a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Выступление по теме: «Формирование у детей дошкольного возраста представлений о культуре и культурном наследии народов России» (из опыта работы).

Автор: Утрясова Светлана Александровна Опубликовано: 2022-05-04 17:29:03

Документы для скачивания

Рыбинский детский сад, филиал МБДОУ «Детский сад №189» Выступление по теме: «Формирование у детей дошкольного возраста представлений о культуре и культурном наследии народов России»( из опыта работы) . Воспитатель: Утрясова С. А. с. Р ыбное, 2022год( слайд 2) Чувство любви к Родине закладывается в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Люди с момента рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, природе и культуре своей страны, к быту своего народа. Народная культура  – это многовековой концентрированный опыт народа, материализованный в предметах искусства, труда и быта: это традиции, обряды, обычаи, верования; это мировоззренческие, нравственные и эстетические ценности, определяющие лицо нации, ее самобытность, уникальность, ее социальную и духовную особенность. ( слайд 3) Народные традиции  — это исторически сложившиеся совокупности воспитательного и социального опыта, норм поведения, общественных традиций, перед аваемых из поколения в поколение. Р оль народных традиций в воспитании детей старшего дошкольного возраста достаточно велика. ( с лайд 4) Народное искусство, являясь хранителем исторической памяти, непосредственным носителем самобытной культуры, искусства предыдущих поколений, отражает педагогический опыт народа, является важнейшим средством воспитания гармонично развитой личности, развития ее нравственной, трудовой, эстетической, технологической культуры. Первое направление Создание атмосферы национального быта( слайд 5) Известно, что окружающие предметы оказывают большое влияние на формирование душевных качеств ребенка – развивают любознательность, воспитывают чувство прекрасного. Этого можно достичь через создание предметно – развивающей среды, в которой присутствует много предметов, характерных для русского народного быта. ( с лайд6) В детском сад у мы создали мини – музей «Предметы старины », где разместили предметы, наиболее часто, упоминающиеся в русских сказках: чугунки, крынки, ухваты, прялку, самовар, домотканые половики – все те окружающие предметы, которые впервые пробуждают интерес у ребёнка, воспитывающие в нём чувство красоты, любознательность. Нерегламентированная деятельность в нашем музее приносит детям огромное удовольствие. ( с лайд 7) Дети с удовольствием в сюжетно- ролевых играх используют предметы народн ого быта, играют в на родные игры. Только прикасаясь к настоящим предметам старины, дети чувствуют свою принадлежность к истории своей семьи. Только предметы, сделанные руками его далёких предков, донесут до сознания ребёнка представления о жизни в далёком прошлом. Второе направление Традиционные и обрядовые праздники( слайд 8) Традиционная празднично- обрядовая культура — неотъемлемый элемент народной культуры. Праздники существовали всегда, во все времена, трансформируясь по содержанию и форме, сообразуясь с духовным и эстетическим развитием общества. Они несут большую эмоциональную и воспитательную нагрузку, обеспечивая передачу традиций из поколения в поколение. Наибольший эмоциональный отк лик у детей вызывает проведение сезонных музыкально- игровых праздников: осенью — «Ярма рка», «В гости к бабушке Меланьи», зимой — «Новый год», «Рождество», «Защитни ки Отечества», «Масленица»; весной— «8- марта », «Праздник птиц», «Пасха», «Никто не забыт и ничто не забы то». ( слайд 9) Р аскрытие личности в ребенке полностью возможно только через включение его в культуру собственного народа. И это не просто знание о культуре, а проживание в культуре, проживание в традиции, посредством вхождения в годичный праздничный круг. Это помогает детям лучше ориентироваться во временных понятиях, понимать зависимость деятельности людей от природных условий, запоминать названия и понятия. Цикличность народного календаря из года в год повторяет эти праздники и события, помогает детям усваивать данный материал, постепенно усложняя и углубляя его. В нашем детском саду уже стало хорошей традицией отмечать следующие праздники: ( слайд 10) Проводы зимы – Масленица проходит с веселыми шутками, играми со скоморохами, пением закличек, угощением детей блинами и сжиганием Масленицы. ( слайд 11) Праздник пасха проходит с изготовлением атрибутов, росписью яиц и народными играми. ( слайд 12) Обязатель но празднуем именины с поздравлением детей, изготовлением подарков, пением песен, вождением хороводов и чаепитием. ( слайд 13) Дети вместе со взрослыми исследуют особенности каждого народного праздника. Старшие дошкольники устанав ливают его взаимосвязь с важными датами, событиями в общественной жизни. ( слайд 14) Неоценимый вклад в развитие нравственно- патриотических способностей детей оказывает взаимодействие с социумом: сельской библиотекой, Домом Культуры. Дети старшей разновозрастной группы принимают активное участие в праздничных мероприятиях сельского Дома Культуры, таких как: «День Матери», «День защитника Отечества», «8 Марта», смотр художественной самодеятельности. ( слайд 15) Важное место в детском саду занимает сохранение исторической памяти поколений. ( с лайд 16) Основными формами работы являются: акции, митинги, проектная и информационная деятельность. Третье направление Русский народный фольклор( слайд 17) Русские народные праздники и обряды – одна из наиболее ярких и самобытных составных частей традиционной художественной культуры и в тоже время одно из наиболее сложных и многогранных явлений самого раннего ее типа – фольклора. ( слайд 18) В русском песенном фольклоре чудесным образом сочетаются слово и музыкальный ритм, напевность. В устном народном творчестве как нигде отразились черты русского характера, присущие ему нравственные ценности – представления о добре, красоте, правде, верности, храбрости, трудолюбии. Особое место в таких произведениях занимает уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. ( слайд 19) Благодаря этому фольклорные произведения являются богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей. Главная задача на этом этапе- раскрыть духовный потенциал произведений и довести его до ребенка в доступной форме, расширять словарный запас детей путем смыслового объяснения незнакомых слов. ( слайд 20) В М еждународный день детской книги, который отмечали 2 апреля, дети старшей группы приняли участие в Акции, проводимой( под хештегом# культурадляшкольников) , чтения сказок народов России и разместили ролик в соц. сетях. Четвертое направление Русское народное искусство( слайд 21) Рассматривая народное искусство как основу национальной культуры, очень важно знакомить с ним детей. ( с лайд 22) Творческая деятельность воспитывает у детей искренние чувства любви к окружающему миру, уважение к труду, интерес к родной культуре. ( слайд 23) Занятия продуктивной деятельностью приносят особую радость и пользу детям; развивают память, творческое воображение и художественный вкус. Пятое направление Русские народные игры( слайд 24) Народные игры, к сожалению, почти исчезли сегодня из детства, хотя именно в них радость движения сочетается с духовным обогащением детей. В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора. Дети любят веселые считалки, которые иногда состоят из бессмысленных слов и созвучий. Бессмысленность их объясняется тем, что они перешли из взрослого фольклора. Но взрослые забыли о загадочном счете, а дети продолжают до настоящего времени пользоваться им в считалках. ( слайд 25) Таким образом, наша углубленная, комплексная, систематизированная работа по приобщению детей к истокам русской народной культуры имеет положительные результаты. ( с лайд 26) Результатами проводимой работы по приобщению детей к русской народной культуре является положительная динамика показателей качества обучения и воспитания. ( слайд 27) Особое внимание уделяется укреплению связей с родителями. Родители положительно относятся к работе по проблеме «Приобщения детей к истокам народной культуры». Они являются активными участниками пополнения развивающей среды, принимают участие в изготовлении костюмов, атрибутов, декораций, активно участвуют в конкурсах творческих работ. В уг олках для родителей постоянно раз мещается материал по народному календарю, русской кухне, народны м праздникам. Следовательно, родители осознали, что они воспитывают своих детей собственным примером, что каждая минута общения с ребёнком обогащает его, формирует его личность, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя решать без плодотворного контакта родителей и педагогов. ( слайд 28) Человек не рождается в богатом духовно и нравственном смысле, поэтому нужно грамотное внешнее воздействие воспитателей, родителей и всей окружающей среды. Конечной целью является воспитание гуманной, духовно- нравственной личности, достойных будущих граждан России, уважающих отечественную культуру, традиции и обычаи русского народа.

Оставить комментарий: