Проект «Сундучок потешек» для детей раннего возраста
Документы для скачивания
Проект «Сундучок потешек » для детей раннего возраста Тип проекта: практико – ориентированный. Масштаб: средней продолжительности ( май 2022– август 2022) . Участники: воспитатель, родите ли, дети группы раннего возраст) . Общие сведения о детях: возраст от 1, 5 лет – до 2 лет Обоснование: Одна из центральных задач педагогики раннего детства – изучение ранних проявлений интеллектуальной жизни, а также поиск эффективных методов и приёмов подхода к малышу, позволяющих установить с ним двухсторонний контакт. Именно в раннем возрасте закладывается тот фундамент познавательной деятельности, который обеспечит дальнейшее постижение тайн природы и величие человеческого духа. По мнению учёных, ранний возраст обладает особой благодатной восприимчивостью. У ребёнка интенсивно формируется наглядно – образное мышление и воображение, развивается речь. В последние годы, наряду с поисками современных моделей воспитания, возрастает интерес к фольклористике, возрождаются лучшие образцы народной педагогики. Фольклор – одно из действенных ярких средств её, таящий огромные дидактические возможности. Знакомство с народными произведениями обогащают чувства и речь малышей, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии. Ценность детского фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый устанавливает с ребёнком эмоциональный контакт, эмоциональное общение. Интересное содержание, богатство фантазий, яркие художественные образы привлекают внимание ребёнка, доставляют ему радость. Незатейливые по содержанию и простые по форме малые формы народного поэтического творчества таят в себе немалые богатства – речевые, смысловые, звуковые. Детский фольклор может стать средством воспитания ребёнка, так как черпает материал для детей из ранних источников. Прежде всего – это то, что взрослый на протяжение многих лет создавали для детей. Это колыбельные песни, успокаивающие ребёнка, усыпляющие его. Это и поэзия пестования, ухода за ребёнком, поэзия ласковых прикосновений к нему. Пестушки всегда удовлетворяли потребности ребёнка в тактильных движениях – почти все дети любят, когда их поглаживают по головке, ручкам, плечикам, прижимают к себе близкие люди – это язык эмоционального общения. Заклички, считалки, скороговорки, чистоговорки, дразнилки, прибаутки, шутки, перевёртыши – забавные песенки, которые своей необычностью веселят детей. Прибаутки, потешки, пестушки приносят радость детям. Без этих весёлых стишков ребёнок никогда не овладеет своим родным языком в совершенстве, формирование культурно – гигиенических навыков превратится в скучное безрадостное выполнение указаний взрослого, выполнение каких – то движений не вызывает интереса радости, желание повторить ещё и ещё. В период адаптации к новой обстановке ребёнок скучает по дому, маме, ещё не может общаться с другими детьми, взрослыми. Поэтому я, зная какую особую значимость фольклор приобретает в первые дни малыша в дошкольном учреждении, начала подбор потешек, которые помогают установить контакт с ребёнком, вызывают у него положительные эмоции, симпатию к пока ещё мало знакомому человеку – воспитателю. Правильно подобранные потешки помогают в режимных моментах. Малые формы фольклора помогают увеличить запас слов ребёнка, т. е. , привлекают его внимание к предметам, людям. Звучность, ритмичность, напевность, занимательность потешек привлекает детей, вызывает желание повторить, запомнить, что в свою очередь, способствует разговорной речи. Цель: Создание необходимых условий для положительных эмоций, развития речи, памяти, воображения, мышления, овладении культурно – гигиеническими навыками. Задачи: Установить и сформировать доверительные, добрые, ласковые отношения между взрослыми ( мама, папа, бабушка, дедушка, воспитатель) и ребёнком. Научить выполнять различные движения при проговаривании народных потешек, прибауток, закличек, приговорок и т. д. Учить детей проговаривать слова, фразы, заканчивать строчки. Реализация образовательных областей: Познавательная: Развивать у детей способность слушать художественный текст и активно реагировать на его содержание. Речевая: Развивать у детей проявление интереса к книгам, умение запоминать первые потешки путём включения в рассказ взрослого отдельных слов, эмоционально, позитивно реагировать на песенки, потешки. Художественно- эстетическая: Развивать у детей желание самостоятельно рассматривать иллюстрации в книгах, узнавать персонажи, озвучивать их характерными вокализациями. Физическая: Формировать элементарные культурно- гигиенические навыки посредством фольклора. Социально- коммуникативная: Посредством фольклора создать условия для благоприятной адаптации ребёнка к ДОО, научить детей узнавать членов своей семьи и с желанием слушать потешки и стихи про семью, детский сад. Работа с родителями: Ознакомление родителей с малыми формами худ. литературы; Консультация «Фольклор и его значение в развитии детей раннего возраста»; изготовление родителями книжек – малышек; Стратегии реализации проекта: Первый этап: предварительный Изучение методической литературы. Создание картотеки. Разработка проекта, комплексно- методического плана по теме «Сундучок потешек »; Подбор художественной литературы с малыми формами фольклора; Подбор иллюстраций к потешкам; Подбор различных видов театров; Работа с родителями: порекомендовать чтение потешек; Разработать консультацию для родителей: «Фольклор и его значение в развитии детей раннего возраста». Второй этап: основной Установить доверительный контакт между участниками проекта. Привлечение участников проекта к реализации. Непосредственная работа по проекту: Использование потешек в режимных моментах, Рассматривание иллюстраций к потешкам, закличкам идр. ; Слушание потешек в аудиозаписи; Использование настольного театра, театра Би- Ба- Бо, театра на фланелеграфе, пальчикового театра при чтении малых форм фольклора; Разучивание потешек с детьми Третий этап: Заключительный Изготовление" сундучка потешек" . Изготовление различного вида театров. Материально –технические: книжки – малышки; иллюстрации к стихам, потешкам. сундучок. аудиоаппаратура. диски пальчиковый театр. мелкие игрушки – зверюшки. Предполагаемый результат: Положительные эмоции, весёлое, бодрое настроение моих детей, которое помогает овладеть родным языком, развивает память, воображение, мышление, даёт возможность побегать, попрыгать, т. е, всесторонне развивает ребёнка. Методические: - Г. П. Фёдорова «На золотом крыльце сидели». С- П «Детство — Пресс» 2000г. - Т. И. Бахметьева, Г. Т. Соколова «Детские частушки, шутки, прибаутки» Ярославль 1997г. - В. Ветрова «Ладушки, ладушки…» М. 1995г. - Г. Науменко «Гуленьки» М. 1982г. - Интернет. - Л. Кузьмин. «У нас полный дом ребят» Пермь 1990г. - В. Берестов. Матрёшкины потешки. М. 1982г. - Хрестоматия для дошкольников 2 – 4 года. М. 1999г. Н. П. Ильчук, В. В. Гербова, Л. Н. Елисеева, Н. П. Бабурова. - Л. Павлова. роль детского фольклора в воспитании ребёнка первого года жизни. Д/ в №12 – 1986г. Конспект занятия по развитию речи в группе раннего возраста