a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ДОУ Тема : Требования к развивающей предметно-пространственной среде ДОУ (ФГОС)

Автор: Есенакаева Алиме Джангереевна Опубликовано: 2022-05-18 13:33:57

Документы для скачивания

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ДОУ Тема: Требования к развивающей предметно- пр остранственной среде ДОУ( ФГОС) Подготовила воспитатель Есенакаева А Д. Английский писатель Оскар Уайльд сказал, что «Лучший способ сделать детей хорошими- это сделать их счастливыми…» А у нас все дети хорошие! И создавая благоприятную среду развития для наших детей, мы хотим видеть их еще и такими: овладевшими основными культурными способами деятельности, обладающих установкой положительного отношения к миру, развитым воображением, умеющих выражать свои мысли, любознательных, выносливых и физически развитых, а главное счастливыми! Развивающая предметно- пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства группы, участка и материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития. Развивающая предметно- пространственная среда группы, участка должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых( в том числе детей разного возраста) , во всей группе и в малых группах, двигательной активности детей, а также возможности для уединения. Развивающая предметно- пространственная среда ( дошкольной группы, участка) должна обеспечивать: ? реализацию различных образовательных программ, используемых в образовательном процессе; ? в случае организации инклюзивного образования необходимые для него условия; ? учёт национально- культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс. Развивающая предметно- пространственная среда    группы должна быть содержательно насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. 1.   Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы. Образовательное пространство группы, участка должно быть оснащено средствами обучения( в том числе техническими) , соответствующими материалами, в том числе расходными, игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарём( в соответствии со спецификой Программы) . Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря( в здании и на участке) должны обеспечивать: ? игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами( в том числе с песком и водой) ; ? двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях; ? эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно- пространственным окружением; ? возможность самовыражения детей. 2.   Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно- пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей. 3. Полифункциональность материалов предполагает: ? возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т. д. ; ? наличие в группе полифункциональных( не обладающих жёстко закреплённым способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности, в том числе в качестве предметов- заместителей в детской игре. 4.   Вариативность среды предполагает: ? наличие в группе различных пространств( для игры, конструирования, уединения и пр. ) , а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей; ? периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей. 5.   Доступность среды предполагает: ? доступность для воспитанников, в том числе детей с ОВЗ и детей- инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательный процесс; ? свободный доступ воспитанников, в том числе детей с ОВЗ и детей- инвалидов, посещающих группу, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности. 6.   Безопасность предметно- пространственной среды предполагает соответствие всех её элементов требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования. Организация развивающей предметно- пространственной среды в группах детского сада Вопрос организации предметно- развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта( ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. В соответствии с ФГОС программа должна строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей и в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. Решение программных образовательных задач предусматривается не только в совместной деятельности взрослого и детей, но и в самостоятельной деятельности детей, а также при проведении режимных моментов. Как известно, основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра. Именно поэтому педагоги- практики испытывают повышенный интерес к обновлению предметно- развивающей среды ДОУ. Понятие предметно- развивающая среда определяется как «система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития»( С. Л. Новоселова) . Выдающийся философ и педагог Жан Жак Руссо одним из первых предложил рассматривать среду как условие оптимального саморазвития личности. СелестенФрене считал, что благодаря ей ребенок сам может развивать свои индивидуальные способности и возможности. Роль взрослого заключается в правильном моделировании такой среды, которая способствует максимальному развитию личности ребенка. Современные ученые и педагоги – Короткова, Михайленко и другие – считают, что при этом насыщение окружающего ребенка пространства должно претерпевать изменения в соответствии с развитием потребностей и интересов детей младшего и старшего дошкольного возраста. В такой среде возможно одновременное включение в активную коммуникативно- речевую и познавательно- творческую деятельность, как отдельных воспитанников, так и всех детей группы. Создавая предметно- развивающую среду необходимо помнить: 1. Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка. 2. Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка. 3. Форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей. 4. Элементы декора должны быть легко сменяемыми. 5. В каждой группе необходимо предусмотреть место для детской экспериментальной деятельности. 6. Организуя предметную среду в групповом помещении необходимо учитывать закономерности психического развития, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и ре чевого развития. 7. Цветовая палитра должна быть представлена теплыми, пастельными тонами. 8. При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности. 9. Предметно- развивающая среда группы должна меняться в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы. Важно, что предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста. Таким образом, создавая предметно- развивающую среду любой возрастной группы в ДОУ, необходимо учитывать психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно- образовательного процесса, дизайн и эргономику современной среды дошкольного учреждения и психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда.

Оставить комментарий: