Статья "Инклюзивные практики в работе с детьми с нарушениями слуха" г. Москва, 2021 год
Документы для скачивания
Инклюзивные практики в работе с детьми с нарушениями слуха Хрипунова Е. А. , Шевлякова И. В. Аннотация: статья посвящена вопросу инклюзии в дошкольном образовании детей с нарушениями слуха. Представлен опыт работы по временной инклюзии слабослышащих и глухих дошкольников в среду слышащих сверстников. Одной из важных проблем образования сегодня является развитие новых подходов к образованию лиц с особыми потребностями. Инклюзивное образование обеспечивает максимальную социализацию детей с ОВЗ в соответствии с индивидуальными психофизическими возможностями каждого ребёнка; формирует у всех участников образовательно го процесса такие общечеловеческие ценности, как взаимное уважение, толерантность, осознание себя частью общества, предоставляет возможности развития талантов у каждого ребёнка. Инклюзивное воспитание и образование детей с ограниченными возможностями здоровья следует начинать с самых ранних лет, так как общеизвестно, что именно в дошкольном возрасте в человеке закладываются навыки общения и социального взаимодействия, которые помогут ему в будущей взрослой жизни. «Особые» дети больше обычных нуждаются в доброжелательной и стабильной среде. [ 2, с. 17] Если детство ребёнка с нарушениями слуха будет проходить в искусственно созданной среде, то он будет испытывать трудности в формировании речи, в познавательной деятельности, в адаптации в современном социуме. Период дошкольного детства наиболее благоприятен для проведения целенап равленной работы по инклюзив ному обучению и воспитанию детей. [ 1, с. 154] Это объясняется тем, что малыши с лёгкостью принимают ребенка с ограни ченными возможностями здоровья, и не обращают внимания на его дефект. Из существующих в настоящее время видов инклюзии, как одного из средств реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях нашего образовательного учреждения, наиболее при емлемой является временная инклюзия, когда ребёнок включается в коллектив слышащих сверстников на праздниках, в совместных проектах, игровой деятельности, на экскурсиях, прогулках. [ 3, с. 67] Наше образовательное учреждение находится в Красноярском крае, в городе Минусинске и работает уже 89 лет. При школе функционируют дош кольные группы. С детьми с нарушениями слуха систематически проводится общеразвивающая и коррекционная работа, направленная на всестороннее их развитие и подготовку к школе. Но при этом наши ребята оказались в полной изоляции от мира слышащих детей, и это отриц ательно воздействовало на разные стороны их психического и личностного развития. Перед педагогическим коллективом была поставлена задача: как вовлечь глухого ребенка в жизнь слышащих сверстников? Обсуждая данную проблему, педагоги стали говорить о временной инклюзии наших детей. Д ля успешной социальной адаптации воспитанников с нарушением слуха в обществе, их гармоничного развития, в озникла идея создания проекта «Открытое пространство». С 2016 года в рамках реализации проекта было выстроено сетевое взаимодействие с дошкольными учреждениями: МОБУ «Детский сад № 28 «Аленький цветочек» комбинированного вида, МДОБУ «Детский сад № 21 «Звездочка» комбинированного вида». С целью обмена опыта работы на базе КГБОУ «Минусинская школа- интернат» для узких специалистов, педагогов и воспитателей дошкольного образования проводились методические семинары, мастер- классы по темам «Особенности организации образовательного процесса с детьми дошкольного возраста после кохлеарной имплантации», «Приемы коррекционной работы с детьми дошкольного возр аста имеющими нарушения слуха», «Обеспечение единства требований при организации коррекционно- развивающей работы с дошкольниками, имеющими нарушения слуха» и др. Временная инклюзия предусматривала организацию и проведение совместных праздников, занятий по продуктивным видам деятельности театрализованных представлений, спортивных соревнований, прогулок, различных игр. Первоначально дети вели себя замкнуто, неохотно шли на контакт, н о специально организованная деятельность позволила выстроить дружеские взаимоотношения между детьми. Б ольшую роль в этом сыграла организация спортивных мероприятий «Мой весёлый, звонкий мяч», «Эстафета сказочных героев», «Остров сокровищ», «Приключения Буратино», «Богатыри на Руси», «А ну- ка, малыши», традиционных праздников «Золотая осень», «Здравствуй, Масленица» и другие. Богатейшим полем для временной инклюзии дошкольников с нарушением слуха стала совместна я театрализованная деятельность со слышащими детьми, позволяющая свободно выражать чувства и мысли, разбудить фантазию детей, максимально реализовать их коммуникативные и творческие способности. С театрализованными постановками юные артисты выступают перед детьми, педагогами, родителями, принимают участие в городском конкурсе- фестивале детских театральных коллективов «Театральная юность Минусинска» в номинации «Лепесток надежды» и занимают призовые места. Воспитанники нашей школы- интернат неоднократно становились лауреатами в номинации «За лучшую роль», «За лучшее воплощение образа». «Муха – Цокотуха» К. И. Чуковский Русская народная сказка «Пых» «Кошкин дом» С. Я. Маршак Русская народная сказка «Гуси- лебеди» Н аходясь в речевой среде, у глухих и слабослышащих воспитанников появляется стимул к словесному общению, к развитию навыков диалогической речи, преодолевается коммуникативный барьер и пополняется социальный и эмоциональный опыт. Список литературы: Головчиц Л. А. Дошкольная сурдопедагогика. Воспитание и обучение дошкольников с нарушениями слуха: Учеб. п особие для студ. высш. учеб. заведений. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 304 с. –( Коррекционная педагогика) . Леонгард Э. И. Неслышащие дети в мире слышащих/ / Особый ребёнок: Исследование и опыт помощи/ П од ред. Циганок А. А. – М. : Просвещение, 1998. – 97 с. Миронова Э. В. , Шматко Н. Д. Интеграция детей с нарушениями слуха в дошкольные учреждения общего типа/ / Дефектология. - 1995. - № 4. - с. 66- 74. Шматко Н. Д. Организация воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в группах комбинированной направленности/ Шматко Н. Д. / / Дефектология. - 2010. - № 5.