Мои наработки
Документы для скачивания
Эссе на тему «Патриотическое воспитание: что зависит от нас? » … В Пекине который день подряд идут Олимпийские игры. Сегодня я не могу отойти от экрана телевизора: идет эстафетная лыжная гонка. Выбежала на кухню, чтобы выключить обед, точнее то, что должно было быть обедом. По радио( сын успел переключить канал « Юлдаш » на «Спутник») звучит «С чего начинается Родина». Не зн аю что делать: бежать в зал, чтобы посмотреть, как Устюгов с флагом ОКР финиширует или слушать удивительные строчки Матусовского под музыку В. Баснера: С чего начинается Родина? С картинки в твоем букваре, С хороших и верных товарищей, Живущих в соседнем дворе. Осталась, дослушала( Большунова и его верных товарищей еще много раз будут показывать по голубому экрану) . Слишком многое связано с этой песней. Её слова сопровождают меня всю жизнь. Сначала пела ее в школе, затем вместе с ребятами в отряде «Олимпийский» Всесоюзного лагеря «Орленок» исполнили космонавтам Звездного городка. А потом она звучала и в годы учебы в институте, и в годы работы в школе. Мне сейчас 60 лет, и я сегодня со своими девятиклассниками пою, говоря им словами песни, Родина начинается «с клятвы, которую в юности/ Ты ей в своем сердце принес». Я уверена, что те ребята сборной России по лыжным гонкам не раз давали клятвы верного служения Родине, именуемой великой Россией. Не думаю, что в минуты прохождения десятикилометровой дистанц ии этот квартет думал о четырех миллионах, которые обещало выплатить наше правительство. Знаю наверняка, что великий Сан Саныч и не менее знаменитые Червоткин, Спицов и Устюгов об этом не думали на церемонии награждения. По их сосредоточенным лицам прочитала, что про себя они напевали Гимн Российской Федерации! Если даже не так, я хочу думать, что так, а не иначе. Есть в наших детях( почти все спортсмены РФ – ровесники моих сыновей) чувство патриотизма. А как это чувство в них удержать и как воспитывать то поколение, которое родится через 10- 20 лет? Меня, ветерана педагогического труда, этот вопрос не может не волновать. Если даже я не буду работать учителем, я не перестану воспитывать словом, делом нашу молодежь. У меня растут внуки. С родителями я должна донести до них, что Родина у человека одна, что д олг каждого гражданина – защита интересов страны, Р одина- это именно то место, за которое ты чувствуеш ь себя ответственным, что патриотизм- залог нашего дальнейшего благополучия, потому что страна, где есть патриоты, - процветающая страна. Ка кие слова должна я найти, чтобы сказать, что значит- любить родину? Значит, видеть ее прошлое, жить ее настоящим, болеть за ее будущее. Трепетная любовь к родине, умение дорожить Отечеством − вот то, без чего человек не может считать себя личностью. От нас, от учителей, как и от родителей учащихся, зависит многое. Учитель должен начинать с себя. Да, в проф ессиональном стандарте педагога говорится о патриотическом воспитании, о том, что учитель должен обладать определенными качествами. Но, если отойти от документов и поразмыслить, то понимаешь, что это истина. « Нельзя научить любить то, чего сам не любишь или не умеешь любить », — говорил Твардовский А. Т. И, безусловно, Твардовский прав. Нельзя передать детям любовь к тому, что не любишь, не уважаешь и уважать не хочешь. Дети чувствуют фальшь, невозможно быть патриотом на бумаге. Моя гимназия, в которой я тружусь, участвует в проекте «Школа Урал- батыра ». Мы понимаем, что б ашкирский эпос – жемчужина народного творчества. О н способствует воспитанию патриотических чувств к народу, семье, природе. Недавно п рочитала ученикам строчки эпоса, где Урал обращается перед смертью к сыновьям: Дети, словам моим внемлите: На земле, очищенной мною. Людям добудьте счастье земное; Будьте мудрыми на войне. Чтобы славу добыть стране, Сами стремитесь батырами стать; Старших умейте почитать. Их советом не пренебрегайте… и увидела их горящие глаза. Гляж у я на своих учеников и понимаю: от меня и от многих мне подобных педагогов зависит, каким вырастет наш ученик. Будет ли он добрым, отзывчивым, или он будет злым и завистливым. Будет ли он толерантным к другим людям или станет расистом. Будет ли он любить и уважать свою Родину, или станет ненавидеть её, или останется к ней равнодушным. Все зависит от нас, взрослых… …Идет д есятый день олимпиады. Сегодня в копилке страны тольк о серебряные медали. То ли еще будет!
