a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Мастер – класс для педагогов «Игры и игровые упражнения на развитие мелкой моторики рук » 07.06.22

Автор: Шкруднева Оксана Дмитриевна Опубликовано: 2022-07-18 16:43:04

МАДОУ «Детский сад комбинированного вида №13 г. Шебекино Белгородской области» Мастер – класс для педагогов Тема: «Игры и игровые упражнения на развитие мелкой моторики рук » Подготовила: учитель – логопед Шкруднева О. Д Шебекино 2022 г. Цель: показ педагогам ДОУ приёмов и способов развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста. Задачи: 1. Закрепить теоретические знания педагогов ДОУ по развитию мелкой моторики рук дошкольников. 2. Содействовать появлению желания у участников мастер- класса применять полученные знания в практике. Здравствуйте уважаемые педагоги, я рада видеть вас на нашем мастер- классе. Сегодня мы с вами поговорим о важности развития мелкой моторики рук для развития речи, об одном из способов ее развития – пальчиковых играх. Сегодня я  хочу сегодня затронуть вопрос о важности работы по развитию мелкой моторики, поделиться с вами своими находками по данной теме, поупражняться в играх и упражнениях на развитие мелкой моторики. Известному педагогу В. А. Сухомлинскому принадлежит высказывание: «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев». «Рука – это своего рода внешний мозг! »- писал Кант. На кончиках пальцев расположены нервные окончания, которые способствуют передаче огромного количества сигналов в мозговой центр, а это влияет на развитие ребёнка в целом. Что такое моторика? Моторика, в переводе с латинского – движение. Различают – крупную моторику и мелкую моторику. Крупная моторика – это совокупность действий для выполнения какой- либо задачи. Бег, ползание, прыжки, ходьба, наклоны и …. – все это относится к крупной моторике. Крупная моторика это основа, вначале ребенок осваивает крупную моторику, а потом к ней постепенно добавляются навыки мелкой моторики. Мелкая моторика – это способность манипулировать мелкими предметами и выполнять более точные действия. При мелкой моторике работают мелкие мышцы. Почему так важно для детей  развитие тонкой моторики рук? Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя тонкую  моторику  и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь. Одним из показателей и условий хорошего физического и нервно- психического развития ребёнка является развитие его руки, кисти, ручных умений или, как принято называть, мелкой пальцевой моторики. Сенсомоторное( двигательное и сенсорное) развитие составляет фундамент умственного развития. Это, прежде всего познание окружающей действительности: исследование предметов, их свойств и качеств( форма, строение, величина, пропорции, цвет, положение в пространстве) . О дин из способ ов развития мелкой моторики- пальчиковые игры с предметами. Они развивают мышление, повышают эластичность мышц, вызывают положительные эмоции и стойкий интерес к деятельности. В качестве предметов можно использовать массажные мячи, карандаши, прищепки т. д. У меня в кабинете есть различные игры и пособия для  развития мелкой моторики у детей. Как игры и пособия фабричного  производства, так и пособия и игры, которые сделаны своими  руками: су джок, разные шнуровки, мозаики, пазлы, конструкторы, волчок, различные головоломки, разрезные картинки, «Дополни предмет»  ( игры с прищепками) , «Волшебные камешки», «Найди такой же на ощупь», « Волшебные палочки », « Гладкий- шершавый », «М астерская золушки» и т. д. Для того чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить малыша. Предлагаю вам проиграть в некоторые из таких игр. «Дополни предмет»  ( игры с прищепками) Цель игры:   Развитие  творческого воображения детей, памяти, мышления;   развитие мелкой моторики. Задание: Ребенку предлагается из разноцветных прищепок выбрать лучики для солнца, иголки для ежика, веточки для моркови и т. д. Игра  «Волшебные камешки» Цель:   развивать  у детей дошкольного возраста логическое и образное мышление;   развивать мелкую моторику. Задание: Ребенку предлагается выложить узор из камешков ( на начальном этапе – по схеме, затем – самостоятельно) . Схемы могут быть самые разнообразные. Я подбираю схемы соответственно лексической  темы: зима – морозные узоры; одежда – платье, насекомые – бабочка и т. д. Игра « Мастерская золу шки». Пришиванием пуговиц, ребёнок может выкладывать из пуговиц, ярких ниточек красивые узоры. Попробуйте вместе с ребёнком сделать панно из пуговиц. Пуговицы можно пришивать( с Вашей помощью) , а можно укрепить их на тонком слое пластилина( без Вашей помощи) . Игры с сыпучими материалами Насыпаем в емкость горох или фасоль. Ребенок запускает туда руки и изображает, как месят тесто, приговаривая: Месим, месим тесто, Есть в печи место. Будут- будут из печи Булочки и калачи. Мы тесто месили, Мы тесто месили, Нас тщательно все промесить попросили, Но сколько не месим И сколько не мнем, Комочки опять и опять достаем. Игры с бусинами, макаронами Отлично развивает руку разнообразное нанизывание. Нанизывать можно все, что нанизывается: пуговицы, бусы, рожки и макароны, сушки и т. п. Бусины можно сортировать по размеру, цвету, форме. Можно выкладывать из бусин фигуры, украшать ими фигуры, беря бусинку пинцетом. Игры – шнуровки Можно использовать как фабричного производства, так и выполненного своими руками. Такие игры развивают пространственную ориентировку, внимание, формируют навыки шнуровки, развивают творческие способности, способствуют развитию точности глазомера, последовательности действий. Вышивание шнурком является первой ступенькой к вышиванию иглой. Наматывание ленточек Такие игры развивают пространственную ориентировку, внимание, формируют навыки шнуровки, способствуют точности глазомера, последовательности действий. Рисование по крупе. На яркий поднос тонким равномерным слоем рассыпьте мелкую крупу( манку) . Проведите пальцем ребенка по крупе. Получится яркая контрастная линия. Затем попробуйте вместе нарисовать какие- нибудь предметы( забор, дождик, волны, буквы и т. д) . Игры с пробками от бутылок Берем две крышечки ложем резьбой вверх – это лыжи. Дети ставят в крышечки пальчики. Двигаемся на «лыжах»- «Мы едим на лыжах, мы мчимся с горы,  мы любим забавы снежной зимы» То же самое можно попробовать проделать двумя руками одновременно. « Комканье платка»   — берем носовой платок за уголок и показываем ребенку, как целиком вобрать его в ладонь, используя пальцы только одной руки. Другая рука не помогает. Можно одновременно комкать и два платка руками. «У меня живёт проглот – Весь платок он скушал, вот! » Ребенок комкает, начиная с угла, платочек так, чтобы он весь уместился в кулачке. Игры с пуговицами Подберите пуговицы разного размера и цвета. Попросите ребенка выложить рисунок по образцу. После того, как ребенок научится выполнять задание, предложите ему придумать свои варианты рисунков. Из пуговичной мозаики можно выложить цветок, неваляшку, снеговика, бабочку, мячики, бусы и т. д. Игра с шестигранными карандашами( Грани карандаша легко укалывают ладони, активизируют нервные окончания, снимают напряжение) . И предлагаю вашему вниманию новые изготовленные мною игры. Панно « Времена года» Сюжетное панно «Времена года» сшитое из ткани, все элементы панно крепятся пуговицами, кнопками, липучками, крючками, молнией, шнурками. Задачи: - формировать умения завязывать и развязывать шнурки, расстегивать и застегивать пуговицы, молнии, кнопки, , липучки; - развивать мелкую моторику; - закреплять навыки счета; - учить сравнивать предметы по величине, придумывать и обыгрывать различные истории; - закреплять навыки употребления предлогов; - активизировать речь; - развивать фонематический слух; - формировать и совершенствовать навыки звукового анализа и синтеза; - закреплять умение, определять количество слогов в слове; - учить составлять предложения по опорным словам, анализировать предложения; - автоматизировать звуки в словах, предложениях, связной речи; - развивать и совершенствовать слоговую структуру слов; - расширять словарный запас; - развивать грамматический строй речи, связную речь, глазодвигательную функцию; - осуществлять профилактику зрительных нарушений; Ребенку предлагается: - исправить ошибки, которые натворил сильный ветер, навести порядок( по временам года) ; - рассказать о сезонных изменениях, что? , когда? бывает? Упражнения: - назови одним словом; - что лишнее? ; - скажи наоборот; - скажи по- другому; - скажи ласково; - чего не хватает? ; - оди н- много; - сосчитай- ка; - о чем можно так сказать; - что это может делать? ; - расскажи о предмете; - отгадай загадку; - что и где? Игра «Чья змейка длиннее? » Сюжетные картинки змейки с хвостиками из цветных скрепок. Разноцветные скрепки в коробке. Задачи: - развитие мелкой моторики рук; - развитие речевых навыков; - соотнесение по цвету, знание цветовых оттенков; - ориентировка на листе бумаги. Ребёнку предлагается удлинить змеек, добавляя – присоединяя скрепки. Игра «Подбери украшение» Фигурные картинки( дерево, елочка, цветок, бабочка) . Цветные бусинки в баночке, пинцеты. Задачи: - развитие мелкой моторики рук; - развитие речевых навыков; - совершенствование навыков счёта; - ориентировка на листе бумаги, расположение бусинок пинцетом в отверстия на фигуре. Ребёнку предлагается одна из картино к- фигур. Необходимо украсить фигуры бусинками, раскладывая их пинцетом в отверстия на фигуре. Можно задать вопросы: Что ты выкладываешь? Сосчитай, сколько бусинок тебе понадобилось. Далее ребёнку можно предложить и другие картинки. Игра «Чудо- коврики» Пластмассовые коврики с отверстиями, разноцветные ленточки, набор картинок. Задачи: - развитие мелкой моторики рук; - развитие речевых навыков; - соотнесение по цвету, знание цветовых оттенков. Ребёнку предлагается вставляя ленточки в отверстия коврика сделать например домик для кошечки или сделать елочку, цветочек или красивый коврик из ленточек и. т. п. Игра «Волшебные карандашики» Цветные карандаши, на которые прикреплены ленточки и картинки для закрепления соответствующего звука речи. Задачи: - развитие мелкой моторики рук; - развитие речевых навыков; - совершенствование навыков счёта; - автоматизация звуков речи. Дети, наматывая ленточку на карандаш, произносят звуки, слоги, слова с поставленным, изученным звуком в соответствии с картинкой символизирующей звук речи. Жук- звук[ ж] Змея – звук[ ш, щ] Паровоз – звук[ ч] Комар – звук[ з] Насос – звук[ с] Кузнечик – звук[ ц] Самолет – звук[ л] Тигр – звук[ р] Игра «Умные скрепочки» Набор картинок, скрепки с буквами. Задачи: - развитие мелкой моторики рук; - развитие речевых навыков; - автоматизация звуков речи; - закрепление навыков соотнесения звука и буквы. - закрепление навыка определения места звука в слове. Ребенку предлагается набор картинок и буквы на цветных скрепочках. Необходимо назвать первый звук на выбранной картинке( или последний) , найти скрепку с буквой, которая обозначает названный звук и прикрепить к картинке. Игра «Маленькие умельцы» Мягкая проволока на которую надеты разноцветные трубочки для сока. Задачи: - развитие мелкой моторики рук; - развитие речевых навыков; - закрепление навыков соотнесения звука и буквы Ребенку предлагается не написать, а смастерить- выгнуть букву из проволоки. Игра «Ловкие пальчики» Яркий звуковой дом, с наклеенными на него шершавыми, выпуклыми буквами русского алфавита. Задачи: - развитие мелкой моторики рук; - развитие речевых навыков; - автоматизация звуков речи; - закрепление навыка определять букву по её контуру. Ребенку предлагается закрыть глаза, можно завязать платком и на ощупь определить какая это буква. Хочу закончить наш мастер – класс словами Сухомлинского: «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке. Тем умнее ребенок». Буду рада, если данные методы вы будете использовать в своей работе. А мне остаётся только поблагодарить Вас за внимание, мне было приятно с вами работать. Желаю всем творческих успехов. 1. Гаврина С. Е. , Кутявина Н. Л. , Топоркова И. Г. , Щербинина С. В. Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль. «Академия развития». , 1997. 2. Громова О. Н. , Прокопенко Т. А. Игры – забавы по развитию мелкой моторики у детей. М. , Гном и Д, 2001. 3. Ермакова С. О. Пальчиковые игры для детей от года до трех лет. М. , 2008. 4. Савина Л. П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. М. , 1999. 5. Интернет- ресурсы

Оставить комментарий: