Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей средней группы. Формирование целостной картины мира «Птицы»
Документы для скачивания
Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей средней группы. Формирование целостной картины мира «Птицы» Интегрированные цели: Образовательные: Создать условия для расширения знаний детей о жизни птиц в холодное время года, об их повадках, питании. Создать условия для формирования представления о видах питания зимующих птиц. Развивающие: Развивать зрительное восприятие, координацию движений. Развивать наблюдательность, умение сравнивать, устанавливать причинно- следственные связи; сообразительность, в процессе отгадывания загадок. Развивать познавательный интерес у детей к жизни птиц. Воспитательные: Воспитывать желание помогать п тицам в трудных зимних условиях, сопереживание, сочувствие. Мат ериалы: ноутбук и плазма; аудиозапись «Голоса зимующих птиц»; кормушка; картинки с изображением воробья, снегиря, синицы; три блюдца с ягодами рябины, семечками, шишкой, кусоч ек сала; дидактическая игра «По корми маленькую птичку». Предварительная работа: • наблюдение за птицами во время прогулок; • рассматривание дидактических картинок «Зимующие птицы»; • дидактическая игра – пазлы «Птицы зимой». Ход Организационный момент. - Ребята, посмотрите, что я принесла на занятие? - Правильно – это домик для птиц, это кормушка. А для чег о она нужна? ( ответы детей) . – Какое сейчас время года? ( Зима) . А разве не все птицы зимой улетают в теплые края? Какие птицы остались? ( воробей, сорока, ворона, зарянка, синица, голуби, снегирь) . Отгадывание загадок, и демонстрация наглядного материала( к артинки зимующих птиц отгадки) . - Ребята, но раз так много птиц осталось с нами зимовать, то почему они пролетели мимо. В кормушке нет ни одной птички. Они не сели на мою кормушку? ( в кормушке нет корма) - Но я что- то не могу вспомнить, чем же питаются птички зимой? Ребята, давайте попробуем вместе лучше узнать птиц. Птицы спрятались от нас и оставили нам конверт с загадками. Отгадаем загадки и увидим птичек: 1. Непоседа, невеличка, желтая почти вся птичка. Любит сало и пшеничку. Как зовут ее? ( синичка) . 2. Красног р удый, чернокрылый, любит зернышки клевать С первым снегом на рябине он появится опять( снегирь) . 3. Озорной мальчишка в сером армячишке По двору шныряет, крошки собирает( воробей) . - Дети, как одним словом можно назвать этих птиц, которые не улетели в теплые края, а о стались с нами зимовать? ( зимующ ие) . - Ребята, посмотрите внимательно на птичек и скажите, чем они все похожи? ( Ответы детей) . Воспитатель подводит итог и перечисляет все признаки: у всех птиц есть туловище, голова, крылья, лапки, клюв, хвост, а тело покрыто перышка ми) . - Зачем птицам крылья? ( летать) - Зачем птицам лапки? ( передвигаться по земле, цепляться за ветки) - Зачем птицам клюв? ( есть, пить) - Ребята, чем отличаются эти птицы друг от друга? ( Ответы детей) . Воспитатель обобщает: - Правильно, воробей и син ица поменьше, а снегирь побольше. И по окраске они разные: у снегиря грудка красная, а у синицы желтая. И повадки у птиц разные: воробьи и синички любят сидеть на ку стиках, снегири на веточках рябины. - Ребята, какие вы молодцы! Как много вы рассказали мне о птицах. Давайте отдохнем и попрыгаем как веселые и шустрые синички. Физкультминутка «Веселые синички». Скачет шустрая синица, ( прыжки на месте на двух ногах) Ей на месте не сидится, ( прыжки на месте на левой ноге) Прыг- скок, прыг- скок, ( прыжки на месте на правой ноге) Завертелась, как волчок. ( кружимся на месте) Вот присела на минутку, ( присели) Почесала клювом грудку, ( встали, наклоны головы влево- вправо) И с дорожки — на плетень, Тири- тири, Тень- тень- тень! ( прыжки на месте на двух ногах) - Синички- ребята попрыгали, размялись и захотелось птичкам покушать. Но мы ведь так и не разобрались, что любят есть разные птицы. Летом и осенью синицы и воробьи питались жуками, кузнечиками, гусеницами. Но сейчас, зимой, жуки и кузнечики спят под осенним одеялом – листвой, не добраться до них. Зимой птицам холодно и голодно. Птицам тяжело найти себе к орм. Кто может им помочь зимой? ( человек, взрослые делают кормушки и насыпают в них корм) . Есть даже такой день «Синичкин». Люди заметили, что, когда наступают холода, птицы прилетают ближе к людям за помощью, происходит это 12 ноября. Покормите птиц зимой, Пусть со всех концов К нам слетятся, как домой, Стайкой на крыльцо. Не богаты их корма! Горсть зерна нужна. Горсть зерна – И не страшна Будет им зима. - Ребята, скажите, чем питаются птицы? ( Ответы детей) - Правильно, ребята. Хотите, узнать, какая птица, чем питается? Сейчас птички вам сами об этом расскажут. Просмотр презентации о зимующих птиц ах( воробей, синица, снегирь) . - Ребята, скажите, чем питаются пти цы? ( Ответы детей) . Воспитатель обобщает: - Воробьи питаются зёрнышками, крошками, семечками. - Синицы питаются зёрнышками, любимое их лакомство – сало. - Снегири едят семена, любят клевать ягоды рябины. Мерзлые ягоды хорошо поддаются мощному клю ву. Показывает блюдце с ягодами рябины. - А теперь давайте потренируемся кормить птичек. Пальчиковая гимнастика «Зимующие птицы» Прилетайте, птички! ( «зовущие» движения пальцев) Сала дам синичке( 4 раза – «режущие» движения одной ладони по другой) Приготовлю крошки( пальцы щепоткой – «крошим хлеб») Хлебушка немножко. Эти крошки – голубям( вытянуть вперед правую руку с раскрытой ладонью) Эти крошки – воробьям( то же левой рукой) Галки да вороны Ешьте макароны! ( тереть ладонью о ладонь, «катая из хлеба макароны») . Дидактическая игра «По корми птичку». - Посмотрите внимательно, у нас на столе блюдца: с рябиной, хлебными крошками, семечками, шишкой. - Я дам вам картинки с птицами, а вы должны назвать птичку и найти ей корм. Рефлексия. - Дети, вместе мы разобрались, что надо положить птицам в кормушку. Давайте положим корм в кормушку, а когда пойдем на прогулку – подвесим ее на ветку д ерева для наших пернатых друзей.