Система оплаты труда учителей в России - сегодня и завтра
По данным Росстата, в прошлом году средняя зарплата учителей в российских школах с учетом надбавок составляла 44000 рублей. При этом педагоги в столице, Чукотском автономном округе и на Сахалине ежемесячно получали 96000-118000 руб., а вот в Северо-Кавказском Федеральном округе, где традиционно одни из самых низких зарплат в России, учителя могли рассчитывать лишь на 22-25000 рублей.
Такая разница в доходах во многом обусловлена сложностью начисления зарплаты работников образования: денежное вознаграждение зависит от минимального размера оплаты труда, районного коэффициента, компенсационных и стимулирующих выплат, которые прописаны в локальных нормативных актах образовательных учреждений. Поэтому заработная плата учителей с одинаковой квалификацией, должностью, педагогическим стажем и нагрузкой отличается даже в рамках отдельно взятого муниципалитета.
В связи с этим Министерство просвещения при участии Общероссийского профсоюза образования занимается разработкой новой прозрачной схемы оплаты, которая предполагает введение единой ставки для всех образовательных учреждений субъекта РФ, градации оклада в зависимости от квалификации педагога. При этом, в соответствии с законом, принятым депутатами Государственной Думы 16 декабря 2020 года, ставка не может быть ниже МРОТ. В этом году он составляет 13 890 рублей. Также станет более простой и понятной схема начисления дополнительных стимулирующих выплат. В результате оклад учителей должен составить не менее 70% от средней зарплаты по региону. При этом сохранится надбавка за классное руководство, которая сейчас составляет 5 000 рублей.
С началом учебного года планируется опробовать новую схему в 6 регионах страны: в Кировской, Ярославской, Нижегородской, Белгородской, Сахалинской областях и в Республике Мордовия. Она будет применяться для расчёта зарплаты не только педагогов в школах и колледжах, но и воспитателей в муниципальных детских садах. Если эксперимент пройдет успешно, то до 2025 года новая система будет поэтапно внедрена на всей территории нашей страны. Это, безусловно, повысит востребованность педагогических кадров на рынке труда и следовательно, увеличит количество вакансий на сайтах поиска работы.