Тема: «Памяти павших…»
Цель: Знакомство с художниками и их картинами в период ВОВ.
Задачи:
- Продолжать знакомить детей с известными произведениями живописи различных жанров: батальным жанром живописи, посвященным темам войны и военной жизни; с отображением трагизма годов войны в изобразительном искусстве.
- Развивать эмоциональный отклик на представленные в произведениях образы, активизировать проявление чувств патриотизма, сочувствия, сопереживания, этических и эстетических чувств и оценок.
- Продолжить формирование патриотических чувств на основе ознакомления с боевыми традициями нашего народа.
- Обобщить знания детей о Знамени Победы.
- Уточнить и расширить представления детей о защитниках страны в годы войны.
- Развивать речь, мышление, поддерживать инициативу детей.
- Воспитывать уважение к защитникам Родины.
Активизировать использование слов и словосочетаний: военная жизнь – батальный жанр живописи, священная война, трагизм, единство, мужество, ликование, День Победы, Знамя Победы отечество, Родина.
Методы и приёмы:
- наглядные: работа с презентацией, рассматривание произведений изобразительного искусства, фотографий, предметов на выставке;
- словесные: беседа, вопросы, чтение стихотворений
- практические: игровые упражнения, подвижная игра, исполнение песен.
Материалы и оборудование: Интерактивная доска, ноутбук, презентация к занятию, запись песни, «Поклонимся великим тем годам» Автор текста - Львов М., композитор - Пахмутова А. выставка художественных произведений о ВОВ, выставка предметов ВОВ (солдатский котелок, планшет, фляга, каска, кобура, военная форма, советский граммофон и т.д.), халаты для медсестёр, пилотки и плащи для раненых солдат, бинты и «носилки» (для игры), карандаши, восковые мелки, листы бумаги для рисования.
Ход занятия:
Для создания соответствующей атмосферы, в начале занятия дети слушают песню «Поклонимся великим тем годам» (Автор текста - Львов М., композитор – Пахмутова), пока звучит песня, дети надевают военные пилотки или георгиевские ленты. Зал оформлен картинами художника
Воспитатель: Ребята, обратите внимание на эти картины (репродукции). Вы догадались, где мы с вами? А как вы думаете, о чем сегодня мы будем с вами беседовать? (ответы детей)
Просмотр презентации «Писатели и художники»
Воспитатель: В Свердловске плодотворно работала писательская организация, укрепившая свои ряды за счет прибывших в эвакуацию литераторов. Из 64 членов Свердловского отделения Союза писателей СССР 44 были приезжими (36 москвичей, 5 ленинградцев, 2 киевлянина, 1 смолянин). Среди них такие известные мастера, как М. Шагинян, А. Караваева, Ю. Верховский, А. Барто, Ф. Гладков, Е. Пермяк, А. Коц, Л. Кассиль, Л. Гроссман и др. Был создан и активно действовал Уральский литературный центр под руководством П. Бажова и А. Караваевой.
После просмотра презентации о писателях, дети выполняют игровое упражнение «Стойкий оловянный солдатик».
«Стойкий оловянный солдатик»
Наклонитесь все вперед,
А потом наоборот.
Влево, вправо наклонитесь,
Наклоняйтесь, не ленитесь!
На одной ноге постой-ка,
Будто ты солдатик стойкий.
Руки ты прижми к груди,
Да смотри, не упади!
Руки вверх, руки в бок,
И на месте - скок, скок, скок!
Носом вдох, а выдох ртом.
Дышим глубже, а потом…
Марш на место не спеша.
После выполнения игрового упражнения, дети продолжают смотреть презентацию.
Воспитатель: Из под кисти свердловских художников (Г. Ляхина, А. Вязникова, Г. Мелентьева, П. Васильева, В. Говоркова, А. Давыдова, Н. Голубчикова, М. Радина, Ю. Бершадского и др.) вышел целый ряд художественных произведений, отличавшихся высоким исполнительским мастерством, наполненных идеей служения Отечеству. Демонстрация этих произведений на многочисленных выставках («Защита Родины», 1941; «Урал — кузница оружия», 1944 и др.) стала одной из самых действенных форм патриотического воспитания населения.
Воспитатель предлагает детям пройти в выставочный зал, посвященный художникам, которые «писали» во время войны.
Воспитатель: Сегодня хочу вас познакомить с художниками, вклад которых вошел в историю во время ВОВ в Свердловске.
- Геннадий Васильевич Ляхин— карикатурист, художник-график. В 1928 году Г. В. Ляхин переезжает в Свердловск. С этого времени и до конца жизни Геннадий Васильевич отдавал весь свей талант, силы, ум, энергию родному “Уральскому рабочему”. Во время поездок по стройкам Урала им была создана серия портретов знатных людей нашего края: шахтеров, сталеваров, инженеров. Г. Ляхин оформлял книги, брошюры, рисовал плакаты. Ему довелось стать первым иллюстратором многих великолепных сказов П.П. Бажова. В годы Великой отечественной войны Г. Ляхин способствует организации выпуска агитвитрин «В бой за Родину!». Он был талантливым карикатуристом. Злободневные, острые, полные сарказма, его рисунки всегда были актуальны, брали за живое. Награжден орденом Трудового Красного Знамени.
- Юлий Рафаилович Бершадский – живописец – реалист. В начале сентября 1941 г. он добрался до Свердловска, после того как немцы напали на Одессу, где жил ранее. Свердловские власти и общественность города с большой теплотой приняли Юлия Рафаиловича. Он с большим увлечением отдается любимой педагогической деятельности, работая профессором на кафедре архитектуры. Многие известные архитекторы Свердловска являются его учениками по курсу рисунка и живописи. В военные годы он принимает участие в агитационно-массовой работе, много и успешно работает в портретном жанре. Были написаны портреты видных ученых, которые, как и он сам, жили в годы войны в Свердловске: академиков Л.Д. Шевякова, В.А. Обручева, М.А. Павлова. Наиболее удачными из серии портретов того времени является портрет писателя П.П. Бажова (1944 г.).
В городе продолжали функционировать библиотеки, публиковались книги, выходили в свет газетные издания.
- Ребята, глядя на все эти картины (репродукции), что вы можете они сказать? (ответы детей)
Воспитатель предлагает детям поиграть в игру «Помоги раненому».
Ход игры. Девочка медсестра, одетая в белый халат, пробирается сквозь все преграды на поле боя к раненому бойцу (мальчик сидящий на стуле).
1.«дуга», не задев её, осторожно пройти «по болоту», низкие кубики, или из бумаги «пяточки», обойти «мины» (кегли) змейкой.
Достает из кармана халата бинт и перевязывает бойцу ногу (руку). Побеждает та девочка, которая быстрее всех прошла путь с препятствиями и оказала помощь раненому.
Воспитатель подводит итоги. Предлагает детям нарисовать рисунки, посвящённые Дню Победы, сложить их треугольником, как делали солдаты во время войны и на празднике Победы подарить Ветеранам ВОВ, им наверняка понравится.