a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Консультация для родителей "Для чего нужна артикуляционная гимнастика"

Автор: Игнатовская Алёна Юрьевна Опубликовано: 2022-04-19 21:29:08

Документы для скачивания

Консультация для родителей «Зачем нужна артикуляционная гимнастика» Общеизвестно, что письмо формируется на основе устной речи, поэтому недостатки устной речи могут привести к плохой успеваемости в школе. Произнести звуки речи правильно и отчётливо помогает развитый артикуляционный аппарат. Детский речевой аппарат развивается постепенно, так как произношение речи – непростой двигательный навык, овладеть которым в одночасье ребёнку не под силу. Чтобы малыш научился произносить сложные звуки( [ с] , [ сь] , [ з] , [ зь] , [ ц] , [ ш] , [ ж] , [ щ] , [ ч] , [ л] , [ ль] , [ р] , [ рь] ) , его губы и язык должны быть сильными и гибкими, долго удерживать необходимое положение, без труда совершать многократные переходы от одного движения к другому. Всему этому поможет научиться артикуляционная гимнастика. Артикуляционная гимнастика – упражнения для тренировки органов артикуляции( губ, языка, нижней челюсти) , необходимые для правильного звукопроизношения. Артикуляционная гимнастика проводится: - в детском саду с логопедом во время индивидуальной работы; - в детском саду с воспитателем и самостоятельно; - с родителями дома. С помощью проведения для малыша специальных занятий можно укрепить и развить правильные движения речевого аппарата, улучшить дикцию. Выполнение упражнений на развитие речевого аппарата нужно начинать в самом раннем возрасте. С малышами до года нужно заниматься во время бодрствования. Простейшее цоканье, уханье, фырканье, писк, разговор разными голосами и с различной громкостью принесут пользу ребёнку, обусловят развитие речи в раннем возрасте и до года. Детям 2- 4 лет артикуляционная гимнастика поможет обрести целенаправленность движений языка. Дети пяти, шести лет и далее смогут при помощи артикуляционной гимнастики во многом преодолеть уже сложившиеся нарушения звукопроизношения. Очень часто дети, которые плохо говорят для своего возраста, еще и плохо едят. Как правило, для них целая проблема скушать яблоко или морковку, не говоря уж о мясе. Вызвано это слабостью челюстных мышц, а она, в свою очередь, задерживает развитие движений артикуляционного аппарата. Поэтому обязательно давайте ребенку погрызть сухари, жевать целые овощи и фрукты, хлеб с корочками и кусковое мясо. Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой и упражнениями по развитию речевого слуха некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помощи специалиста. Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, когда с ними начнёт заниматься логопед: их мышцы будут уже подготовлены. Артикуляционная гимнастика очень полезна также детям с правильным, но вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них «каша во рту». Занятия артикуляционной гимнастикой позволят всем- и детям и взрослым- научиться говорить правильно, чётко и красиво. Существуют определенные правила проведения артикуляционной гимнастики. Проводить артикуляционную ги мнастику нужно ежедневно, чтобы навыки закреплялись и становились более прочными Каждое упражнение имеет свое название и желательно, чтобы ребенок запомнил названия выполняемых упражнений. С одной стороны, ему такинтересней, с другой – вам не надо каждый раз объяснять способ выполнения, достаточно сказать «Давай сделаем часики» и показать картинку с изображением часов. 3. В любом упражнении все движения осуществляются последовательно, сначала упражне ния делаются в медленном темпе. 4. Гимнастику желательно делать сидя перед зеркалом в э моциональной или игровой форме. 5. Если упражнение не получатся мож но прибегнуть к помощи шпателя. 6. Логопед, воспитатель и родитель должны следить за правиль ностью выполняемого упражнения. 