a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Реферат "Ознакомление с разными видами закаливания детей 3-4 года жизни"

Автор: Савельева Ксения Андреева Опубликовано: 2022-04-19 18:09:11

Документы для скачивания

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 244 Проект Образовательной деятельности «Взаимодействия детского сада с семьёй»: консультация Тема: «Ознакомление с разными видами закаливания детей 3- 4 года жизни » МБДОУ№ …, младшая группа Выполнила: Савельева Ксения Андреевна г. Ульяновск, 2021г Основной вид деятельности: Организация мероприятий, направленных на взаимосвязь педагогов ДОУ с родителями. Продукт деятельности( результат) : получение знаний и представлений родителями об ознакомлении с ра зными видами закаливания детей 3- 4 года жизни. Форма: устная консультация. Цель: установление взаимодействия ДОУ с семьёй по воспитанию созданию условий для укрепление здоровья детей на основе активного использование закаливание. Задачи: Образовательные. Дать представление родителям о метод ах и формах ознакомление детей 3- 4 года жизни с разными видами закаливания. Включать родителей в образовательный процесс ДОУ по ознакомлению дошкольников с разными видами закаливания. Пропагандистские. Знакомить родителей с лучшим опытом воспитания в семье и детском саду по закаливанию детей. Предварительная работа: подобрать методическую литературу по теме консультации, составить план, написать текст консультации, продумать рекомендации родителям по воспитанию разного вида закаливания. Оформить вставку на тему «Как знакомить дошкольников с разными видами закаливания», красочное обьявление для родителей о предстоящей консультации, подготовить кабинет( методический кабинет, зал) : расставить стулья, разложить материалы выставки. Материалы и пособия: Выставка «Как знакомить дошкольников с разными видами закаливания»( Стихи, потешки о разных видах закаливания, перечень художественной литературы для чтения детям) План консультации: Основные принципы закаливания. Учет индивидуальных особенностей ребенка. Постепенность увеличения дозировки раздражителя. Последовательность применения закаливающих процедур. Систематичность. Комплексность. Активное и положительное отношение детей к закаливающим процедурам. Существуют 3 основны х способа закаливания детей: 1. Закаливание воздухом. 2. Закаливание водой. 3. Закаливание солнцем. Содержание консультации: Основные принципы закаливания. Положительные результаты от закаливающих процедур можно ожидать только при соблюдении ряда принципов. Учет индивидуальных особенностей ребенка.  Прежде чем начать закаливание, необходимо тщательно изучить физическое и психическое развитие каждого ребенка. При проведении закаливающих мероприятий в детских учреждениях всех детей по состоянию их здоровья делят на 3 группы: 1)  здоровые дети, ранее закаливаемые; 2)  здоровые дети, впервые приступающие к закаливающим мероприятиям, и дети, имеющие функциональные отклонения в состоянии здоровья; 3)  дети с хроническими заболеваниями и вернувшиеся в дошкольное учреждение после длительных заболеваний. По мере закаливания, но не раньше чем через 2 месяца, воспитанников переводят из одной группы в другую. Основанием для перевода должны быть следующие показатели: отсутствие в этот период острых заболеваний, положительная эмоциональная реакция ребенка на процедуру, отсутствие отрицательных внешних признаков на холодовый раздражитель( выраженная одышка, резкое учащение сердцебиения, появление «гусиной кожи») . Постепенность увеличения дозировки раздражителя. Постепенность заключается, прежде всего в том, что первые закаливающие процедуры должны как по своей силе, так и по длительности вызывать минимальные изменения в организме, и лишь по мере привыкания к данному раздражителю их можно осторожно усиливать. Закаливание лучше начинать в летнее время года, когда температура воздуха выше, чем в другие сезоны, и колебания ее не бывают резкими. Последовательность применения закаливающих процедур. К водным процедурам и солнечным ваннам можно переходить после того, как ребенок привык к воздушным ваннам, вызывающим меньшие изменения в организме; к обливанию не допускают детей прежде, чем они не привыкли к обтиранию. Систематичность. Нельзя прерывать закаливающие процедуры без серьезных к тому оснований, так как при этом исчезают те приспособительные изменения, или «механизмы», которые были уже выработаны в процессе закаливания, и тем самым чувствительность организма к внешнему раздражителю снова повышается. Комплексность. Специальные закаливающие процедуры не дают нужных результатов, если они в повседневной жизни ребенка не сочетаются с мероприятиями, направленными на укрепление его организма( прогулки на свежем воздухе, утренняя гимнастика, регулярное проветривание помещений и т. д. ) , и если они не проводятся комплексно. Так, воздушные ванны желательно сочетать с подвижными играми, физическими упражнениями и физической работой. Активное и положительное отношение детей к закаливающим процедурам.  Результаты закаливания во многом зависят от того, как относятся к нему дети. Страх перед процедурами и тем более насильственное их проведение не будут способствовать положительному воздействию на организм. Важно продумать и организовать проведение процедур так, чтобы они вызывали у детей положительные эмоции. Виды закаливания: 1. Закаливание воздухом  Воздух — наиболее доступное средство закаливания в любое время года. В атмосфере движение воздуха совершается интенсивнее, чем в помещении, поэтому кожные покровы человека, находящегося вне помещения, подвергаются более сильным его влияниям, что вызывает непрерывную защитную работу сосудодвигательных механизмов( сужение или расширение кожных капилляров) . Систематическое пребывание ребенка на воздухе помогает организму выработать способность быстро адаптироваться к новым температурным условиям. Закаливание воздухом начинается с хорошей вентиляции помещения, в котором находятся дети. Чистота воздуха в помещении достигается сквозным проветриванием, которое создает возможность многократной смены воздуха за короткий срок. Сквозное проветривание проводят кратковременно, 5- 7 минут, в отсутствии детей. Перепад температуры может достигать 4°- 5° C, т. е. опускаться до+ 14°- 16° C. Проводят его: 1) утром перед приходом детей, 2) перед занятиями, 3) перед возвращением детей с прогулки, 4) во время дневного сна, 5) после полдника. В спортивном зале  проводят проветривание: 1) утром перед приходом детей; 2) после каждого занятия до прихода новой группы. Оздоровительный эффект проветривания тем больше, чем большая поверхность кожи подвергается влиянию воздуха, поэтому необходимо постепенно приучать детей ходить в облегченной одежде( в зимнее время в помещении, а в теплую погоду вне его) . При нормальной температуре воздуха дети должны находиться в двухслойной одежде и гольфах или носках. Во время воздушной ванны на тело ребенка действуют температура, влажность и скорость движения воздуха, а в весенне- летний период — еще и отраженные, рассеянные солнечные лучи. С детьми первого года жизни воздушные ванны можно проводить спустя 30—40 мин после приема пищи, а старше года — через 1 —1, 5 ч. Воздушные ванны хорошо сочетать с массажем, пассивной и активной гимнастикой( дети первого года жизни) , подвижными играми, физкультурными занятиями. Во время движений в организме ребенка образуется тепло, которое предохраняет от переохлаждения и простудных заболеваний. Хождение босиком — хорошее средство для закаливания, укрепления и формирования свода стопы. В летнее время детей надо приучать ходить босиком по хорошо очищенному грунту( трава, гравий, песок) . Начинать ходить босиком следует в жаркие, солнечные дни, постепенно увеличивая время с 2 — 3 мин до 10 — 12 мин и более. Минимальная температура воздуха, при которой детям разрешается ходить босиком, 20° — 22 °С. Затем детей приучают ходить босиком и в помещении. С детьми 5 — 7 лет рекомендуется проводить утреннюю гимнастику и физкультурные занятия сначала в носках, а потом и босиком. Полы в зале должны быть паркетными или покрыты пластиком, ковром. При температурах выше или ниже указанных, наступает соответственно перегревание или переохлаждение, что может стать причиной заболевания. Закаливание детей водой. Начинают с предельно слабых воздействий на ограниченную часть кожных покровов( местное обтирание, обливание) , затем переходят к общему обтиранию всего тела. При местном воздействии начинают с воды в 30 градусов, через каждые 1- 2 дня её снижают на 1- 2 градуса до тех пор, пока она не достигнет 18- 16 градусов. Для общего воздействия начальная температура воды – 35- 34 градуса, через каждые 3- 4 дня её снижают на 1- 2 градуса и доводят до 24- 22 градусов. Умывание. При умывании детей старше двух лет им моют лицо, шею, верхнюю часть груди и руки до локтя. Летом можно умывать детей прохладной водой из- под крана. Обтирание. Действие обтирания намного сильнее, чем умывания. Обтирание проводится варежкой из мягкой ткани или концом полотенца, смоченным водой нужной температуры. Конечности обтирают, слегка массируя кожу по направлению от пальцев к плечу. Общее обтирание производят в следующей последовательности: сначала обтирают верхние конечности, затем грудь, живот и спину. Игра с водой также может быть использована как закаливающая процедура. Важно соблюдать соответствующую температуру воды( 28 градусов) . Наблюдая за детьми, можно постепенно снизить температуру воды до комнатной, не допуская, однако, явления охлаждения. В тёплое время года, после предварительного закаливания воздухом, игру с водой и обливание можно проводить под открытым небом, оградив при этом ребёнка от ветра. 3. Закаливание солнцем Солнечные лучи оказывают благоприятное влияние на организм только при правильном их использовании, в противном случае они могут причинить вред, вызвать тяжелые ожоги, заболевание глаз, обострение некоторых болезней. Поэтому солнечные ванны надо проводить осторожно, с учетом возраста и состояния здоровья детей. В дошкольных учреждениях закаливание солнцем осуществляется на прогулке, особенно в весенне- летнее время, при обычной разнообразной деятельности детей. Начинают со световоздушных ванн в тени деревьев, затем переходят к местным солнечным ваннам, для чего детям оголяют руки и ноги( на голове при этом должна быть светлая шапочка) . Для проведения солнечных ванн игры детей организуют под прямыми лучами солнца на 5 — 6 мин, а затем ребят вновь уводят в тень. По мере появления загара солнечные ванны становятся общими, для этого воспитанников раздевают, оставляя их в трусах и майках. Рекомендация советы родителям: 1. Закаливающие процедуры следует проводить только в том случае, если ребенок здоров. Начинать можно в любой сезон года, но лучше летом. 2. Постепенность. Недопустимо, решив закалять ребенка, сразу обливать его прохладной водой, отправлять на прогулки в ненастную погоду легко одетым. Это непременно приведет к тому, что малыш простудится. Начинать нужно осторожно, переходя к более сильным закаливающим процедурам постепенно. 3. Нужно считаться с индивидуальными особенностями ребенка. Например, легковозбудимые, «нервные» дети иногда плохо реагируют на холодную воду. 4. Постоянно следить за реакцией ребенка на закаливающие процедуры. Если во время обливания или приема воздушной ванны малыш дрожит, значит к этой температуре он ещё не адаптирован. В следующий раз процедуру надо проводить, начиная с той дозировки, которая не вызывала никаких отрицательных явлений. 5. Нужно стремиться к тому, чтобы закаливание нравилось детям, воспринималось ими как забава. 6. При повышении температуры, насморке, кашле, жидком стуле- необходимо приостановить закаливание или проводить на щадящем уровне. 7. Приступая к закаливанию, создайте ребенку здоровые условия быта, нормальную психологическую атмосферу в семье, достаточный сон. Необходимо сквозное проветривание комнаты не реже 4- 5 раз в день, каждый раз не менее 10- 15 минут. 8. Детям 1, 5 лет и старше нужно гулять не менее двух раз в день по 2, 5- 3, 0 часа. Зимой, при более низкой температуре, время прогулки ограничивают. Детей с возраста 2, 5- 3 лет можно обучать кататься на лыжах, коньках, самокате, велосипеде. В летнее время не нужно запрещать игры в воде, ходить босиком по земле, по траве, по песку у реки. 9. Большое значение имеет одежда: важно, чтобы она была по размеру, ребенок в ней не мерз и не перегревался. Все эти меры также обладают определенным закаливающим эффектом. Добиться положительных результатов  можно только при условии настойчивости и терпения   требовательных к себе мам и пап, которые должны стать для своих детей примером  здорового образа жизни! Использованная литература: Апарин В. , Крылов В. О пользе хождения босиком/ / Наука и жизнь. - 2010. - №3- с. 40- 43 Артюхов Ю. А. Как закалить свой организм. - Минск: Харвест, 1999. - 224с. Бальсевич В. К. Физическая культура для всех и для каждого. - М. : Физкультура и спорт, 1988. - 198с. Праздников В. П. Закаливание детей дошкольного возраста- М. : Медицина, 2010. - 220с.

Оставить комментарий: