Статья "Авторский взгляд на моделирование развивающей предметно- пространственной среды"
Документы для скачивания
Муниципальное а втономное дошкольное образовательное учреждение «Исетский детский сад «Ивушка» Исетского муниципального района Тюменской области» «СОВРЕМЕННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ДЕТСКОГО САДА» « Авторский взгляд на м оделирование развивающей предметно- пространственной среды детского сада » Из опыта работы: Агафонова И. Ю. воспитателя в ысшей квалификационной категории c. Исетское, 2020 г. Развитие ребенка- дошкольника совершается в процессе воспитания и обучения, то есть в активной, содержательной деятельности, организуемой педагогом в разнообразных формах его общения со взрослыми и сверстниками. Для этого вокруг ребенка создается специальная педагогическая среда, в которой он живет и учится самостоятельно. В этой среде дошкольник развивает свои жизненные функции, формирует сенсорные навыки, накапливает жизненный опыт, учит упорядочивать и сопоставлять разные пред меты и явления, получает опыт эмоционально- практического взаимодействия с взрослыми и сверстниками, на собственном опыте приобретает знания. Развивающая предметно- пространственная среда в группе предоставляет каждому ребенку равные возможности для его всестороннего развития. Развивающая предметно- пространственная должна иметь: иметь привлекательный вид; выступать в роли естественного фона жизни ребенка; снимать утомляемость; положительно влиять на эмоциональное состояние; помогать ребенку индивидуально познавать окружающий мир; давать возможность ребёнку заниматься самостоятельной деятельнос тью Развивающая предметно- пространственная среда должна быть: 1. Содержательно- насыщенной 2. Полифункциональной 3. Трансформируемой 4. Вариативной 5. Доступной 6. Безопасной Развивающая п редме тно- пространственная среда организована с учётом требований ФГОС, где чётко прослеживаются все пять образовательных областей: 1. социально- коммуникативное развитие 2. познавательное развитие 3. речевое развитие 4. художественно- эстетическое развитие 5. физическое развитие. При моделировании развивающей предметно- пространственн ой среды учитываются следующие принципы: 1. Принцип дистанции, позиции при взаимодействии; 2. Принцип активности, самостоятельности, творчества; 3. Принцип стабильности, динамичности; 4. Принцип комплексирования и гибкого зонирования; 5. Принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребёнка и взрослого; 6. Принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды; 7. Принцип открытости – закрытости; 8. Принцип учёта половых и возрастных различий детей. Определив эти принципы, приступаем к созданию развивающей предметно- пространственной среды, стимулирующей разнообразную творческую деятельность детей. Имеющийся материал расположен таким образом, что дети могут свободно, по интересам выбирать игрушки, пособия для этого вида деятельности, при желании не только воспроизводить, продолжать то, что они делали в совместной деятельности с воспитателем, но и проявлять свое творчество, а так же заканчивать начатую игру, работу, реализовывать свои замыслы. Многие пособия и атрибуты для игр изготовлены своими руками. Стремление к самостоятельности дети успешно реализуют в игре, поэтому в первую очередь, создаю тся все условия для игровой деятельности. В нашей группе 13 мальчиков и 1 9 девочек. Групповое пространство и игры разделены по полоролевому признаку. Суть этого в овладении культурой в сфере взаимоотношения полов, в формировании адекватной полу модели поведения, в правильном понимании роли мужчины и роли женщины в обществе. В группе созданы условия для сюжетно- ролевых игр, в которые дети играют с большим удовольствием: “Плотницкая мастерская”: «Вот какие мастера – не боимся мы труда! » « Водитель »: «Наш водитель без труда подвезет вас хоть куда! » Парикмахерская»: Вы салон наш посетите и прическу наведите. Вас завьют и постригут, маникюр вам наведут. “Поликлиника”: На прием к врачу идите, за здоровьем вы следите! Витамины принимайте, никогда не простывайте! «Магазин»: Что за чудо магазин: здесь и сок и апельсин! «Семья»: В гости вас мы приглашаем, сладким чаем угощаем. Вкусные ватрушки, с начинкой печенюшки! «Спортивный уголок: Спорт ребятам очень нужен! Мы со спортом крепко дружим! Здесь и маски, и скакалки, обручи, мячи и палки – все, что нужно для подвижных и малоподвижных игр. Также п ри оформлении в своей группе развивающей предметно- пространственной среды учитывалось компле ксирование и гибкое зонирование, где выделила игровые и тематические центры, охватывающие все интересы ребенка. Центр познавательного развития включает в себя дидактические и развивающие игры( где имеются пособия по развитию памяти, мышления, логики, внимания; также демонстрационный и раздаточн ый; дидактические игр ы, изготовленные своими руками. Так же имеется уголок природы, в котором содержит ся материал для проведения опытов. В центре речевого развития имеется демонстрационный материал для проведения заняти й, картотека речевых игр. Также созданы наборы предметных и сюжетных картинок, альбомов, иллюстраций, открыток, фотографий по разным темам для составления детьми описательных и сюжетных рассказов по картинкам. Центр социально- коммуникативного развития в ключает в себя: методическую и художественную литературу( книжки- раскладушки, детские журналы, дорожная азбука, где ярко и красочно описаны и показаны ситуации по безопасности) ; дидактические игры и дидактический материал( домино, лото, различные виды транспорта: водный, воздушный, наземный, автомобили специальных служб, несколько макетов дорог, иллюстрации по темам) ; атрибуты для сюжетно- ролевых игр «Полиция», «Пожарные»( дорожные знаки, костюмы, каски, шлемы, макеты орудий) ; наборы конструкторов; папки- передвижки; инвентарь по безопасности. Хорошим дидактическим пособием служит напольный коврик с разметкой улиц и дорог. Здесь также во всех видах деятельности используются разные виды конструкторов. Центр художественно- эстетического развития включает в себя уголок рисования, музыкальный уголок и уголок театрализации. В уголке рисования есть карандаши, краски, кисточки, стаканы- непроливайки, различные трафареты и бумага для рисования. Имеются губки, ватные палочки, трафареты, магнитные досочки со штампами, природный материал, бросовый материал, пластилин, стеки, досочки для лепки и др. Уголок театрализации располагает различными видами театра, масками и шапочками, сделанными совместно с родителями. Дети с огромным удовольствием любят участвовать в театрализованной деятельности. Популярен у детей “Театр пальчиков”, «Настольный театр», «Театр масок». Здесь находятся все необходимые для этого атрибуты. В центре физического развития имеется инвентарь и оборудование для физической активности, нестандартное оборудование для физического развития детей, также иллюстрации летних, зимних, олимпийских видов спорта, картотека оздоровительных упражнений, массажи и самомассажи различных видов, комплексы общеразвивающих упражнений и корригирующих гимнастик, физкультминуток, картотека подвижных игр. Со здав в своей группе развивающую предметн о- пространственную среду, я пришла к выводу, что г лавной задач ей воспитания дошкольников являе тся создание у детей чувства эмоционального комфорта и психологической защищённости. В детском саду ребёнку важно чувствовать себя любимым и неповторимым. Поэтому, важным является развивающая предметно- п ространственная среда, в которой проходит образовательный процесс.