Работа с родителями
Документы для скачивания
Эмоционально- волевая сфера дошкольников Цель: повышение педагогической культуры родителей, пополнение арсенала их знаний по вопросу развития эмоционально- волевой сферы. Задачи: создать благоприятный эмоциональный настрой родителей; познакомить с особенностями развития эмоционально- волевой сферы ребенка дошкольного возраста; научить с помощью игровых упражнений развивать эмпатию детей, умение выражать собственные эмоции и понимать эмоции других, умение снижать эмоциональное и мышечное напряжение, умение регулировать свое состояние и поведение. Ход: 1. «Давайте познакомимся! ». Участники по очереди называют свое имя и дают себе две характеристики по первой и на любую другую букву своего имени. Например, имя Вероника – веселая, настойчивая. 2. Мини- лекция «Развитие эмоционально- волевой сферы дошкольника» Все мы постоянно испытываем различные эмоции: радость, грусть, печаль и т. д. К классу эмоций относятся также чувства, аффекты, страсти, стрессы. Эмоции помогают нам лучше понимать друг друга. Эмоции с одной стороны, являются «индикатором» состояния человека, с другой – сами существенным образом влияют на его познавательные процессы и поведение, определяя направленность его внимания, особенности восприятия окружающего мира, логику суждений. Развитие эмоционально- волевой сферы ребенка заключается в его обучении управлению эмоциями и переключению внимания. Большую помощь в этом случае оказывают развивающие игры. Их применение позволяет направлять энергию дошкольника в нужное русло. Например, снять эмоциональное и мышечное напряжение или выплеснуть агрессию. Игра «Продолжи фразу» Цель. Развитие умения выражать собственные эмоции. передают по кругу мяч, при этом продолжают фразу, рассказывая, когда и в какой ситуации он бывает таким: «Я радуюсь, когда …», «Я злюсь, когда …», «Я огорчаюсь, когда …», «Я обижаюсь, когда …», «Я грущу, когда …» и т. д. Какой бы ни была эмоция, переживаемая человеком, — мощной или едва выра женной — она всегда вызывает физиологические изменения в его организме, и эти изменения порой столь серьезны, что их невозможно игнорировать. В ыделяют следующие стадии эмоционального развития ребенка: 1. Период от момента появления на свет и до 1 года. Признаками нормального развития эмоционально- волевой сферы ребенка считаются признание им родителей, а также умение отличать близких и проявлять реакцию на их присутствие, голос и мимику. 2. Период от года до 3- х лет. Это время, когда происходит формирование минимального уровня уверенности в себе и самостоятельности. Вмешательство в развитие эмоционально- волевой сферы ребенка от взрослых требуется лишь в том случае, когда видно, что малыш сомневается в своих силах, у него слабо развита речь и есть нарушения в навыках двигательной сферы. 3. Период от 3 до 5 лет. Эмоционально- волевая сфера личности дошкольника в этом возрасте находит свое проявление в активном желании познать окружающий мир, в живом воображении, а также в подражании поступкам и поведению взрослых. Коррекция для детей этого возраста требуется только в том случае, когда ребенок постоянно подавлен, у него наблюдается вялость и отсутствие инициативы. 4. Период от 5 до 7 лет. Это время, когда благодаря формированию эмоционально- волевой сферы дошкольника у него зарождается выраженное стремление достигать своей цели и чувство долга. При этом достаточно быстро развиваются познавательные и коммуникативные навыки. При прохождении периода дошкольного возраста у ребенка постепенно меняется содержание эмоций. Они трансформируются и появляются новые чувства. Дети активнее знакомятся с природой и музыкой, развивают свои эстетические эмоции. Благодаря этому у них появляется способность чувствовать, переживать и воспринимать то прекрасное, что есть в нашей жизни и в произведениях искусства. Поэтому очень важно развивать эмоционально- волевую сферу ребенка. В настоя щее время, к сожалению, в процессе воспитания и обуче ния детей доминирует тяга взрослых к интеллектуальному развитию дошкольников? Однако только согласованное функционирование двух систем — интеллекта и эмоцио нальной сферы — может обеспечить успешное выполне ние любого вида деятельности. Психологи отмечают, что «ребенок нау чается понимать других и только потом научается по нимать себя». Поэтому развитие эмоциональной сферы ребенка должно начинаться не со знакомства ребенка с собственными эмоциями, а со знакомства с различными эмоциями, с постепенного научения малыша распозна вать, улавлив ать состояние близких ему людей. Для отработки навыка понимания эмоций( своих и сверстников) дети в игровой форме могут демонстри ровать различные эмоциональные состояния и отгады вать изображенные другими эмоции и чувства( «Тренируем эмоции», «Лото настроений», «Продолжи фразу») Психологический практикум: Игра «Лото настроений» Цель. Развитие умения понимать эмоции других лю дей и выражать собственные эмоции. На столе раскладываются картинкой вниз схематичные изображения эмоций. Ре бенок берет одну карточку, не показывая ее никому. Затем ребенок должен узнать эмоцию и изо бразить ее с помощью мимики, пантомимики, голосовых интонаций. Остальные отгадывают изображенную эмоцию. Одним из способов взаимодействия с ребенком ста новится работа по формированию эмпатии. ЭМПАТИЯ( от греч. – сопереживание) — способность человека представить себя на месте другого человека, понять его состояние, переживания. Особен но полезным может стать совместное чтение. Обсуждая прочитанное, взрослый поощряет выражение ребенком своих чувств и переживаний. Полезно поговорить с ребенком о том, какие чувства могут испы тывать, по его мнению, герои сказки, причем не только главные герои и не только положительные персонажи. Еще одним способом развития эмпатии является ро левая игра, в процессе которой ребенок получает воз можность поставить себя на место другого, оценить свое поведение со стороны. Подобные методы( чтение, беседы, разыгрывание ситуаций) помогут детям осознать, как важно побыть на месте обидчика, чтобы понять, почему он поступил именно так, а не иначе. Научившись сопереживать дру гим, ребенок научится понимать их поступки, брать на себя ответственность за свои действия, а не сваливать вину на сверстников. Психологический практикум: Игра « Обзывалки » Цель. Обучение выплескиванию негативных эмоций, формирование навыка регуляции эмоционального состояния. Дети передают по кругу мяч, при этом называют друг друга разными необидными словами. Это могут быть( по договоренности с группой) названия де ревьев, фруктов, мебели, грибов, овощей и др. Каждое обращение обязательно должно начинаться со слов «А ты. . . » и сопровождаться взглядом на партнера. Например: «А ты — морковка! ». В заключительном круге играющие должны сказать соседу что- то приятное, например: «А ты — солнышко! » После прохождения последнего круга необходимо обсудить, что было приятнее слушать и почему. Часто дети приходят к выводу, что приятнее говорить товари щу добрые слова, в этом случае и самому становилось хорошо. Дошкольный возраст — это период формирования произвольности поведения( сознательного управления своим поведением, своими внешними и внутренними действиями) . У ребенка в процессе воспитания и обучения, под влиянием требований взрослых и сверстников формируется возможность подчинять свои действия той или другой задаче, добиваться цели, преодолевая возникающие трудности. Он овладевает умением контролировать свою позу, например, сидеть спокойно на занятиях так, как этого требует воспитатель, не вертеться, не вскакивать. Также дошкольник начинает управлять своим восприятием, памятью, мышлением. С помощью взрослого ребенок учится ставить перед собой специальные цели – запомнить поручение взрослого, понравившийся ему стишок, решить поставленную задачу определенным способом и т. п. Обучение детей навыкам саморегуляции желательно проводить в процессе веду щей для дошкольного возраста деятельности — игры( Игра «Повтори движения», Игра «Час тишины – час можно», Игра «Молчание», Игра «ДА и НЕТ», Игра «Говори») Психологический практикум: Игра «ДА и НЕТ» Цель. Развитие умения контролировать импульсив ные действия. При ответе на вопросы слова «ДА» и «НЕТ» говорить нельзя. Можно использовать любые другие ответы. Ты девочка? Соль сладкая? Птицы летают? Гуси мяукают? Сейчас зима? Кошка – это птица? Мячик квадратный? Зимой шуба греет? У тебя есть нос? Игрушки живые? после проведения игры необходимо пого ворить с детьми( в соответствии с их возрастными и ин дивидуальными особенностями) об их эмоциональном состоянии, об изменениях, которые произошли в про цессе или после игры. Психологи рекомендуют для снижения эмоционального напряже ния стремиться к устранению мышечных зажимов. Мы шечная деятельность связана с эмоциональной сферой, и мышечное напряжение — это проявление неприят ных эмоций( страха, гнева и др. ) . осо бенно полезны для нерешительных, тревожно- мнитель ных, склонных к длительным переживаниям людей. Поэтому расслабление мышц — это внешний показатель положительных эмо ций, спокойного состояния ребенка, уравновешенности, удовлетворенности. Для того чтобы релаксационные упражнения оказа лись более эффективными, необходимо соблюдать при их выполнении некоторые условия: · перед тем как почувствовать расслабление, необхо димо напрячь мышцы; · напряжение следует выполнять плавно, постепенно, а расслабление — быстро, чтобы лучше почувство вать контраст; напряжение надо осуществлять на вдохе, а расслабление — на выдохе. Эффективные техники речевого общения с ребенком. Упражнение «Я – сообщение». Цель: научить родителей создавать условия для доверительного общения, выражать свои негативные чувства приемлемым способом. Например: «Я тебя пони маю, ты сейчас чувствуешь( печаль радость, страх. . . ) или хо чешь( играть, гулять, кричать. . . ) , но ты пойми и меня, я чув ствую. . . ». Инструкция: используя технику «Я – сообщение», передайте свое отношение к происходящему, искренне выражая свои чувства в необидной для ребенка форме. Ситуации: По дороге из детского сада, ребенок бегает по проезжей части, не прислушиваясь к вашим просьбам вести себя спокойно на дороге. · Ребенок, стоя в магазине, капризно требует купить ему игрушку, которую. · Ребенок шалил за столом и пролил молоко, несмотря на предупреждение. · Ребенок играет. Вы сообщаете, что пора идти на прогулку и убирать игрушки. А он отвечает: «А я еще не успел поиграть». · Вы зовете ребенка садиться за стол. А он отвечает: «Сейчас»- и продолжает заниматься своими делами. Вы начали сердиться. · У вас важный разговор с подругой. А ребенок то и дело вас перебивает. Таким образом, хотелось бы подвести итоги, что именно в игре целе сообразно развивать эмоционально- волевую сферу ребенка- до школьника, поскольку она является ведущим видом деятельности( деятельности, в процессе которой развитие ребенка происходит «семимильными шага ми») . «Игры на развитие эмоционально- волевой сферы детей дошкольного возраста» Игра «Тренируем эмоции» Цель: научиться понимать эмоции других, выражать собственные эмоции и чувства. Взрослый предлагает ребенку( или группе детей) потренироваться в выражении не только самих эмоций, но и их оттенков, которые могут быть присущи отдельным людям, сказочным героям, животным. 1. Радость. Улыбнись, пожалуйста, как: кот на солнышке; само солнышко; хитрая лиса; довольный ребенок; счастливая мама. 2. Гнев. Покажи, как рассердились: ребенок, у которого отобрали игрушку; Буратино, когда его наказала Мальвина; два барана на мосту. 3. Испуг. Покажи, как испугались: заяц, который увидел волка; котенок, на которого лает собака. Игра «Лото настроений» Цель: развитие умения понимать эмоции других людей и выражать собственные эмоции. На столе раскладываются картинкой вниз схематичные изображения эмоций. Ребенок берет одну карточку, не показывая ее никому. Затем ребенок должен узнать эмоцию и изобразить ее с помощью мимики, пантомимики, голосовых интонаций. Остальные отгадывают изображенную эмоцию. Игра «Уходи, злость, уходи» Цель: обучение выплескиванию негативных эмоций, формирование навыка регуляции эмоционального состояния. Ребенок ложится на ковер, вокруг него лежат подушки. Закрыв глаза, они начинают со всей силы колотить ногами по полу, а руками — по подушкам и гром ко кричать: «Уходи, злость, уходи! » Через три минуты дети по сигналу взрослого ложатся в позу звезды, широко раздвинув руки и ноги, и спокойно лежат, слушая спокойную музыку. Игра «Подушечные бои» Цель: снижение эмоционального и мышечного напряжения. Дети по команде ведущего начинают бой — «сражение двух племен», «вот тебе за. . . » или др. Играющие бьют друг друга подушками, издавая победные кличи, стараясь попасть по различным частям тела. Игру может начать взрослый, чтобы снять запрет на агрессивные действия. Следует заранее договориться с детьми, что сразу после сигнала( колокольчик, хлопок и т. д. ) игра прекращается. Не рекомендуется включать в группу детей, способных реагировать неадекватно. Не допускать излишнего эмоционального возбуждения. Игра «Необычное сражение» Цель: снижение эмоционального и мышечного напряжения. Дети по команде ведущего начинают «необычное сражение». Играющие рвут газетную бумагу, и кидают их друг в друга, издавая победные кличи, стараясь попасть по различным частям тела. Игра «Повтори движения» Цель: развитие умения контролировать свои действия, подчиняя указаниям взрослого. Ребенок, слушая взрослого, должен выполнять движения, если услышит название игрушки – должен хлопнуть, если название посуды – топнуть, если название одежды – присесть. Игра «Час тишины – час можно» Цель: развитие умения регулировать свое состояние и поведение. Договоритесь с ребенком, что иногда, когда вы устали и хотите отдохнуть, в доме будет час тишины. Ребенок должен вести себя тихо, спокойно играть, рисовать, конструировать. Но иногда у вас будет час «можно», когда ребенку разрешается делать все: прыгать, кричать, брать мамины наряды и папины инструменты, обнимать родителей, висеть на них, задавать вопросы и др. Эти часы можно чередовать, можно устраивать их в разные дни, главное, чтобы они стали привычными в семье. Игра «Молчание» Цель: развитие умения контролировать свои эмоции, управлять своим поведением. Играющие садятся в кружок и молчат, они не должны ни двигаться, ни разговаривать. Водящий ходит по кругу, задает вопросы, выполняет нелепые движения. Сидящие должны повторять все, что он делает, но без смеха и слов. Кто нарушит правила — водит. Игра «ДА и НЕТ» Цель: развитие умения контролировать импульсивные действия. При ответе на вопросы слова «ДА» и «НЕТ» говорить нельзя. Можно использовать любые другие ответы. Ты девочка? Соль сладкая? Сейчас зима? Кошка – это птица? Мячик квадратный? Зимой шуба греет? и т. д.
«Что такое генеалогическое древо семьи» Семья для ребенка- это среда, с определенными условиями для его физического, психического и умственного развития. Для создания благополучной среды, для развития ребенка и укрепления семьи, можно использовать такую форму работу, как составления родословной( генеалогического дерева, где можно привлекать, как старшее поколение так и младшее. Термин" родословие" использовался в России с 11 века и до начала 20 века, современная историческая наука оперирует его греческим прототипом" генеалогия" Вопрос «Нужно ли знакомить детей с родословной? » в настоящее время имеет, скорее, риторический характер. В современные программы и пособия по ознакомлению детей дошкольного возраста с окружающим миром, по нравственно- патриотическому воспитанию включены разделы, посвященные знакомству старших дошкольников со своей родословной. Давайте же вместе с ребенком составим свое генеалогическое дерево. Это будет интересно не только ему, но и Вам! Генеалогическое дерево – это родословная семьи. Целесообразно начать эту работу с самого ребенка и его ближайшего окружения. На схеме каждое поколение располагается на определенной ступени. Это развитие рода в системе. Первым на схеме обозначается он сам. Можно приклеить его фотографию или сделать рисунок. Рядом приклеиваются фотографии братьев и сестер, если в семье несколько детей. Это первое поколение. От фотографии ребенка вниз проводится линия, разделяющая схему на две части. Это «ствол»( его можно изобразить, нарисовав дерево) . От «ствола» вправо и влево обозначаются мама и папа( также можно использовать фотографии) . Это второе поколение. Затем ниже на ступени – бабушки и дедушки. Очень важно, чтобы ребенок запоминал имена, отчества, фамилии родственников, род их занятий, место где родились, то, как прошло детство. Очень важно, чтобы первую беседу о семье провели с ребенком его родные. Родители могут вести летопись семьи. В специальную тетрадь или альбом записываются все сведения о родственниках, истории их жизни. Хорошо использовать документальные материалы( письма, телеграммы, дневники и пр. ) , аудио- видеозаписи. После того как ребенок хорошо усвоит информацию о маме, папе, бабушках и дедушках, можно переходить к рассказу о тетях и дядях, т. е. о братьях и сестрах мамы и папы, их женах, мужьях и детях. Это тоже второе поколение родственников. Ребенку рассказывают о том, что у дяди и тете есть жена и муж( на схеме они обозначены геометрическими фигурами меньшего размера) , а также дети. Это двоюродные братья и сестры. Они тоже относятся к первому поколению, соответственно эти родственники располагаются на одной ступени с ребенком. Пусть он узнает, кто кому кем доводится, как каждый в семье заботится о других. Помогите ребё нку ответить на вопросы: Мне она тетя, а моей маме ( сестра) Моему папе он папа, а мне ( дед) Моему папе она жена, а мне ( мама) Папе он родной брат, а мне ( дядя) Только после того, как будут усвоены сведения о ближайших родственниках, можно продвигаться в «глубь веков». Генеалогическое дерево можно оформит в альбоме или на отдельном листе, а можно сделать панно: для этого на листе ватмана расчерчивается схема, которая заполняется по мере изучения истории семьи. Можно поместить панно в специальную рамку или придумать более оригинальное оформление. Генеалогическое дерево, выполненное подобным образом, с одной стороны, станет оригинальным украшением, а с другой – будет стимулировать познавательную активность ребенка. При этом следует помнить, что схема должна быть составлена по аналогии с проводимой ранее. Овалы, которые окажутся еще не заполненными, будут возбуждать естественное детское любопытство. Взрослому нужно только постараться вовремя удовлетворять его. Подчеркну еще раз необходимость сопровождать схему различными записями и документами. Так постепенно будет оформляться летопись семьи. Как сделать генеалогическое древо семьи Каждый ребенок в определенном возрасте начинает интересоваться своими родственниками, своим родом. Он спрашивает, а кто были его прадедушка или прабабушка, а чем они занимались, где жили? И не всегда родители знают все ответы на подобные вопросы. Если вы и ваш ребенок еще не знакомы с историей вашей семьи, то можно вместе сделать генеалогическое дерево своего рода. Составление генеалогического дерева расскажет ребенку историю его семьи, воспитает в нем гордость за то, что он принадлежит к этому роду, к этой фамилии. Изучая свой род и своих предков, ребенок захочет стать достойным продолжателем своего рода. Подключайте к своей работе всех родственников, ведь составление родословной сплачивает семью. Если родители в разводе – это тем более повод нарисовать с ребенком дерево вашего рода. Маленькому человеку важно знать, что у него есть корни: это придает чувство уверенности в себе. Чтобы раздобытые вами сведения не забылись, лучше зафиксировать их на бумаге. Чтобы было наглядней и красивей нарисуйте большой красочное дерево вашей семьи. Ребенку обязательно понравится ваша затея и он будет вашим главным помощником. Итак, для работы вам понадобится: ватман большого формата, цветная бумага, фломастеры, ножницы, клей П римерная последовательность ваших шагов: 1. На ватмане нарисуйте большое дерево с разлогими ветвями. 2. Вырежьте из бумаги зеленого цвета листочки. , их нужно столько, сколько членов вашей семьи. 3. На каждом листочке напишите фломастером ФИО члена семьи, и кем он приходится ребенку. Будет просто замечательно, если вы сможете узнать в каком городе жили члены вашей семьи, чем занимались, сколько у них было детей. Все это записывайте на листочках. 4. Теперь начинаем клеить листочки на ветки дерева в определенном порядке. Начинаем снизу. На самой нижней ветке нужно наклеить листочек с данными последнего родившегося члена вашей семьи, его родных братьев и сестер. На следующей по высоте ветке наклеить листочки с именами мамы и папы, а также с именными их братьев и сестер. Причем мамин листочек( и листочки родственников с ее стороны) клеится с одной стороны дерева, а папин( и листочки его родни) с другой. То есть по одну сторону дерева находится мамин род, а по другую – папин. На ветках следующего «этажа» дерева клеятся листочки с именами родителей мамы и папы ребенка, и так далее. Каждое поколение занимает свой «этаж». 5. Ваше генеалогическое дерево будет еще красивее и полнее, если рядом с листочками- данными вы приклеите фотографию члена вашей семьи. Вот и все, генеалогическое дерево вашего рода готово! Древо жизни растёт, если младшее поколение помнит и чтит предков, уважает старших, а старшие бережно, ласково относятся к детям. Т ермины: • родословная – история семьи, рассказ о своей семье, своём роде, своих предках; • род – родственники, имеющие одну и ту же фамилию, одного и того общего предка; • предки – люди, родственники, жившие задолго до нашего рождения; • поколение – люди, родившиеся примерно в одно и то же время, примерно одного возраста; • обычай – привычка, порядок, которому следуют каждый день. Обычаи складываются в традиции; • традиции – обычаи, которые передаются из поколения в поколение.
Родительское собрание на тему: «Моя родословная» Цель: привлечь внимание к семье, показать её ценность для каждого человека. Задачи: Формировать нравственное отношение к семейным традициям. Развивать творческие способности взрослых и детей в процессе совместной деятельности Воспитывать уважительное отношение друг к другу, в распространении положительного опыта семейного воспитания. Оборудование: 1. Коллаж из фото «Счастливые минутки в семье». 2. Генеалогическое древо, составленное родителями. 3. Стенд с рисунками «Моя семья» 4. Шарики. 5. Музыка В. Шаинского «Родительский дом». Место проведения: музыкальный зал. Форма проведения: Гостиная для родителей. Предварительная работа: Статья в уголок «Основные правила семейного воспитания» Памятка «Правила общения в семье» Образец генеалогического древа, беседа о правильном его составлении. Рисунки «Моя семья» Семейное фото «Счастливые минутки в семье» рассказы «Традиции семьи» Ход собрания( Звучит музыка В. Шаинского «Родительский дом») Добрый вечер, дорогие родители! Я рада приветствовать вас на нашей встрече. Тема нашего сегодняшнего собрания «Моя родословная», то есть речь пойдет о самом ценном и дорогом в нашей жизни о Семье О. В. Токмакова Семья источник вдохновенья, Где рядом взрослые и дети, В семье от всех невзгод спасенье, Здесь друг за друга все в ответе. Я благодарна всем родителям, кто принял участие в нашем проекте «Моя семья» и уверенно могу сказать, что в этих семьях как вы, дорогие взрослые, так и ваши дети знают корни своих близких. Всех нас объединяет одно слово, которое будет звучать «семья». Что такое родословная? Это перечень поколений одного рода. Род- ряд поколений, происходящий от одного предка. Предок –это древний предшественник по роду. В середине века всякий рыцарь, желавший вступить в рыцарский союз, должен был доказать свое дворянское происхождение. Доказательством служило рыцарское родословное древо. Каждая ветвь делилась на две меньшие: мать и отец, далее каждая делилась еще на две: родители матери и отца. И для того, чтобы составить такое родословное древо, нужно было хорошо знать своих предков. А можете ли вы назвать имя своей бабушки? Знаете ли, откуда она родом? В народе не уважают «Иванов» не помнящих родства. Не обязательно быть рыцарем и обладать гербом, чтобы нарисовать свое генеалогическое древо, обязательно надо рассказывать о своих бабушках, дедушках, прабабушках, прадедушках своим детям, для того, чтобы они тоже знали свои ветви. Между прочим, выясняется такая интересная вещь, у каждого человека два родителя( мать и отец) , а вот бабушек и дедушек уже вдвое больше( 4) , прабабушек и прадедушек еще в два раза больше( 8) . Вот сколько у каждого человека предков. А теперь небольшая разминка. Вспомни пословицу о семье и закончи е е. 1. Вся семья вместе –( так и душа на месте) . 2. Семья без детей, что- ( что часы без гирьки) . 3. Где любовь да совет- ( там и горя нет) . 4. Муж без жены, ( что гусь без воды) . 5. На что и клад, коли( в семье лад) . 6. В каждой избушке( свои погремушки) . 7. Семья сильна, когда( над ней крыша одна) . 8. Гни дерево, пока гнется, учи дитя( пока слушается) . 9. Семейный горшок( всегда кипит) . Недаром когда хотят похвалить человека, говорят: «У него крепкие корни», значит такой человек родился в дружной, хорошей семье и семья его воспитала. А кто живёт в вашей семье, сейчас нам расскажут ваши дети: Я с бабушкой своею дружу давным- давно, Она во всех затея со мною заодно. Я с ней не знаю скуки, мне все приятно в ней, А бабушкины руки люблю всего сильней. За все, что есть сейчас у нас, За каждый наш счастливый час, За то, что солнце светит нам Мы благодарны нашим дорогим дедам. Наши папочки не хуже. Могу кашу, щи варить. И для дома все, что нужно, Могут быстро смастерить От чистого сердца, простыми словами Давайте, друзья, потолкуем о маме. Мы любим ее, как хорошего друга, За то, что у нас с нею все сообща, За то, что когда нам приходится туго Мы можем всплакнуть у родного плеча. Наши папы –мастера, Машинисты, доктора. . . Одним словом удальцы Наши папы- молодцы! Не болейте! Не старейте! Не сердитесь никогда! Вот такими молодыми Оставайтесь навсегда. Молодцы, ребята! Мы с нетерпением ждем предстоящих выходных дней, когда можно будет отдохнуть от тяжелых будней, от работы, заняться своим любимым делом, пообщаться с детьми, выехать на природу. Малыш узнает много нового, гуляя с мамой и папой по городу или выезжая за город на природу. Даже во дворе совместная прогулка принесет вашему ребенку радость. Совместные игры помогают детям развивать способности, необходимые для того, чтобы подготовленными встретить сложный окружающий мир в будущем. Вообще у каждой семьи существуют свои традиции проведения выходных дней. А у кого их нет, то еще не поздно их создать –интересно и весело провести их со своей семьей. Ведь отлично проведенные выходные не только способствуют сплочению всех членов семьи, но и помогают понять ребенку, как он важен для родителей, формируют его связи с окружающим миром. А сейчас небольшой конкурс «Кто это? » 1. Брат жены( Шурин) . 2. Брат мужа( Деверь) . 3. Сестра жены( Свояченица) . 4. Сестра мужа( Золовка) . 5. Мать жены( Теща) . 6. Отец жены( Тесть) . 7. Мать мужа( Свекровь) . 8. Отец мужа( Свекр) . 9. Дочь брата или сестры( Племянница) . 10. Брат отца или матери( Дядя) 11. Сестра отца или матери( Тетя) 12. Жены двух братьев( Свояченицы) . 13. Мужья двух сестер( Свояки) . 14. Матери жены и мужа( Сватьи) . Конечно, нельзя забывать об основных правилах семейного воспитания. Ваш ребенок для Вас- это Ваше будущее, это Ваше бессмертие. Ведь каждый человек физически продолжается в своих детях, внуках, в своих потомках. И Вы, конечно, хотите, чтобы Ваше физическое продолжение было достойным, чтобы оно не только сохранило все Ваши достоинства, но и преумножило их. Мы- педагоги и Вы родители крайне заинтересованы в том, чтобы Ваш ребенок стал полноценным человеком, культурной, высоконравственной, творчески активной и социально зрелой личностью. Мы рекомендуем Вам придерживаться в воспитании Вашего ребенка следующих основных правил семейного воспитания: 1. Семья- это материальная и духовная ячейка для воспитания детей, для супружеского счастья и радости. О сновой, стержнем семьи является супружеская любовь, взаимная забота и уважение. Ребенок должен быть членом семьи. Но не ее центром. Когда ребенок становится центром семьи и родители приносят себя ему в жертву, он вырастает эгоистом с завышенной самооценкой, он считает, что « все должно быть для него». За такую безрассудную любовь к себе он зачастую отплачивает злом- пренебрежением к родителям, к семье, к людям. Не менее вредно, конечно, равнодушие, тем более пренебрежительное отношение к ребенку. 2. Главный закон семьи: все заботятся о каждом члене семьи, а каждый член семьи в меру своих возможностей заботится обо всей семье. Ваш ребенок должен твердо усвоить этот закон. . 3. Воспитание ребенка в семье- это достойное, непрерывное приобретение им в процессе жизни в семье полезного, ценного жизненного опыта. Главное средство воспитания ребенка- это пример родителей, их поведение, их деятельность, это заинтересованное участие ребенка в жизни семьи, в ее заботах и радостях, это труд и добросовестное выполнение им Ваших поручений. Ребенок должен выполнять определенную, все усложняющуюся по мере взросления работу по дому для себя, для всей семьи. 4. Развитие ребенка- это развитие его самостоятельности. Поэтому не опекайте его, не делайте за него то, что он может и должен делать сам. Помогайте ему в приобретении умений и навыков, пусть он научится делать в се то, что умеете делать Вы. Не страшно, если он сделает что- то не так, как надо: ему полезен опыт ошибок и неудач. Разъясняйте ему ошибки, обсуждайте их вместе с ним, но не наказывайте за них. Предоставьте ему возможность попробовать себя в разных делах, чтобы определить свои способности, интересы и склонности. 5. Основа поведения ребенка- это его привычки. Следите за тем, чтобы у него образовались добрые и хорошие и не возникали дурные. Научите его различать добро и зло. Разъясняйте вред распущенности, вещизма, лжи. Учите его любить свой дом, свою семью, добрых людей, свой край. Важнейшей привычкой для него должно стать соблюдение режима дня. Выработайте вместе с ним разумный режим дня и строго следите за его соблюдением. 6. Для воспитания ребенка очень вредны противоречия в требованиях родителей. Согласуйте их между собой. Еще более вредны противоречия между вашими требованиями и требованиями детского сада, школы, педагогов. Если Вы не согласны с требованиями воспитателей или они Вам не понятны, придите и обсудите возникшие проблемы непосредственно, но не обсуждайте их при ребенке. 7. Очень важно создать в семье спокойный доброжелательный климат, когда никто ни на кого не кричит, когда даже ошибки и поступки обсуждаются без брани и истерики. Психическое развитие ребенка, формирование его личности в большей степени зависит от стиля семейного воспитания. Нормальный стиль- это демократический, когда детям предоставляется определенная самостоятельность, когда относятся к ним с теплотой и уважают их личность. Конечно, необходим некоторый контроль за поведением и учением ребенка с целью оказания ему помощи в трудных ситуациях. Но важнее всячески способствовать развитию у него самоконтроля, самоанализа и саморегуляции своей деятельности и поведения. Не оскорбляйте ребенка своими подозрениями, доверяйте ему. Ваше доверие, основанное на знании, будет воспитывать у него личную ответственность. Не наказывайте ребенка за правду, если он признался в своих ошибках сам. 8. Приучайте ребенка заботиться о младших и старших в семье. Мальчик пусть уступает девочке, с этого начинается воспитание будущих отцов и матерей, подготовка счастливого супружества. 9. Следите за здоровьем ребенка. Приучайте его самостоятельно заботиться о своем здоровье, о физическом развитии. Помните, что ребенок переживает в той или иной форме возрастные кризисы. Будьте внимательны к ребенку в эти кризисные периоды, меняйте стиль своего отношения к нему по мере перехода от одного возрастного периода к другому. 10. Семья- это дом, и как всякий дом он может со временем ветшать и нуждаться в ремонте и обновлении. Не забудьте время от времени проверять, не нуждается ли Ваш семейный дом в обновлении и ремонте. И закончить наш сегодняшний вечер мне хочется таким стихотворением: Семья –это счастье, любовь и удача Семья –это летом поездка на дачу Семья –это праздник, семейные даты, Подарки, покупки, приятные траты, Рожденье детей. Первый шаг, первый лепет. Мечты о хорошем, волненье и трепет. Семья –это труд, друг о друге забота Семья –это много домашней работы Семья –это важно! Семья –это сложно! Но счастливо жить одному невозможно. Всегда будьте вместе, любовь берегите, Обиды и ссоры подальше гоните, Хочу, чтоб про вас говорили друзья: «Какая хорошая ваша семья! » Желаю Вам успехов в трудном и благородном деле семейного воспитания Вашего ребенка, пусть он приносит Вам радость и счастье.
Развивающие игры ТРИЗ Родительское собрание в старшей группе ДОУ в форме интеллектуальной игры «Что? Где? Когда? » Цель: дать родителям представление о технологии ТРИЗ, практические навыки использования приемов ТРИЗ в играх. Оборудование: цветные бантики, конверты с заданиями от детей, презентация с видеовопросами от детей, листы бумаги, ручки, цветные карандаши, таблицы, маски. Форма проведения: интеллектуальная игра «Что? Где? Когда? » Ход мероприятия: Добрый вечер уважаемые родители! Сегодня у нас необычная встреча, мы с вами окажемся в интересной и увлекательной стране. Название этой страны — ТРИЗ. Прежде чем мы отправимся в эту удивительную страну, нам хотелось бы немного с вами поиграть. Помните сказку «Теремок», предлагаю сыграть её в изменённом виде. Каждый игрок получает свой рисунок и играет за нарисованный объект. Один из игроков — хозяин теремка, а остальные гости по очереди подходят к теремку( теремок чисто условный) и проводит с хозяином следующий диалог: − Тук, тук, кто в теремочке живёт? − Я, яблоко. А ты кто? − А я вишня. Пустишь меня в теремок? − Если скажешь, чем ты на меня похожа, то пущу. Гость должен сравнить оба рисунка, выявить общие признаки и назвать их. ( Н- р: и у вишни и у яблока есть что- то внутри, оба растут на дереве, поспевают летом) . После этого гость заходит в теремок. Вошедший гость становиться хозяином, а бывший гость уходит в «почтенные». Игра. Воспитатель: − Скажите, трудно ли вам было нестандартно мыслить, выделять общие признаки путём сравнения. Воспитатель: − Что же такое ТРИЗ? ТРИЗ — расшифровка аббревиатуры: теория решения изобретательских задач. ТРИЗ — это одна из самых уникальных методик развития творческой деятельности дошкольников. Придумал и разработал эту удивительную технологию отечественный изобретатель, ученый, писатель — фантаст Генрих Саулович Альтшуллер. Воспитатель: − В настоящее время в детских садах с успехом используются приемы и методы ТРИЗ для развития у дошкольников внимания, логики, смекалки, мышления, творческого воображения. Предлагаем вам познакомиться с развивающими играми технологии ТРИЗ. Играя в эти игры с детьми, вы сможете расширить познавательные способности детей, обогатить и развить их речь. Итак, игра «Что? Где? Когда? » начинается. Прежде, разделитесь на команды по цветам бантиков и займите места за столами. Воспитатель: − Нам поступили видео вопросы от детей нашей группы. Вопросы и задания будут появляться на слайде, ваша задача внимательно выслушать и ответить на вопрос. 1 вопрос от Вани Т. : Он хочет знать«Книга- это хорошо или плохо? » Команда № 1 будет называть положительные стороны, а команда № 2 отрицательные стороны. Картинка КНИГА — это: Хорошо: Можно читать интересные сказки, стихи; Рассматривать красочные иллюстрации; Дарить в подарок; Узнавать много новой информации. Плохо: Может порваться, так как она бумажная; Может быстро истрепаться; Может потеряться; Может намокнуть. 2 в опрос от А л ины С. : Её очень интересует, как путешествуют земляничка и скворец по временам года, она просит зарисовать это в таблице( раздаются таблицы, в них родители зарисовывают рисунки) . 3 в опрос от Дианы С. : Она дала шуточные имена- дразнилки картинкам, а родители должны угадать, о чём идёт речь и выбрать нужную картинку( раздаются картинки) . Смотрелки, плакалки, моргалки, подмигивалки … — глаза. Каталка, возилка, скакалка, ржалка, цоколка … — лошадка. Забивалка, ударялка, стучалка … — молоток. Указывалки, предпреждалки, запрещалочки …- дорожные знаки. 4 вопрос задаёт Варя Ш. : Она предлагает вам попробовать загадать шуточные загадки к картинкам самостоятельно( картинки на слайде) . Команде № 1: - кошка. ( Мяукалка, бегалка, кусалище, мяучище, сонечка …) Команде № 2: - пылесос. ( Шумелочка, всасывалка, выдувалочка, убиралка …) 5 вопрос от Вадима А. : Он интересуется, «Как будет наоборот? »( картинки на слайде) Команде № 1: горячий — холодный большой — маленький Северный полюс — Южный полюс добрый — злой Команде № 2: радужный —( бесцветный) колючий —( гладкий) пустой —( полный) старый —( молодой) 6 вопрос Вера Н. задала следующий: Она хочет знать «Что умеет делать? »( картинки на слайде) № 1 команде: Рыба; Ветер. № 2 команде: Дождь; Листок. 7 Вопрос от Саши Г. : Его очень интересует «Что бы это могло быть? »( командам вручаются карточки с заданием) № 1 команде: мягкий+ зелёный= ( лист, трава, свитер, клубок …) Колкий+ холодный= ( ёжик, снег, ёрш, ветер …) № 2 команде: пушистый+ мягкий= ( цыплёнок, котёнок, платок, носки…) Ласковая+ добрая= ( мама, музыка, вода, солнце…) 8 задание от Тани К. : Она просит, описать картинку, находящуюся в конверте, не называя ее, и не используя глаголы( раздаются конверты с картинками) . Команде № 1: Айболит Команде № 2: Карлсон Катя К. задаёт следующий вопрос: «Знаете ли вы, что бывает? » Команде № 1: — овальным и жёлтым? ( конфеты, бусины, кубики, ягоды …) Команде № 2: — холодным и гладким? ( лёд, сосулька, снег, иголка…) 9 Соня С. приготовила следующее задание: Игра «Одна загадка — сто разгадок». Она предлагает подбирать слова к функции предмета. Что такое? Светилка — окно, солнце, свеча, фонарь, сот. телефон. Хранилка — шкаф, сундук, карман, мешок, сейф. Смотрилка — глаза, бинокль, очки, лупа, телескоп, Варилка — кастрюля, скороварка, живот, чайник. Горелка — костёр, свеча, пожар, зажигалка. Возилка — тележка, велосип ед, поезд, самолет, машина. Маша П. просит назвать «Что лишнее» и объяснить почему? ( картинки на слайде) Команде № 1: − Репа, море, небо, васильки. ( По цвету все синее, кроме репы) . − Лев, зебра, гиена, пингвин. ( По месту обитания все животные Африки, кроме пингвина) Команде № 2: − Муравей, снегирь, бабочка, синица. ( По способу передвижения все летающие, кроме муравья) . − Лимонад, лёд, коктейль, чай. ( По температуре все холодное, а чай горячий) . Заключительное задание от Игоря Ж. : Он приготовил для вас вопросы, с помощью которых вы дома вместе с ребёнком придумаете свою сказку. Текст записываете и рисуете к ней иллюстрации. А мы поможем оформить большую книгу сказок. 10. Алексея Б. шлёт привет от всех детей группы и детские работы по ТРИЗу! Воспитатель: − наша игра закончилась. Надеемся, что вы будете использовать различные приемы ТРИЗ, и перед вами в полной мере раскроется неиссякаемый источник детской фантазии. Воспитатель: в заключении хочу сказать, что нам было очень приятно работать с вами сегодня, а какое ваше мнение о нашей встрече? Выразите его с помощью масок. На столах у вас карандаши и безликие маски. Предлагаю вам дорисовать маску так, чтобы она отражала ваше впечатление от сегодняшнего вечера. До свидания! До новых встреч! Литература: Димитрова Т. В. Сто фантазий в голове, Самара, 1996 г. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. М. , 1991 г.
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ- 635205105 Развитие любознательности у детей 5- 6 лет. Есть у меня шестеро слуг, Проворных, удалых, И всё, что вижу я вокруг, - Всё узнаю от них. Они по знаку моему Являются в нужде… Зовут их: «Как и почему, Кто, что, когда и где…» Р. Киплинг В Толковом словаре С. И. Ожегова можно прочитать: «Любознательный – склонный к приобретению новых знаний, пытливый». Как же развить детскую любознательность, не дать угаснуть природной детской пытливости? У шестилетнего ребенка уже накоплен индивидуальный опыт, это большое богатство, но в нем надо разобраться. Вот и обращается психическая активность ребенка внутрь. «Мысль уходит в подполье». Индивидуальная память и собственное видение мира – вот главное приобретение шестого года жизни. Нарастают различия между детьми: один лучше двигается, другой читает, третий- лучше знакомится с числами и т. д. После того, как ребенок научился думать и выражать свои мысли вслух и про себя, его память усложняется. Например, пересказывая своими словами, ребенок способен добавлять примеры, пришедшие ему в голову. На этом этапе важно поддерживать рассуждения ребенка, п оощрять любые его интеллектуаль ные решения. Однако взрослые должны знать, что если ребенок заговорил поздно, если в возрасте 5- 6 лет у него сохраняются особенности речевого развития, значит нельзя перегружать ребенка словесными логическими заданиями. Несколько слов хочется сказать об игрушке, так как она является элементом среды, воздействующей на развитие ребенка в целом, в том числе и на развитие его познавательных устремлений. Игрушка – важная составная часть культуры любого народа. Она служит для забавы и развлечений ребенка и вместе с тем является способом его психического развития. Игрушка несет в себе представления о добре и зле, позволительном и непозволительном, прекрасном и безобразном, безопасном и опасном. Родители современных малышей продолжают находить у своих чад самодельные игрушки или предметы- функционеры. Обычно это камешки, палочки, ракушки и т. д. Наделенные особыми свойствами, связанные с глубокими переживаниями, смыслами, они создают психологическую безопасность ребенку, помогают ему жить. Такие игрушки надо уважать, дорогие родители. Ведь не монстр и не трансформер, а найденная ребенком ракушка или перо помогают ему вырасти человеком в таком непростом и противоречивом мире, ощущать причастность к нему. Использование природных материалов для замещения тех или иных предметов развивает воображение ребенка и готовит развитие знаковой функции сознания. ( Буквы, цифры – это элементы знаковой системы) . Поэтому, уважаемые родители, поддерживайте интерес и желание детей действовать с природными материалами( в песке, в луже, в земле, на берегу моря они смогут удовлетворить свои эмоциональные и познавательные потребности) . Не ругайте их за испачканную одежду, невозможно исследовать, оставаясь чистым. Лучше привлеките малыша к чистке его костюма. Важно при выборе игрушки понять, какое послание она несет ребенку. Игрушки с мертвыми лицами, монстры, вампиры, привидения, пауки и скелеты приводят к разрушению целостности психики ребенка. Игрушки с заданной программой побуждают ребенка в игре выполнять только те действия, которые заложены программой. Возможностей для творчества, проявления любознательности нет. Все функции четко и узко заданы. Даже телефон говорит за ребенка. Таким образом, при выборе игрушек важно понимать, что даст она Вашему ребенку что сформирует: принцип одноразовости, потребительское отношение, комплекс культурной неполноценности или ценностные ориентиры, способствующие нормальному психологическому, физическому, духовному развитию ребенка. Необходимо познавательные устремления детей поддерживать и развивать, используя игры. Их очень много, они разные. Предлагаем вашему вниманию некоторые из таких игр. Очевидная надпись Цели: пробуждение любопытства, обеспечение возможности переживания успеха, совершенствование чувственного восприятия. Ход игры Вы пальцем рисуете на ладони( спине, плече) ребенка геометрические фигуры( предметы, буквы, цифры) , а он отгадывает, что вы нарисовали( написали) . Что я делаю? Цели: развитие любознательности, воображения. Материалы: Метла, веник или любой другой предмет, для которого вы сами можете придумать много вариантов использования не по назначению. Ход игры: Игра проводится во время семейных посиделок, детских праздников. Игроки садятся по кругу. Без слов, по очереди каждый игрок должен показать, в качестве чего можно использовать тот, или иной предмет. Кто первым из зрителей догадается, о чем идет речь, должен об этом сказать. ( Например, можно использовать метлу в качестве скаковой лошади, партнера по танцам, костыля) . «Что я видел не скажу, а что делал покажу». Цели: развитие воображения, любознательности. Ход игры Ведущий показывает, какое либо действие без слов, а игроки отгадывают, что он делает( например, ест яблоко( кашу) , пьет, читает, рисует и т. д. ) . Отгадавший становится ведущим. ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ 190500252730 В игры играем – память развиваем Говорят, у одних она большая и крепкая, а у других совсем дырявая – не чего не держит. О чем идет речь? О корзине? О кладовой? Нет, речь идет о памяти. Память! В ней собраны наши знания, воспоминания, опыт, бесценные сокровища ума. Чем больше объем и прочность памяти, тем больше таких сокровищ. Специалисты различают кратковременную и долговременную память, а также виды памяти в зависимости от характера запоминаемого материала: моторную, слуховую, зрительную, вербальную( словесную) , логическую. Преобладание у человека того или иного вида памяти говорит о том, как ему легче воспринимать информацию: виде зрительных образов или словесной информации, совершая какие- то действия или выстраивая логические цепочки. Очень часто эти виды памяти выступают в определенных сочетаниях: Зрительно- моторная память необходима для выполнения работы по образцу( списывание с доски, работа с прописями, с последующим выполнением задания по памяти) ; Вербально- моторная( работа со словесной инструкцией с указанием порядка выполнения задания: написание под диктовку элементов букв, рисование под диктовку геометрических узоров по клеточкам) ; Логическая память( запоминание последовательности слов, действий в сюжетных рассказах и т. д. ) У дошкольников преобладает непроизвольное запоминание( запоминание без цели) , поэтому если вы хотите чему- то научить ребенка- дошкольника, необходимо помнить: Цель обучения должна бытьэмоционально значима для него – достигнув цели, ребенок ждет похвалы или удивления взрослого. Лучше сохраняется материал, который поразил и увлек ребенка. Дети очень любятсоревнование, игру. Во многом вниманиедошкольника зависит от изобретательности взрослых, их фантазий. К семи годам у ребенка начинает формироваться произвольная память( сознательное запоминание) , это связано с физиологическим развитием ребенка. Предлагаем вам ознакомиться с правилами запоминания, соблюдение которых поможет вам и вашему ребенку при обучении в школе. Детская память характеризуется тем, что заучивание похожего материала стирает предыдущий. Поэтому, прежде чем приступить к изучению следующего учебного материала, сделайте перерыв или дайте возможность ребенку сменить деятельность. Чтобы запомнить новыйматериал его лучше всего учить на ночь( таблицу умножения, стихотворение и т. д. ) Чтобы ребенок лучше запомнилновый материал, ему при изучении необходимо задавать вопросы: о чем это? Что про это говорится? И т. д. Предлагаем вам несколько простых игр и упражнений на развитие произвольной памяти. Игра « Два предмета». Цель: активизация зрительной памяти, сосредоточение ребенка на отдельных свойствах предметов. Развитие способности по описанию свойств определять, каким предметам эти свойства принадлежат. - Назови два предмета обладающих сразу тремя признаками: Гладкий черный твердый. . . Темный тяжелый шумный. . . Светлый легкий блестящий. . . Белый мягкий съедобный. . . Игра «Какой игрушки не хватает? » Цель: развитие зрительной памяти. Ход игры: Поставить перед ребенком на 1 минуту 4- 5 игрушек, затем попросить ребенка отвернуться и убрать одну игрушку. Вопрос к ребенку: «Какой игрушки не хватает? » Игру можно усложнить: а) увеличить количество игрушек; б) ничего не убирать, а только менять игрушки местами. Играть можно 2- 3 раза в неделю( игрушки меняются) . Переверни страницу Читая ребенку сказку или рассматривая с ним картинки, предложите ему запомнить картинку, а потом переверните и задайте несколько вопросов по картинке- сколько мячей было в комнате? - сколько окон? - куклы сидели или стояли? - были ли на окнах цветы? - сколько детей было в комнате и т. д. Помогут в развитии памяти и р азучивание стихотворений, пересс казывание сказок, выполнение заданий по памяти: - нарисуй 3 квадрата, 1 круг и первую фигуру зачеркни; - нарисуй 4 треугольника, 2 овала, 2 и 3 фигуры разукрась красным карандашом и т. д. Игра «Слово за слово». Цель: развитие памяти и увеличение объема памяти, расширение и активизация словаря. Взрослый начинает игру и говорит: «На полянке растут цветы: …. »( «В лесу живут. . . », «В саду на деревьях растут. . . ». «В зоопарке можно увидеть. . . » и т. д. ) Ребенок повторяет сказанное и добавляет название цветка( «ромашка») , третий игрок( или вновь взрослый) повторяет всю фразу и добавляет название цветка( «одуванчик») . И так далее. Это позволит расширить словарный запас у ребенка и стимулирует развитие памяти. Игра « Доскажи словечко»: взрослый читает короткое стихотворение, а ребенок должен догадаться и назвать последнее в нем слово. Играйте в слова. Это может скрасить долгий путь в транспорте, скучный поход «по делам» или необходимость лежать в постели. К таким заданиям можно отнести: Какими словами, красками можно описать время года; Назови слово – предмет, слово – действие, слова – ассоциации, слово – цвет, только веселые слова; Расскажи о предмете: какой он( назови как можно больше прилагательных) ; что он может делать( назови как можно больше глаголов) и т. д. ; Игра в игру «Если бы, да кабы…». Ребенку предлагается закончить предложение: - Если бы я был Улицей, то я бы …, потому что…. - Если бы я был Музыкой, то я бы …, потому что…. - Если бы я был Дождиком, то я бы …, потому что…. - Если бы я был Мандарином, то я бы …, потому что…; Играйте в игру «Хорошо – плохо». - Что хорошего в Бабе Яге, а что плохого? - Что хорошего в болезни, а что плохого? - Что хорошего в дождике, а что плохого? - Что хорошего в том, что сломался телевизор, а что плохого? Играйте в слова с противоположным значением( антонимы) : веселый – грустный, сильный – слабый и т. д. ; Играйте в слова, где изменяется только один звук: почка – дочка – точка – кочка… Предложите ребенку пересказать сказку, рассказ, мультфильм. Спросите, что больше всего понравилось и почему. Попросите описать понравившегося героя. Играйте в игру; «Найди ошибку в предложении». ( В лес растут грибы. Шишки растут … елке) . Учите ребенка составлять рассказ по картинке. Объясните, что рассказ состоит из начала( короткого, как утро) , середины( длинного, как день) и конца( короткого, как вечер) . Разыграйте знакомую сказку «в лицах» с разной интонацией.
Родительское собрание на тему" Влияние конструктивной деятельности на развитие старших дошкольников" Цель: формирование компетентности родителей по вопросу развития у детей конструктивных умений и навыков. Повестка: Строительный материал: радует, развивает, развлекает. Рекомендации по организации конструирования из строительного материала в семье. Практикум для родителей" Строим вместе" - педагоги. Ход мероприятия В последние годы, попадая в игрушечный магазин, вы оказываетесь перед очень трудным выбором: какую игру или игрушку купить, чтобы она не просто радовала и развлекала, но и развивала ребенка? ! Вопросы родителям: - Предпочтение, каким играм и игрушкам вы отдаете? - Чем любит играть ваш ребенок? Мы предлагаем остановить свое внимание на деревянном строительном наборе! Удивились? ! Может, многие из вас считают, что это устаревшие игрушки, но мы утверждаем, что этот, на первый взгляд, простой игровой материал таит в себе огромные возможности и дает развитию вашего ребенка то, что не может дать ни одна другая игра. Вопросы родителям: - У кого из вас дома есть строительные наборы? - С удовольствием ли играют в него дети? - Как вы думаете, на развитие чего могут влиять игры со строительным материалом? Во- первых, это вид деятельности( в сравнении с рисованием, лепкой и аппликацией) , в котором, ребенку гарантирован успех; он дает возможность для творчества; постройка может быть создана, исправлена, дополнена и даже восстановлена очень быстро. Ребенок творит, действует, пробует, исправляет- это очень важно. Ведь как говорил один из педагогов, ребенок испытавший радость творчества даже в самой минимальной степени, становится другим, чем ребенок, подражающий актам других. Давайте вместе посмотрим, на развитие чего может повлиять игра со строительным материалом. Раздел" Математика" : название геометрических фигур- геометрические представления; образная память; пространственное мышление; умение отличать предметы по размеру, цвету, форме; умение классифицировать по нескольким признакам; умение использовать пространственные предлоги; ориентироваться в пространстве. Раздел" Познавательное развитие" : Сооружая какие- либо конструкции, постройки взрослый, сам того не подозревая, рассказывает ребенку об объекте, его назначении, особенностях конструкции. Заинтересовавшись, ребенок самостоятельно начинает искать, подбирать иллюстрации, слушать информацию по телевидению или обращается за помощью к взрослому. Раздел" Развитие речи" : развивает связную речь( комментирует свои действия) ; правильно употребляет предлоги; соотносит части речи в роде, числе и падеже; формулирует замысел постройки. Игры со строительным материалом формируют умения предвидеть будущий результат, воспитывает самостоятельность. Освоив строитель, ребенок может часами им заниматься, а взрослому остается только" подкидывать задачи" , создавать условия. Формируется произвольность поведения, умение доводить дело до конца, задумывать замысел; развивается память, мышление, внимание, воображение. Решение: приобрести деревянный строительный набор для организации конструктивной деятельности в домашних условиях. Организовать выставку буклетов, рекомендуемых конструкторов. Убедившись в значении данной игры для развития дошкольника, перейдем к технологии использования ее в семье. Итак, вы купили строитель. Сначала научите ребенка складывать все детали в коробку в соответствии с образцом. Затем, познакомьте ребенка со строителем. Первое знакомство длиться не более 10 минут. Короткая встреча вызовет у ребенка желание еще раз поиграть, чтобы, как ему кажется, наиграться вдоволь. Вторая встреча длиться тоже не более 10- 15 минут. Задача последующих встреч- содействовать тому, чтобы ребенок, открыв законы красоты, прочности, устойчивости, замещения и сочетания форм между собой, сумел играть без вашего участия в течение длительного времени, решая творческие задачи конструирования и обыгрывания построек. Вопросы родителям: - Знаете ли вы основные законы архитектуры? - О чем нужно говорить во время строительства? Итак, основные законы архитектуры- это полезность, прочность, красота. Поговорим о каждом из них в отдельности. Полезность. Постройки могут быть разного назначения для человека( жилые дома, дворцы, служебные здания, гаражи, мосты, парки) и для животных( ферма, птичник и т. д. ) Прочность. Конструкция будет прочной, если строить ее, соблюдая следующие правила: все детали надо укладывать ровно, плотно прижимая друг к другу; основание конструкции( фундамент, 1- й этаж, опоры) , нужно делать прочным; все вертикально стоящие детали надо укрепить с обеих сторон другими деталями( кубиками, призмами, кирпичиками и др. ) ; пластину( перекрытие, потолок) нужно выбрать чуть большего размера, чем расстояние между деталями, и придавит ее сверху какими- нибудь деталями; второй ряд деталей укладывается, как на ступеньках лесенки- поперек; недостающие детали можно заменить другими формами из другого конструктора. Надо показать способы замещения деталей. Красота. Постройка должна быть гармоничной по формам и цвету. Покажите 4- 5 летнему малышу, как можно украсить постройку цветом, строительными деталями, каждый раз варьируйте и объясняйте, почему такая комбинация деталей и цвета вам кажется красивой. Хорошо, если вы и ребенок проговариваете процесс и результат строительства. О замысле. Что решили с тобой построить? Для кого? Зачем ему это надо? О материале. Из чего будем строить? Средство деятельности. Чем будем строить? ( руками) О последовательности возведения конструкции. Что сначала положим, что потом? О результате. Доволен ли ты нашей постройкой? Почему? Получилась ли она прочной, удобной, красивой? После постройки дайте ребенку поиграть в нее еще минут 10 и предложите убрать. Ребенок должен разобрать конструкцию сверху, не уронив ни одной детали. Устраивайте соревнование: кто быстрее и аккуратнее сложит детали в коробку. Наконец, наступит день, когда Вы спросите: " Можешь ли ты сам без моей помощи сложить материал в том же порядке? " . Хорошо, если у ребенка есть стол, на котором он может сохранять конструкцию несколько дней и обыгрывать ее. Но, как только она разрушилась, нужно тут же убрать ее. Убирается постройка и тогда, когда вам пришла идея усложнить задачу конструирования. Главное - теперь ребенок может самостоятельно подолгу заниматься строителем. Вопросы родителям: - Как сохранить интерес к строительству? Предлагайте усложнять задачи: увеличить или уменьшить образец постройки в соответствии с размерами персонажа или условиями его жизни: " Можешь ли построить дом с двумя подъездами, гараж для двух машин, дом с чердаком, мост для пешеходов и машин? " ; изменить пространственные условия: " Можешь ли построить так, чтобы окна выходили на эту дорожку? " ; выполнить постройки на основе чертежа- схемы, фотографии и по представлению; поощрять творчество, проявление индивидуального стиля конструирования, который проявляется в том, что ребенок решает построить такой дом, который еще не строил. Постепенно ребенок научится ставить перед собой конструктивные задачи, а вам нужно будет знакомить его с архитектурными сооружениями и сохранять интерес к его деятельности. Малыш же будет доказывать, рассуждать, задавать вопросы, и у вас появиться в семье общая тема для обсуждения. Вы научитесь лучше понимать друг друга! Решение: оформить рекомендации в виде памятки и распространить внутри группы, с целью их выполнения в домашних условиях( Приложение 1) . Практикум для родителей" Строим вместе" . На практикуме родители вместе с педагогами строили конструкции и изменяли их в соответствии с условиями. Также было предложено обыграть постройку. Памятка для родителей «Как выбрать конструктор для ребенка? » В первую очередь следует ориентироваться на возраст ребенка: для самых маленьких лучше подбирать конструкторы с деталями среднего размера, которые малышу удобно брать в руки( от 5 до10 см) . Чем старше ребенок, тем меньше или, наоборот, больше могут быть детали. Как правило, в магазине есть открытые образцы всех видов конструкторов. Не поленитесь и попробуйте что- нибудь сделать, а потом представьте себе своего малыша: сможет ли он справиться с задачей, будет ли ему интересно. Возможности игры могут быть ограничены как материалом( слишком мелкие, тонкие или крупные детали) , так и просто плохим качеством конкретного конструктора. Часто наборы конструкторов комплектуются слишком маленьким количеством деталей, что сильно ограничивает их возможности. Особенно это касается дорогих конструкторов, когда из одного набора просто невозможно создать что- либо, кроме 2- 3 конструкций. Такая игрушка может разочаровать ребенка, к тому же теряются его конструктивные развивающие возможности. Покупая конструктор, следует об этом помнить и, например, покупать несколько комплектов или один, но большой. Сейчас появилось много наборов для постройки одного определенного объекта( домика, лошади, вертолета, скелета динозавра и т. д. ) Они могут быть из разного материала( мягкого и твердого пластика, металла, дерева) . Как правило, собрать самостоятельно такую модель дети могут собрать не раньше старшего дошкольного возраста, 5- 6 лет, т. к. делать это приходится по приложенному рисунку или схеме. Поэтому, выбирая такой конструктор, следует подумать, сможет и захочет ли ребенок играть в такую игрушку. Например, построенный домик может оказаться слишком маленьким или непрочным для игры. Хорошо, когда такие единичные наборы для сборки состоят из деталей совместимых с другими наборами, как например, в блочных болтовых или других конструкторах. Тогда, купив в следующий раз еще один набор, вы имеете возможность объединить их детали. Многие же подобные конструкторы вообще довольно сложны, например модели замков и животных. Такие игрушки скорее подходят для младших школьников и ближе к коллекционированию( собирание моделей танков, склеивание корабликов и т. д. ) При небольшом количестве деталей следует обратить внимание на цвет, чтобы постройки не получились слишком пестрые. Часто достаточно одного цвета( например, деревянные конструкторы хороши и без окраски) . При большом количестве деталей, когда есть возможность строить, не только ориентируясь на форму, но и подбирая по цвету, может быть несколько сочетающихся между собой цветов. Обратите также внимание на наличие или отсутствие упаковки. Хорошая коробка поможет хранить игрушку, а также воспитать в ребенке стремление к порядку и аккуратности. Уборка конструктора – вопрос деликатный. Конечно, если по полу разбросаны отдельные детали, то их надо убрать в коробку или шкаф. К тому же малыши до 3 лет не придают большого значения собственным постройкам. Однако после 3 лет они становятся более чувствительными по отношению к собственному творчеству. Созерцание готового результата собственных усилий вызывает у малыша радость, эстетическое удовольствие и уверенность в своих силах. Поэтому не разрушайте построек и не заставляйте ребенка каждый раз непременно убирать все на место! ! ! Ваша задача – сделать купленный конструктор интересным и привлекательным для ребенка: поиграйте вместе с ним, придумайте оригинальное здание. С другой стороны, не следует все время показывать и объяснять, как и что надо сделать: дайте возможность малышу самому поэкспериментировать с материалом и что- нибудь придумать. Желаем творческих успехов
Консультация для родителей детей подготовительн ой групп ы «Нам пора в школу» Мой ребёнок скоро идёт в школу. «А готов ли он? », — с волнением думают родители. Одной из важных задач работы детского сада является подготовка детей к обучению в школе. Некоторым детям подготовительной группы хочется иметь школьную форму, портфель, школьные принадлежности, а другим интересно узнать что- то новое. Но иногда детям бывает скучно на уроке, они разочаровываются и теряют познавательный интерес к учёбе. Чтобы учёба была успешной, детям необходимо прикладывать волевые усилия, чтобы слышать и слушать учителя, выполнять его требования, быть внимательным, а так же начинать и заканчивать работу одновременно. Непроизвольным вниманием дети обладают в самом раннем возрасте это внезапный звук, свет, движение, оно помогает ориентироваться в пространстве. Произвольное внимание появляется, когда человек специально сосредоточивается на чём- либо. Вот тогда и включается воля, умение себя организовать. Детям это бывает трудно, поэтому, чтобы привлечь их внимание воспитатели прибегают к непроизвольному вниманию: хлопнуть в ладоши, ударить в бубен, позвонить в колокольчик, пригласить в «гости сказочный персонаж». Но удержать долго произвольное внимание трудно даже взрослому, тем более детям. А процесс обучения в школе требует от детей в первую очередь произвольного внимания, которое необходимо тренировать. Игры, которые помогают тренировать внимание. «Угадай, что изменилось? » На столе стоят игрушки или предметы. Ребёнок закрывает глаза, предмет убирают( добавляют, меняют на другой) . Открыв глаза, рассказывает что изменилось. «Кто во что одет? » Ребенок закрывает глаза и его просят описать как одеты подруги и друзья. Сколько цветов на окне? Кто привёл сегодня твоего друга в детский сад? Что в руках держала девочка, которую мы встретили? «Найди отличия» Кто больше найдёт отличий при рассматривании двух картинок. «Пантомимические этюды» Детям предлагается пройти так, как ходит маленькая девочка, мальчик в хорошем настроении, старушка, солдат и т. д. « Отражение чувств» Дети объединяются в пары, договариваются, кто будет «говорящим», а кто «отражателем». Воспитатель шепчет на ухо «говорящему» какую- нибудь фразу: «За мной пришла мама». Говорящий эмоционально повторяет ее, а «отражатель» должен определить, какое чувство испытывал его друг в момент, когда произносил фразу. «Выполни в темноте» Играющий в течении 1- 2 минут рассматривает и запоминает расположение предметов на столе. Затем играющему завязывают глаза. По просьбе ведущего он берёт те предметы, которые называют ему. Можно считать очки за правильно выполненное задание. «Построй в темноте» Играющий строит одной рукой из кубиков высокий столбик, до тех пор, пока он не развалится. Чем выше постройка, тем большее количество очков получает играющий. « Дедушка Водяной» Водящий в центре круга с завязанными глазами сидит на корточках. Дети, взявшись за руки идут по круги, произнося слова: «Дедушка водяной, что сидишь ты под водой? Ты сиди и не молчи, пока не скажем: «раз, два, три! » Дети останавливаются, а водящий «водяной» встает и идет вытянув руки. Наткнувшись на кого- нибудь из детей он угадывает кто это, ощупав причёску и одежду ребёнка. Если он отгадал, то водящим становится тот ребёнок. «Кто увидит больше всех? » Любая репродукция картины( например: В. Васнецова « Алёнушка », «Богатыри», «Иван- царевич на сером волке». Можно также использовать пейзажи и натюрморты) Картина вывешивается перед детьми и предлагается рассказать, что на ней изображено. Плохо рассказывающие дети могут назвать два- три главных предмета. Дети с большим запасом слов называют предмет, его действия или состояние. Игра продолжается, пока не будет названо всё существенное. Вариант: Дети рассматривают картину, затем она убирается. Ребята по памяти должны рассказать, что на ней изображено. Для контроля картина вывешивается ещё раз. Каждый воспитатель стремится к постпроизвольному вниманию. Такое внимание не требует волевого усилия( как произвольное) и не является случайной ориентировочной реакцией( как непроизвольное) . Оно сочетает в себе лучшие свойства того и другого: не утомляет, не заставляет включать волю и в тоже время организует деятельность ребёнка и включает цепочку познавательных процессов: восприятие, мышление, память. Постпроизвольное внимание — даёт интерес к происходящему, самое выгодное для детей и для воспитателей: дети не устают, очень хорошо воспринимают и запоминают информацию, воспитателю тоже интересно работать, можно многое успеть, многого достичь. Человеческая психика — гармоничное сочетание, переплетение множества качеств, свойств, процессов. Воспитываем внимание — обеспечиваем лучшее восприятие, память, формируем характер. Заботимся о наблюдательности — учим мыслить, понимать, иметь собственное мнение. И так — во всём. Каждый ребёнок обладает разными природными задатками: скоростью нервных процессов, быстротой переключения с одного предмета на другой, степенью активности и утомляемости. Любое качество можно развить, только потолок у каждого свой, и мы, взрослые( родители и воспитатели) , должны повысить уровень его интеллектуальной активности. Нельзя постоянно подавлять инициативу и волю ребёнка. Напротив, бесконтрольный ребёнок не умеет организовать своё внимание, у него нет такого опыта. Таких детей часто характеризуют в школе: «способный, но невнимательный». Чтобы дети в школе не испытывали на неинтересном уроке муки удержания своего ускользающего внимания, необходимо постоянно тренировать произвольное внимание.
Выставка – конкурс поделок из природного материала, « Что нам Осень подарила » В октябре 2021 г. , в нашей группе « Капельки », прошёл выставка- конкурс поделок из природного материала « Что нам Осень подарила ». Данное мероприятие проведено с целью приобщения к природе, накопления знаний об окружающем мире, развития творческих способностей у детей, а также привлечения родителей в образовательный процесс в детском саду. В группе проводились занятия, беседы об осени, чем богато это время года, какой природный материал можно применить в своих работах. В подготовке к конкурсу родители приняли самое активное участие, они вместе со своими детьми заготавливали природный материал, фантазировали и делали оригинальные, интересные, необычные, красивые и эксклюзивные поделки. Работа с природным материалом творческая, она требует фантазии. Родители совместно с детьми смастерили замечательные поделки: очаровательные персонажи из любимых сказок, целые композиции, которые можно назвать настоящими произведениями искусства. Ни одна работа не повторяется. Все экспонаты мини выставки – конкурса « Что нам Осень подарила » стали прекрасным украшением ДОУ, а в дальнейшем и интерьера нашей группы. Жюри предстоит нелегкая работа, чтоб отметить самые оригинальные работы. - 387985608330 Активное участие родителей детей в жизни детского сада, их общение в совместном творчестве в домашних условиях объединяет всех членов семьи, способствует созданию в семье духовного микроклимата, где близкие друг другу люди любят, понимают и ценят друг друга. Благодарим всех родителей, не жалеющих времени на занятия со своим ребенком и принявших участие в изготовление поделок со своими детьми!