7. Всегда хвалить ребенка за успехи, которые он делает. Для маленького ребёнка речевая гимнастика – это большой труд, поэтому важно превратить выполнение упражнений в интересную игру. Игра с язычком – одно из первых занятий артикуляционной гимнастики, с помощью « Сказка о Веселом Язычке » и начинается игра. Родителям( воспитателям) надо зачитать те кст ск азки, и показывать необходимые движения. Сначала ребенок повторяет их, в следующий раз показывает сам. Упражнения для мышц мягкого неба и глотки. Позевывание. Глотание капелек воды, слюны. Можно набирать сладкую воду в пипетку и капать ребенку на мягкое небо, стимулируя глотание. Полоскание горла. Резкое отрывистое произнесение звуков: а- а- а; э- э- э; аэ- аэ- аэ. Покашливание. В наиболее трудных случаях полезно использовать механические раздражители для активизации мягкого неба – металлические шпатели, бумажные трубочки, деревянные палочки.   Упражнения для нижней челюсти. Открывание и раскрывание рта. Причем, как свободное, так и с сопротивлением рукам взрослого. Жевательные движения. Движения нижней челюсти влево- вправо. Упражнения для щек. Надувание щек: обеих одновременно и попеременно. Перегонка воды из одной щеки в другую. Втягивание щек в ротовую полость между зубами. Упражнения для губ и языка. «Улыбка»  - улыбнуться, не обнажая зубы. «Заборчик»  - улыбнуться так, чтобы были видны верхние и нижние зубы. «Трубочка»  - вытянуть губы вперед, при этом челюсти сомкнуты. «Бублик»  - выполнить «трубочку» и приоткрыть рот. «Лопатка»  - широкий язык спокойно лежит на нижней губе. «Чашечка»  - широкий расслабленный язык поднят к верхней губе, средняя часть языка прогнута, а боковые края загнуты кверху. «Часики»  - отведение кончика языка к углам рта вправо- влево. Нижняя челюсть при этом неподвижна. «Качели»  - рот широко открыт, движения языка вверх- вниз, за верхние зубы – за нижние зубы. «Вкусное варенье»  - слизывание варенья с верхней и нижней губы попеременно. Круговое облизывание губ. «Иголочка»  - суживание и заострение языка – тянемся языком к зеркалу.   «Индюк»  - улыбнуться, открыть рот, язык поднять к верхней губе и загнуть вверх. Двигать языком по верхней губе вперед- назад, произнося: бла- бла- бла. «Горка»  - улыбнуться, открыть рот, кончик языка упереть в нижние зубы, язык не должен выпячиваться вперед.     «Маляр»  - улыбнуться, открыть рот, язык поднять вверх и кончиком языка водить вперед- назад по небу. «Желобок»  - язык лежит на нижней губе, кончик- узкий, а боковые края загнуты в желобок. «Грибок» - улыбнуться, приоткрыть рот. Присосать широкий язык всей плоскостью к нёбу и открыть рот. « Гармощка »  - рот приоткрыть, язык присосать к нёбу. Не опуская языка вниз, открывать и закрывать рот, растягивая подъязычную уздечку.   «Конфета»  - рот закрыть, напряженным языком упираться то в одну щеку, то в другую.   «Наказать непослушный язычок» - вялый, спокойный язык просовывается между губами, рот приоткрыт, но не широко. Ребенок произносит: пя- пя- пя.  «Почистим зубки»  - «почистить» кончиком языка верхние зубы с внутренней стороны( слева- направо) . Нижняя челюсть неподвижна.  «Лошадка»  - улыбнуться, щелкать языком громко и энергично. Нижняя челюсть неподвижна, двигается только язык.  «Барабанщик»  - улыбнуться, открыть рот, поднять язык вверх. Кончиком языка с силой касаться бугорков  за верхними зубами, произнося «д- д- д». Упражнения для активизации мышц шеи, гортани  ( выполняются с закрытым ртом) . Опускание головы вниз. Запрокидывание головы назад. Поворот головы вправо- влево. Наклоны головы вправо- влево. Руки в «замке» на затылке, отклонение головы назад с сопротивлением рук. Сжатые в кулак кисти подпирают подбородок, наклоны головы вперед с сопротивлением рук. На самом деле говорить довольно трудно, вы только задумайтесь, при разговоре необходимо согласованное взаимодействие языка, губ, легких, гортани, в русском языке используется более 30 разных звуков. Таким образом, целенаправленные упражнения помогают подготовить артикуляционный  аппарат к правильному произнесению нужных звуков. Грамотная, четкая, чистая и ритмичная речь ребенка- это не дар, она приобретается благодаря совместным усилиям педагогов, родителей и многих других людей, в окружении которых малыш растет и развивается.

Оставить комментарий: