Технологическая карта НАБЛЮДЕНИЯ
Технологическая карта НАБЛЮДЕНИЯ
Образовательная область: познавательное развитие
Тема:Наблюдение за сезонными изменениями в природе весной «Весеннее пробуждение природы»
Возрастная группа: старшая
Цель:ознакомление с природой и природными явлениями весной,расширение представлений дошкольников об изменениях в природе, символизирующих наступление весны (появление почек на березе, таяние снега, появление травы) (в процессе наблюдения)
Задачи:
Образовательные:расширять и обогащать знания и представления детей о весенних изменениях в природе;
учить устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями (сезон – растительность: весна - появление почек на березе, таяние снега, появление травы; повышение температуры воздуха – таяние снега).
Развивающие:- развивать способность наблюдать, описывать, устанавливать причинно-следственные связи;
- развивать любознательность;
Воспитательные:воспитывать умение испытывать радость от прогулки, общения с природой; воспитывать бережное и заботливое отношение к природе.
Предварительная работа: Чтение художественной литературы о весне. Рассматривание тематического альбома «Времена года». Заучивание стихотворений о весне.
№ п/п |
Этапы, продолжительность |
Задачи этапа |
Деятельность педагога (методы, приемы) |
Предполагаемая деятельность детей |
Планируемый результат |
||
1. |
Организационно-мотивационный этап (3 мин.) |
Организовать детей, Сконцентрировать внимание. |
Переключение внимания детей на предстоящую деятельность, активизация интереса к ней: Ребята, сейчас мы с вами пойдём на прогулку. Но сначала послушайте стихотворение и постарайтесь определить, о каком времени года в нем говорится На снегу прозрачные Льдинки - кружева Первые проталины Первая трава. Организует беседу -Когда наступает весна? - Какие весенние месяцы вы знаете? - А что происходит весной в природе? Что говорится в стихотворении? - Много радости весна дарит людям. Но бывают и неприятности. На улице можно провалиться в снег и оказаться по колено в воде. На проверенной вчера тропинке можно встретить непроходимый ручей. Обманчив тёплый весенний ветерок, не заметишь, как простудишься. - Как надо одеваться весной? |
Внимательно слушают педагога, отвечают на его вопросы. В стихотворении говорится о весне После зимы - март, апрель, май - в лужах плещутся воробьи; появляются проталинки, трава на улице становится теплее, прилетают птицы, появляется травка - по погоде, но еще тепло, надевать резиновые сапоги |
Дети сосредоточены, наблюдению; Отвечают на вопросы воспитателя |
2. |
Основной этап Этап постановки проблемы Этап восприятия материала Этап практического решения проблемы (10 мин.) |
Создать ситуацию, в которой возникает необходимость осуществления процесса наблюдения, Создать условия для восприятия объектов природы Закрепить представления детей о характерных признаках весны, учить их находить эти признаки самостоятельно Поддерживать интерес к содержанию наблюдения Развивать наблюдательность, внимательность воспитывать бережное и заботливое отношение к природе |
Мотивация (процесс вовлечения в деятельность): - Ребята, вы в группе проговорили признаки наступления весны. А какие изменения с приходом весны произошли в природе на нашей площадке? Интересно, сможем ли мы узнать наши старых знакомых? - Что для этого нужно сделать? Сейчас мы пройдёмся по территории детского сада полюбуемся красотой весенней природы, и постараемся определить, какие изменения в ней произошли. - Попробуем отыскать березу. Нам нужно найти признак наступившей весны. Внимательно посмотрите. - Какая у нее кора, погладьте рукой? Определение совместно с детьми, что с одной стороны ствол березы теплее. Находим проталину у ствола дерева. Делаем вывод: проталина появилась с южной стороны дерева) -Посмотрите внимательно на веточки березы? Что вы на них заметили? -Что находится внутри почек? Верно. А о чем говорит нам появление почек на деревьях? - Березка не только красивое, но и полезное дерево. Сережки березы служат кормом для птиц. Ранней весной собирают сок березы. Березовый сок – это вкусный и полезный напиток. Сделав на березе надрез и собрав сок, люди уходят, не поблагодарив березку. А что же произойдет с деревом дальше? -Что нужно сделать, чтобы сок не тек дальше? Верно. Сделанное отверстие надо обязательно замазать глиной. - Ребята, а можно ломать ветки деревьев? - Правильно! Молодцы. Природа нуждается в нашей защите. Нельзя ломать деревья, кусты, рвать и топтать цветы, мусорить, Природу надо любить. -Давайте пройдемся дальше. Но у нас на пути много луж. По лужам можно ходить? -Почему, это же интересно? А как нам пройти, чтобы не замочить ноги? Давайте пройдемся «змейкой» Идем в колонне С высоким подниманием колен След в след Широким шагом Где мы еще можем найти признаки весны? (Идем по участку, доходим до горки.) -Ребята, что же с нашей горкой случилось? -Почему она тает? - Верно, молодцы! - Пройдемся дальше. -Давайте поищем еще признаки наступления весны. Обратите внимание на землю. Земля покрывается молодой зеленой травкой. -Где трава появилась, а где еще нет? -Почему, как вы думаете? Верно. |
Участвуют в диалоге, высказывают свое мнение, основываясь на имеющихся представлениях, задают и отвечают на вопросы. - постараемся. - понаблюдать за ними и определить, какие изменения произошли Наблюдают, рассматривают, - Гладкая Составляют связные высказывания, делают выводы - маленькие комочки - почки листочки, маленькие, зеленые -о том, что наступила весна - Ему будет больно, оно может погибнуть - закрыть чем-то надрез Нет, природу надо беречь, охранять Нет Можно заболеть, набрать воды в сапоги. Между лужами идут в колонне по одному обходя лужи (змейкой, по прямой - с высоким подниманием колен, след в след, приставным шагом, широким шагом.) - она начала таять Потому что наступила весна, стало теплее на улице Там, где много солнца, там и травы много. А в тех места, где тень, трава еще не взошла |
Дети не утеряли интерес к предстоящей деятельности. У них возникла потребность в получении новых знаний и представлений. Дети закрепили и обогатили знания о признаках наступления весны |
3. |
Заключительный этап. (3 мин.) |
Подвести итоги наблюдения; Обобщить полученный ребенком опыт |
Организует деятельность, направленную на подведение итогов, формулировку выводов, обобщение и систематизацию полученных знаний: - Как вы считаете, ребята, наша природа пробудилась от зимнего сна? Давайте повторим признаки весны, которые мы сегодня увидели. -Что нового вы сегодня узнали? Что наблюдали? - Смогли ли мы ответить на вопрос, который ставили перед наблюдением? -Молодцы! Вы сегодня были внимательными, наблюдательными, поэтому смогли справиться с поставленной задачей. Весной природа меняется каждый день: зацветают новые цветочки, прилетают птицы; на улице становится все теплее и теплее поэтому мы обязательно еще понаблюдаем за изменением природы в это прекрасное время года и определим, какие еще изменения произошли в природе. |
Дети совместно с педагогом подводят итоги наблюдения, высказывают мнения по поводу полученной информации, выполненной работы, своего эмоционального состояния. |
Подведены итоги наблюдения; Обобщены полученные ребёнком знания и представления об изменениях, происходящих в природе весной |