«Психологическая безопасность, психологическое здоровье».
Документы для скачивания
« Психологическая безопасность, психологическое здоровье». Нарежняя Олеся Владимировна Воспитатель старшей группы №2 Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Берёзка» р. п. Самойловка Самойловского района Саратовской области» E- mail: narezhnyaya. olesya@ mail. ru Narezhnaya Olesya Vladimirovna Teacher of the senior group No. 2 Municipal budgetary preschool educational institution" Kindergarten" Birch" r. p. Samoilovka Samoilovsky district of the Saratov region» E- mail: narezhnyaya. olesya@ mail. ru В статье рассматриваются понятия «психологическая безопасность», «психологическое здоровье», анализируются основные показатели психологической безопасности образовательной среды. Ключевые слова: психологическое здоровье, психологическая безопасность, мониторинг психологической без опасности. Дети проводят в садике большую часть дня, поэтому сохранение и укрепление психологическог о здоровья дело не только семьи, но и педагогов. Психологическое здоровье является основой жизнеспособности ребенка, которому в процессе детства приходится решать отнюдь непростые задачи своей жизни: овладевать собственным телом и собственным поведением, научиться жить, работать, учиться и нести ответственность за себя и других, осваивать систему научных знаний и социальных навыков, развивать свои способности и строить образ своего «Я». Психологическое здоровье — условие жизненной успешности и гарантия благополучия человека в жизни, поэтому ни родителям, ни педагогам не стоит экономить силы на его формировани и в детстве. Современный педагог должен обращать внимание на базовые факторы, определяющие и обеспечивающие психологическую безопасность образовательного процесса. Очевидно, что психологическая безопасность — важнейшее условие полноценного развития ребенка, сохранения и укрепления его психологического здоровья. Баева И. А. дает определение психологической безопасности в следующих аспектах: ‒ как система межличностных отношений, вызывающих у участников ощущение принадлежности( референтной значимости среды) ; ‒ как состояние образовательной среды, в котором отсутствует психологическое насилие во взаимодействии, которое способствует удовлетворению потребностей в общении личностно- доверительного плана, и создает референтную значимость среды, а также обеспечивает психическое здоровье всех участников; ‒ как системы мер, которые направлены на предотвращение угроз для устойчивого развития личности. Исходя из этого, источником психологического комфорта выступает организация межличностных взаимодействий субъектов образовательного процесса. Основной угрозой при этом является получение психологической травмы, в результате которой наносится ущерб позитивному развитию и психическому здоровью, нарушается базовое удовлетворение основных потребностей. Как правило, основным источником психотравмы является психологическое насилие в процессе взаимодействия. Анализ работ по проблемам психологического насилия дает основание выделить следующие его проявления: публичное унижение, оскорбление, высмеивание, угрозы, обидное обзывание, принуждение сделать что- то против своего желания, игнорирование, неуважительное отношение, недоброжелательное отношение. Критерием отсутствия данной угрозы будет оценка защищенности от психологического насилия для всех участников образовательной среды. Угрозой психологической безопасности является также непризнание референтной значимости образовательной среды ее участниками и, как следствие, реализация намерения ее покинуть или отр ицание ее ценностей и норм. Обеспечение психологической безопасности образовательной среды и, как следствие, охрана и поддержание психологического здоровья ее участников должно быть приоритетным направлением деятельности службы сопровождения в системе образования, одной из задач которой является осуществление мониторинга психологической безопасности. Основными показателями психологической безопасности образовательной среды выступают: Качество межличностных отношений. Комфортность образовательной среды. Защищенность от психологического насилия. Удовлетворенность образовательной средой. Качество межличностных отношений раскрывается через позитивные факторы( доверие, доброжелательность, принятие, толерантность) и негативные факторы( агрессивность, конфликтность, враждебность, манипулятивность) . Психологически безопасными можно считать такие межличностные отношения, которые вызывают у участников чувство принадлежности( референтной значимости среды) ; убеждают человека, что он пребывает вне опасности, укрепляют психическое здоровье. Защищенность в образовательной среде рассматривается через оценку отсутствия психологического насилия во всех его видах и формах для всех участников образовательного пространства. Комфортность в образовательной среде рассматривается через оценку эмоций и чувств и доминирующие переживания в процессе взаимодействия взрослых и детей. Принцип психологической комфортности предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе в детских садах такой атмосферы, которая расковывает детей и в которой они ведут себя как «дома». Никакие успехи в учебе не принесут пользы, если они «замешаны» на страхе перед взрослыми и подавлении личности ребенка. Психологическая комфортность необходима не только для полноценного развития ребенка и усвоения им знаний. Но и для развития его физического состояния. Удовлетворенность образовательной средой анализируется через возможности удовлетворения базовых потребностей ребенка: в помощи и поддержке, в сохранении и повышении его самооценки, в познании и в преобразующей деятельности, в развитии способностей. Психологический климат на эмоциональном уровне отражает сложившиеся в группе взаимоотношения, характер делового сотрудничества, отношение к значимым явлениям жизни. Для определения качества межличностных отношений используется социометрическая техника, разработанная Дж. Морено. С помощью социометрии можно изучать типологию социального поведения людей в условиях групповой деятельности, судить о социально- психологической совместимости членов конкретных групп. С помощью диагностики выявлено, что психологический климат в классах и группах положительный, но есть ребята, на которых стоит обратить внимание. Программа психологического сопровождения для каждого субъекта учебно- воспитательного процесса должна включать групповые дискуссии и упражнения по вопросам безопасного психологического взаимодействия, ненасильственной коммуникации, последствий психологического насилия для личностного роста. Содержание конкретной программы сопровождения должно соотноситься с проблемами возрастного и профессионального развития ее участников. В каждой из программ, помимо содержательных задач, отрабатываются психологические умения партнерского, диалогического общения, приемы создания безопасного психологического взаимодействия и сотрудничества, при обсуждении группового опыта отмечаются вышеназванные аспекты. В конце обучающего психологического цикла проводится совместное занятие в виде имитационно- ролевого события, деловой игры, в которой совместно участвуют все субъекты учебно- воспитательного процесса. Результатом должен быть совместный договор о правилах и условиях поддержания психологической безопасности образовательной среды. Психологическая безопасность должна быть конкретизирована в системе мер, ее обеспечивающих, и профилактике угроз, ее нарушающих. Психологическая безопасность учащихся может рассматриваться в рамках концепции национальной безопасности страны, тогда это защищенность их здоровья, жизни, чести и достоинства; прав и свобод. Психологическая безопасность образовательной среды может рассматриваться как прямое продолжени е безопасности личности педагогов, родителей, учащихся, воспитанников, а также как защита спокойствия и общественного порядка, прав и свобод, духовных ценностей, и нормальной деятельности учебных учреждений. Литература: Баева И. А. Психологическая безопасность в образовании. СПб. , 2002. Баева И. А. , Лактионова Е. Б. Основные подходы к раскрытию понятия «образовательная среда», типология и структура образовательной среды/ / Педагогическая психология/ Под ред. Л. Регуш, А. Орловой. СПб. : Питер, 2010. 416 с. Безопасность образовательной среды: психологическая оценка и сопровождение: Сборник научных статей/ П од ред. И. А. Баевой, О. В. Вихристюк, Л. А. Гаязовой, — М. : МГППУ, 2013. — 304 с.