a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Технологическая карта НАБЛЮДЕНИЯ

Автор: Котова Оксана Николаевна Опубликовано: 2022-06-12 12:17:53

Технологическая карта НАБЛЮДЕНИЯ

Образовательная область: познавательное развитие

Тема:Наблюдение за сезонными изменениями в природе весной «Весеннее пробуждение природы»

Возрастная группа: старшая

Цель:ознакомление с природой и природными явлениями весной,расширение представлений дошкольников об изменениях в природе, символизирующих наступление весны (появление почек на березе, таяние снега, появление травы) (в процессе наблюдения)

Задачи:

Образовательные:расширять и обогащать знания и представления детей о весенних изменениях в природе; 

учить устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями (сезон – растительность: весна - появление почек на березе, таяние снега, появление травы; повышение температуры воздуха – таяние снега).

Развивающие:развивать способность наблюдать, описывать, устанавливать причинно-следственные связи;

- развивать любознательность;

Воспитательные:воспитывать умение испытывать радость от прогулки, общения с природой; воспитывать бережное и заботливое отношение к природе.

Предварительная работа: Чтение художественной литературы о весне. Рассматривание тематического альбома «Времена года». Заучивание стихотворений о весне.

п/п

Этапы, продолжительность

Задачи этапа

Деятельность педагога

(методы, приемы)

Предполагаемая деятельность детей

Планируемый результат

1.

Организационно-мотивационный этап

(3 мин.)

Организовать детей,

Сконцентрировать внимание.

Переключение внимания детей на предстоящую деятельность, активизация интереса к ней:

Ребята, сейчас мы с вами пойдём на прогулку. Но сначала послушайте стихотворение и постарайтесь определить, о каком времени года в нем говорится

На снегу прозрачные

Льдинки - кружева

Первые проталины

Первая трава.

Организует беседу

-Когда наступает весна?

- Какие весенние месяцы вы знаете?

- А что происходит весной в природе? Что говорится в стихотворении?

- Много радости весна дарит людям. Но бывают и неприятности. На улице можно провалиться в снег и оказаться по колено в воде. На проверенной вчера тропинке можно встретить непроходимый ручей. Обманчив тёплый весенний ветерок, не заметишь, как простудишься.

- Как надо одеваться весной?

Внимательно слушают педагога, отвечают на его вопросы.

В стихотворении говорится о весне

После зимы

- март, апрель, май

- в лужах плещутся воробьи; появляются проталинки, трава

на улице становится теплее, прилетают птицы, появляется травка

- по погоде, но еще тепло, надевать резиновые сапоги

Дети сосредоточены,
сконцентрированы,
подготовлены к
последующей
деятельности;
У них появился интерес к

наблюдению;
Они слушают и
руководствуются
указаниями воспитателя.

Отвечают на вопросы воспитателя

2.

Основной этап

Этап постановки проблемы

Этап восприятия материала

Этап практического решения проблемы

(10 мин.)

Создать ситуацию, в которой возникает необходимость осуществления процесса наблюдения,

Создать условия для восприятия объектов природы

Закрепить представления детей о характерных признаках весны, учить их находить эти признаки самостоятельно

Поддерживать интерес к содержанию наблюдения

Развивать наблюдательность, внимательность

воспитывать бережное и заботливое отношение к природе

Мотивация (процесс вовлечения в деятельность):

- Ребята, вы в группе проговорили признаки наступления весны. А какие изменения с приходом весны произошли в природе на нашей площадке? Интересно, сможем ли мы узнать наши старых знакомых?

- Что для этого нужно сделать?

Сейчас мы пройдёмся по территории детского сада полюбуемся красотой весенней природы, и постараемся определить, какие изменения в ней произошли.

- Попробуем отыскать березу. Нам нужно найти признак наступившей весны. Внимательно посмотрите.

- Какая у нее кора, погладьте рукой? 

Определение совместно с детьми, что с одной стороны ствол березы теплее. Находим проталину у ствола дерева. Делаем вывод: проталина появилась с южной стороны дерева)

-Посмотрите внимательно на веточки березы? Что вы на них заметили?

-Что находится внутри почек?

Верно. А о чем говорит нам появление почек на деревьях?

- Березка не только красивое, но и полезное дерево.

Сережки березы служат кормом для птиц. Ранней

весной собирают сок березы. Березовый сок – это вкусный и полезный напиток. Сделав на березе надрез и

собрав сок, люди уходят, не поблагодарив березку. А что же произойдет с деревом дальше?

-Что нужно сделать, чтобы сок не тек дальше?

Верно. Сделанное отверстие надо обязательно замазать глиной.

- Ребята, а можно ломать ветки деревьев?

- Правильно! Молодцы. Природа нуждается в нашей защите. Нельзя ломать деревья, кусты, рвать и топтать цветы, мусорить, Природу надо любить.

-Давайте пройдемся дальше. Но у нас на пути много луж. По лужам можно ходить?

-Почему, это же интересно?

А как нам пройти, чтобы не замочить ноги?

Давайте пройдемся «змейкой»

Идем в колонне

С высоким подниманием колен

След в след

Широким шагом

Где мы еще можем найти

признаки весны? (Идем по участку, доходим до горки.)

-Ребята, что же с нашей горкой случилось?

-Почему она тает?

- Верно, молодцы!

- Пройдемся дальше.

-Давайте поищем еще признаки наступления весны.

Обратите внимание на землю. Земля покрывается молодой зеленой травкой.

-Где трава появилась, а где еще нет?

-Почему, как вы думаете?

Верно.

Участвуют в диалоге, высказывают свое мнение, основываясь на имеющихся представлениях, задают и отвечают на вопросы.

- постараемся.

- понаблюдать за ними и определить, какие изменения произошли

Наблюдают, рассматривают,

- Гладкая

Составляют связные высказывания, делают выводы

- маленькие комочки - почки

листочки, маленькие, зеленые

-о том, что наступила весна

- Ему будет больно, оно может погибнуть

- закрыть чем-то надрез

Нет, природу надо беречь, охранять

Нет

Можно заболеть, набрать воды в сапоги.

Между лужами

идут в колонне по одному обходя лужи (змейкой, по прямой - с высоким подниманием колен, след в след, приставным шагом, широким шагом.)

- она начала таять

Потому что наступила весна, стало теплее на улице

Там, где много солнца, там и травы много. А в тех места, где тень, трава еще не взошла

Дети не утеряли интерес к

предстоящей деятельности.

У них возникла потребность в

получении новых знаний

и представлений.

Дети закрепили и обогатили знания о признаках наступления весны

3.

Заключительный этап.

(3 мин.)

Подвести итоги наблюдения;

Обобщить полученный ребенком опыт

Организует деятельность, направленную на подведение итогов, формулировку выводов, обобщение и систематизацию полученных знаний:

- Как вы считаете, ребята, наша природа пробудилась от зимнего сна? Давайте повторим признаки весны, которые мы сегодня увидели.

-Что нового вы сегодня узнали? Что наблюдали?

- Смогли ли мы ответить на вопрос, который ставили перед наблюдением?

-Молодцы! Вы сегодня были внимательными, наблюдательными, поэтому смогли справиться с поставленной задачей.

Весной природа меняется каждый день: зацветают новые цветочки, прилетают птицы; на улице становится все теплее и теплее поэтому мы обязательно еще понаблюдаем за изменением природы в это прекрасное время года и определим, какие еще изменения произошли в природе.

Дети совместно с педагогом подводят итоги наблюдения, высказывают мнения по поводу полученной информации, выполненной работы, своего эмоционального состояния.

Подведены итоги

наблюдения;

Обобщены полученные

ребёнком знания и представления об изменениях, происходящих в природе весной

Оставить комментарий: