картотека игр по ИЗО
Документы для скачивания
Картотека художественно- развивающих дидактических игр для детей второй младшей группы «Спрячь мышку» Цель: закреплять у детей умение различать и называть цвет. М атериал: Игрушки( мышка и кошка) , небольшая коробка, листы бумаги шести цветов( посередине каждого листа изображен прямоугольник, в котором находится нарисованная мышка) , прямоугольники из бумаги тех же цветов. Ход игры: Воспитатель: - Ребята отгадайте загадку! Живет в норке, грызет корки. Короткие ножки, боится кошки. ( Мышь) ( Воспитатель показывает мышку. ) В. : - Кого боится мышка? ( кошку) Воспитатель показывает кошку и разыгрывает сценку: как мышка прячется от кошки в домик( коробку) . В. : - А у нашей мышки есть подружки. Они живут в разноцветных домиках. Давайте поможем всем мышкам спрятаться от кошки. Воспитатель выставляет домики для мышек( листы бумаги шести цветов с нарисованными мышками) . В. : - Чтобы спрятать мышку, нужно закрыть ее дверцей – прямоугольником того же цвета, что и домик. Игровая задача: подобрать «дверцу» к «домику» по цвету. Игровые действия: Дети по очереди подходят к «домикам», выбирают «дверцу»( прямоугольник из бумаги) и закрывают им «домик» того же цвета, называя этот цвет. «Воздушные шары» Цель: закреплять у детей умение различать и называть цвет, упражнять в умении сопоставлять цвета разных объектов. Материал: шары, ниточки. Ход игры: Дети сидят на стульях в полукруге, воспитатель находится напротив детей, он выкладывает на стол шары и ниточки различных цветов. Игровая задача: подобрать ниточку к шарику по цвету. Игровые действия: Воспитатель поднимает один шарик, просит детей назвать его цвет. Ребенок, который ответил верно, приглашается к столу и подбирает ниточку такого же цвета как шарик. Остальные дети оценивают выбор. «Сервиз» Цели: Закреплять у детей умение различать и называть цвет. Упражнять в умении сопоставлять цвета различных предметов. Развивать мелкую моторику, внимание. Материалы: 6 пар( блюдце и чашка) из картона различных цветов. Ход игры: Воспитатель: - В магазин привезли блюдца. Продавцы выставили их на полку. Какого цвета эти блюдца? ( Воспитатель выкладывает картонные блюдца, дети называют их цвета. ) - Потом привезли чашки. Давайте поможем продавцам подобрать к каждому блюдцу нужную по цвету чашку. ( Воспитатель выкладывает на стол картонные чашки) Игровая задача: подобрать к блюдцу по цвету чашку. Игровые действия: дети самостоятельно расставляют чашки на блюдца и называют их цвета. «Дотронься до. . » Цель: Закреплять у детей умение распознавать основные цвета; учить детей отбирать предметы красного цвета среди предметов разных цветов. Материал: развивающая предметно- пространственная среда группы. Ход игры. Игровые действия: Дети свободно располагаются в группе. Воспитатель предлагает проверить, хорошо ли дети знают цвета и произносит: «Дотронься до красного! ». Игровая задача: найти предмет красного цвета в группе, подбежать к нему и дотронутся рукой. Далее, когда все дети остановились и дотронулись до предметов, воспитатель оценивает правильность выполнен ия задания: «Миша, Катя, Оля – правильно, это красный грузовик; Марина – верно, это красный кубик! ». Игра повторяется несколько раз, при этом воспитатель каждый раз называет разные цвета. «Падают листья осени» Цель: Упражнять в умении сопоставлять цвета и формы предметов. М атериал: 5- 6 наборов картонных листьев деревьев разных цветов. Ход игры: Дети сидят за столами по 4 человека. На каждый стол раскладывается один набор листьев и один набор остается у педагога. Игровая задача: как можно быстрее подобрать листок по образцу и показать воспитателю. Игровые действия: воспитатель показывает один листок и говорит: «Раз, два, три, такой листочек найди». Дети показывают свои листики, воспитатель проверяет правильность выбора. Игра повторяется несколько раз. «Консервируем овощи» Цель: Закреплять у детей умения различать, называть и сопоставлять цвет, форму объектов. М атериал: набор карточек «Овощи», нарисованная банка и набор кругов, треугольников и овалов из бумаги красного, зеленого, фиолетового, оранжевого цветов. Ход игры: Воспитатель: - Ребята, сегодня мы будем консервировать овощи. Педагог раздаёт детям картинки с овощами, просит назвать овощ, его цвет. Затем просит обвести пальчиком по контуру нарисованный овощ и назвать его форму( круг, овал, треугольник) . Воспитатель: - Ну что ж, ребята, приступаем к консервированию. Подберите к своему овощу подходящую по форме и цвету фигуру и положите эту фигурку на банку. Игровая задача: подобрать к овощу фигуру( круг, овал или треугольник определенного цвета) , которая будет обозначать этот овощ и законсервировать его. Игровые действия: Дети кладут фигурки овощей на банку. Воспитатель приклеивает овощи и дорисовывает крышку( овощи законсервированы) . Игра «Узнай и дорисуй» Цель: развивать у детей чувство симметрии; учить передавать форму предмета, штриховать. Материалы: Для игры необходимо сделать карточки, на которых нарисованы только половинки различных симметричных предметов( цветок, солн це, лист и к, мяч и т. д. ) , цветные карандаши. Ход игры: Воспитатель рассказывает детям о том, что художник Половинкин всегда рисует лишь одну половину картинки, из- за чего им становится грустно. Воспитатель просит детей дорисовать недостающие части и порадовать картинки. Игровые действия: Детям предлагается дорисовать недостающую часть предмета, а потом заштриховать рисунок. Игровая задача: Порадовать картинки Художника Половинкина. Игра «Закончи картинку» Цель: развивать умение определ ять предмет по его част и, развивать навыки рисования, воображение. Материалы: листы бумаги с частично нарисован ными предмет ами и животными( за яц, елка, варежка и др. ) , цветные карандаши. Ход игры: Воспитатель рассказывает детям о том, что художник Половинкин решил с помощью своих рисунков загадать детям загадки. Нужно узнать предмет, дорисовать части, которых не хватает, и раскрасить. Игровая задача: отгадать, что хотел изобразить художник и закончить рисунок. Игровые действия: отгадывание, рисование. «Волшебники» Цель: развитие воображения, развитие умения создавать образы на основе схематического изображения. М атериал: листы бумаги на каждого ребенка с контурным изображением геометрических фигур, карандаши. Ход игры. Педагог с детьми рассматривают и называют нарисованные геометрические фигуры. Дети высказывают предположения на что похожа каждая фигура. Затем воспитатель предлагает детям стать волшебниками и с помощью «волшебной палочки»( карандаша) превратить эти фигуры во что- нибудь другое. Игровая задача: превратить контуры геометрических фигур во что- нибудь( любой предмет, животное) Игровые действия: перевоплощение в «волшебника» и превращение фигуры с помощью «волшебной палочки»( карандаша) в некий объект. «Что это? » Цель: развитие воображения, развитие умения создавать образ на основе тактильных ощущений. М атериал: Мешок из непрозрачного материала, различные предметы небольшого размера( шарик, мяч, тарелочка, машинка и др. ) Ход игры. Игровые действия: Педагог предлагает детям на ощупь определить, какой предмет находится в мешочке. Воспитатель кладет в мешочек один предмет( дети не знают какой) и дает детям по очереди возможность потрогать его рукой. Дети делают предположения. В конце воспитатель достает предмет, хвалит тех, кто догадался. Игровая задача: потрогать предмет и высказать свое предположение о том, что это. «Тактильные дощечки» Цель: развитие воображения, развитие умения создавать образ на основе тактильных ощущений. Материал: дощечка № 1 с кусочком пушистого натурального меха; дощечка № 2 с кусочком искусственного меха; дощечка № 3 с фланелью; дощечка № 4 с мелкой наждачной бумагой. Ход игры. Игровые действия: п едагог предлагает детям закрыть глаза и представить, что они попали в лес. В лесу стоит теремок, а в теремке кто- то живет. Воспитатель проходит перед детьми и предлагает каждому погладить дощечку, представить и назвать животное, которое он гладит. Игровая задача: представить и назвать животное, которое ты гладишь. «Ковер для Царевны- лягушки» Цель: Развитие умения построения узора Материал: Изображение ковра на листе формата А 4 для каждого ребенка, 10- 12 наборов разноцветных геометрических фигур, игрушка или картинка с изображением Царевны- лягушки. Ход игры. Дети сидят по двое за столом. У каждого изображение ковра. Педагог озвучивает лягушку, которая горько плачет, так как не успевает в срок соткать ковер, да такой, чтоб краше него во всем белом свете не было. Воспитатель предлагает детям помочь лягушке и украсить ковер узором из геометрических фигур. Игровая задача: помочь лягушке украсить ковер. Игровые действия: дети создают оригинальный узор с помощью геометрических фигур. «Тарелочка для куклы» Цель: Развитие умения построения узора, принимая во внимание пространственные отношения между его элементами, соблюдая симметричность, развитие мелкой моторики. М атериал: бумажные круги для каждого ребенка, 10- 12 наборов разноцветных геометрических фигур. Ход игры. Педагог предлагает украсить тарелочки для кукол таким образом, чтобы узор располагаться в центре тарелочки и по краям. Игровая задача: украсить тарелочку для куклы. Игровые действия: создание узора на тарелочке с помощью геометрически х фигур. «Укрась рукавичку» Цель: Развитие умения построения узора, принимая во внимание пространственные отношения между его элементами, соблюдая симметричность, развитие мелкой моторики. М атериал: контурные изображения рукавичек на правую и левую руку для каждого воспитанника, 10- 12 наборов разноцветных геометрических фигур. Ход игры. Дети сидят по двое за столом. У каждого пара рукавичек( контур на бумаге) . Педагог предлагает одинаково украсить обе рукавички узором из геометрических фигур. Игровая задача: украсить рукавички. Игровые действия: дети создают оригинальный узор фигурами. «Морозный узор» Цель: развитие умения построения узора, воображения, мелкой моторики, эстетического чувства. Материалы: листы бумаги с незаконченным узором для каждого ребенка, цветные карандаши. Ход игры: Игровая задача: Воспитатель предлагает детям помочь Дедушке Морозу разрисовать все окна узорами. Игровые действия: дорисовывание морозного узора. «Такие разные платочки» Цель: Закреплять умение детей рисовать прямые линии в разных направлениях. Материал: листы бумаги, краски, кисти для каждого ребенка, рисунок с изображением Сережи и Андрюши. Ход игры. Воспитатель рассказывает о том, что знакомый художник решил нарисовать двух своих друзей, Сережу и Андрюшу( показывает рисунок) . У них красивая одежда — яркая, цветная, но у художника рано за кончились краски, и он не смог разрисовать платочки, которые видны из кармашков приятелей. Художник просит ребят раскрасить платочки Сережи и Андрюши. Воспитатель дает детям листы( «платочки») , и они разрисовывают их: Андрюша любит платочки в полоску, а Сережа — в клеточку. После того как дети нарисуют платочки, они должны не перепутать: Андрюша — мальчик в красной куртке, Сережа — в синей. Дети берут готовые «платочки» и дарят их приятелям( в полоску- Андрюше, в клеточку- С ереже) . Игровая задача: Украсить платочки для Андрюши и Сережи. Игровые действия: украшение платочков полосками и клеточками с помощью красок, дарение платочков игровым персонажам.