a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Конспект образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста на тему «Красота из Жостово".».

Автор: Чемукова Дина Самвеловна Опубликовано: 2022-05-15 21:01:01

Документы для скачивания

Конспект образовательной деятельности по художественно- эстетическому развитию для детей старшего дошкольного возраста «Красота из Жостово ». Задачи: - познакомить с искусством изготовления жостовских подносов; - формировать элементарные представления об особенностях жостовской росписи; - закреплять знание цветов, оттенков цвета; - создать условия для самостоятельной творческой деятельности по мотивам жостовской росписи; - способствовать активизации и обогащению словаря; - развивать память, внимание, логическое мышление. Материалы, оборудование: - презентация воспитателя о жостовских подносах; - разрезные картинки для игры «Найди вторую половинку подноса»; - карточки с изображением полевых и садовых цветов для игры «Собери букет»; - ноутбук, планшет и т. п. для просмотра видеоролика; - любой жостовский поднос( или крупное изображение подноса, желательно в формате А3) ; - материалы для самостоятельной творческой деятельности детей. Предварительная работа: - беседа о садовых и полевых цветах; экспериментирование со смешиванием красок в процессе изобразительной деятельности. Ход образовательной деятельности. 1. Организационный момент. Воспитатель демонстрирует детям 2- 3 любых подноса( пластиковые, стеклянные, деревянные) и уточняет функциональное назначение этого предмета домашней утвари. Далее воспитатель показывает детям жостовский поднос и предлагает назвать его отличительные особенности. На этом этапе целесообразно обратить внимание детей на материал, из которого изготовлен поднос( металл) , на яркий рисунок в виде букета и на лакированную поверхность подноса, которая позволяет сохранить рисунок. - А сейчас я предлагаю вам отправиться на родину этого п редмета и узнать, как же изготавливаются такие подносы. 2. Презентация « Жостовские подносы». Слайд 1. Неподалёку от Москвы, в Мытищенском районе Московской области есть деревенька Жостово. Почти 200 лет назад, с 1825 года, возник в этой деревне замечательный русский народный промысел. Тогда появилось здесь производство лакированных предметов из металла, таких как шкатулки, поддоны, сухарниц, подносов. Слайд 2. Спустя некоторое время подносы начали украшать декоративной росписью, и с тех пор они постепенно стали известны во всей России. По названию деревни подносы стали называться жостовскими. Слайд 3. Изготовление подноса начинается с создания металлической формы, которую мастер вырезает ножницами, а потом делает борта подноса помощью молоточка. ВВ В настоящее время эти формы уже делают и механическим путём. После ковки металлическая заготовка обезжиривается, шпатлюется и тщательно шлифуется, после чего приобретает исключительно ровную поверхность. Обязательный этап – нанесение грунта по металлу. После этого заготовка покрываются двумя слоями черной эмали. Каждый слой грунта и эмали тщательно просушивается и шлифуется. Подносы разнообразны по форме – и круглые, и овальные, и восьмиугольные, и квадратные и даже «гитарные». Слайд 4. Но самое главное в любом жостовском подносе – это яркая роспись в виде букета, чаще всего на чёрном фоне, хотя встречается фон и других цветов. Роспись делают масляными красками с помощью мягких беличьих кистей разной толщины, самые тонкие толщиной с иголку. Слайд 5. Роспись подноса делается в несколько этапов, и у каждого своё название. Роспись на жостовских подносах многослойная. Первый слой- « замалевка »- приурочивают к концу рабочего дня. Разбелен н ой краской раскидывают пятна цветов, листья и бутоны в затейливые композиционные решения. . Далее сушка. После сушки художники начинают второй этап росписи – « тенежка ». Это нанесение «прозрачной»( лессировочной) краской темных частей цветов и листьев. Третий этап- «прокладка». Плотной, непрозрачной краской выделяют светлые места, кое- где появляются детали и формы цветов, лепестков, бутонов, листьев. Следом идет « бликовка ». У каждого мастера она своя: широкая и мягкая, мелкая и дробная. « Чертежкой » жостовцы называют прочерчивание светлых контуров краев цветов, лепестков, бутонов, листьев. Сделать « семенца »- значит написать пестики- тычинки в цветах и бутонах. И