a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

"Использование квест-технологий в работе с дошкольниками как средство развития познавательной инициативы у дошкольников" 15.02.2022 г.

Автор: Солобуева Маргарита Ивановна Опубликовано: 2022-05-03 16:23:22

 «Использование квест-технологии в работе с дошкольниками как средство развития познавательной инициативы у дошкольников»

 

Реализация образовательных задач дошкольного учреждения вполне возможна в формате квест-игры. В последние несколько лет все более и более популярными становятся приключенческие, игровые «квесты» - занятия.

Квест – игра дает возможность при объединении различных видов детской деятельности ненавязчиво реализовывать задачи каждого из 5-ти направлений развития и образования ребенка. А самое главное, дети с большим интересом и легкостью участвуют в игре, что стимулирует их быть активными в познавательной, поисковой или продуктивной деятельности.

Итак, что такое квест – игра?

Квест – это игры, в которых игроку необходимо искать различные предметы, находить им применение, разговаривать с различными персонажами в игре, решать головоломки и т. д.

Идея игры проста – команды, перемещаясь по точкам, выполняют различные задания. Но изюминка в заданиях! Они подбираются таким образом, чтобы быть максимально оригинальными, интересными, подходящими под ситуацию и не требующие специальных знаний или умений от игроков.

В ходе организации работы дошкольников над квестами реализуются следующие задачи:

Образовательная — вовлечение каждого ребенка в активный творческий процесс. Организация индивидуальной и групповой деятельности детей, выявление умений и способностей работать самостоятельно по теме.

Развивающая — развитие интереса к предмету, творческих способностей, воображения дошкольников, поисковой активности, стремления к новизне; формирование навыков исследовательской деятельности, публичных выступлений, проявление инициативы; расширение кругозора, эрудиции.

Воспитательная — воспитание толерантности, личной ответственности за выполнение работы.

Квесты могут быть:

  • квесты-бродилки,
  • квесты-проекты,
  • квесты-головоломки и другие.

При подготовке квеста для дошкольников мы придерживаемся 4 основных условий:

  • игры должны быть безопасными;
  • вопросы и задания должны соответствовать возрасту;
  • недопустимо унижать достоинство ребёнка;
  • споры и конфликты надо решать только мирным путём.

Проводиться квесты могут в самых разных местах:

  • в замкнутом помещении - в группе,
  • в музыкальном или спортивном залах,
  • квесты на природе – на участке или на всей территории детского сада.

Квесты также могут быть:

  • линейные, когда задачи решаются по цепочке, одна за другой;
  • штурмовые, когда участники получают задачу, подсказки для её решения, но пути решения выбирают сами;
  • кольцевые, когда это тот же линейный квест, но заключённый в круг. В этом случае команды участников стартуют с разных точек, и каждая идет по своему пути к финишу.

Структура квеста представляет собой следующую последовательность:

  • Пролог. Здесь происходит знакомство с сюжетом, и распределение ролей.
  • Экспозиция. Это прохождение этапов, выполнение действий, решение возникающих задач.
  • Эпилог. На этом этапе подводятся итоги и награждение победителей.

Общая игровая цель – известна участникам с самого начала и определяет игровую «легенду», особенности и правила заданий. Независимо от того, заложен элемент соревнования в игру или нет, конечная игровая цель - общая для всех команд. Общая цель является главным «внутренним мотиватором программы».

Этапы игры. В процессе игры игроки последовательно движутся по этапам, решая различные задания (активные, логические, поисковые, творческие и пр.). Прохождение каждого этапа позволяет команде игроков перейти на следующий этап. Команда получает недостающую информацию, подсказку, снаряжение и т.п.

Командный характер действий. Участники объединены в игровые команды, либо все находятся в одной команде. При прохождении этапов команда не разделяется, а действует сообща.

Игроков сопровождает инструктор «Инструктор команды - взрослый». Его задача – обеспечение безопасности, консультации по игровой логистике и особенностям задач, поддержка участников, помощь в решении организационных вопросов и, при необходимости, помощь в организации командного взаимодействия.

Ожидаемый результат:

Таким образом, в результате проектирования квест - игры каждый педагог имеет возможность:

1. Осуществлять педагогическую деятельность в соответствии с одним из принципов ФГОС ДОУ: «Реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно – эстетическое развитие ребенка»;

2. Способствовать реализации одной из задач ФГОС ДОУ: «создание благоприятных условий развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка, развитие его инициативности»;

3. Обеспечить становление и развитие у ребенка одной из ключевых компетентностей на этапе завершения дошкольного образования: «ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре»

Если вы хотите вместе с детьми окунуться в волшебный мир загадок и тайн, помочь им сделать новые открытия и получить позитивные эмоции от достижения поставленных задач, то, безусловно, квест – игра поможет осуществить задуманное с легкостью и заинтересованностью

Оставить комментарий: