«Во имя жизни, Родины, свободы. Трудился легендарный наш народ!»
Цель занятия: Воспитание у детей патриотических чувств к истории связанной с нашей родиной - Свердловск.
Программные задачи:
- Формировать представление о том, как наши земляки защищали Родину на фронте и в тылу.
- Формировать представление о том, как шла работа в тылу.
- Продолжать знакомить детей с материалами музея.
4 . Воспитывать чувство гордости за своих земляков - свердловчан.
- Воспитывать уважение и чувство благодарности к ветеранам ВОВ, труженикам тыла, живущим в нашем городе.
Словарная работа: «Музей», «фронт», «тыл», «боеголовка».
Демонстрационный материал и наглядные пособия: Ноутбук, проектор (слайды), картины о ВОВ, магнитофон для прослушивания песен военных лет, подборка книг на военную тематику, альбомы, изготовленные детьми совместно с родителями, георгиевские ленточки.
Музыкальное сопровождение:
- Песня «День победы» музыка Давид Тухманов, слова Владимир Харитонов
- Песня «Священная война» Автор текста Лебедев-Кумач В. Музыка Александров А.
- Песня « Журавли» Автор текста Гамзатов Р. композитор Френкель Я.
- Песня «Спасибо, ветераны, за Победу» автор: Поливцев Андрей Леонидович
Предварительная работа.
- Рассматривание и обсуждение иллюстраций о ВОВ.
- Чтение рассказов и стихотворений о войне.
- Разучивание стихотворений о ВОВ, о Дне Победы.
- Заучивание и обсуждение пословиц на тему: «Родина».
- Прослушивание песен военных лет.
- Совместная работа детей и родителей в конкурсе: «Этот День Победы».
- Беседы на темы: «Доброжелательное отношение к товарищам», «Беседа о вежливости», «О хороших поступках».
Ход занятия:
Звучит отрывок песни «День Победы», дети стоят полукругом, читают стихи.
1-й ребенок:
Еще тогда нас не было на свете,
Когда гремел салют из края в край.
Солдаты, подарили вы планете
Великий Май, победный Май!
2-й ребенок:
Еще тогда нас не было на свете,
Когда с Победой вы домой пришли.
Солдаты Мая, слава вам навеки
От всей земли, от всей земли!
3-й ребенок:
Благодарим, солдаты, вас
За жизнь, за детство и весну,
За тишину, за мирный дом,
За мир, в котором мы живем!
После чтения стихов, под продолжением песни «День Победы», дети садятся на стулья.
Воспитатель: Судьбоносным моментом для нашей страны стала Великая Отечественная война 1941-1945 гг. Победителем самой разрушительной войны в истории человечества стал наш народ. Победа доказала его неодолимую силу и мощь. При всех понесённых жертвах и потерях мы выдержали испытание на прочность. Мы победили.
Свердловск внес заметный вклад в разгром фашистской Германии в годы Великой Отечественной войны. В первые недели военных действий во всех районах города были организованы митинги, на которых свердловчане выразили готовность с оружием в руках защитить свою страну. В результате только в конце июня–августа 1941 г. на фронт ушло 15 тыс. добровольцев-свердловчан. Всего за годы войны в рядах Красной Армии воевало более 100 тыс. жителей города.
В тяжелейших условиях военного времени свердловчане активно участвовали в патриотическом движении, направленном на всенародную поддержку фронта. Залогом победы в войне стали техническая оснащённость армии, её боеготовность, умелое руководство боевыми действиями и крепкий тыл, способный снабжать армию всем необходимым.
Сегодня наша встреча будет посвящена труженикам тыла, которые своим тяжелым трудом приближали светлый и прекрасный праздник - День Победы.
Великий подвиг в годы войны совершили труженики тыла. Рабочие, колхозники, ученые, инженеры своим самоотверженным трудом выиграли битву за хлеб и металл, топливо и сырье, за создание могучего оружия.
4-й ребенок:
Сороковые, роковые,
Военные и фронтовые.
Где извещенья похоронные
И перестуки эшелонные.
5-й ребенок:
Как это было! Как совпало -
Война, беда, мечта и юность!
И это все в меня запало
И лишь потом во мне очнулось.
Звучит песня «Журавли», воспитатель предлагает детям пройти в мини-музей «Боевой Славы». Дети обходят музей и внимательно рассматривают вещи, предметы, лежащие на столах.
Воспитатель: Ребята! О чём вы думаете, когда видите эти предметы?
Ответы детей (О войне, о тех, кто там погиб, о вещах которые помогали солдатам во время войны).
Воспитатель:
- Да, мы можем представить, как приходилось солдатам трудно на фронте. В нашем музеи хранятся альбомы с фотографиями наших земляков, которые погибли на войне, письма - солдатский треугольник. Такие письма отправляли с фронта домой. Просто, незатейливо сложенный тетрадный листок. В своих письмах солдаты писали: как любят, как ждут с родными встречи. Но о том, как им трудно на войне старались не писать.
6-й ребенок: «Письмо солдата»
«Дорогая моя, на переднем у нас передышка,
Спят в окопах друзья, тишина на другом берегу.
Дорогая моя, отдохни, поцелуй ты покрепче сынишку,
Знай, что вас от беды я всегда сберегу».
7-й ребенок: отрывок из письма жены
«Отдыхать сейчас не время. Сердцем и трудом следую за вами в бою. Вернетесь домой, и отдохнуть будет можно, а сейчас, мой родной, буду стоять на своем посту до полной победы».
Воспитатель: (продолжает свой рассказ)
Олицетворением единства фронта и тыла стала переписка горожан с воинами 3-й Гвардейской стрелковой дивизии, сформированной в столице Среднего Урала. За период с 1941 по 1944 годы на фронт было отправлено более 20 млн. писем. Забота о фронтовиках имела и ощутимую материальную основу. Только за две военные зимы жители Свердловска отправили в подразделения действующей армии 87 тыс. шапок, полушубков, шарфов, пар валенок и варежек. Кроме того, бойцы и командиры получили от свердловчан свыше 300 тыс. посылок-подарков. Горожане сдали для нужд госпиталей более 70 т донорской крови.
Физкультминутка «Самолёт»
Вот мотор включился,
Пропеллер закрутился.
Ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж
К облакам поднялись,
И шасси убрались.
Вот лес – мы тут,
Приготовим парашют.
Толчок, прыжок,
Летим дружок!
Парашюты все раскрылись,
Дети мягко приземлились.
Звучит песня «Священная война». Дети проходят на стулья и смотрят презентацию «Наши герои», во время просмотра воспитатель добавляет свои комментарии.
Воспитатель: Тысячи свердловчан были отмечены правительственными наградами. Героями Советского Союза стали 11 уроженцев Свердловска и 62 человека, чья довоенная судьба была тесно связана с жизнью города. Среди них: разведчик Н.И. Кузнецов, летчики М.П. Одинцов и Г.А. Речкалов (дважды Герои Советского Союза), А.П. Силантьев (впоследствии Маршал авиации), Г.П. Одноценов, В.Д. Иконников, А.А. Липилин, С.К. Ананьин, К.С. Коровин, артиллеристы Н.А. Аникин, В.И. Бадьин, Н.М. Епимахов, М.Н. Мещерягин, пехотинцы Н.Н. Васильев, Б.С. Семенов, П.А. Сысоев, связист Б.А. Пискунов, десантник А.А. Арапов, кавалерист В.И. Винокуров, сапер П.Д. Гурьев, танкисты М.И. Денисов, Н.Г. Кичигин, Л.С. Падуков и мн. др. Однако за достигнутую победу город заплатил очень дорогую цену. Почти 50 % свердловчан, ушедших в действующую армию, погибли на фронте.
8-й ребенок:
Труженики Тыла,
Вы не воевали,
Но до капли силы Фронту отдавали!
Сутками с завода
Вы не выходили,
Фронту и народу Вы железо лили!
Женщины, подростки у станков стояли,
Но мужскую, взрослую норму выполняли!
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, какими качествами должен обладать человек? Ответы детей (мужественный, честный, смелый, целеустремленный и т.д.)
Воспитатель: Правильно, владея этими качествами, наши солдаты и труженики тыла победили в этой страшной войне. За годы Великой Отечественной войны социально-экономическая и культурная база Свердловска значительно выросла и окрепла. Основой этого стала самоотверженная повседневная трудовая деятельность его жителей, 12,9 тыс. которых по праву были отмечены орденами и медалями. Правительственных наград были также удостоены коллективы 26 промышленных предприятий Свердловска.
Воспитатель: Вот и подошла к концу наша экскурсия по музею. Я думаю, вы заметили, какой интересный материал собран здесь.
Звучит музыка «Спасибо, ветераны, за Победу»
- Ребята! Пусть в ваших сердцах останется память о том далёком, грозном времени. Не забывайте тех, кто подарил нам это счастье – жить под мирным небом. Давайте нашим вниманием согреем сердце тем, кто подарил нам это счастье – жить под мирным небом и пройдемся к обелиску «Вечной памяти павшим в ВОВ» и возложим цветы.