консультация для педагогов
Консультация для воспитателей всех возрастных групп:
Труд как метод образовательной работы в детском саду имеет важное значение. Непосредственно соприкасаясь с предметами и явлениями природы, дети приобретают конкретные знания о ней, устанавливают некоторые связи между развитием растений и уходом за ними человека. Все это положительно влияет на развитие мышления, создаёт основу для материалистического миропонимания.
Огород в детском саду нужен для того, чтобы знакомить детей дошкольного возраста с природой и её сезонными изменениями. Трудовое и экологическое воспитание является важным фактором в воспитании и развитии ребёнка дошкольного возраста. Выполняя трудовые поручения на огороде, на клумбах, дети перенимают опыт, начиная с подготовки почвы для сеяния семян моркови, укропа, подсолнухов, кабачков; посадки картошки и лука, рассады помидор, перца, цветов. Развивающая среда служит не только объектом и средством деятельности ребёнка, но и позволяет формировать познавательные интересы, формирует предпосылки поисковой деятельности, внимательность, наблюдательность, активность. Совместный труд на огороде даёт возможность научиться ответственности, способствует формированию трудовых навыков и объединению детского коллектива. И, конечно, огород в детском саду, труд на свежем воздухе способствуют сохранению и укреплению здоровья ребят.
Систематический труд на огороде, в саду, цветнике и уголке природы повышает интерес к растениям и животным, помогает воспитывать у детей любовь и бережное отношение к объектам природы, способствует формированию трудолюбия и других нравственных качеств. Посильный физический труд оказывает полезное воздействие на общее развитие детей, способствует развитию функций анализаторов, и в первую очередь двигательного анализатора. Трудовое воспитание является необходимым, важнейшим условием успешной подготовки детей к обучению в школе. Дети, воспитанные с ранних лет в труде, отличаются в школе самостоятельностью, организованностью, активностью, опрятностью, умением себя обслужить.
Содержанием является уход за растениями и животными, выращивание овощей на огороде и т.д.
Лето – благоприятное время для решения многих задач в работе с дошкольниками, в том числе и познавательных. Огород является живой лабораторией под открытым небом. Это источник познаний природы. Здесь расширяем, углубляем, закрепляем представления воспитанников, полученные на занятиях в учебной деятельности. Знакомим детей с разнообразием культурных растений, их биологическими особенностями и технологией выращивания. Вместе с детьми устанавливаем зависимость развития и роста растений от факторов внешней среды и ухода за растениями. Работа на огороде позволяет детям приобрести полезные трудовые навыки. Именно здесь, на огороде формируется отношение к земле – как основному богатству страны, здесь закладывается любовь к Земле, к труду.
Летом следует планировать и трудовую деятельность:
- природоведческий труд – уход за грядками, цветами, сбор семян, опавших листьев для гербария;
2 младшая группа
Летом закрепляются и уточняются представления детей о деревьях, растущих на участке (две породы - ель, берёза); цветущих травянистых растениях (два вида – ноготки, бархатцы); имеющих ярко выраженные характерные признаки (форма листьев, окраска цветов).
Во время наблюдений дети узнают, что летом ярко светит солнце, становится жарко. На участке необходимо создать условия для игр с песком, водой, в которых будут закрепляться знания детей об их свойствах.
Летом следует организовать прогулки в ближайший лес, на луг, в сквер. Здесь не следует разрешать детям валяться на траве и мять ее, рвать цветы, срывать у растений листья. Возле водоёма можно наблюдать за полётом стрекозы, показать лягушку.
Труд на огороде: дети сажают 2-3 грядки: лук, бобы, горох, фасоль в заранее подготовленные бороздки. На одной из грядок воспитатель может посеять в присутствии детей семена редиса или репы. Всю работу по уходу за растениями надо проводить в присутствии малышей, привлекая их к посильному участию.
Ребенка младшего дошкольного возраста приучают к выполнению простейших поручений взрослых: с помощью воспитателя поливать растения, сеять крупные семена цветов, сажать лук, поливать растения на грядках, собирать овощи.
Средняя группа
Приучать детей наблюдать характерные явления летней природы и устанавливать простейшие связи между ними (ярко светит солнце - стало жарко, после дождя – трава зеленеет).
Формировать простейшие обобщения (редис, морковь – овощи, яблоки, груши - фрукты); подготовить к пониманию, что для роста растений нужны свет, влага, тепло; воспитывать способность замечать красоту природы. Нужно, чтобы дети приобрели навыки ухода за растениями на огороде, в цветнике. Летом закрепляются и уточняются представления детей о деревьях, растущих на участке (рябина, клён, берёза, липа и др.); цветущих травянистых растениях (колокольчик, настурция, лилия, ирис и др.);
Во время труда на огороде, в цветнике – при рыхлении, поливке - надо обращать внимание детей на различные свойства почвы (сухая, влажная) и изменение во внешнем виде растения до поливки, рыхления и после. В средней группе дети выполняют трудовые поручения самостоятельно, заботятся о растениях на участке вместе со взрослыми выращивают овощи, цветы (при вскопке очищают землю от камней и палок, систематически поливают грядки, клумбы, рыхлят землю, собирают овощи). Вся работа детей по уходу за растениями должна проходить под постоянным наблюдением педагога. Он показывает и объясняет, сколько воды надо растению, как рыхлить землю, чтобы не повредить корни.
Старшая группа
Расширять и обобщать представления детей о развитии растений под влиянием солнечного света, тепла; учить различать съедобные и ядовитые грибы, травянистые растения; упражнять в различении частей растений, формировать понятие о культурных и дикорастущих растениях, знакомить с трудом людей в парке, поле, на лугу, воспитывать любознательность, любовь, бережное отношение к природе.
Летом закрепляются представления детей о деревьях сада (яблоня, груша, вишня и др.), леса (ель, сосна, дуб); цветущих травянистых растениях цветника (пион, георгин, хризантема, маргаритки и др.);
Весной перекапывать, рыхлить землю, делать грядки и клумбы, сеять крупные и мелкие семена, ухаживать за растениями на огороде, в саду, в цветнике. Рыхлить землю, поливать, прореживать, пропалывать, подвязывать растения, собирать урожай – летом. Уметь правильно пользоваться лопатой, совком, граблями, лейкой.
Дети должны учиться пропалывать сорняки, собирать семена овощей и цветов. На участке при поливке растений следить за тем, чтобы дети хорошо смачивали почву. Время от времени детей привлекают к прополке растений, рыхлению земли на грядках, клумбах, а затем к сбору овощей, ягод, семян цветочных растений. Воспитатель учит детей правильно держать лейку при поливе, рыхлить, пропалывать.
Показав приёмы рыхлений междурядий, воспитатель раздает детям рыхлители и предлагает, чтобы каждый сделал то же на отведённом для него участке. Объясняет, что рыхлят за тем, чтобы корням растений поступал воздух. Такие виды ухода за растениями, как подвязывание, окучивание, подкормка, проводятся воспитателем в присутствии детей. Показ он сопровождает объяснением. Привлекая детей пяти-шести лет к труду в природе, важно учитывать их возрастные особенности и возможности: ведь именно этот вид труда требует от ребёнка подчас немалого физического напряжения, но посильная работа исключительно полезна для растущего, развивающегося организма.
Организуя труд детей на огороде, следует помнить, что детям дошкольного возраста посильно вскапывание только рыхлой земли, незатоптанной, ежегодно перекапываемой.
Помимо создания среды, обеспечивающей возможность проведения различных работ, большое значение имеет организация самой работы. Воспитатель должен заранее наметить план, ясно и чётко представить себе, чем именно он будет заниматься с детьми, определить последовательность работы и её дозировку, организовать работу так, чтобы все дети могли удовлетворить своё желание трудиться, чтобы всем хватило места, рабочего инвентаря, учебного материала.
Особенности труда в природе:
1) получение результата в форме материального продукта (овощи, фрукты);
2) часто имеет отсроченный результат (посеяли семена, затем ждём, пока взойдут и т.д.), поэтому воспитывает у детей наблюдательность и выдержку, терпение;
3) общение с живыми объектами развивает у детей нравственные чувства, бережное отношение, ответственность и пр.;
4) развивает познавательные интересы, способствует осознанию взаимосвязи между природными явлениями и объектами.
Условия воспитания детей в труде:
- Для того, чтобы дети трудились с удовольствием, необходимо создавать эмоционально-положительную атмосферу. Когда ребёнок видит, что взрослые трудятся с удовольствием, не «ропщут» на трудности, радуются удаче, результату, ему хочется трудиться так же. Важно, чтобы сам процесс труда доставлял детям радость. Для этого хорошо использовать музыку. Во время труда, не требующего большой умственной нагрузки, воспитатель включает магнитофон, проигрыватель с любимыми песнями детей или со спокойной красивой мелодией (если дети заняты ручным трудом), или с весёлой бодрой музыкой (если идёт уборка групповой комнаты перед праздником). Музыка не должна звучать громко. Она должна быть фоном для создания хорошего настроения. Хорошую эмоциональную атмосферу создают и обсуждение результатов труда, вручение наград. Награда за труд может быть моральной, но может быть и материализованной. Например, все, кто очень хорошо трудился, получают значок «Золотые руки», кто по своей инициативе помогал товарищам - значок «Кому помочь?» и т. п.
- Условием, обеспечивающим воспитательный успех трудовой деятельности, является организация материальной среды и трудового оборудования. Существуют определённые требования к трудовому оборудованию - к их размеру, материалу, окраске - и к организации труда дошкольников. Следовать требованиям обязательно, так как это является гарантией здоровья детей, а иногда и жизни. С точки зрения нравственного воспитания правильный подбор оборудования также важен. Это обстоятельство способствует более чёткой организации труда, своевременному включению в труд. Оборудования должно хватать для всех детей. Конечно, можно сказать ребёнку: «Подожди, сейчас Серёжа покопает, а потом отдаст лопату тебе. И ты будешь копать». Но лучше, чтобы воспитатель заранее отбирал нужное количество оборудования, а если его мало, продумывал, чем будут заниматься остальные дети. Неорганизованность расхолаживает детей и снижает интерес к труду. Надо, если это возможно, использовать бытовую технику. Прежде чем дети начнут применять оборудование, следует обучить их соответствующим способам и приемам: дать возможность подержать в руках, даже обыграть, затем показать способ действия и только, после этого объявлять о начале работы. Подбирая орудия труда, надо постараться, чтобы они соответствовали росту и силам детей: ведро и лейка (емкостью 1,5-2 л); железная лопата для перекопки земли (лоток лопаты 15х13 см, длина рукоятки 75-80 см); металлические грабли для рыхления, очистки поверхности почвы от камней и выравнивания поверхности гряд (длина рукоятки 100-110 см); метёлка для уборки сухих листьев и сора (длина палки 1 м); совок для выкапывания и посадки растений, окучивания и рыхления почвы (лоток 10x8 см) и др.
Очень хорошо, если детский сад имеет халатики на каждого ребёнка. Халатики избавляют воспитателя и детей боязни испачкать во время работы платье и от неприятных разговоров по этому поводу с родителями. Для поливки хорошо иметь клеенчатые фартуки с нагрудниками.
- Очень важно учитывать нагрузку, которую может испытать ребёнок, выполняя трудовые задания. Опасно перегружать детей. Недопустимо, чтобы ребёнок поднимал слишком тяжёлые для него вёдра с водой, песком, долго и много копал, продолжительный отрезок времени находился в одной позе и т. п. Утомление не только снижает интерес к труду, но и вредит здоровью. Однако плохо и обратное, когда ребёнку предлагаются слишком лёгкие для него задания или дают «детские» инструменты, такие, которые пригодны только для самых маленьких или игрушечные и не подходят для серьёзной работы. В зависимости от условий и возраста дети могут работать без перерыва от 10 до 20-30 минут.
- Условием, поддерживающим у детей желание трудиться, является учёт индивидуальных интересов, склонностей к тому или иному виду труда. Если мы реализуем личностно-ориентированную модель воспитания, то учитывать интересы детей обязательно. Правда, при этом нужно показывать ребёнку преимущество, которым обладает человек, умеющий многое и не отказывающийся от любого труда. Нельзя насильно заставлять ребёнка работать. Тонкость воспитательных воздействий как раз и заключается в умении педагога создавать такие условия, в которых он сам захочет работать.
- Трудом нельзя наказывать. Это правило ввёл еще А.С. Макаренко, но оно не утратило актуальности и сегодня. Труд для дошкольника - полезная и важная деятельность. Она оказывает влияние на общее развитие ребёнка: на познавательную сферу, волевое, эмоциональное развитие; способствует воспитанию эстетических чувств, нравственных качеств, влияет на развитие самооценки.
- При всяком виде трудовой деятельности детей воспитатель должен помнить об охране их здоровья: не перегревать детей, вовремя заканчивать работу, следить, чтобы дети не поранили друг друга лопатой, граблями и т.д.
- Также важнейшим педагогическим требованием является осознанность труда, что предполагает раскрытие перед ребёнком его цели, результатов и способов их достижения.
- Трудовая деятельность детей в природе должна систематически усложняться. Усложняются навыки ухода за растениями и животными, обогащается круг знаний, развиваются наблюдательность, планирующие умения детей.
- Трудовая деятельность должна быть регулярной. Воспитателю важно приобщить к ней каждого ребёнка.