a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Анимационная деятельность как средство эффективности социализации детей дошкольного возраста

Автор: Кузнецова Юлия Юрьевна Опубликовано: 2022-08-02 20:30:13

В современном обществе мы сталкиваемся с огромной проблемой социализации детей. Социализация представляет собой процесс накопления социального опыта и активного воспроизводства его в общении и деятельности. Дошкольный возраст – это время активной социализации ребенка развития общения с взрослыми и сверстниками, пробуждение нравственных и эстетических чувств. Детский сад призван обеспечить ребенку гармоничное взаимодействие с миром, правильное направление его эмоционального развития, пробудить добрые чувства. Социализация ребенка – явление многогранное, происходящее под влиянием различных факторов: наследственности, атмосферы, в которой ребенок воспитывается, среды окружающей его самопознания и саморазвития.

         Инновационные технологии в направлении социально- коммуникативного развития являются одним из важных.

         Анимационные объекты становятся одним из главных носителей информации в различных сферах жизни в информационно-компьютерных технологий и иных системах, поэтому они будут активно применяться в пользовательском интерфейсе. Выразительная мощность анимационных информационных моделей, использующих в полной мере основной сферы восприятия человека, значительно превосходит по своей степени воздействия простые изобретения и текст современный ребенок должен быть готов не только к получению готовой информации, он должен будет уметь её производить.

         Анимация является частью социально-культурной и культурно досуговой деятельности нацеленной на развитие и социальное вовлечение личности в систему социально культурных отношений.

         Анимация делает ребёнка субъектом социального действия.  Основной процесс в анимации это не обучение, а диалогическое общение, анимация осуществляется через развитие эмоциональной сферы человека.

         Мультфильм для ребенка является миром фантазии, сказки, иллюзии. В мультфильме возможно всё. Когда ребёнок создаёт мультфильм сам, он проецирует его переживания, свои эмоции и чувства на данный продукт. Через создание тематических мультфильмов ребёнок лучше усваивает социальные нормы и правила,  проигрывая их персонажами в кадре. Развиваются коммуникативные навыки, при работе в команде, дети учатся договариваться, обсуждают тему, высказывают своё мнение. Думая об итоговом продукте, у детей должен более гармонично и плавно протекать процесс социализации и адаптации к обучению в школе, а также повыситься самооценка и уверенность в себе.

         Метод анимации сравнительно молодой в работе с детьми дошкольниками, но эффективный. Дети, погружаясь в мир фантазии и сказки, оказываются по ту сторону экрана и своими руками оживляют свои самые неожиданные сюжеты. Вкладывая в своего персонажа частичку себя, ребенок выявляет скрытое от него и от окружающих, учится планировать свои действия, воспитывать себя и с помощью педагога обучатся, получат новые знания.

         В настоящее время у многих детей наблюдается проблема с социализацией. Дети, поступающие в школу, зачастую не знают, как общаться со сверстниками и взрослыми, как вести себя в ситуациях общения. Это приводит к нарушению поведения детей, их непослушанию.

         Социализация представляет собой процесс накопления опыта индивидом, путем вхождения в социальную среду, а также процесс воспроизводства социальных связей, за счет активной деятельности и активного включения в социальную среду.

         В дошкольном детстве на ранней стадии социализации, главным институтом является семья и дошкольные учреждения. Именно в дошкольном учреждении ребёнок приобретает свой первый социальный опыт.

         Как прописано в ФГОС ДО – социально-коммуникативное развитие, является одним из направлений реализации образовательной программы, которое направленно на усвоение норм, ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослым и сверстниками, становление самостоятельности, саморегуляции собственных действий, развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирования уважительного отношения и чувства принадлежности к семье, формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества, формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

         В эру технического прогресса порой бывает сложно сосредоточить внимание ребёнка на какой либо деятельности. Зачастую дети предпочитают играм со сверстниками компьютерные игры, планшеты, просмотры мультфильмов. И если раньше такая тенденция была в основном у школьников, то в настоящий момент мы замечаем такие ситуации у дошкольников. Как часто мы слышим от родителей высказывания: как у меня очень развитый ребенок, он разбирается в телефоне, играет в компьютерные игры, но помимо этих навыков в жизни ему еще многому нужно научиться, прежде общаться с окружающими людьми, так как человек  живет и развивается в социуме.

         Стоит вопрос как же заинтересовать ребенка полезной деятельностью? Как мотивировать его? На помощь приходят всё те же технические средства (гаджеты).  Раз уж детям это интересно, почему бы не помочь более тщательно разобраться в возможностях современных компьютерных технологий с пользой для их развития. Наверняка ребенку будет интересно узнать, как же создаются их любимые мультики, понять, что есть нарисованные, пластилиновые, кукольные  мультики. А создавать их с помощью компьютера, фотоаппарата станет для него целым приключением с познанием нового и развития для него почти всех сфер психики.

         Использование новых методов, технологий, форм, средств в педагогической практике, ориентированные на личность ребёнка, на развитие его способностей.

         Педагогические инновации могут совершенствовать и изменять процесс обучения и воспитания.

         Я решила усовершенствовать лепку в детском саду. Это увлекательное занятие. Дети лепят животных, природу, овощи, людей, транспорт. Разнообразие связано с тем, что лепка и другие виды изобразительной деятельности, в первую очередь выполняют воспитательные задачи, удовлетворяя познавательные и творческие потребности ребенка. К 4-5 годам хочется что-то нового, и мы решили сделать пластилиновый мультик. Процесс создания мультфильма интересная и увлекательная деятельность для любого ребенка, так как он становится не только художником и скульптором этого произведения, но и сам озвучивает его, навсегда сохранит для себя результат в форме законченного продукта. Создать мультфильм можно как младшими, так и со старшими дошкольниками, всё зависит от включенности детей в процесс создания.

         Дети 3-х лет могут с помощью взрослого создать декорации, слепить персонажей мультфильма. Во время сьёмки передвигать фигуры, могут озвучить его. Дети старшего возраста уже могут снимать, выступать в роли сценариста, режиссёра, актёра и т.д.

         Создание мультфильма является многогранным инструментом комплексного воздействия на личность ребенка. Этот  многогранный процесс включает в себя: речевую, игровую, познавательную, музыкальную деятельность и т.д. Благодаря чему у ребёнка развиваются такие качества как эмоциональная отзывчивость, владение коммуникативными умениями и навыками, способность управлять своим поведением, любознательность, активность, инициативность и т.д.

         Съёмочный процесс включает в себя:

  1. Придумывание и обсуждение сюжета (обсуждаем известную сказку, историю, стихотворение, рассказ, сочиняем сами) – (Подарок для козы . В рамках ежегодного урока чтения в Екатеринбурге, мною была взята сказка…. Проанализировать героев….)
  2. Создание персонажей, декораций. (Фоновый мультфильм с маленькими детьми)
  3. Съёмка
  4. Монтаж (весь отснятый материал переносится на компьютер, просматривается)
  5. Озвучка (ПДД)
  6. Титры

Мультфильм может быть выполнен в различных техниках:

  1. Я использую перекладку – пластилиновая анимация
  2. Сыпучая анимация
  3. Рисованная
  4. Кукольная, лего,  любые предметы.

 

         Процесс создания мультфильма всегда является совместным творчеством всех участников образовательного процесса – воспитатель, дети, родители.

         И немножко о создании мультфильмов в моей педагогической деятельности.

         РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ

Дети знакомятся с художественной литературой. Волк и семеро козлят. Участие в ежегодном конкурсе – открытый урок чтения.

         ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

При создании проекта «Моя малая Родина» продуктом которого стал мультфильм «Путешествие – а кто с нами» детям удалось привить чувство любви и привязанности к родным и культурным ценностям родного края, именно на этой основе воспитывается патриотизм.

         На основании многолетних исследований известно, что именно дошкольный возраст – это важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развивается представление о человеке, обществе, культуре.

         Предлагаю Вам посмотреть мультфильмы, которые помогают справиться с этой непростой задачей.

  1. «Тыл искусства»
  2. «Путешествие – а кто с нами»

 

 

         При создании совместных проектов в различных образовательных областях, у детей появляется возможность внести свою лепту в общее дело, проявить индивидуальность, завоевать определенное положение в группе.

         Результатом и является, в последствие, успешная самореализация ребенка в обществе. Результатом также является раскрепощённое мышление, развитие творческого потенциала, формирование умения наблюдать, фантазировать, сравнивать, переживать увиденное, отражать свои впечатления в творческих работах, а также совершенствовать навыки общения в коллективе и конечно же за счет этого становится успешной социализация.

 

 

 

          

Оставить комментарий: