a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

конспект НОД "Здравствуй, Масленица"

Автор: Горбанева Людмила Владимировна Опубликовано: 2022-05-15 19:41:26

Документы для скачивания

Конспект НОД для детей средней группы. Приобщение детей к русской национальной культуре. Тема: « Здравствуй, Масленица». Цели: Знакомство детей с русским народным праздником масленицей. Приобщение детей к русской национальной культуре. Задачи: Вызвать интерес к русскому национальному празднику «Масленице» Воспитывать уважительное отношение к традициям русского народа, умение и желание применять их в жизни; Развивать мелкую моторику;  Обогащать и расширять художественный опыт детей в работе с соленым тестом и крупами. Интеграция образовательных областей: «Чтение художественной литературы» «Художественное творчество» «Коммуникация» «Социализация» «Здоровье» «Познание» «Музыка» Предварительная работа: Разучивание хороводных игр, закличек. Материалы и оборудование: Кукла «Масленица», блины, обруч с завязанными на нём лентами, желтое соленое тесто, крупа покрашенная в золотой цвет, клеенка, костюм «Весна», МР3 проигрыватель, подборка тематических аудиоматериалов. Ход занятия: Воспитатель: Здравствуйте ребята, сегодня у нам с вами необычный день. Вы верите в чудеса? ( Да) . А хотели бы оказаться в прошлом? ( Да) . Мы сегодня окажемся с вами на старинном русском празднике- «Масленице».  Но сначала узнаем, что же это за праздник. Скажите какое у нас с вами время года? ( Зима) . А какой месяц? ( Февраль) Мы знаем, что февраль- это последний месяц зимы. А какое время года настанет после того как пойдет февраль? ( Весна) Правильно после зимы приходит весна. В старину люди думали, что смены времен года не будет, если не провести в свой срок нужный обряд. Зиму надо было проводить, а весну встретить, иначе весна- красна мимо проедет.  Масленица и есть праздник в честь возрождающегося по весне солнца. Люди, забывали про холода, зимние морозы, про тоску и печаль, и веселились от души.   Длился праздник целую неделю – с понедельника по воскресенье Хотели бы вы оказаться на празднике «Масленице»? ( Да, очень) . Праздник Масленицы начинался в понедельник и назывался этот день- «Встреча». В этот день все встречали соломенную куклу «Масленицу». Давайте и мы с вами позовем к нам в гости «Масленицу». Дети читают закличку. «Как у наших ворот  Собирается народ! Мы сегодня зиму провожаем!  Весну красную встречаем!   Приезжай к нам в гости, Масленица,  На широкий двор – На горах покататься,  В блинах поваляться, Сердцам потешаться! » Звучит музыка «Зимушка- зима». На санях вывозят куклу «масленицу». Посмотрите, ребята, к нам в гости приехала «масленица». Посмотрите какая она красивая, нарядная. В старину к первому дню праздника изготовляли из тряпок и соломы чучело Масленицы. Наряжали ее в расписной сарафан и платок нарядный. Эта кукла –символ зимы. Ее возили на санях по всему городу и люди ей радовались. Второй- день недели назывался «Заигрыш».  В этот день устраивались игры и потехи. Заливали ледяные горки и весело катались на санках. А вы хотите покататься на санках. ( Да) Игра «Катание на санях». Дети встают парами друг за другом и «катаются на санках», пока звучит музыка. Уж мы саночки возьмем, Мы на улицу пойдем, Сядем в саночки- самокаточки, Да с горы- то- ух! . . В снег пушистый- бух! . . Третий день Масленицы- среда- «лакомка». В этот день лакомились блинами. Блины самый главный символ «Масленицы». А вы хотите полакомиться блинами? ( Да) . Пальчиковая гимнастика. Брынцы- брынцы, ( ладушки)  Пеките блинцы!  ( Хлопки ладонь о ладонь- горизонтально)  Мажьте масленее  ( Поглаживают друг другу ладони)  Будьте повкуснее! Брынцы- брынцы, ( ладушки)  Подайте блинца!  ( Протягивают руки вверх ладонями) . Давайте и мы с вами напечем вкусных и румяных блинков. Детям предлагается соленое тесто и крупа. Дети «пекут» блины и украшают их раскрашенными крупами. ( На фоне работы детей звучит песня «Вы блины мои, блины») . По окончании работы дети любуются своими блинами. В четверг проходила «широкая» Масленица- «Разгуляй». Самый веселый день. В этот день гуляли с утра до вечера, пели частушки, плясали, водили хороводы. Игра «Карусели». Пятый и шестой день были гостевыми днями. В эти дни ходили в гости и угощались блинами.  В воскресенье- седьмой и последний день Масленицы- был обычай «проводов зимы». В этот день звали в гости весну а чучело из соломы выносили на улицу и сжигали его. Давайте и мы позовем к нам в гости «Весну»? ! . Приди, Весна, приди, красна! Приди, Весна, с радостью, С великой милостью: С жарким солнцем, С высоким хлебом, С урожаем богатым, С добром ко всем ребятам! Звучит песня- закличка «Ясна, красна приди, Весна». Входит весна с угощением( блинами) для детей. Весна: .      Вот и я         Вы меня звали, друзья? !         Я Весна – Красна!         Бужу землю ото сна.         Наполняю соком почки,         На полях ращу цветочки,         Прогоняю с речек лед,         Светлым делаю восход.         Всюду в поле и лесу –         Людям радость я несу! Жаль с Масленицей расставаться, да делать нечего. Пришла пора её провожать. Проводим?  " Масленица, прощай! На тот год опять приезжай! " ( Дети провожают «Масленицу». ) Масленица приходила,  Нас блинами угостила. Блины- хороши, с маслом, с вареньем. Подходите пробуйте наше угощенье! Весна приглашает детей за столы и угощает чаем и блинами. По теме: методические разработки, презентации и конспекты презентация «Приобщение детей к русской национальной культуре в условиях дошкольного учреждения и семьи» 1 слайд  Тема работы «Приобщение детей к русской национальной культуре в условиях дошкольного учреждения и семьи». 2 слайд  Цель исследования- обоснование необходимости приобщения детей к об. . . " Приобщение детей к русской национальной культуре через организацию праздника Масленица" Выступление на окружной зимней методической неделе( для работников ДОУ) музыкального руководителя структурного подразделения" детский сад" ГБОУ СОШ" Центр образования" пос. Варламово. . . Приобщение детей к русской национальной культуре в условиях дошкольного учреждения и семьи Обоснование необходимости приобщения детей к общечеловеческим ценностям – культуре своего народа. . . . «Приобщение детей к русской национальной культуре». Консультация для родителей. . . Конспект занятия по приобщению детей к русской национальной культуре во 2 младшей группе на тему: «Праздник игрушки» Программные задачи:    Приобщать детей к истокам русской национальной культуры путем интеграции изобразительного искусства, фольклора и музыки: - продолжать знакомить с народной дымковской. . . Консультация для педагогов. Роль семьи в приобщение детей к русским национальным традициям. Консультация для педагогов. Роль семьи в приобщение детей к русским национальным традициям. Нравственно- патриотическое воспитание. . . . Проект по духовно- нравственному воспитанию «Приобщение детей к русской национальной культуре через народно- прикладное искусство» Творческое название проекта«Люблю все то, что называют одним широким словом «Русь»! . . . Сценарий интегрированной НОД в средней группе «Масленицу встречаем, блины выпекаем! » В основу данного сценария легла разработка Богдановой Т. В. " НОД по социально- коммуникативному развитию в средней группе на тему: " Масленица пришла, свет и радость скорой весне принесла" Данный материал может быть применен в работе воспитателей и музыкальных руководителей. Сценарий может быть проведен и как НОД и как развлечение для детей среднего дошкольного возраста во время празднования Масленичной недели. Цель: дать детям представление о традициях народного праздника Масленица. Задачи: Образовательные: • знакомить детей с последним зимним праздником- Масленицей, посвященного солнцу, встрече весны и завершению зимнего периода; • упражнять в словообразовании, поощрять речевую активность детей; • повторять количественный счет, упражнять в определении и сравнении размера предметов; • формировать понятие о том, что развлечения и забавы могут зависеть от половой принадлежности. Развивающие: • развивать у детей познавательный интерес, творческое мышление, внимание, память; • развивать умение и желание детей исполнять характерные народные песни и танцы; • развивать мелкую и общую моторику; • развивать навыки работы с соленым тестом. Воспитательные: • воспитывать чувство патриотизма, основанного на русских традициях; • воспитывать уважительное отношение к народным обрядам через ознакомление с произведениями художественной литературы, посредством различных видов музыкальной деятельности( пение, слушание, музыкально- ритмические движения) ; • вызвать у детей положительный эмоциональный отклик на художественный образ народного праздника в картинах великих художников. Активизация словаря: Масленица, забава, соломенное чучело, тройка лошадей, сырная неделя. Предварительная работа: Беседы; рассказы; чтение и заучивание стихов, считалок, пословиц, поговорок о Масленице; рассматривание репродукций картин: Кустодиева Б. «Карусель», «Масленица», Сурикова В. «Взятие снежного городка», Соколова П. «Тройка зимой»; слушание музыкальных произведений: Агафонников В. «Сани с колокольчиками», Чайковский П. И. «Февраль. Масленица», русские народные частушки, заклички, хороводные песни; организация двигательной активности через подвижные русские народные игры, продуктивная деятельность по теме; экскурсия в мини- музей ДОУ" Русская Изба" . Развивающая среда: Презентация с репродукциями картин: Кустодиев Б. «Масленица», «Карусель»; Сурикова В. «Взятие снежного городка»; Соколова П. «Тройка зимой»; картинки из серии «Масленичные гуляния»; оформление уголка «Русские традиции», костюм «Матрешка», ширма; материал для продуктивной деятельности – на каждого ребенка( заготовка- рисунок сковороды для блинов, соленое тесто, стеки, доски для лепки, влажные салфетки) ; аудиозапись: народные, музыкальные произведения; ноутбук. Игровая мотивация «Матрешка в гости зовет». Воспитатель: ( В группе. ) Ребята, нам пришло письмо! Давайте посмотрим кто его прислал? ( Открывает письмо и читает: «Дорогие, ребята! Приглашаю в гости. Буду вас ждать в вашем музыкальном зале. До встречи! Матрешка». ) Воспитатель с детьми, приняв приглашение, идут в музыкальный зал. В нем Матрешки нет. Воспитатель: Ребята, где же Матрешка? Нас в гости пригласила, а сама где- то задержалась. ( Появляется Матрешка из- за ширмы. ) Матрешка: Здравствуйте, друзья! Вот и я, веселая Матрешка. В гости вас позвала. Ребята, какое сейчас время года? ( Варианты ответов детей. ) Молодцы! Как месяц называется? ( Варианты ответов детей. ) Молодцы! Пора зиму провожать Весну – Красную встречать! Тороплюсь на праздник Масленицы и вас приглашаю! Воспитатель и дети благодарят Матрешку за приглашение. Звучит в записи музыкальное произведение( отрывок) и показ картинки «Зима» Матрешка: Ребята, вы слышите какая музыка звучит, как метель завывает? Это нам послание кто- то передает: «На Масленицу собрались? Я – Зима студеная Весне не уступлю Красно- солнце заслоню, Снег и холод нагоню, Нет! Не уйду! » Проблемная ситуация. Воспитатель: Ребята, кто не желает весне место уступить? ( Варианты ответов детей. ) Как быть? Как помочь весне в края родные прийти? ( Варианты ответов детей. ) Давайте спросим у Матрешки, как весне помочь? ( Спрашивают. ) Матрешка: Ребята, садитесь в сани и езжайте на праздник к Масленице, она поможет Зимушку проводить. ( Воспитатель и дети благодарят Матрешку за помощь, «садятся в сани» и едут на праздник. ) Игра- имитация «На лошадке»( под музыкальное сопровождение) . Воспитатель: ( Обращает внимание детей) Как красиво и празднично вокруг! ( Дети и воспитатель присаживаются на стулья. ) Презентация на тему: «Масленичные гуляния». ( На ноутбуке рассматриваем репродукции картин и картинки на тему «Масленичные гулянья». ) Воспитатель: В конце зимы мы отмечаем Масленицу, самый веселый народный праздник, который пришел к нам из далекого прошлого. Посвящен он возрождающемуся по весне солнцу. Длится целую неделю, поэтому говорят: «Живет Масленица семь деньков». Чучело Масленицы делали из соломы, водили вокруг него хороводы, пели песни. Люди делали все, чтобы уговорить зиму уйти. Еще ее называют «Масленицей- объедухой», потому что готовится много вкусных блюд; едим творог, молоко, сметану, яйца, масло. Раньше, по народным поверьям, необходимо было помочь солнцу победить морозную зиму: катались на лошадях, одетых в расписные дуги. Сани по этому случаю украшались цветными лоскутами, увешивались бубенчиками. Главное мужское дело в этот день – взятие снежного городка. Девушки водили хороводы. С песнями и веселыми закличками звали солнце, чтобы оно теплее согревало землю, а весна- красна не задерживалась. Матрешка: Молодцы, ребята, что приехали на праздник! Вам интересно здесь? ( Варианты ответов детей. ) Матрешка: Ребята, какие зимние забавы нравятся вам? ( Варианты ответов детей. ) Матрешка: А я предлагаю сейчас повеселиться, и в веселый пляс пуститься. Я вот платочком волшебным взмахну и девочек в матрешек превращу. ( Одевают девочкам платки и раздают платочки) Песня- танец «Куколки- матрешки» Матрешка: Умницы- красавицы куколки- матрешки. Порадовали вы меня песней веселой да танцем задорным. А теперь я хочу познакомить вас со своими сестричками- матрешками. Посмотрите, ребята, какие красавицы к вам в гости пожаловали. ( Показывает вырезанных расписных матрешек, спрятанных одну за другой) Как вы думаете, сколько у меня подружек- матрешек? ( Дети видят одну самую большую) Дети: Одна! Матрешка: А теперь сколько? ( Большую матрешку откладывает в сторону и дети видят следующую) Дети: Две! Матрешка: А теперь? ( Убирает еще одну) Дети: Три! Матрешка: А сейчас сколько? ( Откладывает в сторону третью) Дети: Четыре! Матрешка: А сейчас? ( Откладывает четвертую) Дети: Пять! Матрешка: Так сколько всего подружек- матрешек у нас в гостях? ( Матрешки разложены в ряд от большей к меньшей) Давайте сосчитаем. Дети: Одна, две, три, четыре, пять! Матрешка: Ребята, а что вы мне можете сказать об этих матрешках. Какие они? ( ответы детей) Матрешка: А как вы думаете, почему мы не увидели сразу всех матрешек? Дети: Они спрятались. Матрешка: А как же у них это получилось? Почему? Дети: Потому- что они разного размера. Матрешка: Ребята, как вы думаете, кто самая большая матрешка? Дети: Мама. Матрешка: А матрешки поменьше? Дети: Ее дочки( старшая, средняя, младшая и совсем маленькая) . Матрешка: Молодцы, ребята. Какие вы у меня умные да сообразительные. Но посмотрите, матрешки пошли погулять и потерялись( раскладывает матрешек в произвольном порядке) . Помогите им опять вместе собраться. Игра «Собери матрешек» Матрешка: Ах, какие вы молодцы. Понравилось вам играть? Ребята, а с Масленицей виделись уже? ( Варианты ответов детей. ) Воспитатель: Ребята, слышен звон колоколов! Едет Масленица дорогая. ( Появляется Масленица) Воспитатель: Ребята, давайте поздороваемся с Масленицей. Воспитатель и дети: Здравствуй, гостьюшка годовая. Масленица: Здравствуйте. Спасибо, что старинные обычаи не забываете, Широкую Масленицу празднуете, Весну- красную встречаете. Воспитатель: Масленица- Прасковея, мы с ребятами готовились к празднику и знаем, чтобы ты помогла нам зиму проводить, надо нам вокруг тебя хоровод водить. Хоровод «Масленица пришла». ( Девочки танцуют с платками, а мальчики с колокольчиками. ) Матрешка: Ребята, а Зима вам еще одно послание шлет. Послушайте: ( показывает картину с изображением Зимы) «Молодцы, ребята! Встретили Масленицу. Уступаю место Весне. Прощайте и простите, На Зиму зла вы не держите. » Воспитатель: Ребята, зима прощенье попросила. В последний день масленой недели, в воскресенье люди просили друг у друга прощение за все обиды. Поэтому воскресенье называют прощенным. Говорили: Прости меня. В ответ произносили: Бог прощает и я прощу. Давайте возьмемся за руки, сделаем круг и попросим друг у друга прощения. Матрешка: Ребята, я очень люблю блины, так хотела и вас угостить, а печь их не умею. Простите меня, пожалуйста. Воспитатель и дети: Матрешка, не огорчайся, на тебя совсем не обижаемся. Ребята расскажут, как умеют печь блины. Пальчиковая игра «Брынцы – брынцы» Брынцы – брынцы( ладушки) Пеките блинцы( хлопки ладонь о ладонь горизонтально) Мажьте маслянее( поглаживание друг другу ладони) Будьте повкуснее! Трын – трынца, ( ладушки) Подайте блинца! ( протягивают руки вверх ладонями) Воспитатель: ( показывает блин- заготовку на мольберте) На что похож блин? ( Варианты ответов детей. ) Воспитатель: Молодцы! Круглый, румяный, золотистый блин похож на солнышко. На празднике Масленица принято всех блинами угощать, но у нас один блинчик. Давайте напечем много блинов, угостим Матрешку и всех гостей, которые к нам на праздник придут. Я свой блинчик пекла на большой сковороде. Когда мы вернемся в группу, вы выберите сами сковороду для выпечки своих блинов. Но сейчас еще немного поиграем с Матрешкой. Матрешка! Обыкновенный блин можно назвать разными словами, слушай внимательно, как ребята будут подсказывать старательно. Словесная дидактическая игра «Какие бывают блины». На тарелке он один – называем просто… блин. Много испекли их мы – тогда назовем… блины. Испекли для дочек – назовем… блиночек. Будет есть их сынок – назовем тогда… блинок. Огромный, как домище – назовем…блинище. Матрешка: Сколько интересных слов я узнала. Cпасибо, ребята. Воспитатель: Ребята, Масленица спешит всех людей известить о приближении скорой весны. Давайте простимся с ней. Воспитатель и дети: Ты, прощай, прощай, наша Масленица! Ты прощай, прощай, наша широкая! Ты пришла с добром, сыром, маслицем, Со блинами, пирогами и оладьями. Блины масленые, ватрушки мазаные. Мы катались с горы от зари до зари, А сегодня, а сегодня наше кончится веселье. Ты, прощай, прощай, наша Масленица! Масленица, прощай! На тот год опять приезжай. ( Масленица «уходит» под песню «Масленица, прощай». ) Воспитатель: Ребята, а нам пришла пора с Матрешкой прощаться и в группу возвращаться. Дети: До свидания, Матрешка! Спасибо за праздник! Матрешка: До свидания, мои золотые! Приходите еще ко мне в гости. Буду ждать! В группе. Продуктивная деятельность. Лепка: «Испеки блин на сковороде»( Звучит спокойная музыка. ) Детям предлагаются листы бумаги с изображенными на них формами –сковородок. Воспитатель: Вот тесто, возьму кусочек, положу его на сковородку, руками равномерно распределю его, с помощью стеки сделаю блин ажурным, дырчатым. ( Дети самостоятельно «пекут» свои блины) . Воспитатель: Сколько много получилось блинчиков! В народе говорят: «Блины, как колеса у весны! » Молодцы, ребята, постарались. А у нас для вас сюрприз- вот и наши блины. Помощник воспитателя выносит блины: Щедро зиму провожаем, Всех блинами угощаем. Дети идут умываться и угощаются блинами. Масленица в старшей группе( конспекты занятий на неделю) 20. 09. 2016 Красноруцкая Светлана Сергеевна Занятия с дошкольниками 0 Комментариев «Масленица»( Старшая группа) Задачи: - Воспитывать интерес и любовь к русской народной культуре. - Познакомить с календарно – обрядовым праздником «Масленица», восстановить связь времен. - Познакомить детей с народными обычаями и обрядами, связанными с     этим праздником. Ход занятия: Беседа о Масленице с показом иллюстраций, репродукций картин художников по данной теме. Воспитатель: Ребята, посмотрите на картины и расскажите, что вы на них видите. ( Ответы детей) . Почему так люди веселятся, я вам сейчас расскажу. Масленица — один из самых любимых в народе праздников, рождение которого уходит в глубокую древность. Празднуют его в конце февраля, начале марта. Масленица имела другое название — проводы зимы. А проводы зимы и встреча весны — всегда праздник. В Масленицу долг каждого человека — помочь прогнать зиму, разбудить природу. Люди, забывали про холода, зимние морозы, про тоску и печаль, и веселились от души.                    В этот праздник не скучают,                    Все в веселье превращают.                    Печь на улице стоит,                    Выпекать блины велит.                    С маком, творогом, капустой,                    Чтобы было очень вкусно,                    К самовару подходи –                    Ароматный чай бери. Масленицу назвали так, потому что хозяйки пекли вкусные, масляные блины.   Всю неделю положено есть блины. Блины нельзя заменить пирожными или конфетами, потому что блины похожи на солнышко- круглые, золотистые, горячие. К блинам и оладьям полагалась особая еда: сыр, масло, рыба, творог. На блины да угощенье звали дорогих гостей. Чем больше гостей, тем больше счастливых дней в году. Масленицу ласково называли объедалой, круглой,   румяной, широкой и белой. Села и города к Масленице преображались: ледяные горки, снежные дворцы и крепости, качели, балаганы для скоморохов, циркачей, площадки для медвежьей потехи и кулачных боев, столы под открытым небом с разнообразными кушаньями и напитками. Масленицу играли всем миром: взрослые ходили в гости друг к другу,   дети забавлялись катанием на санках, все вместе смеялись на представлениях, катались на тройках и, конечно же, объедались блинами. Физкультминутка «Малечена- калечина» Выбирается ведущий.    Каждый игрок берет в руки небольшую палочку. Все произносят такие слова  и одновременно катают между ладошек палочку. Малечена- калечина, сколько часов осталось до вечера,   до зимнего? После слов" До зимнего? " ставят палочку на ладонь. Как только поставят палочки, ведущий считает: " Раз, два, три, … десять" . Выигрывает тот, кто дольше продержал предмет. Ведущий может давать разные задания: играющие, удерживая палку, должны ходить, приседать, поворачиваться вправо, влево, вокруг себя. Воспитатель: В масленичную неделю каждый ее день имеет свое название, которое говорит о том, что в этот день полагается делать. Начинается Масленица в понедельник, который называется встреча. С понедельника начинали печь блины. У каждой хозяйки был свой рецепт, который она держала в строгом секрете от соседей. Праздник открывали дети. Они зазывали и приветствовали Масленицу: «Масленица, красная краса, русая коса! Приезжай ко мне в тесовый дом душою потешиться, умом повеселиться, речью насладиться. . . » После заклички ребята сбегали со снежных горок и радостно кричали: «Приехала Масленица! Приехала Масленица! » А еще в этот день дети обходили соседей, поздравляли с наступлением  Масленицы и просили угощение: Тин- тин- тинка, Подай блинка, Оладышка- прибавышка, Масляный кусок! Уж вы не скупитесь, Масляным кусочком поделитесь! Подайте широкой Масленице! Если хозяева подавали мало, дети их дразнили: Паршивые блины, по аршину длины! — и убегали. К первому дню праздника изготовляли из тряпок и соломы чучело Масленицы. Во вторник — заигрыши. С утра молодые люди катались на санках, ели блины. Звали родных и знакомых: «У нас горы готовы и блины испечены — просим жаловать». Больше всего любили катание с ледяных горок: кто не скатился с горки, тот обидел Масленицу. Среда — лакомки. В этот день зять приходил «к тёще на блины». Кроме зятя тёща приглашала и других гостей. Четверг назывался  разгуляем. Масленица набирала полную силу. В этот день гуляли с утра до вечера, плясали, водили хороводы, пели частушки. Чтобы помочь солнцу прогнать зиму, устраивали катание на лошадях «по солнышку»( по часовой стрелке вокруг деревни) . Но главным действом этого дня было взятие снежного городка. Из снега строили городок с башнями и воротами. Мальчишки делились на две группы: конники и пехота. Первая ватага атаковала город, а вторая защищала его. Пятница — тещины вечерки — была гостевым днем. В этот день зятья угощали своих тещ блинами. С почестями тещу и ее родню приглашали к обеду. Суббота — золовкины посиделки.   Молодые невестки приглашали в гости к себе золовок. Новобрачная невестка должна была подарить золовкам подарки. Последний день Масленицы — Прощеное Воскресенье. В последний день Масленицы сжигают соломенное чучело — символ зимы. Провожают зиму до следующего года. Все просят друг у друга прощения. Кланяются в ноги. А в ответ слышат знакомое: «Бог простит». Уходит Масленица, а вместе с ней и зима. Весна вступает в свои права. На санках вывозили соломенную куклу больших размеров. Это Зима. Её устанавливали в центре площади и прощались с ней шутками; песнями, танцами, ругая ее за морозы и зимний холод, и благодарили за веселые зимние забавы. Ты прощай, прощай, Наша Масленица. Ты прощай, прощай, Наша широкая. Ты пришла с добром, Со блинами, пирогами Да со оладьями. Мы катаемся с горы От зари и до зари, А сегодня, в воскресенье, Наше кончилось веселье. Прощай, прощай, Наша Масленица! После этого чучело поджигали под веселые возгласы и песни. А сейчас мы поиграем в русскую народную игру  «Гори, гори ясно» Игра «Гори, гори ясно» Вопросы к детям. Почему праздник назывался маслениц масленицей? Что готовили хозяйки? Почему пекли блины? Как по- другому называли праздник масленицу? Как люди праздновали этот праздник? ( Рассказ 2- 3 детей) . Знакомство с весенними закличками. Воспитатель:   Сейчас, ребята, послушайте, какие заклички кричали дети, обращаясь к солнышку: Красное, разожгись! С весной красною вернись! Красно- солнышко, В дорогу выезжай! Зимний холод прогоняй! Солнышко- колоколнышко, Ты пораньше взойди, Нас пораньше разбуди: Нам в поля бежать, Нам весну встречать! Обсудить смысл закличек. . Предложить детям несколько раз проговорить их, обращая внимание на интонацию речи, и правильное звукопроизношение. символ масленицы Блины- это главный символ Масленицы. Блин похож на солнышко, которое ждут после долгой зимы. Поэтому блинов пекли много и разных. Толстые, тонкие, с начинкой и без, с большим количеством масла. У каждой хозяйки были свои рецепты приготовления блинов. Всё это делалось для приглашения, «умасливания» солнца, отсюда произошло и название – «Масленица».                     Частушки на масленицу Широкорожая Масленица, Мы тобою хвалимся, На горах катаемся, Блинами объедаемся! * * * Ой, Масленица, протянися! Ты за дуб, за колоду зацепися! Ой, сказали – нашей Масленице Семь годков, А всего у Масленицы Семь деньков. Ой, Масленица- обманщица! Обманула, провела, Нагуляться не дала! * * * Ой, Масленица, протянись! За белую березу зацепись! Сказали: Масленице семь годков, А нашей Масленице семь деньков! Ой, Масленица, протянись! Ты за дуб, за колоду зацепись! Ой, сказали – нашей Масленице Семь годков, А всего у Масленицы семь деньков. Ой, Масленица- обманщица! Обманула, провела, Нагуляться не дала! Игры на масленицу «Заря» Дети встают в круг, руки держат за спиной, а одному из играющих- " заря" ходит сзади с лентой и говорит: Заря- зарница, Красная девица, По полю ходила, Ключи обронила, Ключи золотые, Ленты голубые, Кольца обвитые- За водой пошла! С последними словами водящий осторожно кладет ленту на плечо одному из играющих, который, заметив это, быстро берет ленту, и они оба бегут в разные стороны по кругу. Тот, кто останется без места, становится" зарей" . Игра повторяется. Бегущие не должны пересекать круг. Играющие не поворачиваются, пока водящий выбирает, кому на плечо положить ленту.   «Малечена- калечина» Играющие выбирают водящего. Каждый игрок берет в руки небольшую палочку( длиной 20- 30 см) . Все произносят такие слова: Малечена- калечина, Сколько часов Осталось до вечера, До зимнего? После слов" До зимнего? " ставят палочку на ладонь или любой палец руки. Как только поставят палочки, ведущий считает: " Раз, два, три, … десять" . Выигрывает тот, кто дольше продержал предмет. Ведущий может давать разные задания: играющие, удерживая палку, должны ходить, приседать, поворачиваться вправо, влево, вокруг себя.   «Почта» Игра начинается с переклички водящего с игроками: - Динь, динь, динь! - Кто там? - Почта! - Откуда? - Из города …- А что в городе делают? Водящий может сказать, что в городе танцуют, поют, прыгают. Все играющие должны делать то, что сказал водящий. А тот, кто плохо выполняет задание, отдает фант. Игра заканчивается, как только водящий наберет 5 фантов. Играющие, чьи фанты у водящего, должны их выкупить. Водящий придумывает для них интересные задания. Дети считают стихи, рассказывают смешные истории, вспоминают загадки, имитируют движения животных. Затем выбирают нового водящего и игра повторяется. Забавы на Масленицу Из истории: В день Масленицы делается" город" . На реке Нице или на слободской площади, где больше простору, складывают по круговой линии из снега, иногда изо льда, стены, в которых проделываются два столба. Сверх столбов кладется также из снега или льда дугообразная перекладина. Куски снега тщательно заливаются водою для того, чтобы крепче стояли. Предварительно же рыхлые столбы и перекладину с лицевой стороны украшают различными узорами больше всего посредством прикрепления к белому снегу по разным направлениям кусочков угля" . Вверху на воротах ставили вылепленные из снега фигуры людей, иногда птицы или зверя. Перед закатом солнца большое количество народа собиралось смотреть, кто и как будет" ломать город" . Как и во многих других случаях, развлечения молодежи, связанные со снежным городком, проходили на виду у всей общины, поведение участников подлежало непосредственному обсуждению. На верхней Оби молодежь делала городок иначе: несколько невысоких, со сводами наверху, толстых столбов снега, облитых водою, составляли лишь основание крепости. На своды настилали доски. На углах крепости ставили очень высокие столбы, обвитые соломой. По крепостному валу размещали снежные скульптуры. Игра и здесь проходила в" прощеный" день. К городку приходили все перед наступлением вечера. Начиналась атака конников и пеших под предводительством" генерала" . Самый эффектный момент наступал после взятия крепости: зажигали соломенные столбы, и высокие факелы пылали в наступивших сумерках, освещая причудливые очертания полуразрушенной крепости и отражаясь в ледяных поверхностях. «Перетягивание каната» Пусть на Масленицу оно будет не совсем традиционным. Подготовка- как в обычном перетягивании каната, но команды берутся за него, стоя спиной друг к другу.   «Снежный тир» В зимнем городке можно установить постоянные мишени для метания снежков. Лучше всего если это будут деревянные щиты размером 1x1 м с начерченными на них концентрическими окружностями диаметром 30, 60 и 90 см. Щиты можно установить на врытых в землю столбах, повесить на глухую стену или на забор. Наверное, стоит сделать и особую стенку тира, на которую можно ставить мишени, их ребята будут сбивать снежками.       Игра «Блины» Мы печем блины с утра, Чтобы их была ГОРА! Хлоп! Хватит всем друзьям, знакомым! Первый блин, конечно, комом. Хлоп! Будет пир у нас горой! Подгорел слегка второй. Хлоп! Тут за дело взялся папа – Третий блин скатился на пол. Хлоп! Брат решил испечь один – Разорвал четвертый блин. Хлоп! Бабушка взялась за пятый – Получился он помятый! Хлоп! А шестой пекла сестра – Ужинать пришла пора! Хлоп! Дедушка седьмой испёк – Сразу блин стащил щенок! Хлоп! Остальные делал я – Тесто кончилось, друзья! Хлоп! Ну, а мама прокричала: «Завтра всё начнем сначала! »          Песня на проводы масленицы Масленца – блиноеда, Масленца – жироеда, Масленца – обируха, Масленца – обмануха. Обманула, провела, Нам блинов не дала. Подайте оладушка Нам подмасленного Да поджаренного! А мы Масленицу провожали, Тяжко- важко по ней вздыхали: - Дорогая Масляна воротись, До красного лета протянись! Масляна, Масляна, Куда ты идешь? Потеряла лапочки – Не найдешь! Масленица- блиноеда Всему миру надоела, Обманула, провела, Годика не дожила. Стихи о Масленице Масленица Масленица, Масленица, Дай блинком полакомиться. Прогони от нас метели, Прокати на карусели. Растопи холодный лёд, Пусть весна скорей придёт! ( В. Степанов) Широкая масленица – сырная неделя!  Широкая Масленица – Сырная неделя! Ты пришла нарядная к нам Весну встречать. Печь блины и развлекаться будем всю неделю, Чтоб Зиму студёную из дому прогнать! Утро. . . ПОНЕДЕЛЬНИК. . . Наступает" ВСТРЕЧА" . Яркие салазки с горочек скользят. Целый день веселье. Наступает вечер. . . Накатавшись вволю, все блины едят. " ЗАИГРЫШ" беспечный – ВТОРНИКА отрада. Все гулять, резвиться вышли, как один! Игры и потехи, а за них – награда: Сдобный и румяный масленичный блин! Тут СРЕДА подходит –" ЛАКОМКОЙ" зовётся. Каждая хозяюшка колдует у печи. Кулебяки, сырники – всё им удаётся. Пироги и блинчики – всё на стол мечи! А в ЧЕТВЕРГ – раздольный" РАЗГУЛЯЙ" приходит. Ледяные крепости, снежные бои. . . Тройки с бубенцами на поля выходят. Парни ищут девушек – суженых своих. ПЯТНИЦА настала –" ВЕЧЕРА у ТЁЩИ" . . . Тёща приглашает зятя на блины! Есть с икрой и сёмгой, можно чуть попроще, Со сметаной, мёдом, с маслом ели мы. Близится СУББОТА –" ЗОЛОВКИ УГОЩЕНИЕ" . Вся родня встречается, водит хоровод. Праздник продолжается, общее веселье. Славно провожает Зимушку народ! ВОСКРЕСЕНЬЕ светлое быстро наступает. Облегчают душу все в" ПРОЩЁНЫЙ ДЕНЬ" . Чучело соломенное – Зимушку – сжигают, Нарядив в тулупчик, валенки, ремень. . . Пышные гуляния Ярмарка венчает. До свиданья, Масленица, приходи опять! Через год Красавицу снова повстречаем. Снова будем праздновать, блинами угощать! Масленица На столе калачи. И блины горячи. За окошком румяное солнышко. Раскраснелось оно, Словно выпить смогло Чаю пять самоваров до донышка. За окошком поёт о весне капель, О зиме уходящей поёт. Мне не хочется дома сидеть теперь: По деревне весна идёт. ( О. Акулова) Нынче Масленица с нами Веет в воздухе ВЕСНОЙ, В парк спешит народ честной, Да с утра, да семьями, В это воскресение! Всяк идёт, кому не лень: На Руси – особый день! На плечах я! У отца! Нынче – МАСЛЕНИЦА! Видят всё глаза мои: Вот концерт, А там бои. Звонкая да чистая – Песня голосистая То летит, то стелется, Про купца, про девицу! Больше нравится мне пляска – Это праздник, это сказка! Встала мама в хоровод – Лебедь белая плывёт… С папой мы удивлены: И ватрушки, и блины, С пылу с жару – их съедают, А они не исчезают! Пахнет солнцем и блинами – Нынче – МАСЛЕНИЦА С НАМИ! Станем чучело сжигать, Будем ЗИМУ провожать! ( Н. Капустюк) Нынче проводы зимы  Нынче радуемся мы — Нынче проводы зимы С пирогами да блинами, В шуме милой кутерьмы. С горки саночки летят, Очи девичьи горят, Песни, пляски и гулянья Уж который день подряд. Молодым искать не лень Нареченных целый день: Женихов — девчатам И невест — ребятам, А у тещи на блинах Зять довольно крякнул: — Ах! Съел, наверно, штук под сорок — То- то праздничный размах! Это — Масленица, Чудо — Масленица. Пробуждение земли  Скоро крылья распахнёт Сонная земля, Пробуждение придёт С криком журавля; Признаёт и сам февраль Перемену дней, Сквозь небесную вуаль, Солнечных коней Шлёт, как вестников Весна В серые дома: – Пробуждайтесь ото сна! – Говорит она. И в застуженных сердцах Тает мёртвый лёд. Мчится тройка в бубенцах – Масленицы ход… Радость – в каждый дом! Встанем утром рано, Напечём блинов С творогом, сметаной, С мёдом. Будь здоров! С маслом и вареньем, Вот Вам угощенье! Масленицу встретим. Чучело сожжём. Праздник мы отметим. Радость – в каждый дом! Яркий лучик солнца – Каждому в оконце! ( Н. Губская) Ожидание Масленицы Кот ходил, сидел, лежал, Долго масленицу ждал. Песни пел, шипел, сопел: «Не зима, а беспредел! » Под окошком батарею Он теплом кошачьим греет! И надеется, что – вот! Побыстрей весна придёт! ( А. Эйсмонт) Широкая Масленица  Широкая Масленица, Мы тобою хвалимся, На горах катаемся, Блинами объедаемся! Масленица, Масленица, Блинами попеканщица, Приходи раненько, Встретим хорошенько — Сыром, маслом и блином И румяным пирогом. Масленица — блиноеда Накормила до обеда. И сама — за плетень, На весь день, на весь день. Полизала сыр и масло, А сама потом погасла. Проводы зимы Нам везде надо успеть — И сплясать, и песню спеть! Съесть корзину пирогов! Да с три короба блинов! Мы в избу беленую Чисто подметем, Ой, тоску зеленую Мы не пустим в дом! Холод да метелицу Прочь прогоним мы. Эй, встречай с весельицем Проводы зимы! Ой да Масленица, погости недельку, Широкая на двор въезжает! А мы, девушки, ее встречаем, А мы, красные, ее состречаем! Ой да Масленица, погости недельку, Широкая, погости другую! Масленица Масленица! Масленица, Круглые бока! В небе солнце ластится — Знать весна близка. На тарелке блинчики Горкой у меня, Круглые, румяные — Солнышку родня! Подходите, деточки, Я вас накормлю, Молодые" веточки" , Очень всех люблю. Праздники славянские — Радость в каждый дом! С песнями и плясками Мы в весну войдем. . . ( Н. Обинякина ■) Масленичные задоринки  Масленица, угощай! Всем блиночков подавай! Чтобы блины горочкой, И все с икорочкой! Масленица – значит, живы, Раз гуляем – будем жить, И блинами объедаться, Веселиться и любить. С горочки пойдём кататься, Грусть- тоску прогоним прочь, Будем с зимушкой прощаться, Ей уже нельзя помочь! Пусть горит костром в полнеба Из соломы голова, Побросай в огонь скорее От любви былой дрова. Удалою пляской русской Под гармошку закружись. . . С Масленицей расстаёмся! Где ты там весна? Проснись!   Детям нравятся блины. . . Детям нравятся блины. До чего блины вкусны! Все на свете влюблены В аппетитные блины! ! Со сметанкой и с икрой! Поскорее – стол накрой! С джемом, с медом и с вареньем, Со" сгущенкой" – объеденье! ! С мясом, с маслицем, с грибами, С фруктами и овощами. . . С творожком или с капустой, С пудрой сахарною, вкусно! . . Я зову к себе гостей, Моих маленьких друзей, Налетайте, на блины! . . Ой, штанишки нам тесны. . . ( Т. Юдина) Ода блинам! Масленица блинная, Сытная, старинная, С самоваром, с огоньком, Солнцем, снегом, ветерком. . . Сказано немало слов, Напеку скорей блинов, Чтобы под конец зимы Всласть весну встречали мы! Тесто быстро замешу, Всё что надо положу, Сковородку раскалю, Блин половничком налью. Зашипит на масле тесто, В сковородке ему тесно, Ловко блин переверну, На рисунок посмотрю. Первый блин похож на солнце, В нём узор лучами рвётся. . . Блин второй готов багряный, Словно яблочко румяный! Русская народная песня «Блины»   Как на Масляной неделе Мы блиночков захотели! Ой, блины, блины, блины, Вы, блиночки мои! Наша старшая сестрица Печь блины- то мастерица. Ой, блины, блины, блины, Вы, блиночки мои! На поднос она кладёт И сама на стол несёт. Ой, блины, блины, блины, Вы, блиночки мои! «Гости, будьте же здоровы, Вот блины мои готовы». Ой, блины, блины, блины, Вы, блиночки мои! Загадки Праздник этот знаем мы – Время проводов зимы. Люди в эти дни должны Веселиться, печь блины. ( Масленица. ) Пред постом – народные гулянья, Мясоед, веселье и блины. И с зимою лютою прощанье По заветам доброй старины. ( Масленица. )   Упало солнышко в снега, Влилась молочная река, Плывут в горячую страну Там делать в дырочках луну. ( Блины. ) Для любимой бабушки Испеку оладушки. Так румяны и вкусны Эти пышные. . . ( Блины. ) Ой, ты Лакомка- Среда! Масляна сковорода! Как повелось со старины – Едем к…! ( Тёще на блины) Масленица – объеденье! Напечем блины с утра. К ним – сметана и варенье И, конечно же, …! ( Икра) И с икрой, и со сметаной – Всякие они вкусны! Ноздреваты и румяны – Наши солнышки –…( Блины) В масленично воскресенье Все старался старый Тит Попросить у всех прощенья И ответить: …( «Бог простит! ») Пословицы о Масленице ◘ Не житье- бытье, а Масленица. ◘ Масленица семь дней гуляет. ◘ Боится Масленица горькой редьки да пареной репы( т. е. поста) . ◘ Масленица идет, блин да мед несет. ◘ Блинцы, блинчики, блины, как колеса у Весны. ◘ Маслина не на век дается. ◘ Масленица без блинов, именины без пирогов не бывают. ◘ Масленица объедуха, деньгам приберуха. ◘ Мы думали, масленица семь недель, а она только семь денечков. ◘ Чтоб вам извозиться по локти, а наесться по горло. ◘ Как на масляной неделе в потолок блины летели. ◘ Без блина не масляна. ◘ Хоть с себя все заложить, а масленицу проводить. ◘ Блин не сноп – на вилы не наколешь. ◘ Ищет где сорок лет масленица и по три года мелкие праздники. ◘ Блин не клин, брюха не расколет. ◘ И самый хладнокровный человек любит горячие блины. ◘ Блины и поцелуи счета не любят. Поговорки про Масленицу Без блина не масляна Блин не клин, брюха не расколет Блин не сноп – на вилы не наколешь Блинцы, блинчики, блины, как колеса у Весны Блины и поцелуи счета не любят Боится Масленица горькой редьки да пареной репы Выпили пиво об Масленице, а похмелье ломало после Радуницы( Радуница или родительский день отмечается через 9 дней после Пасхи) Душа моя масленица, перепелиные твои косточки, бумажное твое тело, И самый хладнокровный человек любит горячие блины Ищет где сорок лет масленица и по три года мелкие праздники Как на масляной неделе в потолок блины летели Маслена не на век дается Масленица без блинов, именины без пирогов не бывают Масленица идет, блин да мед несет Масленица объедуха, деньгам приберуха Масленица семикова племянница Масленница семь дней гуляет Мы думали, масленица семь недель, а она только семь денечков На Масленой повеселись, да блинком угостись На а горах покататься, в блинах поваляться. Не все коту Масленица, бывает и Великий пост Не житье- бытье, а Масленица Отдадим почтенье на сырной в воскресенье Пируй и гуляй, баба, на Масленице, а про пост вспоминай без маслица Тридцати братьев сестра, сорока бабушек внучка, трех матерей дочка Масляна Хоть с себя все заложить, а масленицу проводить Чтоб вам извозиться по локти, а наесться по горло сахарные уста, сладкая речь, красная краса, руса коса, тридцати братьев сестра, сорока бабушек внучка, трех матерей дочка, ясочка, ты же моя перепелочка. Масленица в картинах известных художников Для того чтобы лучше представить как праздновалась Масленица я предлагаю посмотреть подборку картин известных картин на тему Масленичных гуляний. В. И Суриков" Взятие снежного города" Суриков изобразил старинную казачью игру, издавна устраиваемую в Сибири на Масленицу. Питер Брейгель" Битва Масленицы и Поста" ( 1559) В последний день карнавала в нидерландских городах и сёлах устраивалась шуточная битва Масленицы и Великого Поста. К уличному представлению готовились заранее, шили костюмы, устраивали репетиции, готовили угощение. На картине в центре площади разгорается шуточная битва между свитой Масленицы и поклонниками Поста. Масленица, пузатый толстяк в колпаке, восседает на большой бочке из- под вина. Он держит перед собой вертел с нанизанными на него свиной головой и курицей. Воплощение Поста — худощавый человек в балахоне. Он протягивает по направлению к Масленице свое оружие — лопату на длинном черенке, на которой сиротливо лежат две селёдки. Борис Кустодиев" Масленица" ( 1919) В промежуток между 1916 и 1920 гг. Кустодиев несколько раз обращался к теме масленицы. Борис Кустодиев" Зима" 1916 г. Вариант картины" Масленица" Борис Кустодиев" Масленица" 1919 г. Показанная здесь" Масленица" очень характерна для творчества Кустодиева. Созданная в 1919 году, во время гражданской войны, голода, разрухи, картина проникнута верой в бессмертие России, ее народа, праздников, истории. В ней художник переносит зрителей в мир света, радости, достатка, где люди довольны жизнью: по улицам, ныряя на спусках, проносятся нарядные тройки и легкие санки, под солнцем сверкает иней и гирлянды разноцветных шаров, вьются цветные флажки на каруселях и балаганах. Где этот праздник, в каком городе России- неизвестно. Да это и не важно. Это образ России, каким его видел великий художник. Знак А. М. " Проводы зимы в старом Красноярске" 1996 г. Семен Кожин" Масленица. Проводы. " Россия 17 век Валерий Сыров" Масленица" 1998- 1999 гг. Анна Черкашина" Масленица" 2002 г. Н. Фетисов" Широкая Масленица" 1990 г. Символы Масленицы Издавна Масленицу считали самым веселым и разгульным славянским праздником. Сегодня мы не так  привязаны к земледельческому циклу, как наши предки, поэтому сейчас Масленица для нас- это хороший повод повеселиться. До христианства Масленица отмечалась в дни весеннего равноденствия. Сейчас этот праздник справляют на неделе, предшествующей Великому Посту. На Руси в эти дни устраивались гулянья, игры, конкурсы.   В каждом доме пеклись блины. Ходили в гости  друг к другу, угощались, веселились.       Символы масленицы     Символ Масленицы- Блины Блины- это главный символ Масленицы. Блин похож на солнышко, которое ждут после долгой зимы. Поэтому блинов пекли много и разных. Толстые, тонкие, с начинкой и без, с большим количеством масла. У каждой хозяйки были свои рецепты приготовления блинов. Всё это делалось для приглашения, «умасливания» солнца, отсюда произошло и название – «Масленица». Символ Масленицы- Медведь Медведь- тоже является символом  Масленицы. На масленицу обязательно наряжали человека в медвежью шубу или вывороченный наизнанку тулуп. Ряженый плясал, подражая движениям просыпающегося медведя, а вокруг него водили хоровод, желая разбудить спящего медведя. Потом это переходило в игру, Медведь старался поймать кого- нибудь из хоровода.   Особенно такая забава- игра нравится детям, года можно повизжать и побегать.  Символ Масленицы- Чучело из соломы Ещё один символ масленицы- Чучело- Марена. Вернее это символ зимы. Персонаж, воплощающий уходящую  зиму и смерть.   Марену встречали с торжественными песнями в самом начале праздника и провожали в конце. Для проводов мастерили  чучело  из соломы, обряженное в женскую одежду, иногда с блином, или сковородой в руках;   Чучело носили по улице с песнями и хороводами. А в конце праздника провожая зиму, сжигали чучело  на костре, разводившимся на возвышенности. В христианской традиции  смысл Масленичной седмицы – это примирение с ближними, прощение обид, подготовка к Великому посту – время, которое нужно посвятить доброму общению с ближними, родными, друзьями. Масленица- это семейный праздник! Постарайтесь на неделе создать Праздничную  атмосферу в семье. С мамами пеките блины, чтобы дома пахло Масленицей. Делайте с родителями поделки, чтобы быть ближе друг к другу. Обязательно смастерите чучело.   А  Прощеное воскресенье с песнями и играми проведите со своими близкими. Рисунок «Масленица» Рисунок «Масленица». Детям постарше можно предложить выразить свои впечатления о празднике в композиции, где будет белый снег, уже теплое солнце, пока еще голые деревья, а также – нарядное чучело Масленицы. Возможно, ребенку захочется изобразить костер, на котором сжигается чучело. Совет: Попробуйте создать групповое панно, в котором каждый ребенок сможет рассказать о своем видении праздника. Для этого Вам понадобится лист ватмана, на котором изображены небо и солнце. В центре листа нужно изобразить чучело Масленицы. ( или прикрепить поделку чучела) . Попросите детей вспомнить, что они видели на празднике, что они делали сами. Пусть каждый изобразит сам себя( на отдельных листах бумаги форматом в половину листа А4) за тем занятием, которое ему запомнилось и больше всего понравилось. Когда работы завершены, их нужно вырезать и разместить на общем полотне. Можно расположить все фигуры в виде хоровода вокруг чучела.                    Аппликация «Солнышко» из ладошек Круглое улыбчивое солнышко – это символ Масленицы. Мы предлагаем Вам украсить помещение красивой и яркой аппликацией «Солнышко» из ладошек. Сделать такую поделку очень легко, процесс будет интереснее и увлекательнее, если работать под музыку, обсуждать смысл поделки. Вам понадобятся: Одноразовая бумажная тарелка, цветная бумага( желтая, оранжевая, красная) , желтые, оранжевые краски, клей, карандаши, ножницы. Шаг 1. Подготовьте основу будущей поделки. Раскрасьте тарелку в желтый цвет. Нарисуйте на ней глаза и нос. Не рисуйте рот. Обратитесь к детям: «Весеннее солнышко очень хочет согреть все на земле своими лучами, но у него пока не хватает сил. Посмотрите, у него даже лучиков нет. Давайте поможем солнышку! Поможем ему – отдадим ему часть тепла наших рук». Детские руки на бумаге Детям показывается, как можно обвести ладошку, чтобы отпечаток был похож на лучи солнца. Шаг 2. Дети обводят свои ладони, вырезают отпечатки. Шаг 3. Взрослый приклеивает лучики к солнышку. Необходимо обратить внимание детей на то, что солнышко стало намного счастливее. Для этого нужно дорисовать улыбку. Закончите занятие подвижной игрой( например, станцуйте с детьми хоровод под потешки и частушки) . Апликация «Чучело»   Цель: Задачи: Материал: Наглядный материал: Ход занятия: Ребята какой символ используют на прощеное воскресение?  ( чучело) .   Скажите для чего делают  чучело? ( ответ детей) .   Домашним оберегом считается маленькое чучело Масленицы, которое можно изготовить своими руками.  Чучело Масленицы нужно повесить перед входом в дом, чтобы она собирала все плохое, накопившееся в доме. А в прощеное воскресенье нужно эту Масленицу сжечь, послушайте историю про масленицу: Давным  давно это было. Зима лютовала гуляла по степям, дула студёными ветрами, холодила жгучими морозами. Людям стало горько от этого, соскучились они по красну солнышку, жаркому лету. Пошли как то охотники в лес да увидели там под кусточком маленькую девочку- внучку Зимы и Мороза и позвали её в деревню: " Приходи к нам, порадуй народ, пусть сердца их оттают" . Подумала девчушка да и согласилась. Нарядилась она бабой, щёки разрумянила, волосы растрепала, надела цветастый плат, яркий сарафан да так и пришла в деревню. Увидев её, люди рассмеялись, стали петь да плясать. Зима, увидев такое веселье, сдалась и уступила свои права весне. Весной год начинается новым, а чтобы он начился надо зимой избавиться от  всего плохого для этого жгут чучело. Поэтому мы сейчас сделаем наше  красивое чучело. Для чучела нам понадобятся: - две деревянные палочки  ( можно взять очень плотный картон и из него вырезать  палочки) - скрепить крест  стиплером- толстая веревка- бумага( можно старые газеты, журналы) ; - старая одежда; - яркий платок; - крупный бисер для бус- фломастеры Возьмите две деревянные палки разного размера и скрепите их между собой крест- накрест. Короткая часть палки будет руками, длинная — туловищем. Обвяжите чучело старыми газетами( их можно прикручивать к палкам веревкой) . С помощью старой одежды — футболок, тряпок, формируем туловище и голову чучела, прикрепляя их к палкам. На каркас головы можно надеть старый чулок, желательно светлый или белый лоскут, так как на нем мы будем рисовать лицо. На голову чучела повяжите яркий платок, нарисуйте  глаза, нос и рот, сделайте из крупного бисера бусы. Нарядите чучело в старые тряпки. Сделайте ей яркую юбку, кофту, пояс. Из тряпок можно заплести косы. Теперь у вас получились самые яркие  чучелы.   КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ НА ТЕМУ: " МАСЛЕНИЦА" В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ Цели и задачи:   1. Познакомить с праздником Масленицей.   2. Расширить знания и представления детей о русских народных праздниках.   3. Развивать слуховое внимание, логическое мышление.   4. Активизировать активный словарь.   5. Совершенствовать умение ориентироваться во времени.   6. Развивать пальчиковую моторику, координацию речи с движением, темп и ритм речи, творческое воображение.   7. Приобщать детей к русской истории.   8. Учить уважительному отношению к истокам русской культуры.   ХОД ЗАНЯТИЯ:   Воспитатель: Ребята! Отгадайте загадку!   Всю неделю отдыхают,   Всех блинами угощают!   Холод, зиму провожают,   А весну с теплом встречают!   Воспитатель: Ребята, как вы думаете, о каком празднике говорится в этой загадке?   Воспитатель: Правильно, этот праздник называется Масленица, и сегодня мы с вами поговорим об этом празднике, о масленице, об обрядах, да обычаях с которыми встречали этот праздник.   Воспитатель: Масленица – один из самых радостных и светлых праздников. Масленица- это праздник издревле любимейший на Руси. Длится Масленица целую неделю, и все это время хозяйки пекут блины и оладьи, которые так напоминают солнце, приглашают гостей и потчуют их. В старину на Руси в Масленицу славили языческого бога солнца Ярилу, и этот праздник знаменовал собой приход весны и тепла.   Воспитатель: Ребята, а вы знаете что же является символом весны, солнца в этом празднике? Нет? Тогда отгадайте!   Желтый, круглый, ароматный  И на вкус такой приятный  И с вареньем, и с медком,   Со сгущенным молочком!   Воспитатель: Молодцы! Это блины! Яркие, румяные, ароматные!   Воспитатель: Масленица всегда была шумной, весёлой с песнями и играми. Всю неделю на Масленицу веселились, катались с горки, водили хороводы, угощались блинами. Самое главное- это блины! Блин- символ солнца. Такой же круглый и горячий. С пылу с жару подаются они на стол. На Масленицу катаются на расписных санях, с огромных ледяных гор, на гигантских каруселях! Распевают задорные частушки и прибаутки. Шуты и скоморохи насмешат до слез в уличных балаганах и театрах. Вот какая она, русская Масленица! Давайте и мы с вами поиграем!   Подвижная игра: «Весна, весна красная»  Весна, весна красная водят хоровод  Приди весна с радостью  С радостью, с радостью,   С великой милостью!   Со льном высоким останавливаются, руки  поднимают вверх, встают на  носочки  С корнем глубоким приседают, руки опускают вниз  С хлебами обильными! Бегут по кругу, взявшись за руки  Воспитатель: Каждый день Масленицы имеет свое название и обряды. Давайте, вспомним, какой день начинает неделю? ( Понедельник) Поиграем в игру «Что за чем, и перед чем? »  Игра: «Что за чем, и перед чем? »  Воспитатель: Какой день наступает после понедельника? ( Вторник)   Что следует после вторника, среды, четверга? Какие дни недели мы называем выходными? Догадайтесь, какой день недели я загадаю. Он наступает после вторника и перед четвергом? ( среда) . А какой день недели наступает перед пятницей? ( четверг) и т. д.   Молодцы, вспомнили все дни недели, а теперь посмотрим, чем занимались каждый день на масленичной неделе!   Понедельник — Встреча.   Масленица начинается в понедельник, который называется встреча. В этот день встречают Масленицу, строят снежные горы. Делали куклу –чучело — Масленицу, наряжали ее, усаживали в сани и везли на горку. Встречали ее песнями. Первыми были дети. Начиная с этого дня, дети каждый день катались с гор.   Вторник — Заигрыш.   Дети и взрослые ходили от дома к дому, поздравляли с Масленицей и выпрашивали блины. Все ходили друг к другу в гости, пели песни, шутили. В этот день начинались игрища и потехи, устраивались девичьи качели, поездки на лошадях. , строили снеж- ные и ледяные крепости, скоморохи пели свои частушки.   Среда — Лакомка.   Начинали кататься с гор взрослые. С этого дня по деревне катались на тройке с бубенцами. Родственники навещали друг друга семьями, ходили в гости с детьми, лакомились блинами и другими масленичными яствами. В этот день зятья- папы- приходят на блины к тещам- маминым мамам, нашим бабушкам. Логопед: Давайте мы с вами превратимся в веселых пекарей, тоже напечем блинов да пирогов к масленице! А вот что нам надо для работы попробуйте отгадать!   Дети отгадывают загадки:   Что на сковородку наливают  Да вчетверо сгибают? ( блины)   Отгадать легко и быстро:   Мягкий, пышный и душистый,   Он и чёрный, он и белый,   А бывает подгорелый( Хлеб)   В печь сперва его сажают,   А как выйдет он оттуда,   То кладут его на блюдо.   Ну, теперь зови ребят!   По кусочку все съедят. ( Пирог)   Кольцо не простое,   Кольцо золотое,   Блестящее, хрустящее,   Всем на загляденье.   Ну и объеденье! ( Бублик)   Из меня пекут ватрушки,   И оладьи, и блины.   Если делаете тесто,   Положить меня должны. ( Мука)   Ты не клюй меня, дружок, голосистый петушок.   В землю теплую уйду, к солнцу колосом взойду.   В нем тогда, таких как я, будет целая семья. ( Зерно)   Я пузырюсь и пыхчу,   Жить в квашне я не хочу,   Надоела мне квашня,   Посадите в печь меня. ( Тесто)   Наша толстая Федора  Наедается не скоро.   А зато когда сыта,   От Федоры – теплота. ( Печь)  " Вырос в поле дом.   Полон дом зерном.   Стены позолочены.   Ставни заколочены.   Ходит дом ходуном  На столбе золотом" ( Колос)   Воспитатель: Молодцы! Умеете отгадывать загадки! А какой день недели следует за средой? ( Четверг)   Четверг — широкий, Разгуляй- Четверток.   В этот день было больше всего развлечений, самый веселый день, гуляли с утра до вечера. Устраивали конские бега, кулачные бои и борьбу. Строили снежный городок и брали его боем. Катались на конях по деревне. Ряженые веселили народ. Все угощались блинами. Возили чучело на колесе, пели частушки, плясали, водили хороводы. В этот день начинали колядовать.   Воспитатель: Давайте и мы с вами поиграем в снежки!   Подвижная игра «Снежок»  Раз, два, три, четыре, загибают пальчики  Мы с тобой снежок слепили лепят снежок  Круглый, крепкий, очень гладкий показывают руками круг,   сжимают руки, гладят ладошки  И совсем, совсем не сладкий! грозят указательным пальцем  Раз – подбросим, подбрасываем воображаемый  Снежок  Два – поймаем, «ловят» снежок  Три – уроним «роняют» снежок  И сломаем! топчут снежок ногами.   Пятница — Тещины вечерки.   На тещины вечерки зятья( наши папы) угощали своих тещ( наших бабаушек) блинами. А девушки в полдень выносили блины в миске на голове и шли к горке. Тот парень, которому девушка понравилась, торопился отведать блинка, чтобы узнать: добрая ли хозяйка из нее выйдет.   Суббота — Золовкины посиделки.   В этот день молодожены приглашали к себе в гости родных и потчевали их угощением. Велись разговоры о житье- бытье, мирились, если до этого в ссоре находились. Вспоминали и умерших родственников, говорили о них хорошие и добрые слова. Невестка дарит золовкам( сестрам мужа) подарки. В этот день сжигают чучело Масленицы и окончательно прощаются с зимой. Пепел развеивают по полю, чтобы был хороший урожай. Логопед: Давайте немного поиграем, у нас ведь Масленица!   Игра с мячом: «Назови ласково»  Воспитатель: Я произношу разные слова, назовите эти предметы ласково. ( блин – блинок, блинчик; пирог – пирожок, крендель – кренделек, мёд – медок и т. д)   Воскресенье — прощенный день или проводы.   Это были проводы Масленицы. В поле или на ледяных горках разводили костры, чтобы лед растопить, холод уничтожить, и сжигали куклу с песнями. Пепел раз- брасывали по полю, чтобы на следующий год собрать богатый урожай. В прощенное воскресенье ходили друг к другу мириться и просили прощения, если обидели раньше. Говорили: " Прости меня, пожалуйста" . " Бог тебя простит" , — отвечали на это. Потом целовались и не вспоминали об обидах. Но если даже не было ссор и обид, все равно говорили: " Прости меня" . Даже когда встречали незнакомого человека, просили у него прощения. Так заканчивалась Масленица.   Воспитатель: Вот так проходила Масленица на Руси! Вам понравилось? Что нового вы узнали?

Оставить комментарий: