a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Конспект итоговой организационно-образовательной деятельности в группе общеразвивающей направленности №2 для детей с 5 до 7 лет: «Национальные костюмы, традиции и обычаи народов Пензенской области»

Автор: Никитина Людмила Анатольевна Опубликовано: 2022-07-05 16:05:18

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА КУЗНЕЦКА. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 7 города Кузнецка 442539, Пензенская область, город Кузнецк, улица Железнодорожная, дом № 1 В т. ( 8- 841- 57) 7- 18- 93 e- m а il: douds- 7@ mail. ru ИНН 5803014754 КПП 580301001 Конспект итоговой организационно- образовательной деятельности в группе общеразвивающей направленности №2 для детей с 5 до 7 лет: « Национальные костюмы, традиции и обычаи народов Пензенской области » Дата проведения: 15 октября 2019г. Воспитатель: Никитина Л. А 2019г. Цель: - формировать представления о том, что каждый народ имеет свою историю, культуру, традиции; Задачи Продолжать знакомить детей с разными народами, населяющими Пензенскую область, с традициями, обычаями и национальными костюмами. Закрепить знания о том, что для каждого человека малая Родина – это место, где он родился Обогащать и активизировать словарь детей: тюбитейка, калфак, панар, чак- чак, кокошник, косоворотка, рушник. Формировать умение выразительного чтения стих- ий Обеспечить двигательную активность; закрепление навыков ловли мяча двумя руками. Создать условия для совместной деятельности детей и их родителей Воспитывать уважительные, дружелюбные чувства к людям разных национальностей. Оборудование: дидактическая игра « Народы России », иллюстрации с изображением людей в национальных костюмах, мяч, национальные костюмы, а удиозапись национальной плясовой музыки, выпечка разных национальностей. Словарная работа: тюбетейка, калфак, панар, чак- чак. Предварительная работа: чтение сказок народов России, знакомство с народными промыслами, с бытом и традициями народов, прослушивание песен разных народов, разгадывание загадок. Работа с родителями: пошив национальных костюмов, выпечка национальных сладостей. Ход образовательной деятельности: Воспитатель: Сегодня в нашей гостиной присутствуют представители трёх самых многочисленных национальностей нашего города. - А в каком городе мы живём? - Дети: Кузнецк Воспитатель: Кузнецк- это наша малая Родина. Воспитатель: Ребята, а как вы понимаете слово Родина? Дети: Родина – это наша страна, это место, где наш дом, где живут наши родители и друзья, где находится наш город, наш детский сад. Воспитатель: Как вы думаете, а какие родственное слово есть к слову Родина? Дети: Слово – родной. Воспитатель: - Что оно обозначает? Дети: Самый близкий, как мама и папа. Воспитатель: Правильно, ребята, Родина бывает одна – как и родители, так же, как мама и папа, она нам очень дорога. Ведь это место, где вы родились, живете, где проходит ваше детство. Воспитатель: Все мы живём в одной стране, как она называется? ( Россия) Воспитатель: Страна – это не только прекрасные реки, горы и леса. Это прежде всего люди, живущие в ней. Мы – россияне, жители великой многонациональной страны. Наша Родина сильна дружбой разных народов, которые ее населяют. - Дети, кто знает стихотворение про Родину? Ребёнок: Россия…Родина… Это край, где мы родились, где мы живем. Это наш дом, это все то, что нас окружает. Россия …К акое красивое слово! Прислушайтесь – РОССИЯ! Здесь и роса, и сила, и синие просторы… Ребёнок: Нет края на свете красивей, Нет Родины в мире светлей! Россия, Россия, Россия, - Что может быть сердцу милей? Воспитатель: Жители нашей страны разных национальностей отличаются цветом кожи – у кого- то она светлая, а у кого- то – темнее, смуглая. Отличается и форма глаз – есть глаза покруглее, а есть узкие. Также мы по- разному отмечаем праздники, у каждого народа есть свои обычаи, свои национальные костюмы. - В нашем городе, в нашем детском саду есть дети разных национальностей. - Кто знает, дети каких национальностей есть в нашем детском саду? Ответы детей. Воспитатель: Посмотрите, как красиво и необычно сегодня все одеты. У многих национальный костюм. Ребята, расскажите про свой костюм. Презентация семьи Мамыко «Русский народный костюм. » Вика: Русские девушки носили рубахи, которые назывались сорочки и длинный сарафан. Сарафаны украшали кружевами, ленточками и бисером. ( слайд 1) Воспита тель: А что за головной убор у в ашей красавицы? Мама Вики: Косынка. А в праздники надевали красивые кокошники. Показывает кокошник. ( слайд 2) Воспитатель: А чем украшали кокошник? Вика: Ленточками и бусинками. Самой нарядной считалась одежда из красной ткани. Мама Вики: А вот мужской русский народный костюм. Длинная рубаха- косоворотка носилась поверх штанов и обязательно подвязывалась поясом. У молодых парней он был широким, у женатых – более узким. Обязательно рубаха украшалась вышивкой. Она располагалась по горловине, рукавам, широкие штаны. На голову надевали кепку, украшенную цветами, бисером, лентами. ( слайд 3) Воспитатель: К осоворотка- рубаха с косым воротом, то есть с разрезом сбоку, а не посередине, как у обычных рубашек. Разрез сбоку на косоворотке создавался специально для того, чтобы нательный крестик не выпадал во время работы. - Воспитатель: Тимур, у тебя какой костюм? Мальчик Стежки заиграли мишурою, Моему костюму много лет, В нем душа татарского народа, Зарево одержанных побед. Воспитатель: Из каких элементов состоит твой костюм? ( Презентация –п оказ татарского народного костюма: семья Кривцовых) Тимур: Чёрные широкие штаны, зелёная рубашка с красивой вышивкой и жилетка, а по- т атарски называется КАМЗОЛ. Также мужчины носили пояс, а на голову надевали тюбитейку. Посмотрите, вот это современная тюбитейка, сейчас молодые мужчины татары носят такие, а это старинная, такую тюбитейку носил дед Тимура. Мама: У меня татарский национальный костюм. Фартук мой, украшен цветами, Будто сад зеленый на снегу. На камзоле яркие фигурки, Вышиты узоры золотыми нитями Воспитатель: У мамы Тимура, повседневная татарская одежда. Татары повязывали фартук, а на голову- платок. Девочка: У меня татарский национальный костюм. Я сегодня в праздничном наряде, Мой костюм из бархата, парчи, И колфак пайетками играет, Будто звезды в сказочной ночи. Татары надевали штаны, чтобы всё тело было закрытым. Воспитатель: В ика, а когда одевали такой нарядный костюм? ( на праздники, на концерты, для танца) Воспитатель: Вероника и Егор, а вы про какой национальный костюм нам расскажите? Девочка: У меня мордовский костюм. Основной одеждой считается рубаха по- мордовски- панар. Рукава которой расшиты разноцветными нитками, у зорами. Узоры не только украшали одежду, но и служили оберегом, защитой от злых сил. Воспитатель: А что означает слово оберег? Девочка: Слово «оберег» от слова «оберегать». Узоры – обереги на рукавах оберегали руки, сохраняли силу, ловкость. Узоры на горловине оберегали легкие и сердце, по низу – не давали злой силе подобраться снизу. Старинный мордовский костюм обязательно включал –п ередник, который подвязывали на поясе. Мордовские девушки любили носить большое количество украшений( бусы, ожерелья из монет, ленточек, перьев) . А на голове носили головные уборы в виде налобной ленты, украшенную: блестками, шерстью, б ахромой. Передник – украшен узорами мордовской вышивки, это полоски, ромбы и квадраты. Набедренное украшение украшалось вышивкой, бусинками и бисером. Воспитатель: Про девушку мордовку говорили, что сначала её услышишь, а потом увидишь. Потому что, когда она шла, издалека был слышен звон её набедренного украшения. Мальчик: У меня мужской мордовский костюм. Пояс на рубахи надевали, Им себя от зла остерегали. Ну, а распоясаться, конечно, Было стыдно да и просто грешно. Воспитатель: Из чего состоит твой наряд, расскажи. Основными частями мужского костюма рубаха – п анар. Украшала рубаху вышивка, выполненная крестом. Рубаху обязательно подпоясывали поясом или кушаком. Пояс обычно был кожаным. Мордовский костюм похож на русский народный костюм. Воспитатель: Дети, давайте вместе расскажем, какие же народы живут в России. Физкультминутка «Живут в России. » Воспитатель: Живут в России разные Народы с давних пор. ( р уки перед грудью) Одним тайга по нраву, ( рука влево) Другим- степной простор. ( р ука вправо) У каждого народа Язык свой и наряд. Один – т юбитейку носит, ( руки на голове) Другой надел халат. ( р уки ведём вдоль туловища) Один- рыбак с рожденья, ( имитируем заброс удочки) Другой- оленевод, ( руки над головой) Одним милее осень, ( рука вправо) Другим милей весна. ( р ука влево) А Родина Россия, У нас у всех одна. ( о бхватываем плечи руками) Воспитатель: У каждого народа свой язык. И у нас в группе, дети знают и другие языки. Воспитатель: Молодец! Но самый многочисленный народ- русский, поэтому русский язык является государственным официальным языком в нашей стране и на нем разные народы общаются между собой, это объединяет нас. Воспитатель Игровое упражнение с мячом « Назови национальный язык »- Какой национальный язык у татар? ( татарский) - А у русских какой родной язык? - У мордвы родной язык( мордовский- У украинцев? ( украинский) - У таджиков родной язык( таджикский) - У чуваш родной язык( чувашский) - У узбеков национальный язык( узбекский) - у башкир? ( башкирский) Дети сели на стульчики Воспитатель: А еще у каждого народа есть свои национальные блюда. Воспитатель: Что вы с мамой нам приготовили. Мальчик: Каравай! Ах, красота! Хлеб такой для торжества. Не у всякой мастерицы Может Хлеб такой родиться! Воспитатель: Каравай пекли на свадьбы, на праздники и подавали его на рушнике. Рушник – символ святости, чистоты, защиты На рушниках вышивали различные узоры, орнаменты, картины, писали пожелания здоровья и семейного счастья. В основном при вышивке рушников использовали белые и красные нитки, иногда для контраста добавляли черный цвет. Хлебосольный рушник. На него кладут свадебный каравай, которым родители встречают молодых после ЗАГСа. По бокам рушника вышиваются растительные орнаменты – символ процветания и благополучия, цветы, деревья, свадебные кольца. Вышивка на свадебных рушниках должна была оберегать молодожёнов от порчи, сглаза. Рушниками украшали свадебный поезд — лошадей, упряжь, одежду гостей. На рушнике стоят жених и невеста во время венчания. Рисунок с двух краев рушника практически одинаковый Середина обязательно пустая- что бы жизненная дорога легкой и просторной была, говорят через эту белую середину Божий свет и сила проходит Роза. Один из самых популярных цветков, который часто встречается в растительном орнаменте рушника. Это символ возрождения, постоянного движения, солнца. Виноград. Это знак богатства и плодовитости: своего рода пожелание молодым, чтобы в доме было много детей, как ягод на грозди растения. Петух. Символизировал богатство, счастье, здоровье. Также эта птица ассоциировалась с трудолюбием, богатством. Также на рушниках вышивали геометрические фигуры. Например ромб обозначал богиню земли и плодородия. Воспитатель: А вы с бабушкой какие сладости сделали? Девочка: Аппетитный, золотистый, Медом он полит душистым. В торжество большая роль Среди блюд Чак- чак- король. Воспитатель: А вы какую выпечку нам представишь? Девочка: Детям нравятся блины. До чего блины вкусны! Все на свете влюблены В аппетитные блины! Со сметанкой и с икрой! Поскорее- стол накрой! С джемом, с медом и с вареньем, Со" сгущенкой" - объеденье! Воспитатель: А чем мордовские блины отличаются от русских? Девочка: Мордовские блины отличаются большим разнообразием: их готовят из пшеничной, пшённой, гречневой и гороховой муки. Мордовские блины всегда очень толстые и пышные, так как готовятся на дрожжах. Воспитатель: Чем отличаются народы, живущие у в Пензенской области? Ответы детей( одеждо й- национальными костюмами язык разный, цвет кожи, игры, традиции, танцы…) Воспитатель: - Мне очень хочется узнать что нового, интересного вы сегодня узнали? - А сейчас, давайте вспомним чем мы занимались. ? Воспитатель: Дети, вы все сегодня молодцы, рассказали нам много интересного о своих костюмах, традициях своей национальности. Я угощаю вас сладостями.

Оставить комментарий: