Конспект занятия по математике "Ищем весну" воспитателя Лысенко В.И.
Документы для скачивания
Методическая разработка «Педагогическая находка» для дошкольников группы компенсирующей направленности ТМНР № 2 по математике с включением упражнений М. Монтессори на тему «Ищем Весну» воспитатель Лысенко В. И. Цель: 1. Закрепить счет в пределах 5, знание геометрических фигур, геометрических тел, величины, цвета с использованием элементов самоконтроля. 2. Учить находить сходства и различия предметов, развивать мыслительные операции, внимание. 3. Развивать тактильную чувствительность. 4. Вводить новые понятия «в ыше – ниже», « высокий – низкий», «тонкий – толстый». 5. Воспитывать доброжелательность, отзывчивость. Методические приемы: создание игровой ситуации, дидактическая игра, содержащая самоконтроль, поощрения, сюрпризный момент. Ход занятия: 1 этап. Мотивационный: Приветствие в кругу: Станем рядышком, по кругу, Скажем " Здравствуйте! " друг другу. Нам здороваться не лень: Всем" Привет! " и" Добрый день! " ; Если каждый улыбнётся – Утро доброе начнётся. – ДОБРОЕ УТРО! ! ! Урок тишины. Ребята, давайте послушаем, как начинается утро. ( Слышны голоса птиц, журчание ручья) . - Что вы услышали? ( ответы детей: птички пели, журчал ручей) - А я, ребята, услышала, как ручеек журчит по камушкам и тихонечко зовет нас за собой. Пойдемте, погуляем вместе с ручейком? - Ребята, а какое время года наступило? Дети: Весна! - Вот ручеек нас и зовет поискать волшебницу- Весну. 2 этап. Поисковый: А где можно поискать весну? - на весенней лужайке, в небе, среди деревьев, среди первых весенних цветов. Тогда пой демте искать Весну. 3 этап. Практический. - Проходите по дорожке, шагаем( идут по Монтессори – линии) . Весенним, солнечным деньком На лужайку мы пойдем. А вот и весенняя лужайка, п роходите, садитесь на пенечки. Дети рассматривают картину с изображением весенней лужайки( на экране) . - Что вы видите? ( первые весенние цвет ы, первая травка, светит солнышко, стоит домик) . А в карт инках спрятались геометрические фигуры. Вот фигуры- непоседы, Любят в прятки поиграть. Так давайте их, ребята, Будем глазками искать. - На ка кую геометрическую форму похожи солны шко, елочки, крыша домик а? - Здесь уже побывала Весна, светит солнышко, тает снег, появляются первые цветы. - Какие деревья в лесу? ( Елочки) . А сколько всего деревьев на нашей полянке, давайте посчитаем( счет до 5) . Они бывают разные: высокие и низкие, толстые и тонкие. Это какое дерево? ( В ысок ое) . А это? ( Н изк о е) . Это какое дерево? ( толст о е, тонко е) . Показ на разных слайдах. З десь В есна уже тоже побывала. И нам оставила сюрприз. Посмотрите. Презентация нового материала. Называется он – блок с цилиндрами. - Ребята, посмотрите, какие цилиндр ы, они похож и на ствол ы дерев ь ев. Воспитатель вынимает цилиндры из блока один за другим, слева направо, и расставляет их перед детьми по порядку, рассказывает: самый высокий, чуть пониже, еще ниже, еще ниже, еще ниже…, самый низкий. Проводит рукой по цилиндрам, еще раз называет: самый низкий, повыше, еще выше, еще выше, еще выш е… самый высокий. - А сейчас я их поставлю на место. ( Затем медленно вставляет цилиндры обратно в лунки, начиная с самого низкого, проводит рукой по верхушкам цилиндров) . - Если все цилиндры на од ном уровне, значит, все сделали мы правильно. - Что за горка на опушке? А под травой, может быть, игрушк и? Здесь игры, а игры непростые, математические. Дети, вы игры себе возьмите, Да на полянку проходите. А пока я напомн ю вам правила: Мы друг другу не мешаем, Если просят- помогаем. В нашей группе, как известно, Материал кладем на место. Если коврик на пути, Коврик надо обойти. Дети берут М онтессори – материалы: «Красные штанги», «Шершавые цифры», «Подбери цифру», «Рамки – вкладыши», «Цветные цилиндры », «Цифры на манке», «Розовая башня», «Коричневая лестница», «Парочки цифр», «Блоки цилиндров » и садятся с ними за стол или на коврик. Журчание ручья. Нас ручеек зовет, и просит сделать мостик, по которому пройдет волшебница Весна. - А его изготовим из вот такого материала. Это – цветные таблички! Возьмите по одной, выложите мостик. Какой узкий мостик получился. Может, сделаем шире? Подберите к каждой карточке пару и положите рядом. - Наконец наш мостик готов! Пусть по нему идет Весна. Все мы славно потрудились, Упражнялись, не ленились, А теперь мы улыбнемся, И в детский сад назад вернемся. 4 этап. Рефлексивно – оценочный. В какие игры вам понравилось играть? Тебе понравилось работать с цветными цилиндрами? А тебе с розовой башней? - А вот и сама Весна. Весн а очень рада встрече с вами и о на дарит нам первые весенние цветы. ДОКЛАД по итогам занятия по математике с включением упражнений М. Монтессори на тему «Ищем Весну» воспитателя Лысенко В. И. Как уже всем хорошо известно, п едагогическая система Монтессори была названа в честь своей основательницы, итальянки – Марии Монтессори. Методика Монтессори часто характеризуется как педагогический метод, заключающийся в том, чтобы подвигнуть ребенка с ОВЗ к самовоспитанию, самообучению и саморазвитию. Цель методики Монтессори — не превращение ребенка в вундеркинда, а лишь развитие его природной самостоятельности, а вместе с ней — и других способностей. Цели нашего занятия мы преследовали следующие: 1. Закрепить счет в пределах 5, знание геометрических фигур, геометрических тел, величины, цвета с использованием элементов самоконтроля. 2. Учить находить сходства и различия предметов, развивать мыслительные операции, внимание. 3. Развивать тактильную чувствительность. 4. Вводить новые понятия «в ыше – ниже», « высокий – низкий», «тонкий – толстый». 5. Воспитывать доброжелательность, отзывчивость. Основополагающим элементов в этой системе является дидактический материал, специальные пособия для обучения детей. Все основные знания и навыки мы даем малышам на наглядной основе. Более того, сам материал подсказывает ребенку как с ним работать, указывает на допущенные ошибки, помогает сделать самопроверку. Мы работаем по главному принцип у работы системы Марии Монтессори, который заключается в том, что ребенок сам выбирает тот материал, с которым хочет заниматься. Сначала он экспериментирует с ним, пробует самостоятельно с ним разобраться, после чего мы помогаем правил ьно освоить материал, направляем ребенка к более глубокому усвоению материала. Также мы используем особые монтессори – правила, которые осваивает каждый ребенок при работе с материалами. Одним из основных аспектов методики Монтессори мы считаем отсутствие программы как таковой. Главная задача – понять, что интересно маленькому человеку в определенный период его жизни, обеспечить оптимальную среду для занятий и ненавязчиво научить этой самой средой пользоваться. На занятиях мы стараемся использовать как можно больше стихотворного содержания, что привносит игровой элемент даже в такое серьезное занятие, как математика. Для того, чтобы ребенок с ОВЗ был свободе н к выбору материала, в нашей группе создана особая развивающая среда. Все Монтессори- материалы видны и легкодоступны для детей. Поэтому они ра сполагаются по периметру группы на ни зких, деревянных полках. Группа разделен а на 5 зон: Зона сенсорного развития; Зона практической жизни; Зона развития речи; Зона космоса; Зона математического развития. Дети в большей степени работают не за столами, а на специальных ковриках, это расширяет пространство группы, а также не утомляет ребенка с ОВЗ к длительному неудобному положению в одной и той же позе. Математическая зона развития в Монтессори среде, представляет собой разнообразие материалов и позволяет ребенку достаточно глубоко освоить первые математические представления. Достичь нам этого помогают именно математические и сенсорные монтессори – материалы. Начать хочется с тех материалов, которые сама Мария Монтессори относила к предматематическим и размещала в зоне сенсорики. Она считала, что эти материалы призваны подготовить детское восприятие к дальнейшему обучению математики. Эти материалы использовались нами в проведении занятия. Розовая башня. Задача этого материала заключается в том, чтобы обучить ребенка таким понятиям как «большой» и «маленький», научить его быстро на глаз находить кубик нужного размера, для того чтобы построить такую розовую башню. В основание ставится самый большой куб, иначе башня будет неустойчивой или попросту свалится, затем ставятся кубики меньшего размера, разница между ними составляет ровно 1 см. Коричневая лестница. Данный материал обучает детей понятиям «толстый» и «тонкий». Очень важно правильно брать бруски, обхватывая их ладонями посередине, именно тогда ребенок почувствует эту разницу в размере. Бруски подбираются по ширине и ставятся вплотную друг к другу, так чтобы получилась лестница. По окончанию строительства коричневой лестницы, очень легко проверить правильно ли вы выполнили задание. Для этого берется самый тонкий брусок, шириной 1 см и ставится в начало первой ступеньки. Если брусок становится вровень с последующей ступенью, значит задание выполнено, верно. Красные штанги. Этот материал знакомит детей с понятиями «длинный», «короткий». Ребенок должен брать бруски по краям, так он лучше почувствует разницу между длинами. Все штанги постепенно раскладываются на коврике. Их необходимо выровнять по левому краю, так легче увидеть какая из штанг длиннее, а какая короче. Затем ребенок выкладывает от самой длинной до самой короткой. Блок цилиндров. Блок А: Эти цилиндра различаются в одном направление- по размеру, диаметр остается неизменным, высота равномерно уменьшается. Основная цель этого материала, помочь ребенку с ОВЗ узнать о различие размеров при неизменной форме. Узнать как полость и тело соответствует друг другу. Так же материал развивает тонкую моторику и подготавливает пальцы к держанию карандаша и ручки в руке. Цветные цилиндры. Занятия с цилиндрами можно разнообразить дальнейшими упражнениями такими как: построить башню, выполнить упражнения с закрытыми глазами, построить из цилиндров змею, внутри змеи высота цилиндров должна убывать и другие упражнения. Также использовались и другие игры, относящиеся непосредственно к математической зоне: «Шершавые цифры», «Подбери цифру», «Рамки – вкладыши», «Цифры на манке», «Парочки цифр». Таким образом, развитие элементарных математических представлений осуществляется посредством сенсорного воспитания и на упражнениях по овладению навыками практической повседневной деятельности. Обучение счету, знакомство с числами, выполнение элементарных арифметических операций, все это необходимо знать, уметь выполнять детям с ОВЗ. Развитие математических знаний у детей имеет исключительно практическую важность, поскольку человеку в обыденной жизни постоянно приходится оперировать арифметическими выражениями, осуществлять счет и различные операции с числовыми величинами. Дети, которые овладевают элементарными математическими представлениями, легче и успешнее адаптируются в социальном мире.