Мой новый детский сад. Волшебный мир мультипликации
Введение
Процесс создания мультфильма – это интересная и увлекательная деятельность для любого ребенка, так как он становится не только главным художником и скульптором этого произведения, но и сам озвучивает его, навсегда сохраняет для себя полученный результат в форме законченного видеопродукта.
Создание мультфильма - это многогранный процесс, интегрирующий в себе разнообразные виды детской деятельности: речевую, игровую, познавательную, изобразительную, музыкальную и др. В результате чего у воспитанников развиваются такие значимые личностные качества, как любознательность, активность, эмоциональная отзывчивость, способность управлять своим поведением, владение коммуникативными умениями и навыками и т.д.
Новизна проекта в том, что позволяет интегрировать разнообразные виды искусств (литературное, музыкальное, театральное, изобразительное творчество) Соединение инновационных и оригинальных техник изобразительного и декоративно – прикладного творчества и техники анимационного мультфильма.
Актуальность проекта в том, что все педагоги знают, как важно, чтобы детям было интересно заниматься той или иной деятельностью, чтобы их лица излучали радость, а глаза горели восторгом. А как добиться такого эффекта?
Новизна обстановки, разнообразные материалы, интересные для детей новые и оригинальные технологии, возможность выбор - вот что помогает не допустить в детскую деятельность скуку и однообразие, обеспечивает непосредственность детского восприятия и деятельности. Важно каждый раз создавать новую ситуацию, чтобы дети, с одной стороны, могли применить усвоенные ранее навыки, с другой - искали новые решения , творческие подходы. Именно это вызывает у детей положительные эмоции, радостное удивление, желание создавать.
Наблюдая за детьми, изучая их особенности, интересы позволили мне сделать вывод, что старшие дошкольники обладают большим количеством знаний и нескончаемой фантазией. У родителей воспитанников есть потребность развивать творческие способности своих детей.
В поисках методов, способствующих развитию творческого мышления ребенка, я обратилась к анимации.
Главная педагогическая ценность мультипликации как вида современного искусства заключается, прежде всего, в возможности интегративного развития личности. Кроме того, именно мультипликация помогает максимально сближать интересы взрослого и ребенка, отличаясь доступностью и неповторимостью жанра. С ее помощью можно сделать процесс обучения удовольствием для дошкольников. Положительное воздействие анимации может стать прекрасным развивающим пособием для раскрепощения мышления, развитие творческого потенциала.
Дети пяти-семи летнего возраста – известные «почемучки». Бесконечные «почему» требуют ответа и служат основанием для формирования собственных представлений, миропонимания и для творческого моделирования картины мира, что незамедлительно воплощается в детских рисунках. Дети очень дорожат своими рисунками, потому как в каждый из них они вложили частичку себя, проявив творчество. Можно сделать выставку детских работ, а можно сделать так чтобы рисунки детей «ожили», начали двигаться и жить своей собственной жизнью. Многие психологи подтверждают, что мультипликация – это отличный способ открыть у детишек творческие задатки, развивать коммуникативные способности и лидерские качества
Учитывая, вышесказанное мы решили на базе нашего детского сада реализовать творческий проект «Волшебный мир мультипликации ».
Вид проекта – творческий.
Продолжительность проекта – долгосрочный.
Участники проекта - воспитатель, родители, воспитанники старших дошкольных групп.
Цель проекта – обновление педагогического процесса, направленного на всестороннее развитие личности ребенка и раскрытие его познавательно-речевых, художественных и творческих возможностей через создания мультфильмов.
Задачи:
- развивать познавательный, художественно-эстетический интерес к созданию мультфильмов;
-развивать инициативное творческое начало, способность ребенка к нестандартному решению любых вопросов;
- развивать чувство композиции, цвета, масштаба в процессе лепки и зарисовки мультфильма;
- развивать мелкую моторику, зрительное восприятие, мышление, речь;
-формировать навыки доброжелательности, самостоятельности, сотрудничества при взаимодействия ребенка со сверстниками и взрослыми.
Планируемый результат:
- развитие навыков сотрудничества со сверстниками при групповом и командном творческом взаимодействии;
- умение выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой и игровой деятельности;
- формирование первоначальных представлений о видах анимационных техник;
- овладение навыками сценической речи при звуковом сопровождении мультфильмов;
- приобретение первоначальных знаний о способах «оживления», т.е.движения мультипликационных героев на экране и умение применять их для создания мультипликационных фильмов.
Материал и ресурсы, необходимые для реализации проекта
Цифровые и технические средства:
- Фотоаппарат
- Компьютер
- Принтер
- Сканер
- Проектор и экран к нему
- Микрофон, подключенный к компьютеру для записи голоса
Программные средства:
- Подборка музыкальных произведений (для звукового оформления мультфильма)
- Windows Movie Maker/
- Paint
- Microsoft PowerPoint
Средства контроля и обеспечения достоверности реализации проекта
- Создание мультфильмов.
- Фото – видеосъемки.
- Презентация мультфильмов для родителей.
- Анкетирование родителей.
- Детско-родительские гостиные.
Инновационные технологии проекта
Рисуночная анимация в технике перекладки – позволяет делать мультфильмы быстрее и проще. Им присуще такие особенности, как подробная детализация, некоторая условность движения персонажей ограниченность одной плоскостью.
Пластилиновая анимация в технике перекладки – благодаря своей необычайной податливости пластилин на протяжении многих лет остается одним из самых любимых материалов мультипликаторов. Ребенку очень нравится создавать своих ярких пластилиновых героев. Фигурки можно лепить как объемные, так и плоскостные, как будто это рисунок или барельеф.
Кукольная анимация – используются куклы, изготовленные из разных материалов (ткань, дерево, бумага, нитки и т.д.). Фигуры могут сниматься, располагая их прямо перед фото – камерой и фотографируются покадрово, причем в ее позу вносятся минимальные изменения, чтобы при монтаже создавалась иллюзия движения или снимаются на видеокамеру в реальном времени.
Магнитная анимация – герои раскладываются на фоне и двигаются с помощью магнитов, которые располагаются под листом ватмана. Снимаются фотоаппаратом с функцией «видеокамера» и озвучиваются в режиме реальной съемки или через микрофон.
Рисуночная анимация – В основе данной техники лежит принцип диафильма, то есть каждый рисунок представляет собой отдельный кадр. Движение как в настоящем анимационном кино нет, картинка «не оживает», но зато ребенок может озвучить свой мультфильм с помощью микрофона.
Процесс создания мультипликационного фильма является совместным творчеством всех участников образовательного процесса: воспитателей, детей, родителей и других специалистов дошкольного учреждения, который включает в себя несколько этапов:
Возникновение идеи. Главным генератором идей являются дети. Тематика сюжетов будущих мультфильмов берется из жизни, чтения произведений художественной литературы, просмотра телепередач и других источников.
Разработка сюжета и зарисовка мультфильма. На одном, достаточно длительном этапе, дети с помощью взрослых (воспитателей, родителей) продумывают, сочиняют сюжет будущего мультфильма и затем зарисовывают его. При этом очень важно деликатное руководство творческим процессом ребенка, поскольку неумеренное вмешательство взрослых может уничтожить главное - наивный взгляд ребенка на мир.
Съемка мультфильма. Преимущественно в этот период работа руководителя с малыми подгруппами детей, при этом используется довольно простая и доступная техника перекладки.
Озвучивание мультфильма. Во время озвучивания придумываются и воплощаются перед микрофоном всевозможные шумы и реплики, подбирается или сочиняется музыка.
Монтаж. В присутствии детей руководитель монтирует все части мультфильма вместе.
Результатом творческой коллективной деятельности становятся мультики-перекладки, которые настолько интересны и самобытны, что воспринимаются как полноценные произведения искусства.
Занятие основано на раскрытии индивидуальности каждого ребенка, гармонично развивая его как полноценную, нравственную и культурную личность. Процесс создания мультфильма интересен и увлекателен для любого ребенка.
Этапы реализации проекта
Наименование этапа проекта
|
Основное содержание этапа
|
Подготовительный
|
Изучение социального заказа, различных источников по данному вопросу, постановка целей, задач, разработка проекта. Приобретение материалов для реализации проекта (ватман, скотч, краски, карандаши, штатив, пластилин), подбор упражнений для снятия физического напряжения и усталости. Методическое сопровождение (оформления) проекта. Предоставление детям информации о реализации данного проекта. Выявление степени готовности детей к участию в данном проекте. Инструктаж по технике безопасности, распределение обязанностей. |
Этап реализации
|
Непосредственная реализация проекта. Работа над мультфильмом. |
Рефлексивно-аналитический этап |
Мониторинг и оценка реализации проекта. Анализ достигнутых целей и задач.
|
.
Тематическое планирование совместной творческой деятельности
Сроки |
Итоговый продукт |
Сентябрь |
Создание пластилинового мультфильма «Хамелеон» |
Октябрь |
Создание пластилинового мультфильма « Подарок для козы». |
Ноябрь |
Создание магнитного мультфильма «Безопасная дорога». |
Декабрь |
Создание кукольного мультфильма «Новый год у зверей». |
Январь |
Создание рисуночного мультфильма « Зима в лесу». |
Заключение
В процессе работы над мультфильмом происходит формирование познавательного интереса. Очень активно в работу вовлекаются родители воспитанников, что позволяет решать педагогические задачи по воспитанию и развитию детей дошкольников совместными усилиями. Так осуществляется преемственность в работе дошкольного учреждения и семьи. И более быстрыми темпами происходит развитие универсальных способностей детей. Вовлечение дошкольников в активную совместную тс воспитателем деятельность, будет способствовать развитию познавательного интереса в дальнейшей учебной деятельности дошкольников.
Создания мультфильмов дети получают определенные знания, умения и навыки:
- проявление эмоциональной отзывчивости, развития мышления, воображения, умение выражать свои чувства средствами искусства;
- развитие личностных качеств: самостоятельности, инициативы, взаимовыручки, сопричастность общему делу, ответственность, самооценка;
- развитие коммуникативных навыков, проявления творческой самостоятельности, активности и создания образа, развития мелкой моторики рук, возможность проявить свои таланты.
Это дало новый импульс игровой деятельности. Данная работа позволила сделать вывод, что создание мультфильмов в ДОУ способствует развитию подлинных познавательных интересов. Наличие интереса у детей к процессу познания позволяет им быть субъектом обучения, легко ориентироваться в современном мире. В настоящее время мультфильмам не отводится важное воспитывающее и развивающее значение Организация, и совместное создание мультипликационных фильмов может оказать положительное влияние на детей и внести неоценимый вклад в воспитательную систему подрастающего поколения. Это действенный метод, так как такая деятельность запомнится детям на долго, будет способствовать развитию мелкой моторики, предметной деятельности, творческих, эстетических нравственных сторон личности.
Список литературы
- Беркова Н.Н. История анимационного искусства: Учеб. - метод. пособие. Алматы, 2001. 150 с.; Веселые человечки: Культурные герои советского детства: Сб. ст. М.: Новое лит. обозрение, 2008. 536 с., [6] л. ил.
- Гинзбург С.С. Рисованный и кукольный фильм. Очерки развития советской мультипликационной кинематографии. М.: Искусство, 1957. 286 с., 18 л. ил.
- Запаренко Виктор, Издательство: Фордевинд, Серия: Чем заняться в дождь? ISBN 978-5-904736-09-5; 2011 г.- 128 стр.
- Коненкина Г. Изд.: АСТ «Планета детства» Мои первые сказки
- Christopher Hart / Кристофер Харт.- Изд. «Watson-Guptill», 2000 г. Cartooning for the beginner / Как нарисовать мультяшки для начинающих
- Липси Дженнифер,Изд.: Ниола-пресс, 2009 г.Серия: Творим с удовольствием
- Ращупкина С.Ю. Лепка из пластилина. – Изд. « Рипол-Класс», 2011 г. – 256 с.
- Сандро Корсаро. Мультипликация и Flash. – Изд. «Символ Плюс, 2009 г. – 356 с.
Ресурсы удаленного доступа (Интернет)
- http://xn----7sbhhdd7apencbh6a5g9c.xn--p1ai/projects/5419/ Мультстудия "Семицветик"
- http://www.lostmarble.ru/help/art_cartoon/ Книга «Искусство мультипликации»
- http://www.odetstve.ru/forchildren/research-project/9324.html Проект «Секреты создания мультфильма»
- http://multkonkurs.ru/onlayn-konferentsiya/ Онлайн конференция по итогам обучения методу мульттерапии и обмену опытом по использованию метода.
- http://www.funnytoons.tv/gallery.htm «Анимационные аниматики Марка Саймона»
- http://www.funnytoons.tv/storyboards.htm Анимационные раскадровки Марка Саймона