Мастер-класс "Достижение успеха"
Документы для скачивания
Мастер–класс « Достижение успеха! » Автор: Краснова Наталья Геннадьевна Организация: «МБОУ Алексеевская СОШ№2 имени Героя Советского Союза Ивана Егоровича Кочнева» Населенный пункт: Республика Татарстан, Алексеевский район, п. г. т. А лексеевское. Конспект мастер- класса на тему: « Достижение успеха! » Цель: познакомить с приемами, которые повышают учебную мотивацию и способствуют достижению успех а. Задачи: Систематизировать приемы и методы создания ситуации успеха учащихся на уроке. Проанализировать влияние успеха на различные аспекты деятельности учащихся. Развитие коммуникативной компетентности педагогов. Создать условия для активного взаимодействия участников мастер- класса между собой. Прогнозируемые результаты: Расширение знаний о возможностях использования различных методов мотивации в образовательном процессе. Получение участниками мастер- класса практических навыков использования перечисленных методов в образовательном процессе. Целевая аудитория мастер- класса: педагогические работники школ. Форма проведения: деловая имитационная игра. Время: 30 минут. Материально- техническое оснащение мастер- класса: компьютер, интерактивная доска. Методическое сопровождение: презентация, раздаточный материал. Ход мастер- класса: Подготовительно- организационный момент Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня предлагаю Вам обсудить со мной интересную, на мой вз гляд, и актуальную для нас тему «Достижение успеха! » Слайд. Начать нашу встречу нам поможет снежинка. Давайте будем передавать ее друг другу из рук в руки, говоря друг другу добрые слова и пожелания. ( Участники передают из рук в руки снежинку, говорят друг другу комплименты и пожелания. ) Подарите друг другу тепло своей души в надежде на сотрудничество, взаимопонимание, взаимопомощь в работе. Слайд. За окном зима, а так хочется лета. Пусть эти маленькие бабочки напомнят вам о лете. Выберите одну, которая соответствует вашему настроению, посадите ее на свою ладонь, и посмотрите одну притчу( видео) “Всё в твоих руках”. ПРИТЧА" ВСЕ В ТВОИХ РУКАХ" Давным- давно в старинном городе жил Мастер, окружённый учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответа? » Он пошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошёл к Мастеру и спросил: — Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая? Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины. Не глядя на руки ученика, Мастер ответил: — Всё в твоих руках. Важно, чтобы в наших руках ребенок как эта бабочка чувствовал себя: любимым, нужным, а главное – успешным. Успешность каждого ребенка зависит не только от его способностей, но и от побуждения к действию. Если нет этого побуждения, то никакие большие способности не приведут ученика к успеху. Слайд. Тема моего мастер класса: «Достижение успеха! » Цель – познакомить вас с приёмами, которые повышают учебную мотивацию и способствуют достижению успеха! На разных этапах урока я использую различные приемы для побуждении достижения успеха обучающихся, например, такие как: ( слайд) Прием «Оратор». За 1 минуту убедите своего собеседника в том, что изучение этой темы просто необходимо. Прием «Автор». Если бы вы были автором учебника, как бы вы объяснили ученикам необходимость изучения этой темы? Прием «Профи». Исходя из будущей профессии, зачем нужно изучение этой темы? Прием «Кумир» На карточках раздать «кумиров по жизни». Пофантазируйте, каким образом они бы доказали вам необходимость изучения этой темы? Прием «Фантазёр» На доске записана тема урока. - Назовите 5 способов применения знаний, умений и навыков по этой теме в жизни. Прием «Верные- неверные утверждения». Предлагаю несколько утверждений по еще не изученной теме. Учащиеся выбирают «верные» утверждения, полагаясь на собственный опыт или просто угадывая. В любом случае они настраиваются на изучение темы, выделяют ключевые моменты, а элемент соревнования позволяет удерживать внимание до конца урока. На стадии рефлексии возвращаемся к этому приему, чтобы выяснить, какие из утверждений были верными. Прием «Лови ошибку». Объясняя материал, намеренно допускаю ошибку. Сначала учащиеся предупреждаются об этом заранее. Иногда им можно в случае обнаружения моей преднамеренной ошибки «сигналить» об этом интонацией или жестом. Надо научить учащихся мгновенно пресекать ошибки условным знаком или пояснением, если таковое требуется. Нужно поощрять внимание учащихся. Прием «Своя опора». Учащийся составляет собственную опорную схему или развернутый план ответа по новому материалу. Составление алгоритмов, памяток. Пример, алгоритм разбора слова по составу. Прием «Цветные поля». Прием интерактивного обучения. Учащийся, выполняя письменную работу, отчеркивает поля цветными карандашами. Цвета отражают разный смысл обращения к учителю. Красный – проверьте, исправьте ошибки. Зеленый – отметьте ошибки, я сам исправлю. Синий – укажите количество ошибок, я их сам найду и исправлю. Прием «Повторение с расширением». Учащиеся составляют серию вопросов, ответы на которые позволяют дополнить знания нового материала. Прием «Свои примеры». Ученики подготавливают свои примеры к новому материалу. Возможно также сочинение своих задач, выдвижение идей по применению изученного материала. Прием «Повторение с одновременным контролем ». Учащиеся составляют серию контрольных вопросов к изученному на уроке материалу в виде теста, кроссворда. Затем одни ученики задают В основе побуждения, как говорят психологи, потребности и интересы личности. Следовательно, чтобы добиться хороших успехов в учебе школьников, необходимо сделать обучение желанным процессом. - Посмотрите внимательно на этих людей и скажите, что общего между ними? Что их объединяет? ( Демонстрация портретов известных и успешных людей) - Действительно все эти люди добились успеха в жизни. Воспитание вдумчивого, творчески мыслящего, заинтересованного в своем труде ученика – одна из основных задач, стоящих сегодня перед школой. Ребенок, обучаясь, должен иметь возможность творить, фантазировать на доступном ему уровне. А если он к тому же свободен от боязни ошибиться, то всё это станет залогом успеха начи нающейся творческой креативно мыслящей личности. - Так что же такое успех? Какие качества мы должны воспитывать в наших детях, чтобы в будущем они стали успешными людьми? Практическая часть. ( Работа в группах) Задание для групп: Для того чтобы ответить на поставленные вопросы для начала нам необходимо разобраться с понятием успех. В начальных классах одним из эффективных приемов, активно воздействующих на познавательную деятельность учащихся, на их эмоциональную сферу, является творческая игра. Уважаемые коллеги, давайте разделимся на 3 группы. На некоторое время предлагаю Вам стать единым успешным творческим союзом. Ваша задача составить дерево успеха и оформить его на ватмане. На выполнение задания у вас есть 5 минут. 1 группа: Подобрать синонимы к слову УСПЕХ 2 группа: Подобрать прилагательные к слову УСПЕХ 3 группе ответить на вопрос: Что приносит человеку в жизни УСПЕХ? Проверка работы групп- Я вижу, что группы уже справились с заданием, поэтому давайте посмотрим, что у них получилось? Каждая группа размещает свою работу на дереве Успеха и комментирует ее. - Какие синонимы подобрали к слову УСПЕХ? - Какие прилагательные? Что приносит человеку в жизни Успех? В результате получается. Дерево понятия “успех”( дерево – яблоня на ватмане) Слайд - Вот видите, как много значений имеет понятие «успех». А вот какое определение успеха дается в словаре Сергея Ивановича Ожегова: УСПЕХ- 1. Удача в достижении чего- нибудь. 2. Общественное признание. 3. Хорошие результаты в работе, учебе. Настойчивость и воля к победе — два главных фактора успеха. Успех — это получение пользы из всего происходящего и наслаждение процессом. Если вы сфокусируетесь на этом и примите это определение, тогда успех на вашей стороне. Успеха часто добиваются те, кто не подозревает о неизбежности поражения. - Так какие же качества мы должны воспитывать в наших детях, чтобы в будущем они стали успешными людьми? ( Задание для всех групп) воспитанность, терпение настойчивость. чувство товарищества, способность к творчеству, любознательность, порядочность, честность, доброта, независимость, интеллектуальная развитость, послушание, предприимчивость, открытость, наличие собственных убеждений, уравновешенность, организованность, чувство юмора, эмоциональность, искренность, способность адаптироваться Энергичность Активность Аккуратность Работоспособность Креативность Самодисциплина Оптимизм Саморазвитие Коммуникабельность Список качеств, которыми должен обладать успешный человек, намного больше. Слайд Определение качеств успешной личности. Дети — это цветы жизни. Каждый родитель мечтает, чтоб его ребенок был трудолюбивым, образованным, ответственным, честным, талантливым, мастером своего дела. И роль учителя помочь детям в формировании этих качеств постараться их раскрыть. 1. Любознательность. Слайд рисунок плесени( Для всех групп) - Один американский писатель сказал: «Малые умы интересуются необычным, а великие – самым обычным». Я предлагаю вам посмотреть по новому на плесень, с интересом на обычные вещи. Опишите ее, что в ней вы видите необычного. ( Запишите на приготовленном листочке выберите одного человека, кто будет выступать с вашей коллективной работой. ( Защита) 2. Креативность. ( задание для групп) Предлагаю вам следующее качество- креативность. Задание для групп: Слайд Составить стихотворение, используя рифмы. 1. в окно Пурга Темно снега 2. елки Иголки Шарики фонарики 3. лед Год Ребят Подряд 3. Интеллектуальность Решить математическую задачу( задание для всех групп) Два отца, два сына нашли три апельсина и разделили их. Каждому досталось по целому апельсину. Как такое может быть? Это были дед, отец и сын 4. Коммуникабельность- Сейчас вашему вниманию мы представим такое качество успешного человека, как «КОММУНИКАБЕЛЬНОСТЬ». Круг с карандашами. Коллеги, это задание покажет вам, как важно уметь работать в паре и группе. Разбейтесь на пары, встаньте напротив друг друга на расстоянии 70—90 см. и возьмите два карандаша, прижав их концы подушечками указательных пальцев. Нужно, не выпуская карандашей, синхронно выполнять задания: двигать руками вверх—вниз, поворачиваться вправо—влево. Теперь встаньте в круг, стоящие рядом должны удержать подушечками указательных пальцев карандаши, не отпуская карандашей, синхронно: 1. Поднять руки, опустить их, вернуть в исходное положение. 2. Вытянуть руки вперед, отвести назад. 3. Сделать шаг вперед; два шага назад; шаг вперед( сужение и расширение круга) . 4. Наклониться вперед, назад, выпрямиться. При выполнении упражнения от участников требуются четкая координация совместных действий и соизмерение своих движений с движениями партнера. Задание практически невыполнимо, если каждый участник думает только о своих действиях, не ориентируясь на других. - Какие действия должен выполнять каждый из участников, чтобы карандаши в кругу не падали? А на что ориентироваться при их выполнении? Как установить с окружающими необходимое для этого взаимопонимание, научиться “чувствовать” другого человека? Достигли вы успеха в этом деле? Проверка работы в группах. - Поблагодарит е группы за их успешную творческую работу аплодисментами. - Что вы испытали во время аплодисментов? ( вопрос участника групп) ( радость) - Получается, когда человек успешен, он испытывает радость. Мы с вами рассмотрели качества, которыми должен обладать человек, чтобы прийти к УСПЕХУ. РЕФЛЕКСИЯ- Главный смысл деятельности учителя состоит в том, чтобы создать каждому ребенку ситуацию успеха и дать ему возможность пережить радость достижения, осознать свои способности, поверить в себя- т. е. развить мотив достижения успеха. - Сейчас я предлагаю вам посмотреть и послушать притчу и задуматься над её смыслом. ПРИТЧА О ЛЯГУШКЕ, КОТОРАЯ ДОШЛА ДО ЦЕЛИ. " Собрались как–то несколько лягушек вместе и разговорились о жизни. — Как жаль, что болото, в котором мы живём такое маленькое. Суметь бы добраться до соседнего болота, говорят, что там значительно лучше и удобнее! – сказала одна лягушка. — А я слышала, что где- то в горах есть замечательное место! Там чистое большое озеро, заросшее кувшинками, свежий воздух, и нет мальчишек- хулиганов, – мечтательно произнесла вторая лягушка. — Что говорить об этом? – вступила в разговор большая жаба. – Всё равно вы туда никогда не сможете добраться! — Почему это? Мы лягушки можем всё, если захотим! Правда, друзья? – сказала лягушка- мечтатель, – давайте докажем этой вредной жабе, что мы сможем добраться до озера в горах! — Давайте! Давайте! Все вместе переберемся в большое чистое озеро! – заквакали лягушки на разные голоса. Все отправились готовиться к переезду, а старая жаба направилась рассказывать о глупой мечте лягушек остальным жителям болота. В день, когда лягушки собрались в путь, все, кто остался в родном болоте, стали кричать и отговаривать их от этого поступка: «Куда вы уходите лягушки, то, что вы задумали невозможно! Вы не сможете дойти до пруда, оставайтесь лучше в своём болоте! » Но лягушки никого не слушали и отважно двинулись в путь. Шли они несколько дней, многих из них выбились из сил, потеряли надежду добраться до места и отказались от своей цели, поворачивая обратно в родное болото. Все, кто встречался лягушкам на их нелёгком пути, отговаривали их от этой безумной затеи, убеждая их в невозможности достижения поставленной цели. Постепенно компания лягушек становилась всё меньше и меньше и в итоге только одна лягушка не свернула с пути, дошла до чистого красивого озера и поселилась в нём. Почему она смогла это сделать, ведь она была не сильнее других? Оказалось, что эта лягушка была глухая и не слышала, тех, кто говорил, что достичь озера невозможно. Она просто шла к своей цели" . - В чём вы увидели смысл этой притчи? Наверное, вы со мной согласитесь, она отражает основную проблему многих взрослых людей, в том числе и учителей, которые изначально проектируют ребёнка на неудачу. Внушить ребенку веру в себя, прикоснуться рукой к его плечу, отдать ему свое сердце, открытое для добра и сочувствия- залог успешного воспитания. - Каждый ребёнок должен чувствовать себя любимым, нужным, успешным. Успех, как известно, рождает успех. В школе не должно быть неудачников. Главная заповедь учителя – заметить даже самое маленькое продвижение ученика вперёд и поддержать его успех. «Успех должен быть доступен каждому ребенку. Если ребенку удается добиться успеха в школе, то у него есть все шансы на успех в жизни» писал Уильям Глассер. Скажите, пожалуйста, считаете ли Вы себя счастливыми людьми? Я тоже себя считаю счастливым человеком. А значит, каждый из нас является успешным человеком. Путь к достижению успеха найден. И как бы ни считали окружающие, только каждый из нас сам определяет, на каком участке сложного пути находится. - Я от всей души желаю, чтобы успех вам сопутствовал во всём! СЛАЙД. Спасибо, за внимание!