Технологическая карта проведения занятия по ознакомлению с природой
Технологическая карта проведения занятия по ознакомлению с природой
Тема: Животный и растительный мир. Диагностическое занятие.
Цель: Определить уровень знаний о характерных особенностях животных и растений.
Планируемый результат:
1.Знают основные признаки представителей животного и растительного мира
2. Интересуются миром природы
3.Умеют анализировать, сравнивать, логически мыслить
Интеграция областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие
Форма работы: фронтальная
Основные понятия: животный мир, растительный мир
Материалы и оборудование: картинки с изображением птиц, животных, насекомых; трав, цветов, деревьев, кустов; знаки-правила поведения на природе
№ |
Этапы |
Действия воспитателя |
Действия детей |
Время |
1 |
Вводный |
Есть мир чудесный — он вокруг Воспитатель: ребята нам в группу сегодня пришло письмо от старичка – лесовичка, вот послушайте: «Ребята, к нам в лес пришла беда, листочки с деревьев опадают, веточки засыхают и животные из леса уходят. Это происходит потому, что люди мало знают о живой природе и перестали о ней заботиться, а если вы ответите на вопросы, природа почувствует поддержку, и лес опять будет жить прежней жизнью» Воспитатель: ребята, поможем Лесовичку и природе, ответим на вопросы, выполним задания? |
Дети: да |
3мин. |
2 |
Основной |
Воспитатель: и так, чтобы ответить на вопросы мы отправимся с вами в путешествие по станциям. И так хлопаем в ладоши и мы с вами на первой станции Станция «Явления природы» Игра «Бывает — не бывает»
Ледоход летом (не бывает) Листопад летом (не бывает) Дождь летом (бывает) Роса зимой (не бывает) Заморозки весной (бывает) Гроза летом (бывает) Метель летом (не бывает) Радуга летом (бывает) Град летом (бывает) Буран летом (не бывает) Иней зимой (бывает) Туман осенью (бывает) Капель летом (не бывает) Иней летом (не бывает) Мороз летом (не бывает) Лужи зимой (не бывает) Воспитатель: молодцы ребята, с первым заданием справились. Теперь хлопнем в ладошки и мы с вами оказались на следующей станции Станция «Экологическая» На магнитной доске висят знаки- правила поведения влесу. Воспитатель: Ребята, ваша задача объяснить что обозначают эти знаки: Игра «Подбери знак» - «Не разводить костёр», - «Не шуметь», - «Не ломать ветки», - «Не рвать растения», - «Не разорять птичьи гнёзда», - «Не трогать детёнышей животных». Воспитатель: молодцы ребята, можем продолжать двигаться дальше Следующая станция «Собирайка» Дети делятся на команды и собирают разрезные картинки с изображением животных. После того как собрали нужно рассказать о нём по схеме- алгоритму о животном на собранной картинке. Воспитатель: и животных вы ребята знаете, молодцы! Отправляемся дальше и следующая остановка «Спортивная» Физкультминутка «Вместе по лесу идём» Вместе по лесу идём, Не спешим, не отстаём. Вот выходим мы на луг. (Ходьба на месте.) Тысяча цветов вокруг! (Потягивания — руки в стороны.) Вот ромашка, василёк, Медуница, кашка, клевер. Расстилается ковёр И направо и налево. (Наклониться и коснуться левой ступни правой рукой, потом наоборот — правой ступни левой рукой.) К небу ручки протянули, Позвоночник растянули. (Потягивания — руки вверх.) Отдохнуть мы все успели И на место снова сели. (Дети садятся.) Воспитатель: Ну вот мы с вами немножко отдохнули. Можем дальше отправляться спасать лес и следующая станция «Станция Зелёная» Как вы думаете о чём будет речь на этой станции? Правильно, о растениях. На столах лежат картинки с изображением цветов, деревьев, трав, кустарников. 1. Расскажите чем деревья, отличаются от кустарников? Название, каких деревьев вы знаешь. 2. Какие названия цветов ты знаешь? 3. Как растения приспосабливаются к сезонным изменениям в природе? 4. Какие овощи и фрукты выращивает человек? Чем они полезны? 6.Посмотрите на картинки, разделите их по группам: деревья, кустарники, травы, цветы. 5.Относятся ли растения к живым существам? Как ты это определил? 6. Назовите органы растения и их функции. 7. Как нужно ухаживать за комнатными растениями? 8. Для чего растениям нужна вода? 9. Почему нужно рыхлить и удобрять почву? 10.Почему нужно беречь природу? Как человек использует растения в своей жизни? Воспитатель: молодцы ребята, на все вопросы ответили, и мы отправляемся на последнюю станцию «Звериная». Правильно на этой станции нас ждут вопросы о животных. (На магнитной доске разместить картинки с изображением насекомых». На столах картинки с изображением : зверей, птиц, рыб, насекомых.)
1. Назови, каких домашних животных, вы знаете? Почему они называются домашними? 2 . Какие звери живут в лесу? Почему их называют дикими? Как они кормятся? 3 . Каких животных, живущих в воде, вы знаете? Почему рыбы могут жить только в воде? 4 .Где живёт дождевой червяк? Что он делает с почвой? 5. Как называются птицы, улетающие на зиму? Каких перелётных птиц вы знаете? 6 . Назовите зимующих у нас птиц. Почему они так называются? 7. Покажите насекомое на картинке, назови его. Чем насекомые отличаются других животных? 8. Как животные приспосабливаются к сезонным изменениям в природе? 9.Посмотри на картинки и распредели их по группам: звери, птицы, рыбы, насекомые. 10. Относятся ли животные к живым существам? Как вы это определили? 11. Почему нужно охранять исчезающих животных? Что такое «красная книга»? Воспитатель: ребята, вы прекрасно справились, я думаю, в лесу теперь всё в порядке и Лесовичок остался доволен нашими ответами. |
Если ответ «да», дети хлопают , если «нет», топают
Дети объясняют значение знаков
Дети собирают разрезные картинки
Дети выполняют движения физкультминутки
Дети отвечают на вопросы, выполняют задания
Дети отвечают на вопросы, выполняют задания |
25 мин. |
3 |
Заключительный |
Воспитатель: Дорогие ребята! Мне очень приятно было, что вы так много знаете о природе и знаете, что нужно её беречь, и я надеюсь, что вы еще больше будете любить природу и оберегать ее. Нас в любое время года Учит мудрая природа. Птицы учат пению, паучок – терпению, Пчелы в поле и в саду обучают нас труду. Учит снег нас чистоте, учит солнце доброте. У природы круглый год обучаться нужно. Ведь ее лесной народ учит крепкой дружбе. |
2 |