наконец «привязка». Легкая ажурная травка, которая заполняет пустоты между цветами и листьями, и как бы связывает воедино всю композицию. У одних художников привязка обильна, у других – совсем малость. Одни делают ее яркой, другие вписывают в фон подноса. Роспись закончена. Слайд 6. Жостовские букеты- это яркая и гармоничная цветочная композиция, которая поражает многообразием цветов и оттенков цвета. Композиция на подносе всегда строится так: в центре крупный бутон, по бокам мелкоцветье. Самый любимый жостовский цветок это роза. У жостовцев они всегда яркие, крупные, сочные, пышные, действительно похожи на кочан капусты. Цветок яблони – тоже жостовский, любимый. Роза и другие крупные цветы: маки, тюльпаны, георгины, астры, шиповник- наводятся всегда в центре подноса. Цветочки помельче: колокольчики, ландыши, фиалки, незабудки, ромашки, васильки, анютины глазки- вырисовываются по бокам.   3. Игра- разминка «Назови цвет». - Ребята, посмотрите, как много разных цветов и оттенков цвета использует художник в росписи только одного подноса. Давайте немного отдохнём и вспомним названия цветов, которые мы знаем. Воспитатель выстраивает детей в круг и поочерёдно перебрасывает мяч детям. Дети, возвращая мяч, называют любой цвет или оттенок цвета. Также педагог может предложить назвать цвета, с помощью которых расписан поднос на экране или поднос, который демонстрировался вначале. 4. Дидактическая игра «Найди вторую половинку подноса». - Так много красок нужно мастеру, чтобы нарисовать яркий букет, но всё же каждый поднос неповторим, и нигде мы не встретим двух одинаковых подносов. На каждом подносе уникальное сочетание цветов, красок. Давайте проверим это с помощью игры «Найди вторую половинку». Воспитатель раздаёт детям картинки с изображением половинки подноса( рубашкой вверх) . По сигналу дети должны найти того, у кого вторая половинка картинки. Во втором варианте игры воспитатель может разделить детей на 2 команды и дать по комплекту разрезных картинок на каждый стол. Выигрывает команда, которая быстрее соберёт все картинки с подносами. 5. Просмотр видеофрагмента с показом рисования цветка на жостовском подносе. - А сейчас мы с вами увидим, как у мастера получается такой яркий, словно живой, цветок. ( Воспитатель может использовать любой видеофрагмент по своему усмотрению, в котором будут прослеживаться традиционные этапы – замалёвок, тенёжка, прокладка, бликовка, чертёжка) . По окончании просмотра воспитатель ещё раз акцентирует внимание детей на том, что сначала наносится основной цвет, затем более тёмный, а далее светлыми оттенками цветы и листья оживляются, а тонкие штрихи и линии( стебельки, травинки) завершают композицию. 6. Подвижная игра «Собери букет». - Какие цветы изображают на подносах жостовские мастера? ( Дети могут назвать розы, пионы, маки, георгины, васильки, ромашки, астры, шиповник и др. ) . - Мы с вами знаем, что некоторые цветы растут в саду, мы сажаем их, а некоторые вырастают сами в поле, на лугу. Сейчас мы с вами попробуем собрать два букета. Первая команда соберёт букет луговых цветов, а вторая букет садовых цветов. Дети по очереди подбегают к столу с картинками с изображениями цветов, берут нужный цветок, выставляют картинку на одном из двух мольбертов. В конце каждая команда проверяет другую на правильность выполнения задания. 7. Самостоятельная творческая деятельность. - Сегодня мы попробуем с вами нарисовать свой вариант жостовского букета. Постараемся раскрасить цветы и листья так, как это делают настоящие жостовские мастера. ( Поскольку дошкольникам трудно будет самостоятельно создать цветочную композицию, целесообразно будет использовать готовые раскраски с вариантами жостовских подносов, сделав основной акцент именно на использовании сочетания цветов и оттенков цвета в изображении. Для этого воспитатель может рекомендовать детям использовать такие сочетания, как синий+ голубой+ белый, красный+ розовый+ белый, оранжевый или тёмно- жёлтый+ светло- жёлтый+ белый, тёмно- зелёный+ травянисто- зелёный+ жёлтый или белый для листьев и др. Также дети могут раскрасить фон тёмным цветом и украсить края подноса орнаментом золотой или серебряной краской) . 8. Рефлексия, обсуждение получившихся рисунков. В конце занятия выставка рисунков « Жостовские подносы».

Оставить комментарий:

Предыдущие материалы
Следующие материалы