Конспект НОД в старшей группе компенсирующей направленности по формированию элементарных математических представлений «В гостях у сказки»
Документы для скачивания
Цель: Формирование элементарных математических представлений в процессе познавательно – исследовательской деятельности.
Задачи:
Обучающие задачи: Формирование знаний о числе и цифре 3; закрепление образа цифры через разные виды деятельности.
Упражнять в прямом и обратном счете в пределах 10.
Повторить свойства геометрических фигур круг, овал, квадрат, треугольник, прямоугольник.
Продолжать развивать умение сравнивать по величине. Активизировать словарь детей: большой, поменьше, самый маленький.
Развивающие задачи: Развивать умение исследовать объекты с помощью сенсорных эталонов и перцептивных действий. Формировать навыки сотрудничества на занятии. Развивать зрительное восприятие, внимание, логическое мышление, память, самостоятельность.
Воспитательная задача: Способствовать развитию познавательного интереса к учебной деятельности по формированию элементарных математических представлений. Формировать умение работать в парах.
Интеграция ОО: социально – коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие.
Оборудование: мультимедийное оборудование, 2 доски, указка, 2 каната.
Демонстрационный материал: презентация по теме занятия, цифры 1,2,3, образец заполненной пластилином цифры3, геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал, Д/И «Найди на ощупь цифру».
Раздаточный материал: предметные картинки по 2 на каждого ребенка, карточки с цифрой 3, пластилиновые заготовки - жгутики на подносах, карточки с заданием на внимание 1 на двух детей.
Предшествующая работа: знакомство с цифрами 1,2, игры с геометрическими фигурами, игры на сравнение по величине, упражнения на прямой и обратный счет.
Ход НОД
Звучит заставка «В гостях у сказки». (Слайд 1)
В: Дети, сегодня нас с вами приглашают в гости наши старые друзья. Кто? Вы сможете это узнать, отгадав загадку.
Возле леса на опушке трое их живут в избушке.
Там три стула, и три кружки, три кровати, три подушки.
Отгадайте без подсказки, кто герои этой сказки. (Три медведя). (Слайд 2)
Отправляемся в путь. Но дорога до сказочного леса долгая. Давайте скоротаем время, выполнив задания, которые приготовили нам Михайло Потапыч и Настасья Петровна.
В: Первое задание от Михайло Потапыча. (Слайд 3)
Ответьте на его вопросы.
- Сколько туфелек потеряла Золушка? На 3 слайде вопрос – ответ.
Ребята, давайте вспомним, на что похожа цифра 1.
Перед нами единица, она тонкая как спица.
- Сколько хвостиков у двух котиков? На 3 слайде вопрос – ответ.
На кого похожа цифра 2. (На паву)
Цифра 2 плывет как пава, нос налево, хвост направо.
- Сколько углов у квадрата? На 3 слайде вопрос – ответ
- Сколько пальцев на руке? На 3 слайде вопрос – ответ
В: Второе задание от Настасьи Петровны. (Слайд 4)
- Назовите, что это за фигуры?
Появляется круг, треугольник, квадрат, овал, прямоугольник. (Слайд 4)
Какими словами назовем эти все фигуры? Что это все?
Д: Геометрические фигуры.
У меня на столе рассыпались картинки, похожие на эти геометрические фигуры. (Раздаю по 2 картинки каждому ребенку.) Положите их к той геометрической фигуре. На которую они похожи.
(Дети выполняют)
Какие предметы, Алиса, Вы положили к кругу и почему?
Глазками посмотри, что есть у круга, а чего нет? Сколько сторон у круга?
(Одна – без начала и конца) и предметы тоже круглой формы.
Поэтому же принципу остальные фигуры.
В: Ребята, посмотрите, я нашла дорожку, которая нас приведет прямо к домику трех медведей. По ней надо пройти ровно 10 шагов и посчитать их вслух.
1,2,3,4,5 начинаем мы шагать. Прямой счет до 10. (Звучит веселый марш)
(Слайд 5) Вот и мы и добрались до избушки, где живут три медведя.
Отгадайте вы загадку, о чем мы с вами будем разговаривать.
Чашки 3, 3 постели,
Стульев тоже 3 смотри,
И жильцов здесь, в самом деле
Проживают ровно …(3)
Догадались с какой цифрой мы сегодня познакомимся?
Д: 3
Приглашаю я вас за столы.
В: Каких предметов было в этой сказке по 3?
Д: 3 стула, 3 кровати, 3 миски, 3 чашки
В: Правильно. Обратите внимание на доску, это цифра 3.
После какой цифры она стоит? Посчитайте хором до 3.
На что похожа цифра 3?
(Варианты детей)
Давайте выучим слова: Тройка – третий из значков состоит из 2 крючков.
На столе лежат карточки с цифрой, помогайте мне, какой. Пододвиньте ее к себе. И сейчас пальчиком будем вместе со мной обводить эту цифру и повторять эти слова.
А теперь у вас на подносиках есть заготовки из пластилина. Их нужно расположить внутри цифры 3. Посмотрите, как это сделано у меня на доске.
(Дети выполняют)
Еще раз проведем пальчиком по этой цифре три.
Кто хочет проверить свои силы, как он запомнил эту цифру? Предлагаю вам поиграть в игру. На столе лежат цифры, но они перепутались. Надо закрытыми глазами найти на ощупь цифру три.
(Дети играют)
А сейчас самое время отдохнуть.
Физкультминутка.
Раз – согнуться – разогнуться
Два – нагнуться – потянуться.
Три – в ладоши 3 хлопка
Головою три кивка.
Обратите, ребята внимание на экран. (Слайд 6)
И вновь мы видим, что? (Ответы детей) Да, предметы, которыми пользуются три медведя. Скажите они все одинаковые по величине?
Д: Нет
В: Максим, что ты можешь сказать про предметы Михайло Потапыча? Они какие по величине?
М: Все предметы большие.
В: Все согласны с Максимом? Хорошо. Самира, а что ты можешь сказать про предметы Настасьи Петровны? Они какие относительно предметов Михайло Потапыча?
С: Они поменьше.
В: Ребята, будьте внимательны. Кто с Самирой не согласен? Все согласны, что предметы Настасьи Петровны поменьше. (Да) Повтори, Семен, какие предметы у медведицы.
Что мы можем сказать про Мишуткины предметы. Они какие по величине?
Д: Маленькие.
В: А если мы их сравним с предметами медведя и медведицы, то как надо сказать?
Д: Они самые маленькие.
В: Хорошо вы отвечали на мои вопросы. А я сейчас посмотрю, как вы сами справитесь со головоломкой. На ваших столах есть карточки, на которых изображены предметы разной величины. В каждой строчке они меняются местами. А в последней строчке и вовсе один предмет потерялся. Найдите его и положите на пустую клеточку. Но для начала вам нужно вдвоем об этом договориться.
(Дети выполняют работу попарно и берут ответ из общей копилки)
Беглый опрос каждой пары, какой предмет они нашли.
В: Все справились с заданием. Молодцы. А кто не справился мы поиграем в эту головоломку вечером. Что мы засиделись в гостях. Как говориться в гостях хорошо, а дома лучше. Пора нам возвращаться из сказки обратно в группу.
Начинаем мы шагать по нашей дорожке обратно и называть цифры в обратном порядке. (Все дети проходят через дорожку). (Слайд 7) Конец сказки.
Вот мы и обратно в нашей группе.
Рефлексия:
У кого мы побывали в гостях?
С какой цифрой нас познакомили медведи?
На что она похожа? Из чего она состоит?
Все верно. Со всеми вы заданиями справились. А я для вас подготовила вот такие тетрадочки, где мы с вами вечером будем играть с цифрой 3 и писать ее по точкам.