И рисуем и играем
Цель: Формулировать умение сочинять сказку по сюжету, созданному коллективно, активизировать а речи детей употребление сложных предложений. Закрепить знание жанровых особенностей сказки; развивать воображение, мышление; закрепить навыки рисования карандашами, вырезания по контуру.
Материалы и оборудование: Книжки-сказки «Колобок», «Теремок», «Курочка Ряба», «Красная Шапочка», «Репка»; карандаши цветные, фломастеры, простой карандаш, клей, ножницы, ватман с нарисованным фоном для сказки, палочки на каждого ребенка, ширма для теневого театра.
Ход. (Стоя на ковре)
Воспитатель: Ребята, хотите узнать, что лежит в чудесном мешочке? Тогда отгадайте загадку:
Не куст, а с листочками,
Не рубашка, а сшита,
Не человек, а рассказывает.
/Книга/
- И не одна, а несколько. Что же это за книжки? Сейчас ребята расскажут вам о них, а вы отгадаете.
Загадки (загадывают дети)
- Я решил путешествовать по свету и не знал, что это может обернуться неприятностями. Я думал, что все кругом такие же добрые, как Баба и Дед. Но оказалось, что в мире живут еще и злые, хитрые. И каждому хочется съесть меня (Колобок)
- Я всю жизнь боялась кошек. А эта пришла и мурлычет, скребется: мол, помоги мне! Чем же я, маленькая, серенькая, могу кошке помочь? Только чувствую – не обманывает она меня. Выбежала в огород, вижу – и правда, моя помощь нужна (Репка)
- Так и знал, что все бедой кончится. Уж больно ветхий я и старый. Столько лет в поле стою. Мечтал я, конечно, чтобы кто-нибудь во мне поселился да пожил. Но не так же много народу! Они влезали, влезали, влезали внутрь. Я не выдержал и рухнул (Теремок)
- Ну и хвост у этой мышки! Ни с ладонью Бабы, ни с кулаком Деда не сравнить! И надо же было этой мышке выбежать в самый неподходящий момент! Махнула хвостиком – я и разбилось! (Курочка Ряба)
- Мне приятно быть на голове у этой девочки. Она за мной ухаживает. Всегда я чистая, глаженая. Мне нравится вместе с девочкой гулять по лесу, ходить в гости к бабушке. Но вот беда: моя хозяйка очень доверчива. И из-за этого с ней происходят всякие неприятности (Красная шапочка)
Когда дети угадывают книжку, воспитатель достает ее и кладет на стол.
Воспитатель: Как можно назвать все эти книжки одним словом?
- Это сказки.
Воспитатель: А вы любите сказки? Что такое сказка? Какие сказки вы знаете? А кто сочиняет сказки?
- Если автор неизвестен, то это… /народные сказки/
- А если мы знаем, кто придумал сказку, то это… /авторская сказка/
- Посмотрите на книжки и скажите, есть ли среди этих сказок авторские сказки? А народные сказки?
- Ребята, а вы знаете писателей, которые сочиняли сказки? Какие сказки они написали?
- А сегодня я предлагаю вам превратиться в писателей-сказочников и сочинить сказку. Скажем волшебные слова: «1-2-3-повернись, и в сказочников превратись!» Теперь вы сказочники! Садитесь за столы – будем сочинять сказку «Приключения зайчонка Ушастика».
Воспитатель: Прежде чем вы приступите к выполнению задания, давайте наши пальчики разогреем.
Пальчиковая гимнастика «Сидели три медведя».
Сидели три медведя (сжимать пальцы в кулак и разжимать).
В избушке за столом (показ ладошками «крыши», «стола»).
Муку они мололи (круговые движения кулачком по ладошке).
Чтоб печь пирог потом («печь» пирожки).
Раз – кхе, кхе. Два – кхе, кхе (показать указательный палец на левой руке, затем на правой).
Все испачкались в муке (отряхнуть ладошки).
Нос в муке, хвост в муке (потереть нос, показать хвост).
Уши в кислом молоке (потереть уши).
Воспитатель: Сначала вы нарисуете сказочных героев. Ушастик хочет встретиться с персонажами сказок, о которых вы сегодня разгадывали загадки. Назовите, какие это сказки? «Колобок», «Красная Шапочка», «Теремок», «Курочка Ряба», «Репка». Нарисуйте одного из героев этих сказок, вырежьте и наклейте на палочку.
Дети рисуют героев, вырезают и наклеивают их на палочки.
Воспитатель: Наши сказочные герои готовы, теперь можно начинать сказку. Чтобы наша сказка была настоящей, давайте сначала вспомним, как обычно начинаются сказки?
- Жили-были
- Давным-давно на белом свете
- В тридевятом царстве, в тридесятом государстве
- В некотором царстве, в некотором государстве.
Воспитатель: А как заканчиваются сказки?
- Вот и сказочке конец, а кто слушал – молодец
- И жили они долго и счастливо
- Я там был, мед-пиво пил, по бороде текло, а в рот не попало…
Воспитатель: Ребята, сказки мы читаем в книжках, а кто скажет, где сказку можно посмотреть? (ответы детей)
- Какие виды театров вам уже знакомы? (ответы детей)
- Я предлагаю вам, нашу сказку показать в теневом театре, а ваши сказочные герои нам в этом помогут. Итак, что нам нужно для теневого театра? (ответы детей)
Воспитатель вместе с детьми готовят ширму, фон, актеры проходят за ширму, остальные дети занимают место на ковре (зрители).
Воспитатель: Ну что, ребята, все готовы? (ответы) Тогда мы можем начинать сочинять нашу сказку «Приключения зайчонка Ушастика».
Начинает сказку рассказывать Сказочница, в сочинении сказки могут учавствовать и зрители, актеры выполняют все действия по ходу сочинения сказки.
Воспитатель: Молодцы ребята! Интересную сказку придумали – вы настоящие сказочники! А какие актеры у нас молодцы!
- А теперь выходите на коврик. Снова скажем волшебные слова: «1-2-3 – повернись – и в ребят превратись!»
- Скажите, что же вам больше всего понравилось на занятии? (ответы детей)