уходили в подземное царство, ствол означал существование на земле, а крона соответствовала небу и божествам. Поэтому дерево считалось первым символом связи с природой. Животные. Со временем люди начали охотиться. В русской вышивке появляются изображения оленей. Знак удачного брака и обильной жизни. Когда две головы животного сведены вместе, такая вышивка обозначает небо, второе значение— мать и дочь, как порождающие живое в мире. Женщина. Вообще изображение женских фигур в старинных русских узорах встречалось очень часто. Оно использовалось, чтобы привлечь хороший урожай, защитить и размножить стадо домашних животных. Всадники, лошади. Кони или конники наделяются божественной силой и являются знаком неба и солнца( иногда встречаются в виде колеса, что абсолютно равнозначное понятие) . Они означают тепло, зимнее и летнее равноденствие. Птицы. Распространено в русских народных мотивах изображение птиц( самым популярным является петух) . Оно могло обозначать: пробуждение природы и земли, как петух по утрам будит окружающий мир, для отличного урожая вышивались на рушниках или кухонных предметах, на полотенцах птица изображалась для почтения усопших, как символ души, женщины использовали русскую вышивку двух птиц на своей одежде для счастливого брака. Растения. Вообще растительная тема в русской народной вышивке занимала особое место. Деревья являлись объектом поклонения для всадников, птиц, их изображали внутри часовен. Солнце вышивали в виде колеса, розетки или цветка, круга с кружевным орнаментом вокруг. Обозначает радость, жизнь, плодородие. Ромб является талисманом для плодородия, материнства, обозначает женское начало. Рисунок покровительствует земледелию у крестьян. Поэтому различные его вариации часто встречаются на русской одежде, скатертях. Геометрическое изображение дерева было в виде елочки. Она символизирует связь с природой, лесом. В основном, обереги вышиваются крестом. Каждый элемент и деталь наделяется смыслом. Русская вышивка красной нитью по белому полотну уже считалась магической, наполненной энергией солнца. 8. Рисование по мотивам русской народной вышивки. Воспитатель рассматривает с детьми варианты схем русских народных вышивок и предлагает на их основе нарисовать свой вариант вышивки на листе в клетку, используя традиционные образы( дерево, женская фигура, птицы, кони и т. п. ) и заполняя часть пространства листа( полностью закрашивая квадратики или проставляя в них галочки, крестики, как в вышивке крестом) . Варианты образцов схем для демонстрации детям. 1. Птицы. 2. Женская фигура. Дерево. 3. Кони. 4. Олени. 5. Солнце. 9. Приложение. Ниже предлагается простой вариант выполнения данного задания – с помощью таблицы, вставленной в формат А4( 30/ 30 клеток) , в которой часть клеток закрашивается и заполняется узором «крестик». «Птицы под деревом».

Оставить комментарий: