a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

"Игры по словообразованию, синтаксису и морфологии "

Автор: Савельева Ксения Андреева Опубликовано: 2022-04-19 18:10:08

Документы для скачивания

Комплекс дидактический игр по развитию речи « Игры по словообразованию, синтаксису и морфологии » Игры на синтаксис. 1. «Кто сумеет похвалить» Цель игры: формирование умения подбирать определения к существительным, согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже. Материал: кошка, молоко, пальто, мама, дом, конфета, чай, ёжик, лиса, мальчик и др. Ход игры: Взрослый объясняет условия игры: «Пьеро принёс нам много разных картинок. Я вам буду их показывать, а вы- хвалить то, что нарисовано. Например, я покажу картинку, на которой нарисован апельсин. Можно так похвалить апельсин: апельсин вкусный или: апельсин ароматный. А булочку как можно похвалить? ( Булочка мягкая. ) Правильно, а тому, кто похвалит лучше всех, Пьеро подарит картинку». Примерные ответы: кошка умная, молоко вкусное, пальто красивое, мама добрая, дом высокий, конфета сладкая, чай горячий, ёжик серый, лиса рыжая, мальчик трудолюбивый  2. Игра «Назови предметы» Цель игры: формирование умени я согласовывать прилагательные с существительными. Материал: специального оборудования не требуется. Ход игры: Игру можно проводить как с одним ребенком, так и с группой детей. Игроки договариваются называть предметы одного цвета или размера, которые находятся вокруг, но не рядом. Предметы нужно называть вместе с их признаком, например, желтый цветок, зеленый мяч, пальто красное, мышка сера, берёза высока. 3. Игра «Почемучки – потомучки » Цель игры: формирование умени я задавать вопрос «почему? » и отвечать на него, используя союз «потому что». Обогащение словарного запаса, развитие связной речи, памяти, мышления. Материал: сюжетные картинки, на основе которых будут задаваться вопросы. Ход игры: Взрослый показывает ребенку картинки и задает по ним вопросы. Например: «Почему зимой носят шубы? Почему медсестра делает уколы? Почему люди открывают зонты? ». А ребенок отвечает на эти вопросы, используя союз «потому что». После этого малыш пробует задавать свои вопросы взрослому, используя союз «почему? » 4. «Кормушка» Цель игры: упражнение детей в использовать в речи предлоги « в », «на», «за», «из». Ход игры: На фланелеграф устанавливается картинка с изображением кормушки, повешенной на рябине. На дереве у кормушки сидят разнообразные птицы. Дети отвечают на вопросы воспитателя: - Куда мы повесим кормушку? ( На дерево) - Куда насыплем корм? ( В кормушку) - Откуда вылетел воробей? ( Из гнезда) - Куда села синица? ( На рябину) - Что скушала синичка? - Какого цвета синичка? 5. «Закончи предложение» Цель игры:   формирование умения подбирать родственные слова, образованные от слова гриб, в соответствии со смыслом стихотворения. Материал:  те кст ст ихотворения. Ход игры: Как- то раннею порой вдруг полился дождь…грибной. И из дома в тот же миг в лес отправился …грибник. Чтобы принести улов, взял корзину для…грибов. Долго шёл он в глушь лесную- поляну там искал…грибную. Вдруг под ёлочкой на кочке видит маленький…грибочек. И обрадовался вмиг наш удачливый…грибник. Как ему не веселиться, если здесь в земле…грибница! Стал заглядывать под ёлки, под берёзы и дубы, Собирать в свою корзину все съедобные…грибы. А когда собрал их много, то отправился домой, И мечтал он всю дорогу, как он сварит суп…грибной. Много он собрал грибов, и грибочков, и грибков, А тому, кто долго ищет, попадётся и… грибище! 6. «Распутай слова» Цель игры: упражнение в составлять предложения, используя данные слова. Ход игры: Слова в предложении перепутались. Попробуйте расставить их на свои места. Что получится? Предложения для игры: 1. Дымок, идѐт, трубы, из. 2. Любит, медвежонок, м ѐд. 3. Стоят, вазе, цветы, в. 4. Орехи, в, белка, дупло, прячет. 7. «Размытое письмо» Цель игры:  Упражн ение детей в составлении распространенных упражнений. Материал: Игрушечный мишка. Ход игры: Медвежонок получил письмо от брата. Но дождём размыло некоторые слова. Надо ему помочь прочитать письмо. Вот это письмо: «Здравствуй, Мишутка. Я пишу тебе из зоопарка. Как- то раз я не послушался маму и забрался так далеко, что … я долго блуждал по лесу и … В ыйдя на поляну, я попал … Я попал в яму, потому что … Там было так глубоко, что… Пришли охотники и … Теперь я живу в… У нас есть площадка для … На площадке для молодняка есть много … Мы играем с … За ними ухаживают… Они нас любят, потому что… Скоро к нам приедет дрессировщик из … Н адеюсь попасть в … Как здорово уметь… Жди следующего письма из … До свидания. Топтыгин». Читая письмо, воспитатель интонацией побуждает детей дополнять предложения. 8. Игра «Кто что делает» Цель игры: формирование умени я правильно использовать в речи глаголы 3 лица, единственного числа, настоящего времени. Материал: мяч. Ход игры: В игру можно играть как вдвоем, так и с группой детей. Игроки становятся в круг, взрослый, находящийся в его центре, бросает мяч любому ребенку и называет животное или имя. Ребенок, который поймал мяч, называет действие, которое соответствует животному или имени. Например: кошка – мяукает; собака – гавкает; Петя – играет; Света – рисует, мам а- готовит, дедушка- читает газету, медсестра- делает укол. 9. Игра «Что я знаю о профессиях? » Цель игры: упражнение в составление предложений о людях знакомых профессий, обогащение словарного запаса, развитие связной речи, памяти, внимания. Материал: сюжетные картинки с изображением людей различных профессий: шофер, повар, учитель, строитель, врач и т. д. Ход игры: Взрослый показывает ребенку картинки и предлагает ему составить предложение о человеке этой профессии. Например: «Врач лечит детей», «Повар в арит суп», «Учитель учит детей», «Воспитатель воспитывает детей». 10. Игра «Какого это цвета» Цель игры: формирование умение согласовывать существительные и прилагательные. Материал: карточки с изображением знакомых ребенку предметов и квадратиков( кружочков) разных цветов, которые соответствуют количеству предметов. Ход игры: Картинки или квадратики взрослый распределяет между собой и ребенком поровну. После чего он называет предмет, а малыш находит квадратик подходящего цвета и вместе с взрослым проговаривает словосочетания, например, красная ягода, зеленый лист, синий мяч, жёлтый плед, зелённая тетрадь. Игры на морфологию. 1. «Живые слова» Цель игры:  упражн ение в составлении предложений по структурной схеме. Ход игры: Каждый ребёнок изображает слово. Воспитатель: - Пусть Слава изображает слово «медвежонок»; Аня – слово «любит». Какое третье слово выберем? ( Мёд) Прочитали предложение: «Медвежонок любит мёд». Поменяем местами второе и третье слово. Что получилось? ( Медвежонок мёд любит) . Пусть теперь первое слово станет последним. Что получится? ( Мёд любит медвежонок) . Заменим слово «мёд» другим. Катя будет теперь словом «кувыркаться». Прочитайте предложение( Кувыркаться любит медвежонок) . А теперь? ( Медвежонок любит кувыркаться) . Составьте свои предложения со словом «медвежонок». ( Медвежонок косолапый, Медвежонок любит малину, Медвежонок спит. . . ) . 2. «Придумай предложение» Цель игры:   формирование у детей речевую активность, быстроту мышления. Ход игры: Дети и Воспитатель садятся в круг. - Сегодня мы будем придумывать предложения. Я скажу какое- либо слово, а вы быстро придумаете с этим словом предложение. Например, я скажу слово «близко» и передам Даше камешек. Она возьмет камешек и быстро ответит «Я живу близко от детского сада». Затем она назовёт свое слово и передает камешек рядом сидящему. Слово в предложении должно употребляться в той форме, в какой его предлагает загадывающий. Так по очереди по кругу камешек переходит от одного играющего к другому. Если дети затрудняются при ответе, воспитатель помогает им. 3. «Доскажи словечко» Цель игры:  закрепление употребления в речи существительных в родительном падеже множественного числа. Ход игры: Детям читают вслух знакомые стихотворные строчки, не договаривая последнего слова. ( Это слово стоит в родительном падеже множественного числа) . Дети добавляют недостающее слово и получают за каждый правильный ответ фишку. Выигрывает тот, кто получит больше фишек. * * * Даю вам честное слово: Вчера в половине шестого. Я видел двух свинок. Без шляп и …( ботинок) . 4. «Кого я вижу, что я вижу» Цель игры:  различение в речи форм винительного падежа одушевленных и неодушевленных существительных, развитие кратковременной слуховой памяти. Ход игры: В эту игру лучше играть на прогулке, чтобы перед глазами было больше объектов для наблюдения. Играть может несколько человек. Перед началом игры договариваются, что будут называть предметы, находящиеся вокруг. Первый играющий произносит: «Я вижу… воробья» и бросает мяч любому игроку. Тот должен продолжить: «Я вижу воробья, голубя»- и бросает мяч следующему. Если кто- то не может продолжить перечисление объектов, которых можно наблюдать в данной ситуации, он выходит из игры. Начинается следующий тур, составляется новое предложение, и так далее. 5. «Где мишка искал свой мяч? » Цель игры:   закрепление в изменять падежные окончания существительных при употреблении различных предлогов. Ход игры: Воспитатель спрашивает, дети отвечают. Что делает мишка? ( Спит) . Где спит мишка? ( На кровати) . Что сейчас делает мишка? ( Встал) . Он проснулся. А разве он уже встал с кровати? ( Не встал, еще сидит) . Где он сидит? ( На кровати) . Поиск мяча для мишки( За диваном, за столом…) . 6. Игра" Расставим посуду на место" Цель игры:   формирование навыков согласования слов в падеже, понимание и употребление существительных с предлогами( в, на, около, под) . Материал:  предметные картинки. Ход игры:  Сначала в кухонном уголке появлялась кукла Лена и она очень сильно удивлялась тому, что: Кастрюля под столом; Чашки с блюдцами на окне; Чайник под стулом; Ложки и вилки в сковороде; Сковорода около шкафа. Перед детьми ставилась задача на исправление беспорядка на кухне: Где стоит кастрюля? ( Под столом. ) Куда мы её поставим? ( На плиту. ) Где стоят чашки с блюдцами? ( На окне. ) Куда мы их поставим? ( В буфет. ) Ложки и вилки где лежат? ( В сковороде. ) Куда мы положим ложки и вилки? ( В стол или ящик стола. ) Где стоит сковорода? ( Около шкафа. ) Куда мы её поставим? ( На плиту около кастрюли. ) 7. Игра «Что растет в лесу». Цель игры: формирование умение детей в формы множественного числа существительного с окончанием- ы. М атериал: предметные картинки и сюжетная картинка. Ход игры: на доску вывешивалась сюжетная картинка «Лес», дети рассматривали картинку, а экспериментатор постепенно вывешивал вокруг этой картинки карточки предметов в единственном числе( дуб, сосна, береза, гриб, цветок, куст, ягода) . Речевой материал: - В лесу растет один дуб? ( В лесу растут дубы) ; - В лесу растет одна сосна? - В лесу растет один гриб? 8. «Много или один» Цель игры: умение о бразовывать слова в единственном или во множественном числе. Ход игры: Предложить картинки с изображением предметов в единственом числ е( машинка, игрушка, зайчик) и такие же картинки с изображением предметов во множественном числе( машинки, игрушки, зайчики) . Демонстрировать картинки с изображением одного предмета и предложить ребенку найти такую же, но с изображением множества таких предметов. Применить речевой диалог: - У меня одна игрушка А у меня много игрушек( ответ ребенка) 9. «Кто как голос подаёт» Цель игры:  расширение глагольного словаря по данной теме. Ход игры: «Ведущий читает детям стихотворение Сапгира. Ветер весеннюю песню донёс Песню пролаял охотничий пёс, Волк эту песню провыл на опушке, Дружно проквакали песню лягушки. Бык эту песню, как мог, промычал. Рысь промурлыкала, Сом промычал. Филин прогукал, Уж прошипел, А соловей эту песню пропел». Ведущий спрашивает, кто как голос подавал, одновременно показывая предметные картинки с изображениями животных. За каждый правильный ответ дают картинку, выигрывает тот, кто соберёт больше картинок. 10. «Правильно или нет? » Цель игры:   формирование умения находить грамматические ошибки. Ход игры: «Как вы думаете, можно ли так сказать? » 1. Мама ставит вазу с цветами в стол. 2. Когда хотят что- то купить теряют деньги. 3. Под домиком на опушке живут бабушка и дедушка. 4. В полу лежит красивый ковер. 11. «Эстафета» Цель игры:   формирование глагольного словаря. Ход игры: Играющие стоят в кругу. У ведущего палочка- эстафета. Он произносит какое- нибудь слово и передаёт эстафету рядом стоящему ребёнку. Тот должен подобрать подходящее слово- действие и быстро передать палочку дальше. Когда эстафета вернётся к ведущему, он задаёт новое слово, но палочку передаёт в другом направлении. Если кто- то затрудняется назвать слово или подбирает неподходящее слово, ему дают штрафное очко. После того как игрок набрал три штрафных очка, он выходит из игры. Выигрывает тот, у кого в конце игры будет меньше штрафных очков. Собака – лает, кусает, бежит, сторожит, скулит, воет; кошка – мурлыкает, охотится, играет, дремлет, мяукает, царапается. Игры на словообразование «Один- много». Цель: выявить умение детей самостоятельно образовывать существительные множественного числа от существительного единственного числа. Ход: Воспитатель показывает картинку с изображением одного предмета и предлагает ребенку найти картинку с изображением этого же предмета, но в большом количестве. Картинки: шар – шары, дом – дома, ведро – ведра и т. д. Воспитатель показывает картинку и называет: шар. - А у тебя, - спрашивает воспитатель, - что на картинке? Ответ ребенка: У меня на картинке шары. Таким образом предлагается назвать все картинки( 5- 6 картинок) . Дидактическое упражнение «Что делают дети? » Цель: ввести в речь детей глаголы с приставками. Оборудование:  парные сюжетные картинки. Вопросы к детям: Что делает мальчик? ( Рисует. ) Что сделал мальчик? ( Нарисовал. ) Пары глаголов: лепит- слепил, моет- вымыл, пел- спел, играет – поиграл, гулял – погулял. Игры на образование приставочных глаголов. «Что сделал Незнайка» Цель:  учить образовывать глаголы с помощью приставок. Ход игры:  педагог задает вопросы детям, демонстрируя детям действие Незнайки. - Что делает Незнайка? - Незнайка бежит.  Ход игры: Грач с юга …. . ( прилетел) . Грачевник ……( облетел) . Грач через гнездо ……( перелетел) . Грач от гнезда……( отлетел) . Грач к гнезду …. . ( подлетел) . Грач с дерева ……( слетел) . Грач из гнезда …. . ( улетел) . Грач в гнездо …. . ( залетел) . «Волшебные превращения» Цель:  упражнять в образовании относительных прилагательных от существительных, обозначающих материал и вещества, и изменять их по родам и числам; в составлении простых предложений с однородными членами. Материал:  карта с изображением сказочного Волшебника и вращающимися вокруг своей оси четырьмя кругами, на одной стороне которых – приспособление для картинки с изображением предметов. На большой карте есть место для прикрепления небольшого кусочка материала, из которого Волшебник будет «создавать» предметы. Предлагаемые вещества и материалы: дерево, фарфор, стекло, пластмасса, кожа, картон, бумага, резина, металл, пластик, поролон, шерсть, пух, разные ткани. Количество игроков: индивидуально, парами и в подгруппе до 4 чел. Ход:  В чащобе, вдали от людей,         Волшебник живёт, чародей.         Волшебною палочкой чудной своей        Он делает массу полезных вещей.        Из материалов обычных        Много предметов различных        Создаст чародей за мгновенье        Лишь палочки прикосновеньем.        Из хрусталя, поролона и кожи        Он сотворить очень многое может.        Вам нужно круги «золотые» вращать,        Картинки в кругах важно чётко назвать. На карту выкладывается материал. Ребёнок вращает круги с прикреплёнными на них картинками, называя предметы и образовывая прилагательные от названия материала, изменяя их по родам и числам, в соответствии с тем, какой предмет изображён на карточке. Например:  «Это кожа. Из кожи Волшебник сделал…( переворачивает картинку) сумку. Сумка из кожи – кожаная. Волшебник сделал из кожи кожаную сумку». Затем открываются следующие картинки. Когда все картинки открыты, ребёнок составляет обобщающее предложение. «Из кожи Волшебник сделал кожаную сумку, кожаный портфель, кожаное кресло, кожаные перчатки». После этого изображения, прикрепляемые к обратной стороне кругов, и материал заменяются. « Образуй» Ход игры:  день с солнцем – солнечный день, день с дождем – дождливый день, день с ветром – ветреный день, лист березы – березовый лист. Игры на образование притяжательных прилагательных.

Оставить комментарий: