a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Конспект деловой игры с педагогами старших групп ДОУ на тему «Работа со словами и звуками»

Автор: Ивлиева Юлия Викторовна Опубликовано: 2022-07-21 11:58:18

Документы для скачивания

Конспект

фрагмента НОД по подготовке детей к грамоте в группе общеразвивающей направленности для детей 6-7 лет

«Поле Чудес»

Цель: Систематизировать представления детей о речевых единицах – «слово», «звук».

Задачи:

Речевое развитие:

  • Совершенствовать представление детей о слове и звуке.
  • Закреплять умение детей проводить звуковой анализ слова; давать характеристику звукам (гласный - согласный, твердый – мягкий).
  • Упражнять в умении делить слова на части (слоги); выделять ударный слог.
  • Совершенствовать речевое дыхание, дикцию, силу голоса.

Познавательное развитие:

  • Упражнять детей в составлении интеллект – карт.

  Социально – коммуникативное развитие:

  • Воспитывать положительное отношение и интерес к коллективной деятельности,  доброжелательное отношение друг к другу.

 

Оборудование: мультимедийное оборудование, 2 магнитных доски, барабан «Поле Чудес», 3 столика, указка.

Материал: презентация деловой игры, картинки- карточки одно-, двух и трехсложные слова (дом, мяч, лук, жук, рыба, машина, ракета, барабан, курица), контейнеры с набором для звукового анализа слов (3 шт), парные картинки: замок – замок, гвоздики - гвоздики, кружки – кружки; условные обозначения – картинки, листы А4, ящик с крупными деталями лего и паровозиком, буклеты на тему «Работа со словами и звуками», бейджики с именами детей.

Ход деловой игры

Звучит музыкальная заставка игры «Поле Чудес».  На экране появляется студия программы «Поле Чудес». (Слайд 1)

В: Дети, я приветствую вас и приглашаю в  студию детской игры «Поле чудес». Я – ее  ведущая и  тема игры сегодня звучит так «Слова и звуки». 

Чтобы начать нашу игру, надо произнести главные слова: «Барабан в студию!».(«Дети» хором произносят слова, в это время выносят импровизированный барабан.) 

К барабану приглашается первая тройка игроков.  (Выбираются 3 игрока из числа желающих). Представьтесь пожалуйста. (Педагоги называют себя детскими именами)

В: Итак, первое задание. Вращайте барабан. На барабане «Поле Чудес» расположены картинки. Когда стрелка остановится на одной из них, нужно словом обозначить, что это за предмет, а движением рук в стороны показать, какой продолжительности  это слово. (Каждому игроку по 2 картинки) И пока вращается барабан, задание для остальных игроков. Вам (показывает на группу детей) подберите короткие слова, а вы (показывает на другую группу детей) длинные слова.

И первое (второе, третье …) слово, которое выпало на барабане…..

Ответы детей.

Совершенно верно.  Какой продолжительности слово?

Д: (Длинное – короткое)

В: Разместите правильный ответ на табло.

В: Взгляните на табло и скажите, какие бывают слова по продолжительности?

В: Правильно. Слова бывают разные – длинные и короткие. Спасибо. Занимайте свои места в студии.

Какие короткие (длинные) слова подобрали вы? (Беглый опрос остальных детей).

В: И мы вновь продолжаем игру «Поле чудес». К барабану приглашается вторая тройка игроков. Представьтесь пожалуйста. Для начала напомните мне, что такое слог?

Д: Слог — это один звук или несколько звуков, произносимых на одном выдохе?

В: Верно. Задание для второй тройки игроков звучит так: с помощью деталей лего прицепите к паровозу столько вагончиков, сколько слогов в вашем выпавшем слове. Крутите барабан. И пока барабан вращается, для игроков в студии новое задание. Ваша команда подбирает слова, где 2 слога, а ваша команда – где в слове 3 слога.

А на барабане в это время стрелочка уже указала первое слово. Катя, бери картинку и иди к паровозику. Очередь второго (третьего) игрока вращать барабан. Напомните задание? (Ответы детей)

(Сколько слогов в твоем слове получилось? Какой первый слог? Второй?..(ребенок показывает указкой последовательно на вагончики и произносит слоги членораздельно). Что за слово у тебя получилось? (Ребенок обводит все вагончики и воспроизводит слово более слитно).  Такая работа проводится со всеми игроками за барабаном.

Спасибо. Занимайте свои места в студии.

А теперь игра с остальными игроками.  Какое задание было дано вам? Назовите свои слова, которые вы подобрали. Выразите свое согласие или несогласие аплодисментами.

В: Наша игра продолжается. К барабану приглашается третья тройка игроков. Представьтесь пожалуйста. Вращайте барабан.  А пока барабан вращается задание для игроков в студии. Вашей команде, подберите 3 слова, где ударение падает на первый слог, а вашей, где ударение в слове падает на второй слог. Задание для третьей тройки игроков. Определите ударные слоги в паре слов.

В: Даю маленькую подсказку. Надо просто громко позвать то, что у вас изображено на картинке.  (Выпавшие картинки дети вывешивают на табло. Ребенок зовет выпавший предмет на картинке).

На какой слог в первом слове падает ударение? А во втором слове?

Ответы игроков.

В: Как вы думаете, эти слова обозначают одни и те же предметы?

Д: Они похожи как звучат, но обозначают разное.

В: Что обозначает данное слово? И т.д.

В: Что нам помогло различить слова - предметы, которые они обозначают? Правильно, ударение.

Спасибо. Занимайте места в студии.

А теперь игра с остальными игроками. Какое задание было дано вам? Назовите свои слова, которые вы подобрали. В ваших словах на какой слог падает ударение? А у вас? Прошу вас выразить свое согласие – несогласие аплодисментами.

 

Со всеми заданиями вы успешно справились. Пора сделать рекламную паузу. В студии «Поле Чудес» физкультминутка для всех. Встаньте поудобней. Постарайтесь повторять за мной слова в том же ритме, с разной интонацией и четким произношением.

 

Дили-дили-дили-дили (поднимаем руки вверх)

Динь-динь-динь-динь (кистями показываем колокольчик)

Колокольчики будили

Динь-динь-динь-динь (кистями показываем колокольчик)

Всех жучков- жжых, жжых (разводим резко руки в стороны на продолжительном выдохе.)

Паучков-кыхкых Произносят «х! х!» на коротком, энергичном выдохе.

И веселых мотыльков.

 Нежным звуком вверх и вниз на гласную [у]-руками показать волны

Дили-дили, дили-дили!

Колокольчики будили

Произносят «динь-динь!..» на разной высоте в высоком регистре.

Всех зайчат,

Произносят «уууу...» в высоком регистре на длительном выдохе-показать ушки

Всех ежат,

Произносят «ф... ф...» (резко выдыхая, энергично работая диафрагмой, кисти открывать)

Всех ленивых медвежат

Произносят «р-р-р...», (пропевая звуки)  показать медвежат

Дили-дили, дили-дили!

Произносят «динь-динь!..» в высоком регистре.

Встали все, кого будили

Кричат «Ура!» и поднимают руки.

 

 

В: И сейчас мы переместимся в другую часть студии. Садитесь так как вам удобно. Следующее задание «Кто быстрее?»

Задание такое. Перед вами лежат занимательные карты. За короткое время вам вместе нужно дать как можно больше правильных ответов на вопросы, ответ найдете на маленьких карточках. Даю минуту для рассмотрения. Итак, минута закончилась, команды готовы?

  1. Что появилось сначала - звук или слово? (Звук) Ответ поместите в центре листа.
  2. Звуки мы что делаем…? (Слышим, произносим) Ответы поместите в прямоугольник сверху.
  3. На какие 2 группы делятся все звуки? Ответы поместите справа и слева от центра.
  4. Каким цветом обозначают гласные звуки. Ответы поместите в квадрат снизу слева.
  5. Какими бывают согласные звуки. Ответы поместите в квадраты снизу справа.

Расскажите с помощью своих карт, что вы знаете о звуках. Рассказывать будем по - очереди. Я начну. Звук - это самая маленькая единица речи. Звуки мы… продолжай, Лена.

Они бывают – (гласными и согласными).

Гласные мы обозначаем – красным цветом.

Согласные звуки бывают – твердыми и мягкими.

Твердый согласный обозначаем – синим цветом.

Мягкий согласный – мы обозначаем зеленым цветом.

 

В: За правильные ответы я вручаю подарок каждой тройке игроков. Что же находится в этих коробочках?

Д: Лего, магниты и доски, звуковые дорожки и прищепки трех цветов.

В: Я предлагаю поиграть вам в суперигру. Задание такое. Каждому из вас необходимо сделать звуковой анализ слова, которое обозначает картинку на экране. (Слайд 2 лиса) Чем вы будете выкладывать звуковой анализ, определите сами. Начинайте.

Работа детей за столами.

Обратите внимание на экран и сравните свою звуковую схему слова с правильным ответом. Поднимите руку кто справился. Правильная схема звукового анализа предлагаемого слова появляется на экране.  (Слайд 3)

 Вопросы: Какое слово вы анализировали? С помощью чего вы сделали звуковой анализ? Сколько всего звуков в вашем слове? Назовите первый звук? (второй, третий и т.п.) Охарактеризуйте его. Беглый опрос других детей.

И это правильный ответ. Всем игрокам и гостям студии «Поле Чудес» сувениры на память. (Буклеты на тему «Работа со словами и звуками»)

Наша игра подошла к концу. Спасибо всем за сотрудничество.

  (Слайд 1)

 

 

 

 

Оставить комментарий: