a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Картотека пальчиковых игр для детей 3-4 лет

Автор: Митряшкина Наталья Михайловна Опубликовано: 2022-06-05 06:43:28

Документы для скачивания

Для чего нужна пальчиковая гимнастика? Давайте обобщим, сколько всего полезного мы делаем,  играя в пальчиковые игры.  Пальчиковая гимнастика: 1.   Развивает речь.   Упражняя и ритмично двигая пальчиками, малыш активизирует речевые центры головного мозга. 2.  Развивает умение малыша подражать  нам, взрослым,   учит вслушиваться в  нашу  речь и ее понимать,   повышает речевую активность  крохи, да и просто  создает благоприятную эмоциональную атмосферу.   3. Учит ребенка  концентрировать внимание и правильно его распределять.          Это очень и очень важное умение! И нам, воспитателям, нужно помогать малышу его формировать. Кстати, произвольно управлять своим вниманием ребенок сможет научиться только к возрасту 6- 7 лет. И от этого умения во многом будут зависеть его школьные успехи. 4. Когда малыш начнет говорить и сможет стихами сопровождать упражнение из пальчиковой гимнастики – это будет делать его  речь более четкой, ритмичной, яркой. Таким образом, он сможет  усилить контроль за своими движениями. 5. В пальчиковых играх нужно запоминать многое: и положение пальцев, и последовательность движений, да и просто стихи. Вот  вам и отличное веселое упражнение для  развития памяти малыша! 6. А можно ли с помощью пальчиковых игр  развивать фантазию и воображение? Конечно! Ведь руками можно «рассказывать» целые истории! Сначала пример покажет воспитатель, а уж потом и ребенок может сочинить свои «пальчиковые истории». 7. Ну, и наконец, после всех этих упражнений  кисти и пальцы рук станут сильными, подвижными, гибкими. А это так поможет в дальнейшем в  освоении навыка письма! Сколько и как часто нужно заниматься пальчиковой гимнастикой? Любые упражнения эффективны только, если вы делаете их регулярно. Вот и пальчиковые игры принесут эффект при ежедневных занятиях( ! ) минут по 5. Кстати, как вы думаете –  нужно ли постоянно менять игры, чтобы сохранить к ним интерес? Или достаточно играть в полюбившиеся? Скорее всего, вы заметили, что малыши любят повторять одно и то же движение, процедуру или действие. Это – механизм научения. Чтобы навык закрепился, ребенок будет повторять его снова и снова. И чем сложнее навык, тем дольше будет повторение.  Это чуть позже, в более старшем возрасте, будет требоваться постоянно вносить разнообразие в игры. Зачем же я снова и снова возвращаюсь к теме пальчиковых игр, зачем такое их количество? Может, тогда достаточно нескольких, полюбившихся? Дело в том, что  пальчиковые игры можно разделить на несколько видов: 1. Упражнения для кистей рук. Примеры таких игр  - это игры из «10 самых простых пальчиковых игр, которые развлекут ребенка в пробке или очереди». Такие игры достаточно просты и не требуют тонких дифференцированных движений. Поэтому они подходят для самых маленьких, с них можно начать. Кроме этого, гимнастика с этими играми: -  учит малышей повторять за нами, взрослыми. То есть развивает подражательную способность. Именно эта способность – базис успешного последующего обучения всем навыкам; - учит напрягать и расслаблять мышцы; - развивает умение сохранять на некоторое время положение пальцев; - учит переключаться с одного движения на другое. 2.   Упражнения для пальцев условно статические. Эти игры  - совершенствуют на более высоком уровне полученные ранее навыки. Более сложные, требуют более точных движений. Кстати, именно используя именно эти упражнения( после их усвоения) , можно составлять свои самые чудесные и невероятные истории и рассказы.    3.   Упражнения для пальцев динамические. - р азвивают точную координацию движений; - учат сгибать и разгибать пальцы рук; - учат противопоставлять большой палец остальным. И, надеюсь, что полученная информация поможет вам и регулировать «сложность» игр для ребенка, а также найти «любимые» игры разных видов.                                              Тема:  «Перелетные птицы» Перелетные птицы Тили- тели, тили- тели- С юга птицы прилетели! Скрещивают большие пальцы, машут ладошками. Прилетел к нам скворушка- Серенькое перышко. Жаворонок, соловей Торопились: кто скорей? Цапля, лебедь, утка, стриж, Аист, ласточка и чиж- Поочередно сгибают пальцы на обеих руках, начиная с мизинца левой руки. Все вернулись, прилетели, Снова, скрестив большие пальцы, машут ладошками. Песни звонкие запели! Указательным и большим пальцами делают клюв – «птицы поют».   Хлеб 2         2                                                                                       Тема:  «Хлеб» Хлеб Муку в тесто замесили, Сжимают и разжимают пальчики. А из теста мы слепили: Прихлопывают ладошками, «лепят». Пирожки и плюшки, Сдобные ватрушки, Булочки и калачи- Всё мы испечем в печи. Поочередно разгибают пальчики, начиная с мизинца. Обе ладошки разворачивают вверх. Очень вкусно! 3                                                                                             Тема:  «Рыбы» Подводный мир Посмотри скорей вокруг! Делают ладошку у лба «козырьком». Что ты видишь, милый друг? Приставляют пальцы колечками у глаз. Здесь прозрачная вода. Плывет морской конек сюда. Вот медуза, вот кальмар. А это? Это рыба- шар. А вот, расправив восемь ног, Гостей встречает осьминог. Разгибают пальцы из кулачка, начиная с мизинца. 4                                                                                       Тема:  «Фрукты » Фруктовая ладошка Этот пальчик- апельсин, Он, конечно, не один. Этот пальчик- слива, Вкусная, красивая. Этот пальчик- абрикос, Высоко на ветке рос. Этот пальчик- груша, Просит: «Ну- ка, скушай! » Этот пальчик- ананас, Поочередно разгибают пальчики из кулачка, начиная с большого. Фрукт для вас и для нас.                  Показывают ладошками вокруг и на себя.    5                                                                                  Тема:  «Овощи » Овощи У девчушки Зиночки Овощи в корзиночке: Дети делают ладошки «корзинкой ». Вот пузатый кабачок Положила на бочок, Перец и морковку Уложила ловко, Помидор и огурец. Сгибают пальчики, начиная с большого. Наша Зина- молодец! Показывают большой палец. 6                                                                          Тема:  «Мой город» Дом и ворота На поляне дом стоит, «Дом»   изобразить   двумя  руками, крышу дома — пальцы левой и правой рук соприкасаются друг с другом. Ну а к дому путь закрыт.                                                        Правая и левая руки повернуты ладонями к себе, средние пальцы с                         С оприкасаются  друг с другом, большие пальцы — вверх( «ворота») . Мы ворота открываем, Ладони разворачиваются параллельно друг другу. В этот домик приглашаем.                                         7                                                                                 Тема:  «Сад огород»       Засолим капусту Мы капусту рубим,          Резкие движения прямыми кистями    рук вверх и вниз. Мы морковку трем,          Пальцы рук сжаты в кулаки, движения кулаков к себе и от себя. Мы капусту солим,          Движение   пальцев,   имитирующих    посыпание солью из щепотки. Мы капусту жмем.          Интенсивное сжимание пальцев рук в кулаки. Разгибают пальцы из кулачка, начиная с мизинца.   8                                                                                   Тема:  «Зима » Зимние забавы Что зимой мы любим делать? В снежки играть, на лыжах бегать, На коньках по льду кататься, Вниз с горы на санках мчаться. Поочередно соединяют большой палец с остальными. Новогодние игрушки Праздник приближается, Елка наряжается. По            П однимают руки вверх «к макушке елки» и, опуская вниз, разводят        в стороны. Мы развешали игрушки: Бусы, шарики, хлопушки. Поочередно соединяют большой палец с остальными. А здесь фонарики висят, Блеском радуют ребят. Крутят ладошками в воздухе- «фонарики». 9                                                                                                                     Тема:  «Продукты питания»                                                     Мышка Выполнение действий в соответствии с содержанием стихотворений Мышка зернышко нашла И на мельницу снесла. Намолола там муки, Испекла всем пирожки: Мышонку — с капустой, Мышонку — с картошкой, Мышонку — с морковкой, Мышонку — с морошкой. Для большого толстяка Все четыре пирожка: С капустой, с картошкой, С морковкой, с морошкой. 10                                                                                      Т ема:  Зимующие птицы» Птички зимой Прилетайте, птички! ( «Зовущие» движения пальцами обеих рук) Сала дам синичке. ( «Режущие движения» одной ладони по другой) Приготовлю крошки, ( Пальцы щепоткой – «крошить» хлеб)                                         11                                                                                     Тема:  «Грибы »       По грибы( потешка)   Раз, два, три, четыре, пять,   Мы идём грибы искать!   Этот пальчик в лес пошёл,   Этот пальчик гриб нашёл.   Этот пальчик чистить стал.   Этот пальчик всё съел,   Оттого и потолстел.  ( п опеременно сгибать пальцы, начиная с мизинца) 12                                                                                    Тема:  «Осень» Осень ВЕТЕР ПО ЛЕСУ ЛЕТАЛ, Дети делают кистями плавные движения вперед – к груди. ВЕТЕР ЛИСТИКИ СЧИТАЛ: ВОТ ДУБОВЫЙ, Поочередно загибают пальцы на руке. ВОТ КЛЕНОВЫЙ, ВОТ РЯБИНОВЫЙ РЕЗНОЙ, ВОТ С БЕРЕЗКИ – ЗОЛОТОЙ, ВОТ ПОСЛЕДНИЙ ЛИСТ С ОСИНКИ ВЕТЕР БРОСИЛ НА ТРОПИНКУ. Встряхивают кистями рук. 13                                                        Тема:  «Комнатные растения» Комнатные растения На окно скорее глянь: Здесь у нас цветет герань. А здесь красавец бальзамин, Амариллис рядом с ним. Фуксия, бегония- Сгибают пальцы в кулачок, начиная с мизинца. Мы все названья помним! Раскрывают ладошку. Мы взрыхлим цветы, польем, Пошевеливают опущенными вниз пальцами. Пусть подрастают день за днем! О           О бе ладошки соединяют «бутоном», поднимают над головой и         раскрывают «цветком».                                                                       14                                                                                    Тема:  «Сказки» Сказки         Сказки         Сказки Будем пальчики считать, Будем сказки называть: Вытягивают руки вперед, играя пальчиками. Эта сказка- «Теремок». Эта сказка- «Колобок». Эта сказка- «Репка»: Про внучку, бабку, дедку. Поочередно касаются большим пальцем остальных, начиная с указательного. «Волк и семеро козлят»- Этим сказкам каждый рад! Показывают большой палец. 15                                                                                      Тема «Посуда » Посуда Девочка Иринка порядок наводила. Показывают большой палец. Девочка Иринка кукле говорила: «Салфетки должны быть в салфетнице, Масло должно быть в масленке, Хлебушек должен быть в  хлебнице, А соль? Ну, конечно, в солонке! » Поочередно соединяют большой палец с остальными 16                                                                                 Тема:  «Одежда» Стирка Стирка Постираю чисто, с толком Рубашку, кофту и футболку, Свитерок и брюки- Делают движения кулачками, имитирующие стирку.  Пальцами  правой руки поочередно потряхивают пальцы левой руки. ( При повторе то же с другой рукой. ) Устали мои руки! Встряхивают обе руки.    17                                                                                 Тема:  «Семья »          Этот пальчик    Детям предлагается согнуть пальцы левой руки в кулачок, затем, слушая потешку, по очереди разгибать их начиная с большого пальца. Этот пальчик- дедушка, Этот пальчик- бабушка, Этот пальчик- папочка, Этот пальчик- мамочка, Этот пальчик- Я,                Вот и вся моя семья. 18                                                                                   Т ема:  «Мебель» Мебель Мебель я начну считать: Кресло, стол, диван, кровать, Полка, тумбочка, буфет, Шкаф, комод и табурет. Пальцы обеих рук поочередно зажимают в кулачки. Много мебели назвал- Десять пальчиков зажал! Поднимают зажатые кулачки вверх.                                         19                                                                  Тема:  «На страже родины»       Наша армия Аты- баты, аты- баты! На парад идут солдаты! Вот идут танкисты, Потом артиллеристы, А потом пехота- Рота за ротой! Поочередно «шагают» указательным и средним пальцами правой и левой руки. 20                                                                      Тема: « Восьмое марта » Наши мамы Много мам на белом свете, Всех их очень любят дети! Разводят руки в стороны, затем крепко обхватывают  себя за плечи. Журналист и инженер, Повар, милиционер, Швея, кондуктор и учитель, Врач, парикмахер и строитель- Поочередно сгибают пальчики, начиная с мизинца, сначала на одной, затем на другой руке. Мамы разные нужны, Сжимают обе ладошки в «замочек». Мамы разные важны! Разводят руки, поднимают ладошками вверх. - « ф онарики».   21                                                                            Тема:  «Транспорт »          Транспорт Будем пальчики сгибать- Сжимают и разжимают пальчики. Будем транспорт называть: Автомобиль и вертолет, Трамвай, метро и самолет. Поочередно разжимают пальчики, начиная с мизинца. Пять пальцев мы в кулак зажали, Пять видов транспорта назвали. Сжимают пальцы в кулачок, начиная с большого. 22                                                                                    Т ема:  «Цветы» Цветы Выполнять действия в соответствии с содержанием стихотворения Наши алые цветки Раскрывают лепестки. Ветерок чуть дышит, Лепестки колышет. Наши алые цветки Закрывают лепестки, Тихо засыпают, Головками качают.                                         23                                                      Тема:  «Насекомые» Насекомые Дружно пальчики считаем Насекомых называем: ( сжимаем и разжимаем пальцы) Бабочка, кузнечик, муха, Это жук с зеленым брюхом. ( Поочередно сгибаем пальцы в кулак) Это кто же тут звенит? ( вращаем мизинцем) Ой, сюда комар летит! Прячьтесь! ( прячем руки за спину) 24                                                                                          Тема:  « Лес» В лес по ягоды Раз, два, три, четыре, пять( пальцы обеих рук «здороваются» — соприкасаются друг с другом: сначала соединяйте большие пальцы, затем указательны е и т. д. ) , В лес идем мы погулять( указательный и средний пальцы обеих рук «идут» по столу) . За черникой за малиной( указательным пальцем правой руки нагибайте пальцы на левой, начиная с большого) , З a брусникой и за калиной. Землянику мы найдем И братишке отнесем( указательный и средний пальцы обеих рук «идут» по столу)   25                                                                               Тема:  «Игрушки »          Игрушки У Антошки есть игрушки: Вот веселая лягушка. Вот железная машина. Это мяч. Он из резины. Разноцветная матрешка И с хвостом пушистым кошка.             Поочередно сгибают пальчики в кулачок, начиная с большого.     26                                                             Тема:  «Дикие животные» Дикие животные Это зайчонок, это бельчонок, Это лисенок, это волчонок, Сгибают пальцы в кулачок, начиная с мизинца. А это спешит, ковыляет  спросонок Бурый, мохнатый, смешной  медвежонок. Вращают большим пальцем. 2 7                                                     Тема:  «Домашние животные» Домашние животные Довольна корова своими телятами, Овечка довольна своими ягнятами, Кошка довольна своими котятами, Кем же довольна свинья? Поросятами! Довольна коза своими козлятами, А я довольна своими ребятами! Показывают поочередно пальцы сначала на одной, затем на другой руке, начиная с больших Ой, сюда комар летит! Прячьтесь! ( прячем руки за спину)  28                                                                                       Тема:  «Лето»  Лето( загибаются пальцы по одному на каждый счет) Вот за что люблю я лето? Лето солнышком согрето. Два – в лесу растет трава. Три – ромашки – посмотри! А четыре  - это лес, Полный сказок и чудес. Пять – купались мы опять. Шесть – пора грибов поесть. Семь – малины я поем. Восемь – сено мы покосим. Девять – бабушка идет, Землянику нам несет. Десять – все вокруг в листву одето. Вот за что люблю я лето! )   29                                                                         Тема:  «Профессии »                                                                                  Профессии Много есть профессий знатных, ( Соединять пальцы правой руки с большим. ) И полезных, и приятных. ( Соединять пальцы левой руки с большим. ) Повар, врач, маляр, учитель, Продавец, шахтёр, строитель…( Последовательно соединять пальцы обеих рук с большим. ) Сразу всех не называю, ( Сжимать и разжимать кулачки. ) Вам продолжить предлагаю. ( Вытянуть руки вперёд ладонями вверх. ) . 30                                                                            Тема: « Детский сад » Детки( поочерёдно разгибать все пальцы, начиная с большого) Раз, два, три, четыре, пять,   Будем пальчики считать-   Крепкие, дружные,   Все такие нужные.  ( п однять кисть правой( левой) руки вверх, широко раздвинуть пальцы; поочерёдно сгибать их в кулачок, начиная с большого)   Тише, тише, тише,   Не шумите!   Наших деток не будите!   Птички станут щебетать,   Будут пальчики вставать.  ( р аскачивать кулачок вверх- вниз по ритмике стихотворных строк, а на слове “вставать”- открыть кулачок, широко раздвинув пальцы)   31               31                                                                                      Тема: «Весна»                                          Времена года Круглый год Круглый год, круглый год! Сжимают в кулачок пальцы правой руки и вращают  большим пальцем. За зимой весна идет, А за весною следом Торопится к нам лето. И у кого не спросим- Идет за летом осень. А за осенью сама Вновь идет, спешит зима. Поочередно соединяют большой палец с остальными( на каждое время года) . Повторяют другой рукой 32                                                               Тема:  « Чудеса Деда мороза» Новый год Наступает Новый год! хлопаем в ладоши Дети водят хоровод. кисти сцеплены пальцами, руки вытянуты, кисти внутрь- наружу Висят на елке шарики, поочередно соединяем пальцы на двух руках, образуя шар Светятся фонарики. фонарики Вот сверкают льдинки, сжимать и резко разжимать кулаки по очереди Кружатся снежинки. легко и плавно двигать кистями В гости дед Мороз идет, пальцы шагают по коленям или по полу Всем подарки он несет. трем друг об друга ладони Чтоб подарки посчитать, Будем пальцы загибать: хлопаем по коленям или по полу, одна рука — ладонью, другая — кулаком, а затем меняем 1, 2, 3, 4, 5, б, 7, 8, 9, 1О. по очереди массажируем каждый палец Прогулка Раз, д ва, три, четыре, пять  ( загибаем пальчики) Мы во двор пошли гулять( указательным и средними пальчиками" идем" по столу) Бабу снежную слепили ( катаем ручками" комок" ) Птичек крошками кормили ( " кормим птичек" ) С горки мы потом катались ( ведём указательным пальцем правой руки по ладони левой руки) А ещё в снегу валялись ( кладём ладошки на стол то одной стороной, то другой) Все в снегу домой пришли ( отряхиваем ладошки) Суп поели ( " едим суп" ) ,   спать легли ( ладошки под щечку) .                                                            Пчёлы Вот улей,  ( показываем кулачек) Здесь живут пчелы. Вот они показались из домика, ( поочередно отгибаем пальчики) Одна, две, три, четыре, пять! З- з- з- з- з- з. . . . . "  ( щекочем ребенка)   Рыбка Рыбка в озере живёт Рыбка в озере плывёт( ладошки соединены и делают плавные движения) Хвостиком ударит вдруг( ладошки разъединить и ударить по коленкам) И услышим мы – плюх, плюх! ( ладошки соединить у основания и так похлопать)   Сапожник Имитируйте движения сапожника, забивающего гвозди: пальцы одной руки держат гвозди, другой- молоток. Мастер, мастер, Помоги-   Прохудились   Сапоги.   Забивай покрепче Гвозди- Мы пойдем сегодня   В гости!   Снежок Раз, д ва, три, четыре,  ( загибать пальчики)   Мы с тобой снежок слепили ( лепить, меняя положение ладоней)   Круглый, крепкий, очень гладкий. ( показывают круг, гладят ладони друг о друга)   Раз – подбросим,  ( " подбросить" , посмотреть вверх)   Два – поймаем.  ( " ловят" , приседают)   Три – уроним ( встают, " роняют" )   И … сломаем!  ( топают)                                                  Солнышко Утром солнышко встаёт выше, выше,  ( руки высоко вверх) . Ночью солнышко зайдет ниже, ниже.  ( р уки вниз) . Хорошо- хорошо солнышку живётся,  ( делаем ручками фонарики) И нам вместе с солнышком весело живётся ( хлопаем в ладоши) Счёт Один, два, три, четыре, пять- ( разжимаем поочередно пальчики из кулачка) Вышли пальчики гулять. Один, два, т ри, четыре, пять- ( зажимаем пальчики в кулачок) В домик спрятались опять!   Тесто Тесто мы месили ( сжимаем кисти рук) Мы пирог лепили ( ладошки лепят) Шлёп, шлёп,   Шлёп, шлёп С лепим мы большой пирог!  ( разводим руки)     Хозяйка   Кукле кашу я сварю: ( мешаем кашу) В миску молока налью, ( наливаем молоко) Положу туда крупу( насыпать крупу) И поставлю на плиту. ( поставить на плиту) Будет каша хороша! ( хлопать в ладоши) Кушай, кукла, не спеша. ( пригрозить пальчиком)   Червячки Раз, два, три, четыре, пять,   Червячки пошли гулять ( ручки лежат на столе, ладошками вниз, сгибаем и разгибаем пальчики) Вдруг, ворона выбегает,  ( пальчики" бегут" по столу)   Каркает: " Вот и обед" ( указательный и большой пальчики" каркают" . )   Глядь  ( разводим ручками) ,   а червячков уж нет ( сжимаем пальчики в кулачки) . Апельсин Мы делили апельсин( левая рука в кулачке, правая её обхватывает) Много нас – а он – один Э та долька – для ежа( правой рукой поочередно разжимаем пальчики на левой руке) Эта долька – для чижа  Эта долька – для котят Эта долька- для утят Эта долька- для бобра А для волка – кожура! ( встряхиваем обе кисти)   Гости К Кате гости прибежали,  ( бежим пальчиками по столу или по полу) Все друг другу руки жали. Здравствуй Жора,  ( соединяем большой и указательные пальчики) Здравствуй Жанна, ( большой и средний) Рад Серёжа, ( большой и безымянный) Рад Снежана ( большой и мизинец) Не хотите ль пирожок?  ( ладошки складываем вместе) Может коржик ( показываем 2 открытые ладошки) Иль рожок( 2 кулачка ставим друг на дружку) Вот драже вам на дорожку( пальчиком тычем в открытую ладошку) Вы берите понемножку( несколько раз сгибаем ладошки в кулачки) Все стряхнули быстро крошки И захлопали в ладошки! Горшок Жили – были в домике ( сжимать и разжимать кулачки)   Маленькие гномики:   Токи, Бики, Лики, Чики, Микки. ( загибать пальчики, начиная с мизинца)   Раз, д ва, три, четыре, пять  ( разгибать пальчики)   Стали гномики стирать ( тереть кулачки друг о друга)   Таки – рубашки,  ( загибать пальчики, начиная с большого)   Тики – платочки, Лики – штанишки, Чики – носочки, Микки умница был, Всем водичку носил.                                                         Дом Стук- с тук- постук, раздается где то стук. Молоточки стучат, строят домик для зайчат- Вот с такою крышей,  ( ладошки над головой) Вот с такими стенами,  ( ладошки около щёчек) Вот с такими окнами,  ( ладошки перед лицом) Вот с такою дверью,  ( одна ладошка перед лицом) И вот с таким замком!  ( сцепили ручки)   Домик Я гуляю во дворе(   хлопки ладошками по коленкам поочередно каждой рукой ) Вижу домик на горе(  ритмичные хлопки ладошками ) Я по лесенке взберусь(  раскрыть перед собой ладони и, касаясь поочередно кончиками пальцев, сложить лесенку, начиная с больших пальцев ) И в окошко постучусь. Тук, тук, тук, тук! (   поочередно стучать кулачком одной руки в ладошку другой )   Ёжик   Ёжик, ёжик колкий, где твои иголки? ( малыш катает ёжика ладошками) Надо бельчонку сшить распашонку( малыш катает ёжика по животику) Шалуну зайчишке починить штанишки ( катаем по ножкам) Фыркнул ёжик- отойдите и не плачьте, не просите( катаем по полу) Если дам иголки- съедят меня волки! ! ! ( ёжик убегает в домик, на место в коробку или на полку) Замок Н а двери висит замок ( руки в замке) Кто его открыть бы смог?  ( пальчики тянем, не разжимая) Потянули,  ( потянули) Покрутили,  ( вращаем руки) Постучали ( стучим основанием ладоней) И – открыли!  ( руки разжимаются) Капуста Мы капусту рубим, рубим ( ладошками рубим)   Мы капусту трём, трём ( кулачки трут друг друга) Мы капусту солим, солим ( солим щепоткой) Мы капусту мнём, мнём ( пальчики сжимаем и разжимаем) В баночку кладём и пробуем. Комар Летит муха вокруг уха, жжж  ( водим пальчиком вокруг уха) Летят осы вокруг носа, сссс  ( водим пальчиком вокруг носа) Летит комар, на лоб- оп  ( пальчиком дотрагиваемся до лба) А мы его- хлоп ( ладошкой до лба) И к уху, зззз  ( зажимаем кулачок, подносим его к уху) Отпустим комара? Отпустим! ( подносим кулачок ко рту и дуем на него, разжимая ладошку) Котик  ( выполнять действия по смыслу) Котик лапкой умывается Видно, в гости собирается В ымыл носик. Вымыл ротик. Вымыл ухо. Вытер сухо. Котёнок Шёл один я по дорожке,  ( показываем один пальчик) Шли со мной мои две ножки,  ( показывает два пальчика) Вдруг на встречу три мышонка,  ( показываем три пальчика) Ой, мы видели котенка! ( хлопает себя ладошками по щечкам и как бы качает ладошками голову) У него четыре лапки,  ( показываем четыре пальчика) На лапках- острые царапки,  ( царапаем ноготками поверхность того что под рукой) Один, два, три, четыре, пять,  ( на каждый счёт показываем соответствующее число пальчиков) Нужно быстро убегать!  ( двумя пальчиками, указательным и средним, убегаем по поверхности)   Черепаха Шла по полю черепаха ( идем пальчиками) И дрожала вся от страха ( руки в кулачках, кулачки дрожат) Кусь, кусь, кусь! К усь, кусь, кусь! ( большой и указательный пальцы «кусаются») Никого я не боюсь!  ( отрицание –указательным пальцем)       Курочка Вышла курочка гулять, свежей травки пощипать( хлопаем ручками по коленкам) А за ней ребятки- жёлтые цыплятки ( идём пальчиками) Ко- ко- ко, ко- ко- ко, не ходите далеко!  ( грозим пальчиком) Лапками гребите ( загребаем ручками) , Зёрнышки ищите ( клюём пальчиками зёрнышки) Съели толстого жука, дождевого червяка( показываем ручками, какой толстый жук) Выпили водицы полное корытце( показываем как черпаем воду и пьём) . Ладошки Ладошки вверх,   Ладошки вниз, А теперь их на бочок И зажали в кулачок.       Листья Листья жёлтые летят и под ножками шуршат. ( р уки сверху вниз опускаются, ладони поворачиваются, изображая падающие листья) Вшик, вшик, вшик. Вшик, вшик, вшик( шаркаем ладонью об ладонь) Листья жёлтые летят и под ножками шуршат Вшик, вшик, вшик. Вшик, вшик, вшик.  ( шаркаем ножками) Листья жёлтые летят и под ножками шуршат Вшик, вшик, вшик. Вшик, вшик, вшик.  ( указательные пальцы шаркают друг об друга) . Лужок   На лужок пришли зайчата, Медвежата, барсучата, Лягушата и енот. На зелёный на лужок П риходи и ты, дружок! ( сгибать пальчики в кулачок в ритме потешки, при перечислении животных сгибать пальчики на обеих руках поочерёдно, на последней строчке помахать ладонями)   Моя семья Этот пальчик – дедушка ( разжимаем поочередно пальцы из кулачка, начиная с большого) Этот пальчик –бабушка   Э тот пальчик – папочка Этот пальчик – мамочка Этот пальчик – я Вот и вся моя семья!  ( вращаем разжатой ладошкой)   Ножки Нарядили ножки( поочерёдно поглаживать одной рукой другую) В новые сапожки. Вы шагайте, ножки, ( шагать пальчиками по столу) Прямо по дорожке. Вы шагайте- топайте, ( постукивать пальчиками) По лужам не шлёпайте, ( погрозить пальчиком) В грязь не заходите, Сапожки не рвите.                 Сорока- белобока. Сорока- белобока кашку варила, деток кормила. ( в зрослый слегка щекочет ладошку ребенка) Этому дала, ( загибает мизинчик ребенка) этому дала, ( загибает безымянный пальчик) этому дала, ( загибает средний пальчик) этому дала, ( загибает указательный пальчик) а этому не дала: ( шевелит большой пальчик) ты дров не носил, печку не топил, тебе каши не дадим! ( слегка щекочет ребенка) Пальчики. Этот пальчик хочет спать. ( в зрослый разворачивает левую ручку ладошкой к себе, правой ручкой загибает мизинчик на левой руке) Этот пальчик лег в кровать. ( загибает безымянный пальчик) Этот пальчик чуть вздремнул. ( загибает средний пальчик) Этот сразу же уснул. ( загибает указательный пальчик) Этот крепко- крепко спит и тихонечко сопит. ( загибает большой пальчик) Солнце красное взойдет, утро ясное придет, Будут птички щебетать, будут пальчики вставать! ( поднимает левую ручку и распрямляет все пальчики) Повторить то же самое с правой рукой. Пальчики в лесу. Раз, два, три, четыре, пять, вышли пальчики гулять. ( в зрослый держит перед собой кулачок ребенка) Этот пальчик в лес пошел, ( разгибает мизинчик) этот пальчик гриб нашел, ( разгибает безымянный пальчик) этот резал, ( разгибает средний пальчик) этот ел, ( разгибает указательный пальчик) ну, а этот лишь глядел! ( разгибает большой пальчик и щекочет ладошку) Кто приехал? Кто приехал? ( ребенок складывает вместе ладошки и пальцы обеих рук, четыре раза хлопает кончиками больших пальцев) Мы, мы, мы! ( теперь кончики больших пальцев прижаты друг к другу и неподвижны, а кончиками остальных пальцев быстро и одновременно хлопает три раза) Мама, мама, это ты? ( хлопает кончиками больших пальцев) Да, да, да! ( хлопает кончиками указательных пальцев) Папа, папа, это ты? ( хлопает кончиками больших пальцев) Да, да, да! ( хлопает кончиками средних пальцев) Братец, братец, это ты? или: Ах, сестричка, это ты? ( хлопает кончиками больших пальцев) Да, да, да! ( хлопает кончиками безымянных пальцев) Дедушка, а это ты? или: Бабушка, а это ты? ( хлопает кончиками больших пальцев) Да, да, да! ( хлопает кончиками мизинцев) Все мы вместе, да, да, да! ( хлопает в ладоши)   Моя семья. ( Проговаривая слова, поочередно пальчики можно разгибать, а можно, наоборот, сгибать, начиная с большого. По окончании покрутить кулачком. Этот пальчик ДЕДУШКА. ( загибает/ разгибает/ большой пальчик) Этот пальчик БАБУШКА. ( загибает/ разгибает/ указательный пальчик) Этот пальчик ПАПОЧКА. ( загибает/ разгибает/ средний пальчик) Этот пальчик МАМОЧКА. ( загибает/ разгибает/ безымянный пальчик) Этот пальчик Я. ( загибает/ разгибает/ мизинчик пальчик) Вот и вся моя семья!  ( поднимает левую ручку и распрямляет все пальчики)     Шалун. Наша Маша варила кашу Кашу сварила, малышей кормила. ( н а первые две строчки чертить круговые линии на ладошке малыша) Этому дала, этому дала, Этому дала, этому дала, ( на следующие 2 строчки загибать пальцы с проговариванием соответствующих слов) А этому- не дала. Он много шалил, Свою тарелку разбил. ( с о словами последней строчки пальцами другой руки брать мизинчик и слегка покачивать) Белочка. ( п о мотивам народной песенки) Сидит белка на тележке, Продаёт свои орешки; Лисичке- сестричке, Воробью, синичке, Мишке косолапому, Заиньке усатому. ( поочерёдно разгибать все пальцы, начиная с большого) По грибы. Раз, два, три, четыре, пять, Мы идём грибы искать! Этот пальчик в лес пошёл, Этот пальчик гриб нашёл. Этот пальчик чистить стал. Этот пальчик жарить стал, Этот пальчик всё съел, Оттого и потолстел. ( п опеременно сгибать пальцы, начиная с мизинца) Пальчики. Раз, два, три, четыре, пять, Вышли пальчики гулять! Раз, два, три, четыре, пять, В домик спрятались опять. ( п оочерёдно разгибать все пальцы, начиная с мизинца, затем сгибать их в том же порядке)   Мальчик- пальчик. ( Пальцы сжаты в кулачок) - Мальчик- пальчик, Где ты был?  ( разгибается большой палец) - С этим братцем в лес ходил,  ( разгибается указательный) С этим братцем щи варил,  ( разгибается средний) С этим братцем кашу ел, ( разгибается безымянный) С этим братцем песни пел. ( р азгибается мизинец)     Стишок для запоминания названий пальчиков. Палец Толстый и Большой В сад за сливами пошел. ( загибает/ разгибает/ большой пальчик) Указательный с порога Указал ему дорогу. ( загибает/ разгибает/ указательный пальчик) Палец Средний- самый меткий, Он снимает сливы с ветки. ( загибает/ разгибает/ средний пальчик) Безымянный поедает, ( загибает/ разгибает/ безымянный пальчик) А Мизинчик- господинчик В землю косточки сажает.  ( загибает/ разгибает/ мизинчик пальчик) Осенние листья. Раз, два, три, четыре, пять, ( загибать пальцы, начиная с большого) Будем листья собирать. ( с жимать и разжимать кулачки) Листья берёзы, листья рябины, ( загибать пальчики, начиная с большого) Листья тополя, листья осины, Листики дуба мы соберём.   Есть игрушки у меня. Есть игрушки у меня: ( хлопать в ладоши) Паровоз и два коня, Серебристый самолёт, Три ракеты, вездеход, Самосвал, Подъёмный кран. ( з агибать поочерёдно пальчики)                                                        Улей. ( Пальцы сжать в кулак, затем отгибать их по одному. На последнюю строчку резко поднять руки вверх с растопыренными пальчиками- пчелы улетели) Вот маленький улей, где пчелы спрятались, Никто их не увидит. Вот они показались из улья. Одна, две, три, четыре, пять! Ззззз!                                                    Черепаха. ( Руки сжаты в кулаки, большие пальцы внутри. Затем показать большие пальцы и спрятать их обратно. ) Вот моя черепаха, она живет в панцире. Она очень любит свой дом. Когда она хочет есть, то высовывает голову. Когда хочет спать, то прячет её обратно.   Мы рисовали. ( Плавно поднять руки перед собой, встряхивать кистями. ) Мы сегодня рисовали, Наши пальчики устали. Наши пальчики встряхнем, Рисовать опять начнем. Капустка. ( Движения прямыми ладонями вверхвниз, поочередное поглаживание подушечек пальцев, потирать кулачок о кулачек. Сжимать и разжимать кулачки. ) Мы капустку рубим- рубим, Мы капустку солим- солим, Мы капустку трём- трём, Мы капустку жмём- жмём.   Пять пальцев. ( Ритмично сжимать и разжимать кулачки. На счет- поочередно загибать пальчики на обеих руках. ) На моей руке пять пальцев, Пять хватальцев, пять держальцев. Чтоб строгать и чтоб пилить, Чтобы брать и чтоб дарить. Их не трудно сосчитать: Раз, два, три, четыре, пять!   Повстречались. ( На каждую строчку соединять поочередно пальцы правой и левой рук, начиная с мизинца. На последнюю строчку показать рога, вытянув указательные пальцы и мизинцы. ) Повстречались два котенка: " Мяумяу! " , Два щенка: " Авав! " , Два жеребенка: Игого! " , Два тигренка: " Ррр! " Два быка: " Муу! " . Смотри, какие рога.   Лодочка. ( На первые строчки две ладони соединить лодочкой и выполнять волнообразные движения руками. На слова" паруса подниму" - поднять выпрямленные ладони вверх. Затем имитировать движения волн и рыбок. ) Две ладошки прижму И по морю поплыву. Две ладошки, друзья, - Это лодочка моя. Паруса подниму, Синим морем поплыву. А по бурным волнам П лывут рыбки тут и там. Рыбки. ( Имитировать руками движения рыбок в соответствии с текстом. ) Рыбки весело резвятся В чистой тепленькой воде. То сожмутся, разожмутся, То зароются в песке.   Зимняя прогулка. ( Загибаем пальчики по одному) Раз, два, три, четыре, пять( " Идём" по столу указательным и средним пальчиками) Мы во двор пришли гулять. ( " Лепим" комочек двумя ладонями) Бабу снежную лепили, ( Крошащие движения всеми пальцами) Птичек крошками кормили, ( Ведём указательным пальцем правой руки по ладони левой руки) С горки мы потом катались, ( Кладём ладошки на стол то одной стороной, то другой) А ещё в снегу валялись. ( Отряхиваем ладошки) Все в снегу домой пришли. ( Движения воображаемой ложкой, руки под щёки) Съели суп и спать легли.   Паучок. ( Руки скрещены.   Пальцы  каждой руки" бегут" по предплечью, а затем по плечу другой руки. ) Паучок ходил по ветке, А за ним ходили детки. ( Кисти свободно опущены, выполняем стряхивающее движение- дождик. ) Дождик с неба вдруг полил, ( Хлопок ладонями по столу/ коленям. ) Паучков на землю смыл. ( Ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы растопырены, качаем руками- солнышко светит. ) Солнце стало пригревать, ( Делаем движения такие же, как и в самом начале. ) Паучок ползёт опять, ( " Паучки" ползают по голове. ) А за ним ползут все детки, Чтобы погулять на ветке.   Посуда. ( Чередование хлопков в ладоши и ударов кулачков друг о друга. ) Раз, два, три, четыре, ( Одна ладонь скользит по другой по кругу. ) Мы посуду перемыли: ( Загибать пальчики по одному, начиная с большого. ) Чайник, чашку, ковшик, ложку И большую поварёшку. ( Одна ладонь скользит по другой. ) Мы посуду перемыли, ( Разгибать пальчики по одному, начиная с большого. ) Только чашку мы разбили, Ковшик тоже развалился, Нос у чайника отбился. Ложку мы чуть- чуть сломали. ( Удар кулачками друг о друга, хлопок в ладоши. ) Так мы маме помогали. Дружба. ( Обхватить правой ладонью левую и покачивать в ритме стихотворения. ) Дружат в нашей группе Девочки и мальчики. ( Обхватить левую ладонь правой и покачивать в ритме стихотворения. ) Мы с тобой подружим Маленькие пальчики. ( Соединить пальчики обеих рук, начиная с большого. Затем соединять, начиная с мизинца. ) Один, два, три, четыре, пять. Пять, четыре, три, два, один.   Варим кашу. ( Чертим пальцем круги по ладошке. Имя можно заменить на имя вашего ребёнка) Настя кашу варила, Деток кормила. ( Загибаем пальцы по одному, начиная с мезинца) Этому дала, Этому дала, Этому дала, Этому дала, ( Подёргать большой палец) А этому не дала. ( Разгибаем пальцы по одному. Здесь можно придумывать свои причины, по которым последний пальчик не получил каши) Он сено не косил, Корову не доил, Тесто не месил, И печку не топил. Прятки. ( Ритмично сгибать и разгибать пальцы. Усложнение: поочередное сгибание пальчика на обеих руках) В прятки пальчики играли, И головки убирали. Вот так, вот так, И головки убирали.   Шла кукушка. ( Идём по столу на выпрямленных указательном и среднем пальцах, при этом остальные пальцы поджаты. ) Шла кукушка мимо рынка, ( Ладони соединяются" ковшом" – корзинка. ) У неё была корзинка, ( Ударяем сомкнутыми ладонями по столу/ коленям, разъединяем руки. ) А корзинка на пол- бух! ( Разводим руки в стороны, шевеля пальцами – летящие мухи. Количество разогнутых пальцев соответствует тексту. ) Полетело десять( девять, восемь) мух! Пчёлки. ( Одна из рук стоит на столе, опираясь на локоть, пальцы растопырены( ёлка) На второй руке пальцы смыкаются в кольцо( улей) . " Улей" прижат к" ёлке" . ) Домик маленький на ёлке, Дом для пчёл, а где же пчёлки? ( Заглядываем в" улей" . ) Надо в дом постучать, ( Сжимаем кулачки, стучим ими друг о друга. ) Раз, два, три, четыре, пять. Я стучу, стучу по ёлке, Где же, Где же эти пчёлки? ( Стучим кулаками друг о друга, чередуя руки. ) Стали вдруг вылетать: ( Разводим руками, растопыриваем пальцы и шевелим ими, пчёлки летают. ) Раз, два, три, четыре, пять!   Медузы. ( Дети соединяют ладони, раздвигают пальцы. ) Две огромные медузы П рилепились пузом к пузу. ( После чего отрывают ладони друг от друга, выгибая пальцы, при этом пальцы левой руки прижаты к пальцам правой. ) Выгнем щупальца сильне е- Вот как гнуться мы умеем! Новые кроссовки. ( Загибать на обеих руках пальчики, по одному, начиная с больших. ) Как у нашей кошки Н а ногах сапожки. Как у нашей свинки Н а ногах ботинки. А у пса на лапках Голубые тапки. А козлёнок маленький О бувает валенки. А сыночек Вовка Новые кроссовки. ( " Шагать" по столу указательным и средним пальцами обеих рук. ) Вот так, вот так, Новые кроссовки.   Одежда. ( Поочерёдные хлопки ладошками и удары кулачками друг о друга. ) Алёнушка шустра, Алёнушка быстра: ( Поочерёдное загибание пальчиков по одному, начиная с большого. На обеих руках. ) Сарафан дошила, Носок довязала, Постирала платок, Погладила поясок, Платье надела( Развести ладошки в стороны. ) И песню запела. ( Хлопок ладонями, удар кулачками друг о друга – 2 раза. ) Везде поспела, В охотку ей дело! С добрым утром! . ( Указательными пальцами поглаживать глаза. Сделать из пальцев" бинокль" посмотреть в него) С добрым утром, глазки! Вы проснулись? ( Ладонями поглаживать уши. Приложить ладони к ушам" Чебурашка" ) С добрым утром, ушки! Вы проснулись? ( Поглаживать то одну, то другую ручки. Хлопки в ладоши) С добрым утром, ручки! Вы проснулись? ( Поглаживание коленок. Потопать ногами) С добрым утром, ножки! Вы проснулись? ( Поднять руки вверх, посмотреть на солнце/ посмотреть вверх) С добрым утром, солнце! Я- проснулся! ( проснулась)   Зайцы. ( Указательный и средний пальцы правой руки вытянуть, остальные выпрямить и соединить. На вторую строчку- ладонь левой руки поднять вертикально вверх, пальцы широко расставить, на третью строчку- ладонь правой руки поднять вертикально вверх, пальцы широко расставлены. На последнюю строчку- указательный и средний пальцы левой руки вытянуть, остальные выпрямить и соединить. ) Скачет зайка косой П од высокой сосной. Под другою сосной С качет зайка другой. Гости. ( Русская игра. Ладони сомкнуты перед грудью, пальцы левой руки плотно прижаты к пальцам правой руки. ) ( Мизинцы четыре раза постукивают друг о друга. ) - Мама, мама! ( Три раза постукивают друг о друга указательные пальцы. ) - Что, что, что? ( Постукивают мизинцы. ) - Гости едут! ( Постукивают указательные пальцы. ) - Ну и что? ( Средний и безымянный пальцы дважды перекрещиваются с теми же пальцами другой руки, обходя их то справа, то слева. ) - Здрасьте, здрастье! ( Гости целуются: средний и безымянный пальцы постукивают по тем же пальцам другой руки. ) - Чмок, чмок, чмок!   Пчела. ( Помахать руками. ) Прилетела к нам вчера Полосатая пчела( На каждое название насекомого загибать один пальчик. ) А за нею шмель- шмелёк И весёлый мотылёк, Два жука и стрекоза, Как фонарики глаза. ( Помахать ладошками и уронить ладони на стол. ) Пожужжали, полетали, От усталости упали. Апельсин. Мы делили апельсин ( Левая рука в кулачке, правая ее обхватывает) Много нас – а он – один( Правой рукой поочередно разжимаем пальцы на левой руке, начиная с мизинчика) Эта долька – для ежа   Э та долька – для чижа  Эта долька – для котят Эта долька- для утят Эта долька- для бобра А для волка – кожура!  ( Встряхиваем обе кисти)   Счет. ( Разжимаем поочередно пальчики из кулачка) Один, два, три, четыре, пят ь-   Вышли пальчики гулять. Один, два, т ри, четыре, пять-  ( Зажимаем пальчики в кулачок) В домик спрятались опять! Сороконожки. ( Средний и указательный пальчики перемещаются) Две сороконожки, Бежали по дорожке. ( Ладошки друг напротив друга) Встретились,  ( Ладошки переплелись) Обнялись,  ( Ладошки разжались) Насилу расстались-  ( Ладошки машут, прощаясь) И – попрощались!   Веснянка. ( Поочерёдно выбрасываем руки вверх) Солнышко, солнышко( Покачиваем туловище со сцепленными над головой руками) Золотое донышко! ( 2 раза прыжки на двух ногах) Гори, гори ясно, Чтобы не погасло! ( Бег на месте) Побежал в саду ручей, ( Взмахи руками, как крыльями) Прилетело сто грачей, ( медленно приседаем) И сугробы тают, тают, ( Ладошки разводим в стороны в форме цветка) И цветочки вырастают! Маланья. ( Хлопки в ладоши, то правая, то левая рука сверху. ) У Маланьи у старушки( Сложить руки углом, показать избушку. ) Жили в маленькой избушке( Показать семь пальцев. ) Семь сыновей, ( Очертить брови пальцами. ) Все без бровей, ( Растопыренные ладони поднести к ушам. ) Вот с такими ушами, ( Показать длинный нос двумя растопыренными пальцами. ) Вот с такими носами( Очертить пальцами длинные" гусарские" усы. ) Вот с такими усами, ( Очертить большой круг вокруг головы. ) Вот с такой головой, ( Показать руками большую окладистую бороду. ) Вот с такой бородой! ( Одной рукой поднести ко рту" чашку" , другой- " ложку" . ) Они не пили, не ели, ( Держа руки у глаз похлопать пальцами, как ресницами. ) На Маланью все глядели, ( Дети показывают загаданные действия. ) И все делали вот так. . .   Котик. Котик лапкой умывается Видно, в гости собирается В ымыл носик. Вымыл ротик. Вымыл ухо. Вытер сухо. Тесто. ( Сжимаем кисти рук) Тесто мы месили ( Ладошки «лепят») Мы пирог лепили   Ш леп, шлеп, Шлеп, шлеп( разводим руки) Слепим мы большой пирог!     Рыбка. ( Ладошки соединены и делают плавные движения) Рыбка в озере живет  Рыбка в озере плывет( Ладошки разъединить и ударить по коленкам) Хвостиком ударит вдруг ( Ладошки соединить у основания и так похлопать) И услышим мы – плюх, плюх!     Капуста. ( Ладошки движутся параллельно друг другу) Мы капусту рубим, рубим ( Кулачки трут друг друга) Мы морковку трем, трем ( «солим» щепоткой) Мы капусту солим, солим ( Пальчики сжимаем и разжимаем) Мы капусту жмем, жмем, В баночку кладем и пробуем.   Берёза. ( Плавное движение правой рукой в сторону- вверх) Берёза моя, берёзонька. ( То же, но левой рукой) Берёза моя кудрявая. ( п одъём рук вверх, вдох) Стоишь ты, берёзонька, ( Опустить руки, выдох) Посреди долинушки, ( подъём рук, вдох) На тебе, берёзонька, ( Опустить руки, выдох) Листья зелёные, ( Подъём рук, вдох) Под тобой, берёзонька, ( Опустить руки, выдох) Трава шёлковая, ( Подъём рук, вдох) Вокруг тебя, берёзонька, ( Опустить руки, длительный выдох) Девицы красные Венки вьют, плетут… Рыбки. ( Ладони сомкнуты, чуть округлены. Выполняем волнообразные движения в воздухе. ) Пять маленьких рыбок играли в реке, ( Руки прижаты друг к другу. Переворачиваем их с боку на бок. ) Лежало большое бревно на песке, ( Ладони сомкнуты и чуть округлены. Выполняем ими" ныряющее" движение. ) И рыбка сказала: " Нырять здесь легко! " ( Качаем сомкнутыми ладонями( отрицательный жест) . ) Вторая сказала: " Ведь здесь глубоко. " ( Ладони поворачиваются на тыльную сторону одной из рук – рыбка спит. ) А третья сказала: " Мне хочется спать! " ( Быстро качаем ладонями – дрожь. ) Четвёртая стала чуть- чуть замерзать. ( Запястья соединены. Ладони раскрываются и соединяются – рот. ) А пятая крикнула: " Здесь крокодил! ( Быстрые волнообразные движения сомкнутыми ладонями – уплывают. ) Плывите отсюда, чтоб не проглотил! "  

Оставить комментарий: