Проект "Речевое развитие детей в раннем возрасте посредством дидактической игры"
Документы для скачивания
Муницип альное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 3 «Ласточка» Речевое развитие детей в раннем возрасте посредством дидактической игры Практик о- ориентированный, творческий проект Срок реализации проекта: долгосрочны й( март 2022- май 2022) Мысковский городской округ, 2022 Разработчики проекта: Воспитатели 1 младшей группы « Кнопочки»: Канина Светлана Александровна Мансурова Олеся Александровна Учитель – логопед: Иванова Марина Владимировна Проект «Развитие речи посредством дидактической игры» может быть реализован в любых дошкольных образовательных учреждениях. Данный проект рекомендован воспитателям, специалистам ДОУ и родителям для решения проблем по развитие речи детей раннего возраста посредством дидактических игр. Дидактические игры — незаменимое средство обучения детей преодолению различных затруднений в умственной и нравственной их деятельности. Эти игры таят в себе большие возможности и воспитательного воздействия на детей дошкольного возраста. Дидактические игры, представленные в проекте, могут быть модифицированы и адаптированы под конкретную группу детей. Содержание 1. Паспорт проекта. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3 2. Актуальность проекта. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3 3. Предполагаемый результат. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5 4. Результаты проекта. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5 5. Этапы проекта. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6 6. Вывод проекта. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7 7. Приложения. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8 8. Список литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 42 Паспорт проекта Тип проекта: практико- ориентированный, творческий. Вид проекта: групповой Участники проекта: дети 1 младшей группы, родители воспитанников, воспитатели группы, учитель- логопед. Срок реализации проекта: долгосрочны й( март 2022- май 2022) Проблема многих детей раннего возраста, пришедших из дома в детский сад, это недостаточно развитая речь. Не каждого ребенка легко побудить к активной речевой деятельности. У некоторых пропадает интерес во время занятий и игр и, естественно, появляется отставание от сверстников. Преодолеть такое положение стало возможно в результате поиска более интересных форм воспитания и обучения, создания атмосферы сотрудничества в группе, дающей каждому ребенку веру в возможность движения вперед. Актуальность проекта Сегодня вопросы развития правильной речи у детей дошкольного возраста очень актуальны, т. к. развитие речи является одной из важнейших задач воспитания детей. Благодаря речи малыш познаёт окружающий мир, накапливает знания, расширяет круг представлений о предметах. При помощи речи выражает свои потребности, выказывает свои чувства и переживания. В процессе развития речи ребёнок овладевает языком. Наша задача – помочь детям развивать речь. Речь можно развивать различными способами: устная форма, мелкая моторика, а также при помощи игры. Игра – основной вид деятельности ребёнка, она вызывает многогранное влияние на психическое развитие ребёнка. В игре дети овладевают новыми навыками и умениями, знаниями. Только в игре осваиваются правила человеческого общения. Вне игры не может быть достигнуто полноценное и волевое развитие ребёнка, вне игры нет воспитания личности. Дидактические игры – широко распространенный метод словарной работы. Словарные игры проводятся с игрушками, предметами, картинками и на вербальной основе( лексические упражнения) . Игровые действия в словарных играх дают возможность, главным образом, активизировать имеющийся запас слов. Словарные дидактические игры помогают развитию как видовых, так и родовых понятий, освоению слов в их обобщенных значениях. В этих играх ребенок попадает в ситуации, когда он вынужден использовать приобретенные ранее знания и словарь в новых условиях. Гипотеза О важности игры в жизни дошкольников свидетельствуют как житейские наблюдения и педагогический опыт, так и отечественная психологическая наука, которая установила, что игра для развития ребенка- дошкольника имеет решающее значение. Работа по развитию речи детей будет эффективна через применение дидактических игр. Принципы реализации проекта: - Учёт возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников; - Доступность предлагаемого материала; - Последовательность – предусматривает постепенное усложнение заданий; - Систематичность – если не соблюдать системы, то процесс развития воспитанников замедляется. Цель проекта: развитие речевой активности детей раннего возраста посредством дидактической игры Задачи: 1. Развивать у детей в раннем воз расте мелкую моторику рук, активный и пассивный словарь. 2. Способствовать познавательной активности, творческим спо собностям, воображению, мышлению, фантазии. 3. Создать условия для развития речи детей посредство м дидактических игр Предполагаемый результат: В результате реа лизации данного проекта предпола гается, что дети смогут: 1. Воспринимать и представлять предмет и явления, анализировать их, сравнивать, обобщать через дидактическую игру; 2. Ориентироваться в 5 цветах, называть их, подбирать по образцу; 3. Ориентироваться в трех и более контрастных величинах; 4. Ориентироваться в соотношении плоскостных фигур( круг, овал, квадрат, треугольник) ; 5. Сравнивать, соотносить, группировать однородные предметы по цвету, форме, величине; 6. Составлять целое из 4- х частей разрезных картинок, складных кубиков; 7. Различать предметы по форме( кубик, кирпичик, шар) ; 8. Развивать исследовательские действия предметов на ощупь; 9. Играть рядом, не мешая друг другу. В результате реализации данного проекта предполагается, что воспитатели смогут: 1. Пополнить РППС по развитию речи посредством дидактических игр; 2. На основании достигнутых результатов наметят дальнейшую работу по данному направлению. В результате реализации данного проекта предполагается, что родители смогут: 1. Сблизи тся с детьми и педагогами; 2. Будут п роявлять больше интерес к событиям, происходящим в детском саду; 3. Получат необходимые знания по данной теме, станут более информированными в вопросе проведения дидактических игр с детьми дома. Этапы реализации проекта 1 этап- подготовительный 1. Диагностика; 2. Подготовка дидак тических игр для развития речи; 3. Пополнение и обновление речевого уголка дидактическими играми в группе; 4. Работа с родителями: ознакомление родителей с т емой, целями и задачами проекта; 5. Рекомендации родителям в изготовлении дида ктических игр для развития речи. 2 этап- практический 1. Изготовление дидактических игр; 2. Созда ние картотеки дидактических игр; 3. Изготовление атрибутов к дидактическим играм; 4. Использование дидактических игр для развития речи детей в разных видах деятельности; 5. Проведение Мастер- класса « Ди дактические игры как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО». 3 этап- заключительный Диагностика Работа с детьм и 1. Рассматривание иллюстраций; 2. Слушание потешек; 3. Использование дидактических игр по развитию речи. Работа с родителями. Консультации: 1. «Использование дидактических игр в 1 младшей группе ( дети 2–3 лет) »; 2. «Организация дидактических и развивающих игр в условиях семейного воспитания. Проду к ты проекта- Презентация проекта- Проведение мастер – класса для родителей по ознакомлению и изготовлению дидактических игр « Ди дактические игры как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО»- Создание картотеки дид актических игр по развитию речи- Организация предметно- развивающей среды( наличие разнообразных дидактических игр для развития речи детей и обогащение активного и пассивного словаря детей) . Полученный результат В результате реализации данного проекта у детей повысился уровень развития речи: расширился и активизировался словарный запас на основе игровой деятельности, обогатились представления о ближайшем окружении; дети свободно и доброжелательно общаются со взрослыми и сверстниками. Вывод: разработка и реализация проекта заключается в том, что использование дидактических игр позволяет повысить уровень развития речи детей дошкольного возраста. Речь – великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом. Речь объединяет людей в их деятельности, помогает понять, формирует взгляды и убеждения. Речь оказывает человеку огромную услугу в познании мира. Однако на появление и становление речи природа отводит человеку очень мало времени – ранний и дошкольный возраст. Всякая задержка, любое нарушение в ходе развития речи ребенка отражаются на его деятельности и п оведени и. Приложение 1 Краткое содержание картотеки дидактических игр № Название игры Задачи игры I- ый блок игр «Игры с предметами» Игры по изучение цвета и формы предмета 1. «Спрячь мышку» Формировать представления детей о 4- х основных цветах. 2. «Подбери по цвету» Формировать представления детей о 4- х основных цветах. Учить детей выделять цвет, как признак предмета. 3. «У кого какое платье» Учить детей выбирать предмет по слову, обозначающему цвет. Группировать оттенки одного цветового тона. 4. «Курочка и цыплята» Обратить внимание детей на то, что цвет является признаком разных предметов и может служить для их обозначения. 5. «Елочки и грибочки» Учить детей чередовать предметы по цвету. 6. «Разноцветные бусы» Учить детей чередовать предметы по цвету. 7. «Помоги матрешке найти свои игрушки» Формировать у детей умение группировать однородные и соотносить разнородные предметы по цвету. 8. «Угостим медведя ягодой» Учить детей выбирать предметы названного цвета из нескольких предложенных, развивать координацию и мелкую моторику рук. 9. «Собери букет в вазу» Учить детей группировать предметы по цвету. 10. «Разноцветные шары» Учить детей соотносить предметы по цвету. 11. «Подбери чашки к блюдцам» Учить детей соотносить предметы по цвету. 12. «Варежки» Учить детей соотносить предметы по цвету. 13. «Магазин игрушек» Учить детей группировать предметы по цвету. 14. «Открой коробочку» Упражнять детей в умении открывать и закрывать коробочку, развивать координацию движения рук. 15. «Укрась елочку шарами» Упражнять детей в различении основных цветов, формы: круга. 16. «Веселые зонтики» Упражнять в различении и назывании основных цветов, формы: круга. 17. «Наряди снеговика» Упражнять в различении и назывании основных цветов, формы: круга. 18. «Цветные варежки» Упражнять в различении и назывании основных цветов, формы: круга; в умении соотносить цвет. 19. «Кораблики» Упражнять в различении и назывании основных цветов, формы: круга. Игры, на определение формы предмета 1. «Подбери фигуру» Формировать представления детей о геометрических фигурах. 2. «Кому какая форма» Учить детей группировать геометрические фигуры по форме, отвлекаясь от цвета и величины. 3. «Геометрическое лото» Учить детей сравнивать форму изображенного предмета с геометрической фигурой и подбирать предметы по геометрическому образцу. 4. «Какой это формы» Учить детей чередовать предметы по величине. 5. «Круг, квадрат» Учить детей группировать предметы по форме. 6. «Волшебная коробочка» Учить детей проталкивать предметы данной формы в соответствующие отверстия. 7. «Заштопай штанишки» Учить детей вставлять предметы данной формы в соответствующие отверстия. 8. «Веселые человечки» Учить детей группировать предметы по форме. Игры на определение величины предмета 1. «Большие и маленькие» Учить детей чередовать предметы по величине. 2. «Какой мяч больше? » Учить детей различать предметы по величине и выбирать их по словесному указанию. 3. «Поручения» Учить детей различать и называть игрушки, а также выделять их размер; развивать слуховое восприятие детей, совершенствовать понимание речи. 4. «Куклы заблудились» Учить детей группировать предметы по величине. 5. «Башня» Формировать представления детей об относительности величины предметов: дать представления об отношениях по величине между плоскими предметами и объемными предметами. 6. «Что там? » Учить детей устанавливать отношение трёх предметов по величине при составлении матрешки. 7. «Сбор фруктов» Развивать у детей глазомер при выборе по образцу предметов определенной величины. 8. Лото «Цвет и форма» Формировать у детей представления о геометрических формах. Учить детей ориентироваться одновременно по двум признакам: цвет и форма. 9. «Узкая и широкая дорожка» Формировать у детей умение плотно прикладывать кирпичики длинной стороной друг к другу, распределять постройки по поверхности. Продолжать учить детей играть с постройками. Вызывать речевую активность детей. 10. «Построим комнату для куклы» Показать детям, что из кубиков и кирпичиков можно построить комнату для куклы; стул, стол, кровать, диван. Учить сооружать одновременно несколько предметов, отличающихся по конструкции и назначению. Привлекать интерес детей к постройке, возбуждать интерес детей к игре. 11. «Сложи личико» Учить детей составлять лица из отдельных элементов, развивать мелкую моторику рук и обогащать тактильные ощущения детей, воспитывать интерес детей к мимике человеческого лица. Игры, на развитие тактильных ощущений 1. «Чудесный мешочек» Учить детей узнавать предметы по характерным признакам, нахождение предметов на ощупь. 2. «Определи на ощупь» Учить детей определять отличия знакомых предметов на ощупь; учить сравнивать предметы на ощупь по длине, величине, ширине. 3. «Платочек для куклы» Учить детей определять фактуру материала на ощупь. 4. «Узнай фигуру» Учить детей находить геометрические фигуры на ощупь по зрительно – воспринимаемому образцу. 5. «Найди пару» Учить находить одинаковые по фактуре материала предметы на ощупь. Упражнения и действия с предметами 1. «Сложи матрешку» Учить детей сравнивать и различать одни и те же предметы, отличающиеся по величине. 2. «Собери пирамидку» Учить детей собирать пирамидку в определенной последовательности: от большего к меньшему. 3. «Собери бусы» Учить детей собирать бусы. Формировать у детей навыки нанизывания бусин на нитку. 4. «Построй башенку» Учить детей строить башенку согласно заданному действию: из одного или чередования определенных цветов согласно команде воспитателя или подбора размера кубиков. Упражнения, способствующие развитию мелкой моторики 1. «Прищепки» Развивать мелкую моторику рук детей. Учить детей прищипывать прищепки к силуэтам животных и предметов. Развивать знания цветов у детей. 2. «Пробочки» Развивать мелкую моторику рук. Закреплять знания цветов способом прикручивания разноцветных пробок к соответствующим по цвету горлышкам. 3. «Застежки» Для развития мелкой моторики рук детей используются различные виды застежек. 4. «Крупа» Развивать мелкую моторику рук детей. Игры, направленные на развитие экологических знаний детей 1. «Собери снеговика» Развивать умения детей выполнять действия с предметами разной величины, тренировка мелкой моторики рук. 2. «Найди детеныша для мамы»( пазл) Учить детей правильно находить и называть детенышей каждого животного. 3. «Во дворе» Развивать речевой слух и звукоподражание детей. 4. «Узнай и назови» Учить детей называть овощи и фрукты, их цвета и формы. 5. «Гав- гав» Закреплять произношение звуков по подражанию. 6. «Что в корзиночке лежит? » Учить детей находить и называть овощи и фрукты; их цвет, форму и вкусовые качества. 7. «Найди что покажу» Учить детей находить предмет по слову – названию. 8. «Чудесный мешочек» Учить детей узнавать предмет при помощи одного из анализаторов. Искать на ощупь спрятанный предмет. 9. «Чьи детки? » Закреплять знания детей о животных и их детенышах. 10. «Да или нет» Закреплять знания детей о частях тела котенка и какие звуки он издает. 11. «Заполни аквариумы» Закреплять умения детей различать цвета, находить предмет нужного цвета. 12. «Во саду ли в огороде» Учить детей различать и называть овощи и фрукты II- ой блок игр «Словесные игры» 1. Беседы по картинкам Рассматривание сюжетных картин. Обсуждение нарисованного: кто изображен на картинке, что каждый делает, что было бы если…. и т. д. 2. Выполнение различных поручений по приобщению детей к трудовой деятельности Учить детей выполнять различные поручения согласно команде воспитателя. Приобщать детей к трудовой дисциплине. Учить детей получать удовольствие от проделанной работы, учить детей доводить начатое дело до конца. 3. «Что в коробочке лежит? »( Игры на отчетливое произношение) Учить детей различать, называть и правильно произносить предметы, лежащие в коробочке. Учить детей для каждого предмета называть его функцию. П риложение 2 Дидактические игры Продолжение приложения 2 Продолжение приложения 2 Продолжение приложения 2 Продолжение приложения 2 Продолжение приложения 2 Продолжение приложения 2 Окончание приложения 2 Приложение 3 Продолжение приложения 3 Продолжение приложения 3 Окончание приложения 3 Рекомендации родителям Чаще играйте с детьми в разнообразные дидактические игры: настольные, сюжетные, подвижные. Ведь ребёнку очень важно ваше участие в игре. Стать партнером в игре- значит занять место сотрудничества, взаимопонимания. Взрослый, вступивший в игру, незаметно руководит ею, показывает игровые действия с новой игрушкой. Если ребёнок просит вас поиграть с ним, не отказывайте ему и себе в этом удовольствии. И вы увидите, что игра принесёт не только радость от общения, но и обогатит внутрисемейные отношения. Таким образом, при последовательной и систематической работе и тесном контакте с родителями, мы, педагоги можем достичь положительных результатов по формированию и развитию речи у дошкольников с раннего возраста. Приложение 4 Памятки, буклеты для родителей Приложение 5 Консультация для родителей Использование дидактических игр в 1 младшей группе ( дети 2–3 лет) Ранний возраст- самое благоприятное время для сенсорного воспитания, которое обеспечивает полноценное восприятие окружающего мира, что способствует умственному, физическому, эстетическому развитию детей. Лучший способ развивать и закреплять сенсорные навыки у ребенка – это превращать любые занятия и обязанности в игру, т. к. предметная игра является ведущим видом деятельности. В игре ребенок развивается физически, приучается преодолевать трудности. У него воспитывается сообразительность, находчивость, инициатива. С помощью дидактических игр воспитатель осуществляет сенсорное воспитание детей, развивает познавательные процессы ( любознательность, понимание взаимосвязи простейших явлений и т. д. ) . Он использует игру как средство развития мышления, речи, воображения, памяти, расширения и закрепления представлений об окружающей жизни. Большое значение в сенсорном воспитании имеет формирование у детей представлений о сенсорных эталонах – общепринятых образцах внешних свойств предметов. В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи. В качестве одного из методов сенсорного воспитания применяются дидактические игры и упражнения, позволяющие шире приобщать детей к текущей жизни в доступных им формах интеллектуальной и активной практической деятельности, нравственных и эстетических переживаниях. Продолжение приложения 5 Дидактическая игра приобретает всё большее значение, однако в практике воспитания детей она ещё исполь зуется недостаточно. Между тем, наряду с использованием представлений о форме, цвете, величине и др. , она составляет одну из основ умственного воспитания, всестороннего развития и формирования познавательных способностей реб ё нка. Богатые возможности для сенсорного развития и совершенствования ловкости рук таят в себе народные игрушки: башенки, матрешки, неваляшки, разборные шары, яйца и многие другие. Детей привлекают красочность этих игрушек, забавность действий с ними. Играя, ребенок приобретает умение действовать на основе различения формы, величины, цвета предметов, овладевает разнообразными новыми движениями, действиями. И все это своеобразное обучение элементарным знаниям и умениям осуществляется в формах увлекательных, доступных ребёнку. Народная мудрость создала дидактическую игру, которая является для маленького ребенка наиболее подходящей формой обучения. Обучающее воздействие необходимо как в семье, так и в детских учреждениях. Вводить новые игры нужно постепенно. Они должны быть доступны детям и вместе с тем требовать определенного напряжения сил, способствовать их развитию и самоорганизации. Характерные особенности дидактических игр заключаются в том, что они создаются взрослыми с целью обучения и воспитания детей. Однако, созданные в дидактических целях, они остаются играми. Ребенка в этих играх привлекает, прежде всего, игровая ситуация, а играя, он незаметно для себя решает дидактическую задачу. Каждая дидактическая игра включает в себя несколько элементов, а именно: дидактическую задачу, содержание, правила и игровые действия. Продолжение приложения 5 Основным элементом дидактической игры является дидактическая задача. Она тесно связана с программой занятий. Все остальные элементы подчинены этой задаче и обеспечивают ее выполнение. Дидактические задачи разнообразны. Это может быть ознакомление с окружающим( природа, животный и растительный мир, люди, их быт, труд, события общественной жизни, развитие речи, ( закрепление правильного звукопроизношения, обогащение словаря, развитие связной речи и мышления) . Дидактические задачи могут быть связаны с закреплением элементарных математических представлений. Большая роль в дидактической игре принадлежит правилам. Они определяют, что и как должен делать в игре каждый ребенок, указывают путь к достижению цели. Правила помогают развивать у детей способности торможения ( особенно в младшем дошкольном возрасте) . Они воспитывают у детей умение сдерживаться, управлять своим поведением. Детям младшего дошкольного возраста очень трудно соблюдать очередность. Каждому хочется первым вынуть игрушку из «чудесного мешочка», получить карточку, назвать предмет и т. д. Но желание играть и играть в коллективе детей постепенно подводит их к умению тормозить это чувство, т. е. подчиняться правилам игры. Благодаря наличию игровых действий дидактические игры, применяемые на занятиях, делают обучение более занимательным, эмоциональным, помогают повысить произвольное внимание детей, создают предпосылки к более глубокому овладению знаниями, умениям. Продолжение приложения 5 В дошкольной педагогике все многообразие дидактических игр объединя ется в три основных вида: игры с предметами, игрушками, природным материалом, настольно- печатные и словесные игры. В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. С их помощью дети знакомятся со свойствами предметов: цветом, формой, качеством. В играх решаются задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности. Для детей младшей группы даются предметы, резко отличающиеся друг от друга по свойствам, так как дети этой группы еще не могут находить слабозаметные различия между предметами. К таким играм относятся: «Кукла Катя обедает. », «Кукла Катя собирается на прогулку», «Что изменилось? », «Чудесный мешочек», «Узнай на вкус», «Выбери предмет», «Посуда», «Третий лишний» и т. д. Настольно- печатные игры – интересное занятие для детей. Они разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино. Самое простое задание в подборе картинок по парам – нахождение среди разных картинок двух совершенно одинаковых: две шапочки, две машины и т. д. Затем задание немного усложняется: ребенок объединяет картинки не только по внешним признакам, но и по смыслу. Предметы, изображенные на картинке, могут быть разные по форме и цвету, но их объединяет принадлежность к одному виду предметов. Подбор картинок по общему признаку ( классификация) . «Что растет в лесу ( саду, огороде) ». Запоминание состава, количества и расположения картинок: «Отгадай, какую картинку спрятали», «Что изменилось? ». Описание, рассказ по картинке с показом действий, движений. Продолжение приложения 5 Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В младших группах игры со словами направлены в основн ом на развитие речи, воспитание правильного звукопроизношения, уточнение, закрепление и активацию словаря, развитие правильной ориентировки в пространстве. К таким играм относятся: «Угадай, кто позвал», «Игры с пальчиками», «Идет коза рогатая», «Петушок», «Птицы и автомобиль», «Солнечные зайчики», «Еду- еду» и др. Дидактические игры способствуют формированию у детей психических качеств: внимания, памяти, наблюдательности, сообразительности. Они учат детей применять имеющиеся знания в различных игровых условиях, активизируют разнообразные умственные процессы и доставляют эмоциональную радость детям. Игра незаменима как средство воспитания правильных взаимоотношений между детьми. В ней ребенок проявляет чуткое отношение к товарищу, учится быть справедливым, уступать в случае необходимости, помогать в беде и т. д. Поэтому игра является прекрасным средством воспитания коллективизма. Дидактические игры способствуют и художественному воспитанию — совершенствованию движений, выразительности речи, развитию творческой фантазии, яркой, проникновенной передаче образа. Дети всех возрастных групп играют в куклы. Такие игры, как «Угощение куклы», «Купание куклы», «Прогулка с куклой», «Укладывание куклы спать» и другие, используются в основном для закрепления, уточнения и расширения бытового словаря и развития связной речи, и меньше всего обращается внимание на использование этих игр с воспитательной целью. Окончание приложения 5 Кукла — любимая игрушка детей. Они обращаются с ней так, как мама обращается со своим ребенком. Это формирует у детей такие положительные качества, как бережное отношение к кукле, нежность, ласка, внимание, желание видеть куклу всегда чистой, опрятной, причесанной. Если взрослые будут прививать в процессе игр эти качества, — ребенок не бросит куклу на пол, не будет таскать ее за ногу. Многие дидактические игры подводят детей к обобщению и классификации, к употреблению слов, обозначающих обобщенные понятия ( чайная, столовая, кухонная посуда, мебель, одежда, обувь, продукты) . Дидактические игры — незаменимое средство обучения детей преодолению различных затруднений в умственной и нравственной их деятельности. Эти игры таят в себе большие возможности и воспитательного воздействия на детей дошкольного возраста. Приложение 6 Консультация для родителей Организация дидактических и развивающих игр в условиях семейного воспитания Цель: оказание помощи родителям в правильной организации дидактических и развивающих игр в условиях семейного воспитания. «Игра- это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток в представлении, понятии об окружающем мире. Игра- это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности». В. А. Сухомлинский. Детство- это особый мир, который сохраняется в душе человека на всю жизнь, если в нем царят счастье и радость быть самим собой. Мир фантазии, выдумки у детей связан с игрой. Во все исторические времена дети разных народов играли и играют, подражая взрослым, реализуя свои желания и творческие потребности. Игра- это самое важное, интересное и значимое для ребенка. Это и радость, и познание, и творчество. Игровая деятельность является ведущей для дошкольника. Умение играть ребенок приобретает в процессе своего развития. Правильно развивающийся ребенок- это, без сомнения, играющий ребенок. Игра- определенное отношение мира к ребенку и ребенка к миру, ребенка к взрослому и взрослого к ребенку, ребенка к сверстнику, сверстника к нему. Взрослые всегда стараются окружить своего малыша любовью, заботой, вниманием, лаской. Они стараются научить его радоваться жизни, доброжелательно относиться к окружающим. Хорошо, если всё это происходит в игре, т. к. именно она- желанная и незамени мая в детском возрасте. Продолжение приложения 4 Являясь ведущей формой жизнедеятельности ребенка, она развивает физические, психические, интеллектуальные способности и формирует эстетические чувства. Игра «держит в форме» все человеческие способности сообразительность, наблюдательность, ловкость, выносливость, умение общаться так, как этого требуют обстоятельства. Детская игровая культура служит приобщением ребенка к сообществу людей- взрослых и сверстников, поэтому совместная игровая деятельность является основой накопления культурного опыта и развития навыков творческой деятельности. Семья- это пространство, в рамках которого человек существует с момента рождения и на протяжении всей своей жизни. Современные условия жизни таковы, что дети часто могут играть только в детском саду, дома на игру просто не остается времени- родители поставлены в довольно жесткие условия. Они стараются дать детям как можно больше знаний, помочь получить достойное образование попытаться перенести игровую деятельность в семью. Игра и игровое общение с ребёнком в семье- это забота о его развитии, психологическом и эмоциональном здоровье. Создание благоприятной игровой среды дома, позволяют ребенку передавать впечатления и знания об окружающей действительности, полученные вне дома. Очень важно, чтобы взрослый в семье принимал участие в игре с ребенком, показывая малышу игровые способы, понимал важность игры для малыша. Через выполнение игровой роли осуществляется связь ребенка с миром взрослых. Именно игровая роль в концентрированной форме воплощает связь ребенка с обществом. Играя, ребенок легче устанавливает связь с миром взрослых и с миром вообще, у него появляются навыки внутреннего диалога, необходимого для продуктивного мышления. Продолжение приложения 6 Игра пронизывает всю жизнь ребёнка, особенно дома. Поэтому не использовать её, как средство воспитания в семье- большое упущение. Но, и как всякое средство педагогического воздействия, воспитание в игре требует от родителей постоянных наблюдений, размышлений и необходимости время от времени жертвовать своим личным временем: оторваться вечером от телевизора, не сходить в кино. Ребёнок очень рад минутам, подаренным ему родителями в игре. Общение в игре не бывает бесплодно для малыша. Чем больше выпадает дорогих минут в обществе близких ему людей, тем больше взаимоотношения, общих интересов, любви между ними в дальнейшем. Организуя игры с ребёнком, внимательно присмотритесь к нему, оцените его индивидуальные особенности. Цель дидактических и развивающих игр – реализация дидактической и игровой задачи. Дидактическая задача направлена на конкретизацию, уточнение, систематизацию знаний; усвоение способов умственной и практической деятельности; воспитание нравственного отношения к объектам и явлениям предметной, природной и социальной среды; на более глубокое изучение индивидуальных особенностей своих сверстников, самого себя. Дидактическая задача определяется взрослым. Для детей цель игры выступает в виде игровой задачи, которая иногда заложена в названии игры – «Угадай, кто позвал? », «Узнаем, что в чудесном мешочке? » и побуждает к активным действиям. Дидактические игры ( от слова «дидактика»- обучение) - это обучающие игры. Они направлены на закрепление определенных знаний и представлений детей. Например, на закрепление названий предметов и явлений, узнавание их по отдельным частям, классификацию предметов. Продолжение приложения 6 Дидактические игры могут помочь: - активизировать учебную работу на занятии, повысить активность и инициативу дошкольников; - дать ощущение свободы и раскованность, особенно нервным, слабым и неуверенным в себе детям; - улучшить взаимоотношения воспитателя с воспитанниками; - укрепить дружеские отношения в коллективе. Дидактические игры можно разделить на три основных вида. Игры с предметами- основаны на непосредственном восприятии детей, соответствуют стремлению ребенка действовать с предметами и таким образом знакомиться с ними. В играх с предметами дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различия предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов, величиной, цветом. При ознакомлении детей с природой в подобных играх используют природный материал( семена растений, листья, камушки, разнообразные цветы, шишки, веточки, овощи, фрукты и др. – что вызывает у детей живой интерес и активное желание играть. Примеры таких игр: «Не ошибись», «Опиши данный предмет», «Что это такое? », «Что сначала, что потом» и др. Настольно- печатные игры – это интересное занятие для детей при ознакомлении с окружающим миром, миром животных и растений, явлениями живой и неживой природы. Они разнообразны по видам: «Лото», «Домино», «Парные картинки». С помощью настольно- печатных игр можно успешно развивать речевые навыки, математические способности, логику, внимание, учиться моделировать жизненные схемы и принимать решения, развивать навыки самоконтроля. Продолжение приложения 6 Словесные игры – это эффективный метод воспитания самостоятельности мышления и развития речи у детей. Они построены на словах и действиях играющих, дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи: описывают предметы, выделяя характерные их признаки, отгадывают их по описанию, находят сходства и различия этих предметов и явлений природы. Развивающие игры ( от понятия «развитие») – это игры, направленные на развитие познавательных психических процессов ребенка( памяти, мышления, внимания, воображения, речи) , а также органов чувств( зрения, слуха, вкуса, осязания, обоняния) . Отличие развивающих и дидактических игр состоит в том, что дидактическая игра всегда несёт в себе две функции( 1- ая и главная – обучающая, 2- ая – развивающая) , а развивающая игра почти всегда имеет только одну функцию – развития( познавательные психические процессы и разные анализаторы) . Поэтому дидактическая игра всегда являются одновременно и развивающей, а развивающая игра далеко не всегда может быть дидактической. Одни и те же дидактические и развивающие игры необходимо повторять, но при повторении усложнять дидактическую задачу. Дома можно использовать разные игры для детей дошкольного возраста. При этом важно соблюдать ряд правил: - играть нужно каждый день; - количество игр не должно превышать 2 – 3- х в день; - начинать нужно с 3- 5 минут в день, постепенно увеличивая продолжительность игр до 15 мин. ; Окончание приложения 6- использовать в играх наглядный материал – картинки, игрушки, натуральные предметы; - говоря с ребенком, поворачиваться к нему лицом, чтобы он видел, как вы произносите слова; - говорить четко, внятно, использовать понятные ребенку слова, объяснять значение незнакомых слов; - поддерживать своего ребенка, хвалить даже за незначительные успехи. Изготовление дидактических игр своими руками Изготовить дидак тическую игру для детей раннего возраста совсем несложно. Главное — определиться, какую именно игру вы хотите сделать и какого вида: печатную или предметную. Атрибуты для игр с куклой( одежду, мебель) охотно помогут изготовить родители воспитанников. Мамы и бабушки свяжут шапки и шарфики, сошьют платьица и пальтишки. Папы сделают креслица, диваны, кроватки. Кукольную мебель можно расставить на коврике или на полке, а вот одежду и обувь лучше сложить во вместительную коробку, например, из- под обуви, и сделать яркую, красивую надпись. Всё большую популярность набирают игры с крышечками от пластиковых бутылок, прищепками, шнурками. Шаблоны для них можно найти и распечатать в интернете, а потом подобрать прищепки нужного цвета. Это игры «Ёжик», «Ёлочка», «Солнышко», «Подбери петушку пёрышки», «Почини машинку» и другие. Они служат развитию ловкости и скоординированности движений пальцев рук, воспитанию усидчивости, сосредоточенности, внимания, позволяют закрепить цвета, форму предметов. Приложение 7 Фотогалерея: Игры с прищепками, шнурками и крышками Такую простую и симпатичную гусеницу легко изготовить самостоятельно Окончание приложения 7 Можно предложить детям разложить в корзинки «ягоды» из крышек Основой для прищепок может быть ёжик, солнышко или божья коровка Список литературы 1. Бондаренко, А. К. Дидактические игры в детском саду. / А. К. Бондаренко. – М. : Просвещение, 1991. – с. 28. 2. Гербова, В. В. Занятия по развитию речи во второй младшей группе детского сада. / В. В. Гербова. – М. Издательство Мозаика- Синтез, 2007. – с. 59. 3. Нищ ева Н. В Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи( ОНР) с 3- 7лет. Издание 3- е, перераб. и доп. в соответствии с ФГОС ДО. - СПб. : ООО" ИЗДАТЕЛЬСТВО" ДЕТСТВО- ПРЕСС" , 2016. - 240с. 4. Микляева, Ю. В. Развитие речи детей в процессе их адаптации к ДОУ/ Ю. В. Микляева. - М. : Айрис- пресс, 2005. – с. 59. 5. Ушакова, О. С. , Струнина Е. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. - М. , 2004. Интернет- источники 1. https: / / yandex. ru/ images/ search? text= дидактические% 20игры% 20своими% 20руками% 20для% 20младшей% 20группы& amp; lr= 11288& amp; source= serp 2. https: / / www. prodlenka. org/ metodicheskie- razrabotki/ 333926- konsultacija- dlja- roditelej- ispolzovanie- dida