Авторская разработка в неклассного мероприятия ко Дню П обеды. Внеклассное мероприятие на тему: « …Это нужно не мертвым, Это нужно живым! » Цели: Воспитать у обучающихся патриотические чувства к своей Родине, гордость за её героическое прошлое, уважение к участникам Великой Отечественной войны, готовность к жертвенным поступка м во имя величия и процветания р еспублики. Способствовать расширению представлений о подвиге нашего народа во время Великой Отечественной войны, о мужестве, отваге. Задачи: Образовательные: Расширить знания обучающихся о событиях 1941- 1945 гг. Пробудить интерес к изучению исторического прошлого нашей Родины. Воспитательные: Воспитание у обучающихся благодарной памяти о простых советских людях, победивших фашизм, воспитание чувства гордости за свою страну. Содействовать воспитанию патриотизма и любви к своей «малой» Родине. Развивающие: Развивать интерес к изучению истории, литературы. Мультимедийное оборудование. Презентация к уроку, видеофильм «Начало войны», «Парад на Красной Площади 1941 года». Песня из кинофильма «Офицеры», «Землянка», «Служить Отчизне» Выставка книг о войне. Плакаты «1941 – 1945», «Никто не забыт, ничто не забыто» Мультимедийное оборудование. Презентация к уроку, видеофильм «Начало войны», «Парад на Красной Площади 1941 года». Песня из кинофильма «Офицеры», «Землянка», «Служить Отчизне» Выставка книг о войне. Плакаты «1941 – 1945», «Никто не забыт, ничто не забыто» Оборудование: Мультимедийное оборудование. Презентация к интерактивной игре «Своя игра», видеофильм «Начало войны». Выставка книг о войне. Плакаты «1941 – 1945», «Никто не забыт, ничто не забыто» На доске тема и эпиграф мероприятия. …Это нужно не мертвым, Это нужно живым! Люди! Покуда сердца стучат, - Помните! Какою ценой завоевано счастье, - Пожалуйста, помните! Роберт Рожде ственский. I. Организационный момент. - Дорогие ребята! Сегодняшнее внекласс ное мероприятие мы посвящаем Д ню Победы – 9 Мая. . На вечере присутствуют гости: бывший военный комис сар Зианчуринского р айона и офицер ы запаса. Они являются сегодня вашими помощниками. У каждой команды есть возможность обраться за помощью к ним – один раз. Главная задача – быть внимательными, активными, находчивыми, а главное – трудолюбивыми; п оказывать, что вы знаете и как умеете работать. 1. Вступительное слово учителя: 22 июня 2021 года наша страна будет отмечать горькую страницу нашей истории – начало войны. Так устроен мир, время неумолимо движется вперед, оставляя позади великие события в жизни народов. Для нас с вами Великая Отечественная война – история. Но совесть и долг перед погибшими и пережившими войну нашими отцами, дедами и прадедами не должны позволить нам забыть эти героические и трагические страницы летописи нашего государства. 22 июня 1941 года мирная жизнь нашей страны была разрушена вероломным нападением фашистской Германии. И, чтобы не оказаться в фашистском рабстве, ради спасения Родины народ вступил в смертельный бой с коварным, жестоким, беспощадным врагом: Пламя ударило в небо! — ты помнишь, Родина? Тихо сказала: «Вставайте на помощь…» Родина. Славы никто у тебя не выпрашивал, Родина. Просто был выбор у каждого: я или Родина. В неклассное мероприятие час мы проведем в игровой форме. Вначале послушаем чтение стихотворений о войне, выученных вами специально для этого мероприятия. 1- й чтец: Над страною занималось утро, Летнее, душистое, земное. Плыли облака из перламутра, Отдыхая от дневного зноя. За окном- большой, зелёный сад, Где весною яблони и груши Н адевают праздничный наряд. Плыло небо в светлых звёздных точках, Небо тоже дожидалось дня. И никто не знал, что этой ночью Н а рассвете началась война. 2- й чтец: Июнь. Клонился к вечеру закат И белой ночи разливалось море, И раздавался звонкий смех ребят, Не знающих, не ведающих горя. Июнь. Тогда еще не знали вы, Со школьных вечеров шагая, Что завтра будут первый день войны, А кончится она лишь в 45- м, в мае. 3- й чтец: От героев былых времен не осталось порой имен, — Те, кто приняли смертный бой, стали просто землей и травой. Только грозная доблесть их поселилась в сердцах живых. Этот вечный огонь, нам завещаный одним, мы в груди храним. Погляди на моих бойцов, целый свет помнит их в лицо, Вот застыл батальон в строю, снова старых друзей узнаю. Хоть им нет двадцати пяти — трудный путь им пришлось пройти. Это те, кто в штыки поднимался, как один, те, кто брал Берлин. 4- й чтец: Не печальтесь, мои сёстры, И плачь, родная мать, Ухожу я добровольцем Край родимый защищать! Уезжаю я, товарищ, На священную войну. До последней капли крови Защищать свою страну. До свиданья, лес и горы, До свиданья, бережок. Очищать от фрицев землю! Буду вдоль и поперёк! 5- й чтец: На большой земле однажды К ончилась война. Будем жить, встречать рассветы, Верить и любить. Только не забыть бы это! Лишь бы не забыть, Как всходило Солнце в гари, И кружилась мгла, А в реке – меж берегами – Кровушка текла. Были чёрными берёзы Долгие года, Были выплаканы слёзы Вдовьи – навсегда. Эта память – верьте, люди, Всей земле нужна … Е сли мы войну забудем, Вновь придет война. II. Постановка учебной задачи Учитель: - Ребята, вторая часть нашего вечера пройдет в виде интеллектуальной игры «Своя игра». П равила игры: 1. Игра на чинается по кнопке на первом слайде. 2. Учащиеся выбирают категорию вопросов и количество баллов. 3. По щелчку мыши( на кнопку с баллами) переход на слайд с вопросом. 4. Ответ на вопрос открывается при щелчке на слайд. 5. Возврат к вопросам по щелчку на кнопку первого слайда с темами игры. 6. Игра заканчивается, когда в категориях вопросов не остаются очки. - Вы должны б удете разделиться на 2 команды, придумать название и девиз. Участники выбирают тему вопроса и его стоимость. Право ответа принадлежит команде, первой поднявшей табличку. В случае верного ответа на счет команды поступает количество баллов, соответствующее стоимости вопроса, и игроки получают право выбора следующего вопроса. Если игроки дали неправильный ответ, то с его счета снимается количество баллов, соответствующее стоимости вопроса, а право ответить на этот вопрос переходит к другой команде. Всем понятны правила нашей игры? Тогда давайте начнём. Желаем вам всем удачи! - Как вы думаете, в чём сила любой команды? ( в единстве, взаимопонимании, умении слушать и слышать друг друга и принимать правильное решение) . Команда может придумать своё название и девиз. В викторине принимают участие 2 команды. Участники выбирают тему вопроса и его стоимость. Право ответа принадлежит команде, первой поднявшей табличку. В случае верного ответа на счет команды поступает количество баллов, соответствующее стоимости вопроса, и игроки получают право выбора следующего вопроса. Если игроки дали неправильный ответ, то с его счета снимается количество баллов, соответствующее стоимости вопроса, а право ответить на этот вопрос переходит к другой команде. Всем понятны правила нашей игры? Тогда давайте начнём. Желаем вам всем удачи! Интеллектуальная игра состоит из пяти тем. К каждой теме даны пять вопросов. ТЕМЫ: «Герои 112- й башкирской кавалерийской дивизии» «Полководцы Великой Отечественной » «Основные битвы» «Ордена и медали» «Песни военных лет ». III. Практическая часть Вопросы первой темы: Герои 112- й кавалерийской дивизии Командир 1- го кавалерийского полка, отозванный с фронта? ( Стоимость – 10 баллов) Ответ – Кусимов Тагир Таипович Сколько Героев Советского Союза было в составе дивизии? ( Стоимость – 20 баллов) Ответ – 78 солдат и офицеров 3. В каком году командиру дивизии М. М. Шаймуратову присвоено звание Героя России? ( Стои мость – 3 0 баллов) Ответ- Указом президента РФ В. В. Путиным 30 марта 2020 года 4. 22 марта 1942 года председатель Президиума Верховного Совета БАССР Р. К. Ибрагимов вручил дивизии знамя. Из какого района Рахим Киреевич? ( Стоимость- 40 баллов) Ответ – из д. И ткулово( Юлдашево) Зианчуринского района 5. Назовите командиров дивизии( Стоимость- 50 баллов) Ответ – М. Шаймуратов( 1941- 23. 02. 1943) и А. Белов( 1943- 1945) Вопросы второй темы: ЛИЧНОСТИ 1. Один из героев, водрузивших над куполом рейхстага Красное Знамя Победы 30 апреля 1945 г. ( Стоимость – 10 баллов) Ответ – М. В. Кантария 2. Легендарный лётчик, после тяжёлого ранения и ампутации голеней обеих ног вернувшийся в ряды воинов Красной Армии. ( Стоимость – 2 0 баллов) Ответ – А. Маресьев. 3. Лётчик- истребитель, трижды Герой Советского Союза, лично сбивший за годы Великой Отечественной войны 59 фашистских самолётов. ( Стоимость – 3 0 баллов) Ответ- А. И. Покрышкин 4. Майор Красной Армии, один из руководителей обороны Брестской крепости, гарнизон которой мужественно защищался с 22 июня до середины июля 1941 г. В 1957 г. ему было присвоено звание Героя Советского Союза. ( Стоимость – 4 0 баллов) Ответ- П. И. Гаврилов 5. Маршал Советского Союза, подписавший акт о капитуляции Германии с советской стороны. ( Стоимость – 5 0 баллов) Ответ- Георгий Жуков Вопросы третьей темы – Ордена и медали 1. Эта медаль – одна из самых первых наград ВОВ, вручалась как участвовавшим в обороне города, так и тем, кто по различным причинам был эвакуирован из города в период его обороны по болезни, по ранению, в связи с выполнением правительственных заданий и т. п. ( Стоимость – 10 баллов) Ответ – «За оборону Ленинграда» 2. Этим орденом награждали рядовых и сержантов Красной Армии и лейтенантов авиации. ( Стоимость – 2 0 баллов) Ответ – Орден Славы 3. Этой медалью награждаюися матросы и солдаты, мичманы и прапорщики Военно- Морского Флота и морских частей пограничных войск. ( Стоимость – 3 0 баллов) Ответ – Медаль Ушакова 4. Первый орден Великой Отечественной войны, имеет две степени. Награждались как командиры Красной Армии, так и рядовые красноармейцы. О какой награде идёт речь? ( Стоимость – 4 0 баллов) Ответ – Орден Отечественной войны. 5. Этим орденом награждены многие полкодцы СССР, учреждён в 1943 году, это высшая военная награда. Что это за орден? ( Стоимость – 5 0 баллов) Ответ – Орден «Победа» Вопросы четвёртой темы – Основные битвы 250 дней длилась оборона этого города. В этой битве гитлеровская Германия потеряла столько солдат и офицеров, сколько во всех фронтах до войны с СССР. О какой обороне идёт речь? ( Стоимость – 10 баллов) Ответ – Оборона Севастополя Битва за этот город фашистами началась 30 сентября. В ходе этих боев лётчик Талалихин совершил первый таран. ( Стоимость – 2 0 баллов) Ответ – Московская битва Противник бросил в бой большое количество танков, пехоты, самолётов. Число вражеских танков на километр фронта достигало 100 машин. ( Стоимость – 3 0 баллов) Ответ – Курская дуга Эта битва началась в июле 1942 и закончилась в феврале 1943 года. К этому периоду относится приказ Сталина «Ни шагу назад! » Об обороне какого города идет речь? ( Стоимость – 4 0 баллов) Ответ – Сталинградская битва Во время этой операции впервые были применены знаменитые «катюши», 4 дивизии впервые стали называться гвардейскими. ( Стоимость – 5 0 баллов) Ответ – Смоленское сражение Вопросы пятой темы – Песни 1. Эта песня написана ещё в 1938 году, но стала популярной благодаря миномётам. ( Стоимость – 10 баллов) Ответ – «Катюша» 2. Эта песня знакома каждому из вас. Она посвящена легендарному командиру. О ком эта песня и кто авторы? ( Стоимость – 2 0 баллов) Ответ- О Минигали Шаймуратове. Ответ- автор стихов – Кадир Даян, автор музыки – Загир Исмагилов. 3. Автор этой песни- корреспондент газеты «Правда», посвятил её актрисе. Песня звучит в фильме «Парень из нашего города» Как называется стихотворение? ( Стоимость – 3 0 баллов) Ответ – «Жди меня» Поэту Долматовскому и композитору Фрадкину было поручено создать офицерский вальс. Первоначальное название «Офицерский вальс». Как песня называется сейчас? ( Стоимость – 4 0 баллов) Ответ – «Случайный вальс» 5. Одна из лирических песен времён войны. Певец Леонид Утёсов сделал её шлягером. Как называется она и кто автор стихов? ( Стоимость – 5 0 баллов) Ответ – «В землянке», поэт Алексей Сурков. IV. Заключительная часть. Слово гостям – офицерам запаса. V. Награждение победителей. Рефлексия. - Ребята, выскажите своё мн ение о сегодняшнем мероприятии. Вам всё понравилось? Вы узнали что- нибудь новое сегодня? Смогли ответить на вопросы игры? Какой вывод сделали после игры? Я думаю, что вы поняли, что историю страны необходимо знать. Мне было очень приятно и интересно с вами работать, до новых встреч!