a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Консультация для родителей - Развиваем речь детей раннего возраста 07.06.22

Автор: Шкруднева Оксана Дмитриевна Опубликовано: 2022-07-18 16:38:55

Развиваем речь детей раннего возраста Подготовил: у читель- логопед Шкруднева О. Д. МАДОУ д\ с № 13 г. Шебекино Итак, уважаемые родители, в вашем доме появился малыш, он еще совсем крошечный. На первый взгляд, кажется, что о развитии речи пока говорить рано. Какая там речь, скажете вы, если от него можно услышать только громогласное “ у- а! ”, а в минуты затишья и благостного настроения – “агу” да “ага”, не считая прочих невнятных и маловразумительных звуков. Многие родители с читают, что до того, как их малыш произнесет первые слова( а обычно это бывает в возрасте около года) , с ним говорить бесполезно, поскольку он, дескать, все равно ничего не понимает и ничему пока еще научиться не может. Тем не менее, “маловразумительные звуки” – это уже формирование речи, и начинается оно задолго до появления первых слов. И уже на этом, самом первом этапе отчетливо видна основная функция речи – общение. Как же родителям общаться с младенцем? Д авайте рассмотрим основные ступени формирования речи. Первая стадия – крик Когда малыш рождается, попадая из одной среды в другую, ему нужно каким- то образом заявить о себе, о своем присутствии в этом мире. Ребенок – кричит. Постепенно с помощью крика младенец учится не только привлекать к себе внимание, но и общаться. Примерно к третьему месяцу( а у многих детишек и значительно раньше) меняется и интонация криков. Внимательная мама может выделить очень много различных криков своего малыша. Вторая стадия – гуление Гуление, обычно возникает в возрасте одного- двух месяцев и сопровождает ребенка в первые полгода жизни. Обычно это различные вариации звуков:   а- а- гу,   гы- ы, гэ- э, а- гы и т. д. В гулении, как и крике, тоже важен момент взаимодействия. Малыш во время гуления заглядывает вам в глаза, ждет вашего ответа, он уже пытается построить полноценный речевой диалог. И этот диалог необходимо обязательно поддержать! Ведь во время гуления ребенок учится координировать одновременно голос и взгляд, что станет впоследствии основой любого социального контакта. Отвечайте малышу на его языке, всячески поддерживайте и поощряйте его первые “выступления”. Третья стадия – лепет По мере развития ребенка гуление затихает, и ему на смену приходит лепет. Обычно это происходит в возрасте 6- 7 месяцев. Ваш малыш начинает произносить отдельные слоги “ба”, “ ма ”, “та” и пр. – сначала однократно, очень редко и как будто случайно. Постепенно слоги слышатся в его речи все чаще, они повторяются в виде цепочек: ба- ба- ба- ба, ма- ма- ма- ма. Гуление и лепет очень важны для дальнейшего развития речи. Если их нет у вашего малыша, постарайтесь их активизировать. Держа ребенка на руках, чтобы он хорошо видел движение ваших губ, повторяйте различные слоги, пойте ритмичные песенки, читайте простые стишки, а главное – как можно больше разговаривайте с малышом. Ему необходимо слышать взрослую речь. Однако это должны быть не просто разговоры, которые взрослые ведут друг с другом, а речь, обращенная именно к нему, к ребенку. Стадия четвертая – первые слова Итак, из лепета рождается слово… На этом этапе( обычно он начинается в 11- 12 месяцев) очень важно помочь ребенку в его словотворчестве. Именно сейчас малыш начинает ассоциировать слова с объектами окружающей среды, слова для него наполняются смыслом. В этот период родителям нужно постараться выработать у малыша речевой автоматизм( на словах ДА, НЕТ) . Возьмите мяч, бросайте, катите ребенку: - Поймал? ДА! ( отвечаем вместе с ребенком) - Поймал? НЕТ! ( подкрепляем все словом, действием, эмоцией, утвердительно или отрицательно качать головой) . На этом этапе развития детей, логопеды советуют тренировать мышцы губ и щек. Для этого запаситесь различными свистульками, губными гармошками и научите малыша дуть в эти инструменты. Полезно и выдувать мыльные пузыри. Надувайте щеки, берите ладошки малыша, кладите на свои щеки, пусть он попробует какие они круглые, упругие, как мячик. Еще один забавный способ потренировать мышцы губ и щек – это погримасничать вместе с малышом. Не стесняйтесь строить смешные рожи цы, выразительно изображать самые разные эмоции( удивление, страх, радость) , высовывать язык, шлепать по нему, облизываться, заводить губами мотор машины. Это упражнение помогает малышу в игровой форме научиться делать сильный ротовой выдох. Вы увидите, малышу очень понравится эта новая игра, и вскоре он начнет повторять за вами какие- то движения. Звукоподражание – первые слова малыша до 2, 5 лет. Подражая животным, проговаривайте с малышом четко медленно: му- му, ме- ме( давайте ребенку потрогать ваши губы, чтобы ребенок почувствовал вибрацию) . За звукоподражанием следует звуковой жест, когда ребенок оречевляет действие. Кубики упали – БУХ! Машина поехала – БИ- БИ. На этом этапе важно соединить работу рук и звукоподражания или звукового жеста. Можно взять лист бумаги, либо это будет на песке, на доске и рисуете дорожку. По этой дорожке кто- то будет идти( корова: му- му- му; либо машина: би- би- би) . ( Игра с ракетой. Любимых животных малыша прячем в мешочек. Спрашиваете: кто сегодня полетит на ракете? Ребенок достает из мешочка животного. Говорите малышу – это собака( медленно, четко) . Собака к ракете идет, Песню красиво поет: тяу- тяу- тяу. ( ведете собаку по дорожке к ракете. ) Слоник к ракете идет, Песню красиво поет: ду- ду- ду. Главное чтобы заработала связка: глаз- мозг- рука. Чтобы речь малыша была подчинена действию. Мы мыслим действиями, поэтому важно вызвать у ребенка глагольную составляющую. Первые глаголы, первые действия – это ДАЙ и НА. Повторяем несколько раз: Дай( мяч, кубик) – НА( мяч, кубик) . Особенно важно разговаривать с малышом во время игры. Не забывайте, что игра ориентирована именно на диалог, а не на ваш монолог. Можно, например, катать друг другу мячик, сопровождая это занятия комментариями:   “Дай мячик! Покатился мячик к маме”.  Выдержите паузу, дайте ребенку возможность включиться в разговор.   “А теперь – на мячик! В этот период очень полезно подкреплять слова определенными жестами. Для маленьких детей невербальное общение имеет еще большее значение, поскольку на определенном этапе для них это единственный способ «поговорить» с вами. Сначала малыш учится воспроизводить жест, а потом – повторяет слово. Слово “ДАЙ! ”( мяч) обычно сопровождается таким жестом: протянуть руку ладонью вверх и несколько раз согнуть и разогнуть пальцы. Работаем рукой ребенка. При этом старайтесь почаще употреблять слова “ДАЙ! ”( машину, мишку и т. д. ) Подобным образом можно научить малыша другим выразительным жестам, например, “Ладушки”, “До свидания”, “Покажи, какой ты большой( или большая) ”. Не стесняйтесь детских жестов, например, показывания пальцем, а наоборот, помогайте ребенку освоить их. Далее наращиваем номинативный словарь( существительные) . Это кто? – Это киса, баба и т. д. Отрабатываем существительные в именительном и косвенном падежах. Обычно к 1, 5 – 2, 5 годам дети меняют окончания. ДАЙ РУКУ. ДАЙ КИСУ. ( д елаем акцент на окончании) . Далее добавляем описание предметов. Самые первые описания предметов – Большой( показываем жестом) ; Маленький( показываем жестом) . - Кто маленький? ( рукой малыша показываем на самого ребенка – Я маленький) . Кто большой? ( рукой малыша на взрослого – Ты большой) . Когда у ребенка в речи появятся эти простые слова: да, нет, дай, на, бух, би- би …. Он сможет выстраивать предложения, общаться с вами. Уважаемые родители, хочется вам напомнить, что речь у детей — это не врожденная способность, она формируется под влиянием речи окружающих взрослых. Правильное развитие речи ребенка зависит от объема речевой практики, от обучения и воспитания детей с первых моментов их жизни. Образец речи для ребенка д ает его социальное окружение, то есть, вы уважаемые родители.

Оставить комментарий: