«С чего все началось»
Цель: способствовать развитию у детей старшего дошкольного возраста таких интегративных качеств как: эмоциональная отзывчивость, любознательность и активность, овладение средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками.
Задачи:
Образовательные:
- закрепить знания детей о происхождении сказок;
- познакомить детей с историей возникновения и развития мультипликации;
- расширить знания детей о профессиях: сценарист, режиссер, художник – мультипликатор, оператор, звукорежиссер.
Развивающие:
- формировать навыки связной речи;
- создать условия для эмоционального восприятия, как сказочных персонажей, так и мультипликационных героев;
- учить находить сходство и различие между сказочными персонажами и героями из мультфильмов;
- стимулировать творческую активность детей в играх.
Воспитательные:
- формировать навыки сотрудничества, как с воспитателем, так и друг с другом;
- побуждать детей проявлять нравственные качества как доброжелательность, отзывчивость, желание помогать друг другу.
Предварительная работа: чтение уже знакомых сказок, просмотр аналогичных мультфильмов с героями из сказок.
Материал и оборудование: декорации (избушка, скамейка, свечка, макет дерева с загадками на фруктах и овощах, и отгадками в виде картинок), иллюстрации к сказкам, аудиозаписи с музыкой, канат, массажные дорожки, корзинки, видеокассеты, диски, ноутбук, презентация «История мультфильмов», игрушечная видеокамера, картинки или фото мультипликаторов.
Ход НОД:
Звучит русская народная музыка. Возле избушке, перед свечкой, сидит бабушка и вяжет что-то. Дети входят в группу и здороваются с бабушкой.
Бабушка: Здравствуйте, мои внучата! В гости к бабушке пришли сказку новую послушать или свои мне рассказать, а может быть и посмотреть? Ответы детей
Бабушка: Проходите, мои дорогие, усаживайтесь поудобнее.
Дети садятся на ковер перед бабушкой.
Бабушка: Ребята, а давайте с вами вспомним, откуда сказка к нам пришла: что такое сказка? Ответы детей
- Какие бывают сказки? Ответы детей
Бабушка: Сказка – это рассказ о вымышленных событиях, о том, чего на свете не бывает. В древности сказки назывались байками (баять - значит говорить). Человек, рассказывающий сказки назывался бахарем. Сказки к нам пришли из глубины веков. Их сочиняли люди и рассказывали друг другу, а потом их стали собирать и записывать. Так сказочные истории дошли до нас. Веселые и грустные, страшные и смешные сказки знакомы всем людям с детства.
- Ребята, а кто знает, какие виды сказок бывают? Ответы детей
Бабушка: поясняет и уточняет с помощью иллюстраций к сказкам.
- Волшебные сказки. Давайте вспомним названия этих сказок («Царевна – лягушка», «Кощей бессмертный», «Иван царевич и серый волк»).
- Сказки о животных. Вспомним и их названия («Три медведя», «Теремок», «Колобок», «Волк и семеро козлят»).
- А еще есть бытовые сказки – это сказки о жизни народа, об их быте, чем они занимаются. Вы знаете такие сказки? Ответы детей: «Федорино горе», «Болтливая баба», «Чудесные лапоточки».
- Ребята, а мы с вами забыли назвать еще один вид сказок – это народные сказки. Почему они так называются? Ответы детей.
- А почему сказки называют авторские? Каких авторов вы знаете? Дети перечисляют: Пушкин, Андерсен, Братья Гримм.
- Какие сказочные произведения они написали? Ответы детей.
Бабушка: Молодцы! Вот как много сказок мы с вами вспомнили, но что-то мы засиделись, нужно и размяться. Приглашаю вас посетить мой чудесный сад! А чтобы до него дойти, нужно по длинной тропинке пройти.
Бабушка вместе с детьми отправляется в «чудесный сад». Звучит музыка «П тропинке мы идем».
Упражнение «По тропинке мы идем»
Перед детьми лежат: канат, массажные дорожки. Под музыку дети начинают идти по канату, затем по массажной дорожке, опять по канату и снова по массажной дорожке. Дети (идут без обуви) пока звучит музыка, как только музыка закончится, дети останавливаются и обувают сандали.
Бабушка: Ну, вот мы с вами и пришли в мой чудесный сад. Что же растет на этом волшебном дереве? Ответы детей: яблоки, бананы, арбузы, тыквы, огурцы, помидоры и груши.
- Давайте, ребята, соберем с него урожай.
Игра «Собираем урожай»
Дети собирают фрукты в одну корзинку, а овощи в другую корзинку.
Бабушка: Ребята, посмотрите, здесь что-то нарисовано и написано. Рассматривают вместе с бабушкой.
- Так это же загадки! Вам нужно отгадать все загадки и собрать отгадку вот из этих овощей и фруктов.
Игра «Загадки и отгадки»
Бабушка читает загадки, а дети находят соответствующие картинки отгадки со сказочными героями. Должна получиться картинка с изображением мультипликационных персонажей возле сказочного замка с надписью «Мультимания».
- У отца был мальчик странный,
Необычный, деревянный,
Но любил папаша сына
Шалунишку … (Буратино) - В небесах и на земле
Скачет баба на метле,
Страшная и злая.
Кто она такая? (Баба – Яга) - Лечит маленьких детей,
Лечит птичек и зверей. (Доктор Айболит) - Появилась девочка в чашечке цветка.
И была та девочка, чуть больше ноготка. (Дюймовочка) - Болото – дом ее родной.
К ней в гости ходит водяной. (Кикимора) - С бала королевского девушка бежала,
И туфельку хрустальную случайно потеряла. (Золушка) - Бабушка внученьку очень любила,
Шапочку красную ей подарила.
Девочка имя забыла свое,
Ну, подскажите, как звали ее? (Красная Шапочка)
Бабушка: Молодцы! Отгадали все загадки и собрали отгадку, а что же это у нас получилось? Ответы детей
Бабушка одевает очки и читает по слогам вместе с детьми.
- Так, а что же здесь написано: «Му-ль-ти-ма-ни-я». Ой, ребята, а что же это за страна такая? Ответы детей
- А вы, наверное, очень сильно любите смотреть мультики? А какие мультики вам больше всего нравятся? А где же их показывают? Ответы детей
- Ребята, а вы знаете, кто создает и как создаются мультфильмы? Ответы детей
- Чтобы нам с вами об этом узнать, нужно отправиться в сказочную страну «Мультиманию». Но это страна находиться очень далеко: пешком нам не дойти, на чем же нам попасть в эту страну? Ответы детей
- Давайте полетим на воздушном шаре.
Дыхательное упражнение «Надуваем мы шары»
Дети сидят или стоят. «Надувая шарик» широко разводить руки в стороны и глубоко вдыхать, затем медленно сводить руки, соединяя ладони перед грудью и выдувает воздух – ффф.
«Шарик лопнул» - хлопнуть в ладоши, когда «из шарика выходит воздух» - дети произносят: «шшш», вытягивая губы хоботком, опуская руки и оседая, как шарик, из которого выпустили воздух.
Надуваем быстро шарик,
Он становиться большой.
Шарик лопнул,
Воздух вышел.
Стал он тонкий и худой!
Бабушка: Вот мы и в сказочной стране «Мультимания».
Бабушка с детьми подходят к столу, где стоит ноутбук, и лежат разные видеокассеты, диски, видеокамера. Дети рассматривают атрибуты. Бабушка рассматривает ноутбук.
Бабушка: Ребята, а что это такое и для чего это нужно? Ответы детей
- Здесь написано: «Откройте меня и включите».
Дети показывают бабушке, как нужно включить ноутбук, рассаживаются на стульчики. Просмотр презентации. Бабушка читает текст от имени Незнайки.
«Здравствуйте, ребята! Рад вас приветствовать в нашей стране «Мультимания». Я познакомлю вас с замечательной историей о том, как появились мультфильмы. Готовы услышать историю? Тогда поехали….»
Бабушка: Ребята, а вы знаете, что для того чтобы создать мультфильм необходима работа многих профессионалов! Как вы думаете, как называют этих профессионалов? Ответы детей
- Мы уже с вами знаем, что сказки сочиняет народ, писатели пишут сказки в книжках, а с чего же начинается создание мультфильма? Ответы детей
- Правильно, сначала надо написать сценарий будущего мультфильма и эта работа сценариста (показ картинки или фото). Далее, когда сценарий написан, кто подключается к работе? Ответы детей
- Режиссер подбирает команду, которая будет работать над мультфильмом. Как вы думаете кого? Ответы детей
- Правильно, это художники, композитор, актеры, которые будут озвучивать мультипликационных героев (показ картинки или фото).
Бабушка: Мы с вами сегодня много нового узнали, давайте отдохнем.
Игровое упражнение «Мы – мультипликаторы»
Под веселую музыку дети читают стихотворение, сопровождая движениями.
Кто такой режиссёр?
Оператор? Декоратор?
А что делает актёр?
Это знаем мы – ребята!
Стоят лицом в круг, поворачиваясь, друг к другу, пожимают плечами, разводят руки в стороны. Поочерёдно указывают указательными пальцами друг на друга.
Что такое план и кадр?
Что значит декорация?
Мы расскажем много вам
О нашей мультипликации!
Поворачиваясь, друг к другу, пожимают плечами, разводят руки в стороны.
Поочерёдно указывают указательными пальцами друг на друга. Разводят ладони в стороны.
Вот как много мы узнали –
Сами мы с усами!
Мастерим мультфильмы мы
Своими руками!
Маршируют на месте, высоко поднимая колени.
«Дразнятся» широко раскрытыми ладонями, приставленными к носу, в одну и в другую сторону. Поочерёдно раскрывают и закрывают кулачки. Показывают ладошки.
Бабушка: Отдохнули? Ну что ж, снова в путь за знаниями? Ответы детей
Раздается звук часов с кукушкой. Бабушка смотрит на часы.
Бабушка: Ой, ребятки, а время то уже сколько, пора возвращаться нам домой, но мы с вами обязательно еще вернемся в сказочную страну «Мультиманию». А как же нам домой попасть? Смотрите, а кто это на лугу пасется? Ответы детей (гуси – лебеди)
- Давайте попросим их отвезти нас домой.
Дети, имитируя движения гусей, улетают домой.